Декларация независимости российских врачей
О кризисе в медицине, о правах больных и докторов, о засилье чиновников — это крик души врачей. Декларацию обсуждают, спорят, вносят поправки, подписываются. Выскажите и вы свое мнение
Преамбула
Несколько месяцев назад группа врачей из разных городов России решила описать ситуацию, в которой находится наша медицина, и обозначить самые острые ее проблемы. В качестве таковых врачи прежде всего называют отсутствие профессиональной автономии, превращение медицины из творческой профессии в сферу услуг. В результате обсуждения было решено принять Декларацию — она представлена последними пятью параграфами в нижеследующем документе. Вводная часть — «О нашем положении» — не претендует на полноту, она лишь содержит перечень наблюдений, позволяющих заключить, что медицинская профессия переживает в России глубокий кризис. Есть надежда, что принятие настоящей Декларации послужит консолидации тех врачей, которые настроены на профессиональное и ответственное служение людям.
О нашем положении
Мы с тревогой наблюдаем за тем, что творится в нашей профессии: медицина переходит из числа интеллектуальных занятий в сферу обслуживания, врачи становятся все зависимее от чиновников, усугубляется наше отставание от развитых стран. Главной бедой медицины считается нехватка денег. Не оспаривая необходимости многократного увеличения финансирования, мы считаем, что основная проблема — в другом.
1. Отсутствие профессиональной автономии врача
Врач — творческая профессия, он может принимать профессиональные решения только самостоятельно или совместно с коллегами. На деле эти решения часто принимаются под давлением администрации лечебного учреждения или плательщика в лице государственных чиновников или экспертов страховых компаний. Одним из инструментов такого давления стали получившие административную силу стандарты лечения. Мировое медицинское сообщество вырабатывает стандарты лечения — принципы, в соответствии с которыми лечат в лучших клиниках мира. Эти стандарты издаются в виде формальных документов, но не подавляют свободу действий врача, а лишь служат ему ориентиром. Стандарты Министерства здравоохранения, напротив, административно ограничивают свободу врача, а содержательно крайне далеки от стандартов мировой медицины. В частности, они заставляют врачей лечить больных подолгу и не самыми эффективными средствами. Проверкой соблюдения стандартов занимаются ушедшие из практической медицины эксперты страховых компаний, которые исходят из презумпции недобросовестности врача. Во всяком враче проверяющие видят дилетанта, мошенника или распространителя наркотиков. Это, во-первых, нас унижает, а во-вторых, ведет к выхолащиванию медицины как творческой профессии. Плохие врачи продолжают работать плохо, поскольку экспертов интересует не суть дела, а правильно оформленные бумаги. Добросовестные, не желающие поступаться профессиональной этикой врачи ищут узкоспециальные области, куда эти эксперты пока что не добрались. В результате в наибольшем упадке оказались основополагающие специальности — терапия и общая хирургия.
2. Бюрократические препятствия
Недостатки медицинской помощи пытаются исправить новыми законами, тогда как вместо введения новых законов следовало бы отменить старые — те, что превращают медицинскую практику в искусство их обходить. Даже ту помощь, которую государство готово оплачивать, часто невозможно получить из-за формальных препятствий: неподходящего места жительства, возраста, просроченных справок и анализов. Вместе с тем, многие федеральные учреждения простаивают в конце года из-за отсутствия квот. На фармакологическом рынке исчезают недорогие, но нужные препараты. Зато рынок полон препаратами с недоказанной эффективностью, а множество шарлатанских методов одобрено Министерством. Происходят совершенно недопустимые вещи: больные раком умирают, крича от боли, поскольку врачи лишены возможности свободно выписать им наркотические анальгетики.
Планирование, призванное лишь прогнозировать ситуацию, начинает определять работу лечебных учреждений. Выполнение плана становится самостоятельной целью, ради которой производят массовые приписки, напрасные обследования и госпитализации. Административные преграды препятствуют прямым связям между лечебными учреждениями. В наше время, когда врач из любого уголка страны может напрямую связаться с нужным ему специалистом любой крупной клиники, узнать о последних достижениях медицины в момент их появления, вертикальная система подчинения лечебных учреждений и специалистов начинает мешать. Прямых связей между медицинскими учреждениями почти нет. Из-за этого сложная медицинская помощь никогда не бывает экстренной, а хорошие клиники сосредоточены в нескольких городах страны.
