Экзамен на богатство
Сначала даём ссылку на статью Марии Лемуткиной, потом копию статьи и наш комментарий.
У ребенка состоятельных родителей шанс получить хорошие оценки ЕГЭ и поступить с ними в престижный вуз выше, чем у людей с более скромным доходом. Таков итог исследований, представленных на XIII Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества.
По данным Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики, «фактором, значительно влияющим на поступление в вуз, является материальное положение семьи». А это означает одно: ЕГЭ не стал и не станет всеобщим «уравнителем шансов» на поступление в лучшие университеты страны, как это предполагалось изначально.
Прежде всего, подчеркивают ученые, «между результатами ЕГЭ и уровнем доходов семьи существует прямая зависимость». Чем выше одно, тем выше другое. Поэтому шанс на хорошие оценки ЕГЭ ребенка из богатой семьи выше, чем у выходца из семьи со средним достатком. А у того, соответственно, выше, чем у малолетнего бедняка. И эта закономерность проявляется с младших классов. Согласно проведенной выборке оценок 9-классников ряда школ, отличников из семей с низкими доходами (менее 10 тыс. рублей на каждого члена семьи) набралось всего 68. А вот ребят из семей со средним доходом (от 10 до 20 тыс. рублей на каждого) — 71, из семей же с высоким доходом (более 20 тыс. рублей) — уже 85. И эта картина полностью соответствует результатам ЕГЭ.
Не меняют положения и дополнительные занятия, включая целенаправленную подготовку к экзаменам. Как оказалось, «для ребят из семей с высоким доходом они более эффективны». И это лишь увеличивает разрыв. В итоге дети из обеспеченных семей поступают в более престижные вузы. Причем это правило работает в равной степени как для коммерческих студентов, так и для бюджетников.
Единственное, что и в самом деле может выравнять шансы детей, — учитель. Но тут, по словам разработчиков, есть свои тонкости. Так, существенно повышает успешность учеников повышение учителем квалификации до 1-й категории. Причем вполне реально: баллы ЕГЭ по математике или по русскому языку в этом случае увеличиваются до 20%.
Есть и обратные примеры. Например, при старении педкадров происходит снижение баллов ЕГЭ. На 20% снизит балл ЕГЭ по математике также сокращение объема курса с 5 до 4 часов в неделю (именно это сплошь и рядом у нас и происходит).
Любопытно также, что «частое применение учителем на уроках более сложных заданий по математике ведет к повышению балла ЕГЭ. А вот частое обращение учителя к наиболее сложным заданиям по русскому языку балл ЕГЭ снижает». И, наконец, самый неожиданный вывод исследования: «Частое использование учителем контрольных работ в форме ЕГЭ (пресловутое „натаскивание“ учащихся на сдачу экзамена) неэффективно: оно сопровождается более низким баллом ЕГЭ».
Многие из обозначенных учеными феноменов еще предстоит объяснить. Например, что не так с «натаскиванием». Или почему усложнение курса математики приводит к повышению оценок ЕГЭ по этому предмету, а русского языка — наоборот. Впрочем, последнее, по словам вице-президента Российской академии образования, отца-основателя ЕГЭ Виктора Болотова, ясно уже сейчас: «Все дело в разнице программ по математике и русскому в школе. Программа по русскому языку к выпускным классам уже пройдена, и идет повторение. А новое по математике проходят до конца 11-го класса».
Источник: http://www.mk.ru/social/article/2012/04/08/690560-ekzamen-na-bogatstvo.html
Наш комментарий. Дождались. Из стен гнезда деформаторов образования в России пришло очередное признание в недостижении целей ЕГЭ. При введении ЕГЭ вышедший тогда из тени главный деформатор Я.Кузьминов с министром Филипповым обещали социальное равенство и равный доступ к высшему образованию. Теперь выяснилось, что они, по крайней мере, ошиблись. А их предупреждали здравомыслящие люди, что будет так, как оно теперь и есть. Не хочется искать цитаты, подтверждающие правоту моих слов. А Кузьминов продолжает руководить деформированием образования сам, пописывая проекты типа «2020» и принимая участие в продвижении проектов типа «Поиск и поддержка одарённых». Мало того, не без его участия и содействия в образовании появились новые деформаторы образования вроде талантливого демагога Д.Пескова.
Сколько ещё нужно ждать провалов политики Кузьминова в образовании, чтобы, наконец, попросить его не беспокоить образование своими заботами?