Что делать с талантами в России?
Ну вот и дождались. На сайте Общественной палаты РФ опубликован проект документа с воодушевляющим названием «Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов»:
http://oprf.ru/discussions/newsitem/16874?comment=1
Всё как-то очень кстати, к выборам: предотвратили покушение на Премьера-Нового-Президента, позаботились о пострадавших от взрыва газа, теперь вот будем обсуждать проблему выявления и развития талантов в России. Как всё красиво укладывается в последнюю неделю перед выборами!
Я уже отреагировал на сайте ОП РФ. Это вовсе не означает, что я против заботы о талантах. Нет, я за такую заботу. Но заботиться о талантах лучше с чистыми руками. Лучше уж это делать без участия тех людей, которые только и делали до этого, что гробили образование — это я про ВШЭ (и не только). Сколько можно разводить маниловщину вокруг образования? Никакими красивыми словами о заботе нельзя прикрыть содеянного с образованием.
А теперь текст моего отклика на сайте ОП РФ (с исправлением досадной опечатки в самом начале, которую там невозможно исправить).
Вспомните хотя бы последние обсужденные и принятые по образованию проекты: Профильная Школа, Наша Новая Школа, Национальный Проект Образование, Стандарты образования и т.п.
Всё это красивые слова (не про стандарты!), сказанные только для того, чтобы спрятать за них антиконстутиционную политику по удушению образования в России, которую под руководством нашей политической элиты проводят «реформаторы» образования. Эта политика противоречит интересам России и россиян, лишает страну и её народ будущего. Считаю, что до ответа на извечный русский вопрос «Кто виноват?» (в провале образовательной политики, проводимой от имени государства) нельзя приступать к обсуждению ответа на другой извечный русский вопрос «Что делать?» (с образованием дальше). Намечать следующие шаги, не анализируя последствия предыдущих — это признак непрофессионализма. Прискорбно, что вся эта возня освящается именами Президентов России — сначала Путина, теперь Медведева. Более того, участвовать в обсуждении и давать советы «реформаторам», значит соучаствовать в развале российского образования, помогать им и дальше «пилить» деньги бюджета без всякой пользы для дела образования!
Ну сколько же можно?
А.В.Шевкин. Учитель математики с 40-летним стажем, ФМШ № 2007, Москва. Лауреат премии мэрии Москвы и грантов Москвы в области образования, кандидат педагогических наук, ведущий сайта www.shevkin.ru, посвящённого и реформе образования тоже. Автор многих статей, раскрывающих подробнее то, что здесь высказано очень коротко.
P.S. Разумеется, это не означает, что я отказываюсь что-то обсуждать. Если куда позовут, то приду и выскажусь, но помогать и дальше совершенствовать развал образования в России мне как-то не интересно. Нужна смена всей образовательной политики, сначала исправление прежних ошибок и компенсация потерь, понесённых образованием, изменение законодательства по образованию, отказ от губительных стандартов. Проблемы образования не могут решить даже очень успешные менеджеры. Ничего, кроме ухода государства из образования и закрытия «неперспективных» сельских школ, кроме образовательных услуг и нездоровой конкуренции за зарплату внутри педагогических коллективов, они придумать не могут. Они же менеджеры, они же экономисты! Они не могут придумать экономических мер для того, чтобы поднять экономику страны, а лезут со своими экономическими предложениями в образование. Это, разумеется, верх профессионализма!
Что же касается текста ПРОЕКТА, то там столько маниловщины и нереализуемого, что неловко и обсуждать предметно. Сказано красиво. Даже очень. Это если не вчитываться и не вдумываться, а как вчитаешься, то сразу возникают вопросы.
Прокомментирую только один абзац: «Поэтому, несмотря на значительный опыт работы с одаренными детьми и молодежью, имеющиеся успехи в этом направлении, крайне актуальной становится интеграция существующих механизмов поиска и поддержки одаренных детей и молодежи в общенациональную систему и дополнение её рядом новых форм такой работы при условии их успешной апробации на практике.»
До сих пор государство только и делало, что мешало работать тем, кто имел значительный опыт работы с одаренными детьми и молодежью. Ввели профильное обучение и сразу не утвердили учебники для физматшкол, решили, что, не прописав физматшколы, огорчающие наших внешних кредиторов, в новой концепции, они эти досадные явления (физматшколы) потихонечку сведут на нет. Нет, физматшколы не умерли. Более решительно душить «элитарное» образование не решились.
Эти физматшколы до сих пор толком не прописаны в образовательном законодательстве и держатся на энтузиазме, традициях и опасениях властей, что в случае их закрытия бунта родителей не избежать. Поэтому они как-то финансируются, но всё это не защищено законом. В любой момент эти рассадники вольнодумства (там же учат думать!) могут прихлопнуть каким-нибудь новым Стандартом или новой формой оплаты труда учителя. Уже больше года под сукном лежит менее затратный механизм «Колмогоровский проект», который опирается именно на имеющийся опыт и понятный с точки зрения того, как это будет работать. Что-то никто его не собирается никуда «интегрировать». Он образовательной номенклатуре не нужен. Что на нём заработаешь? А вот построить «общенациональную систему», сказать много красивых и приятных слов, «распилить» бюджетные средства, а потом не отвечать ни за что, как и за предыдущие проекты, — вот это по-нашему!
Что ж, готовьтесь выбирать будущее образования России.
Удачи вам.