3. Хозяйственная несамостоятельность врачей и лечебных учреждений
Лечебные учреждения скованы множеством ограничений, они не могут самостоятельно решать, на что тратить средства. При этом оплата работы врача оказывается самой дешевой частью стоимости лечения. Хорошие и активно работающие врачи должны зарабатывать достаточно, чтобы поездка на международную конференцию, повышение квалификации, подписка на журналы были им по средствам. Для этого больной должен иметь настоящую, а не декларируемую возможность выбирать врача, а государство должно лишь помочь больному оплатить труд выбранного врача.
Лечебное учреждение должно иметь хозяйственную самостоятельность. Система госзакупок, призванная пресечь коррупцию, лишь делает ее более изощренной, при этом парализуя деятельность лечебных учреждений. Любая попытка проявить хозяйственную самостоятельность рассматривается контролирующими органами как преступная. В результате возникают ситуации, когда дорогостоящее оборудование простаивает из-за невозможности быстро приобрести к нему дешевые расходные материалы.
Оплата лечения зависит не от его фактической стоимости
и не от результата, а от того, где и сколько времени оно продолжается. В итоге вместо того, чтобы лечиться амбулаторно, многие больные совершенно напрасно лежат в больницах.
4. Попытки реформировать здравоохранение
За последние годы предпринято немало масштабных попыток улучшить здравоохранение: национальные проекты, строительство высокотехнологичных центров, модернизация здравоохранения, всеобщая диспансеризация. В сравнении с затраченными средствами польза от этих мероприятий оказалась мала. Основные усилия лечебных учреждений были направлены на предоставление желаемой отчетности, а не на фактическую пользу. Дорогое оборудование нередко простаивает из-за отсутствия расходных материалов и специалистов, тяжелые больные во вновь открытые центры не попадают из-за транспортных проблем. Диспансеризация проводится формально и не в соответствии с международными представлениями о скрининге.
5. Состояние медицинского образования
Медицинское образование, институтское и последипломное, в сегодняшней России очень плохое. Оно нуждается в коренной реформе, которая принесет свои плоды не раньше, чем через десяток лет, но без которой российская медицина обречена. В медицинских институтах основной упор делается на заучивание сведений, устаревающих за несколько лет, а не на умение их критически осмысливать, получать новые знания. Выпускники медицинских институтов не владеют английским языком — международным языком медицины. Последипломное образование носит формальный характер и копирует все дефекты практической медицины. Реформу медицинского образования надо начинать немедленно.
6. Заключение
Основной порок российской медицины — несвобода ее главных действущих лиц, врачей. Без освобождения их от административного гнета улучшение отечественной медицины невозможно. Поэтому мы подписываем нижеследующую декларацию.
Декларация независимости российских врачей
1. Медицина сочетает в себе черты науки и искусства. Это творческая профессия, а не сфера обслуживания, поэтому работа врача требует свободы и не может быть описана приказами и инструкциями.
2. Во взаимоотношениях государства и общества мы выступаем на стороне общества, и не хотим обманывать его доверие. Задача государства — создать наиболее благоприятные условия для врача и больного, самостоятельно действующих личностей.
3. Необходима презумпция добросовестности врача — в лечебной и хозяйственной деятельности. Решая, как и на что тратить выделяемые средства, врачи должны исходить из интересов больного, а не плательщика.
4. Административное и финансовое давление на профессиональные и этические решения врача недопустимо. Работу его может оценивать только врачебное сообщество, а не плательщики. Страховые компании и государство не должны управлять лечебным процессом.
5. Реформируя здравоохранение, государство должно отказаться от масштабных и непродуманных мероприятий, которые проводятся формально и лишь повышают нагрузку на врачей и лечебные учреждения. Приоритетом реформ должно стать медицинское образование, без него наша медицина обречена.
Источник: http://www.kp.ru/daily/25931/2880703/
Наш комментарий. Уж сколько раз твердили миру… что ни врач, ни учитель не должны оказывать услуги. Этот идиотский сугубо экономический подход не годится для регулирования столь тонких отношений, как больной-врач, учитель-ученик. Но кому мы заявляем об этом? Некомпетентным ни в медицине, ни в образовании экономистам, которые повторяют как мантру «рынок всё отрегулирует». Только полный обвал медицины и образования, видимо убедят экономистов, что они занимаются не своим делом, а до этого они будут писать программы «2020», «2030», … и признаваться, что их прогнозы не выполняются, потому что экономистам досталось какое-то не такое население.