Что год грядущий нам готовит?
Министерство образования и науки куёт единое образовательное пространство
Я не знаю, чего больше в мотивах министерства: желания этого самого единого образовательного пространства, желания разбить содержание обучения математике по годам для упрощения проведения ВПР или желание унифицировать, а тем самым уменьшить число отличных друг от друга учебников?
Для 5-6 классов вопрос ещё решается, а для 7-9 классов уже всё решено. Неназванные эксперты, по понятным причинам, тяготеют к планированию наиболее массовых учебников. Это всё равно как наше любимое правительство не стало бы улучшать жизнь россиян только потому, что они и так в большинстве своём живут неважно. Против этой убийственной логики не попрёшь!
Но давайте пофантазируем про 5-6 классы. Там содержание обучения попроще для обсуждения. Представим только, что «победит» планирование «под Виленкина». Это означает, что ещё лет на 40 закрепится ошибка, допущенная методистами, которые в ответ на постановление партии и правительства приблизить школу к жизни (декабрь, 1958) предложили изучать десятичные дроби до обыкновенных и без всякой связи с ними. Вы спросите почему? Ответ был такой: потому что десятичные дроби чаще используются в жизни, а действия с ними похожи на действия с натуральными числами.
Когда такой вариант учебника принесли академику А.Н. Колмогорову, он не согласился, предложил вставить хотя бы небольшой кусок про обыкновенные дроби. С тех пор так и учим. Немного натуральных чисел — без свойств и признаков делимости, немного обыкновенных дробей — без сравнения, сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, без умножения и деления дробей, потом десятичные дроби с обоснованием действий с ними на соотношениях между метрическими мерами длины и площади. Но тоже не до конца: делить 0,5 на 0,3 дети будут только в 6 классе.
В 6 классе изучаются делимость натуральных чисел, НОД, НОК, потом обыкновенные дроби до конца, потом ставят знак «минус» перед любыми известными на тот момент числами и изучают действия со всеми рациональными числами.
Забавно, что в обсуждаемом проекте программы делимость перенесена из 6 класса в 5-й. Если этот вариант утвердят, то получится ещё тот винегрет из тем по математике! А главное: пропадут аргументы за перенос изучения части материала по обыкновенным дробям в 6 класс. Раньше ведь говорили, что делимость, НОД и НОК трудно изучать в 5 классе. Поэтому этот материал в 6 классе, там же и остальной материал про дроби, который будто бы нельзя изучать без НОД и НОК. На самом деле дроби с разными знаменателями легко складывать, не находя НОК знаменателей дробей, раскладывая их на множители (у нас в книге для учителя для 5 класса такой приём описан). Но дело же не в том. Министерство обрушит логику многих учебников, которая и так дышала на ладан. Но мы же не хотим, как лучше, мы хотим, как у большинства!
Поздравим себя с победой над здравым смыслом!
Как это не покажется странным, предложенные перемены довольно легко переживут учебники С.М. Николького и др. На добавленных страничках учебников (они останутся в пределах норм по весу) будут добавлены некоторые вопросы из учебников следующего года. Тем самым будет снята проблема, которая до сих пор мешает многим учителям работать по нашим учебникам: у нас планирование по ряду вопросов отличается последовательностью тем. Это отличие от «массовых» учебников было тормозом для перехода учителей на наши учебники. Теперь в рамках одного года учебники будут содержать один и тот же материал, а учителя (методисты и прочее начальство?) будут выбирать тот, по которому учиться удобнее и который позволяет добиться лучших результатов.