Долгопрудный, Белгород, Старый Оскол…
В понедельник, 28 ноября, я побывал в Долгопрудном. Встреча с учителями математики была интересной, они мне почти родственники по линии Сергея Михайловича Никольского, который в 1947 году прочитал самую первую лекцию на новом физико-техническом факультете МГУ (позднее из него вырос ФИЗТЕХ). С.М.Никольский читал лекции в ФИЗТЕХе до 1997 года (ему было уже 92 года!).
Мы говорили, в основном о УМК С.М. Никольского и др., об изменениях в обучении решению текстовых задач, о необходимости сохранения фундаментальности российского математического образования. Сегодня я вернулся из командировки в Белгород и Старый Оскол, перечитал очередное послание Президента РФ (01.12.2016). С давних пор не люблю обосновывать свою правоту ссылками на решения съездов и последних указаний руководства. Но сегодня сделаю исключение, потому что именно в последние месяцы я неустанно говорю и пишу о необходимости сохранения фундаментальности и систематичности в обучении математике. В.В. Путин порадовал высказанными мыслями про образование. Вот одна из них: «Безусловно, важно сохранить глубину и фундаментальность отечественного образования». Эти слова явно перпендикулярны тому потоку наставлений, который сходил на школу с вершин управления образованием последние 20 лет. Правда, это пока правильные слова. Надеюсь дожить до их воплощения в дела. А пока продолжаю свою работу.
В четверг 1 декабря прибыл я в славный город Белгород. В здании госуниверситета провел семинар с учителями математики. Тема та же. В регионе произошел переход в старших классах на учебники С.М. Никольского и др. Но говорить о работе в 10-11 классах, не говоря об истории вопроса и об особенностях нашего УМК, я не умею. Надо же сказать, хотя бы кратко, о том, что предшествовало 10-11 классам в нашем УМК, о концепции учебников, их отличии от других учебников. Разговор о 10-11 классах был короче, чем хотелось бы мне и учителям, но я оставил папку «Участнику семинара» со статьями и другими полезными материалами, с черновиками Книг для учителя для 10 и 11 классов. Они выложены на сайте издательства, КДУ-10 выложена и на моём сайте, а с КДУ-11 дело застопорилось, а потом мой сайт стал неуправляем (кроме раздела новостей) из-под Win10, который сам вселился в мой компьютер.
Тексты этих черновиков я обновлю в соответствии с последней правкой (под ФГОС) и восстановлю потерявшиеся файлы. Тогда у меня можно будет скачать книгу для учителя в Word-формате, что удобно в пользовании. Особое впечатление на учителей произвёл пример 2003 года, который принёс мой ученик с подготовительных курсов. Там требовалось решить громоздкое уравнение с тремя неизвестными. Давно уже он был иллюстрацией в нашей с М.К.Потаповым статье в газете «Математика». В учебнике у нас есть соответствующий приём — рассуждение с числовыми значениями.
Учителя оставили своему руководству отзывы о лекции, которые мне обещали переслать. Задали несколько несложных вопросов по обсуждаемой теме, а потом озадачили предложением: «Раз уж Вы приехали из Москвы, то просим Вас передать два наших вопроса Ивану Валерьевичу Ященко».
Исполняю просьбу (и перешлю вопросы адресату по электронной почте). Под ними расписались 25 учителей (фамилии «подписантов» по понятным причинам не раскрываю).
1. Зачем в варианты ЕГЭ вставляют задания, которые невозможно решить в школе? Таким действием Вы подставляете учителей под удар со стороны родителей. Мы, учителя, устали отвечать на жалобы.
2. Почему подготовка к ЕГЭ и учебники по математике очень расходятся по тематике?
Записанные вопросы не так конкретны и подробны. Речь шла о том, что многие типовые задачи из КИМов, хоть и не обязательны для получения положительной отметки за итоговый экзамен, но родители требуют: раз это есть в экзамене, то учитель должен этому учить. А как учить слабых школьников задачам, разбор решения одной из которых может занять урок? Да и в учебниках нет ничего подобного, а если появится, то составители придумают что-нибудь новенькое.
Я, как мог, объяснял, почему всё происходит именно так, как происходит, почему в их регионе управленцы образования настаивают на объединении разных математических предметов (алгебра и геометрия) в единый предмет. Как это связано с политикой «партии и правительства» в образовании в последние годы. А она была направлена на понижение уровня образования и воспитания не творца, а грамотного пользователя чужими изобретениями (Вспомним Фурсенко). Если Иван Валерьевич откликнется, то его ответ обязательно опубликую у себя на сайте.
Вечером я посетил панораму, посвящённую Курской битве. Это надо видеть, два спёкшихся в огне танковых мотора, найденных в поле под Прохоровкой, надо потрогать руками (это разрешается), чтобы понять, в каком аду оказались наши воины, отстоявшие страну ценой своей жизни.
Утром рейсовым автобусом я переехал в старинный город Старый Оскол. До лекции оставалось полтора часа и два учителя школы № 20 на машине учителя физкультуры Дениса Сергеевича устроили мне весьма насыщенную культурную программу. Мы посетили старую и новую части города, осмотрели памятники в честь города боевой славы, основателям города, безымянному русскому солдату, маршалу Г.К. Жукову, трогательные памятники детям войны и матери, провожающей сына на фронт. Побывали у Александра-Невского кафедрального собора, зашли в центр молодёжных инициатив, где посмотрели небольшую выставку знаменитого художника Ильи Хегая, побывали в спортивном комплексе, где тренируется и дает мастер-классы местная мировая и весьма скромная знаменитость Фёдор Емельяненко. Я сфотографировал его боевые награды и известную корону «последнего русского императора» — так его назвали японцы, считающие его неповторимым и единственным.
После такой яркой экскурсии, проведённой фанатами своего родного города, встреча с учителями показалась более заурядным событием. Уж больно усталыми они выглядели к 15:00 после предыдущих занятий, а некоторым ещё предстояли родительские собрания и платные курсы для учащихся (вот оно оказание платных услуг в школе!). Однако тема текстовых задач и арифметических способов их решения никого не оставила равнодушным. После лекции одна учительница подошла ко мне и очень доверительно и самокритично сказала:
— Александр Владимирович, я чувствую себя преступницей: не только научила сегодня применять системы линейных уравнений для решения текстовых задач, но показала им ещё использование определителей для решения систем.
— Ничего страшного, успокаивал я коллегу, Вы покажите им и другие методы, включая старинные, что мы сегодня обсудили применительно к задачам из ЕГЭ. А уж потом пусть сами выбирают подходящий метод для решаемых ими задач.
Во всех трёх городах я доставил учителям небольшое число своих книг издательства ИЛЕКСА. Каждый раз не хватало именно двух книг:
1) Текстовые задачи. 5-6 классы;
2) Текстовые задачи. 10-11 классы.
Приятно осознавать, что те идеи, которые я продвигал через учебники и свои книги по работе с текстовыми задачами в школе, востребованы в настоящий момент.
Готовлюсь к поездкам в Можайск, Тулу, Первоуральск, Нижний Тагил, Екатеринбург. Хочется, чтобы ни одна из них не сорвалась.