Без заблуждений: о ситуации с ФГОСами
Стать опорой министру О.Ю. Васильевой в борьбе — дело чести педагогического сообщества …
Недавно на заседании Совета Минобрнауки рассматривался новый ФГОС. По завершению голосования предложенный проект начального общего образования был принят без изменений, а основного отправлен на доработку с последующим рассмотрением. Попробуем разобраться, что конкретно пытаются изменить, и как это улучшит уровень образования школьников.
Продолжает набирать обороты развязанная либералами-реформаторами образования атака на министра Ольгу Юрьевну Васильеву, начатая на фоне презентации нового федерального образовательного стандарта (ФГОС) по русскому языку и литературе.
Министр О.Ю.Васильева захотела вернуться к «священной корове» — к содержанию образования.
Именно содержание образования, а не какие-то компетенции и навыки, — является гарантией того, что страна будет готова к выполнению того, о чем недавно говорил избранный президент — чтобы стать высокотехнологичной, индустриально развитой державой с инновационной экономикой, обороноспособностью, которая гарантирует независимость ее внешней политики. Инициаторы борьбы с министром — Высшая школа экономики, Центр стратегических разработок Алексея Кудрина, Федеральный институт развития образования (ФИРО) и к ним примкнувшие даже не считают нужным скрывать своих истинных целей — попытку реванша глобалистов, которые опасаются того, что новый министр действительно стала воплощать в жизнь все то, о чем она говорила в течение всего срока своего руководства министерством — создание единого образовательного пространства. То есть, когда дети по всей стране изучают единую программу, а не так, как сейчас, когда в двух соседних школах на одной улице дети учатся по разным программам.
Мнения учителей-практиков по поводу действующих ФГОСов предлагаю прочитать по ссылке:
http://rvs.su/statia/uchitelya-o-problemah-v-realizacii-fgos
Впервые идея о едином образовательном пространстве была озвучена в 2014 году на форуме Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны» в Пензе. Тогда в присутствии президента Сергей Рукшин, профессор РГПУ им. Герцена, замдиректора Президентского физико-математического лицея № 239 Санкт-Петербурга, зампредседателя Общественного совета Минобрнауки РФ, отличник народного просвещения РФ, лауреат Премии Председателя Правления Фонда Мира А.Е.Карпова «Лучшему наставнику юных математиков СССР» сказал со сцены, что мы утратили единое образовательное пространство страны. В течение всего форума в Пензе огромное количество людей — более 500 представителей из разных уголков России — говорили о катастрофическом состоянии российского образования, о том, что в некоторых регионах в классах имеется полтора десятка допущенных учебников по одному предмету, которые никак не обеспечены методической поддержкой. Говорили, что у нас давным-давно возможности ребенка зависят не от того, насколько хорошо он учится, а от того, в какой школе он учится: в малокомплектной сельской или школе маленького городка, богатые ли у него родители, могут ли они нанять репетитора для подготовки к ЕГЭ. По сути дела, единое образовательное пространство создает те самые «социальные лифты» для всех детей страны вне зависимости от их социального статуса или дохода в семье. Российская, а за ней и советская системы образования знамениты на весь мир именно созданием этой уникальной «элитной модели образования для массовой школы». Воплощению идеи о доступности качественного образования посвятили известные отечественные педагоги П.П. Блонский, Г.Н. Волков, С.И. Гессен, И.Ф. Гончаров, В.Н. Сорока-Росинский, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский.
По всей видимости, воссоздание «социальных лифтов» для массовой школы стало чем-то опасным для либерал-реформаторов. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов раскритиковал идею введения ФГОС, назвав эти стандарты «устаревшими». По его мнению, новые ФГОСы предъявляют единые высокие требования ко всем учащимся и исключают возможность углубленного изучения тех или иных предметов в школах. Эти слова вскрывают не только истинный смысл претензий либералов к инициативам Васильевой, но и наглядно демонстрируют, чем они на самом деле занимались, находясь во главе процесса преобразований российской школы. Углубленное изучение — не что иное, как деление школ, а значит, и детей, на касты. У каких-то школ возможности больше, у сельских, например — меньше.
В действительности же обсуждаемый проект новых ФГОСов предполагает, что не менее 70% от основной образовательной программы составит её обязательная часть. Остальные 30% останутся на усмотрение самих учителей.
«Это правильно, — комментирует новые стандарты Александр Снегуров, заслуженный учитель России, преподаватель московской школы № 2045. — Базовая программа должна превышать дополнительную и она должна быть без лишнего усложнения и идеализации. К сожалению, даже 30% может быть много: большинство педагогов не готовы к творческому подходу, они хотят учить детей по шаблонам, которые для них являются спасательным кругом. Для хорошего же учителя 30% для авторской части программы вполне достаточно».
Многие из опрошенных учителей уверены, что непременно должны быть единые для всех школ стандартизированные программы. В начале 2010-х годов, когда приняли нынешнее поколение стандартов, из них исключили предметность.
Это привело к тому, что качество образования стало снижаться, а единое образовательное пространство — постепенно разрушаться.
Еще один критик инициатив министра — господин Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования. В интервью РБК он назвал новые ФГОС «стандартами юрского периода».
К респектабельным «протестантам» присоединились ректор МГПУ (не путать с МПГУ) Игорь Ремаренко, а также ректор СПбГУ Николай Кропачев.
Из интервью Сергея Рукшина «О новой редакции Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для средней школы» Накануне.RU : «Вечный тезис Асмолова: школьники перегружены, и мы лишаем ребенка детства, пытаясь его заставить что-то делать. Но, простите, обучение — это вещь по-настоящему трудная. И первое, где ребенок должен столкнуться с трудом и необходимостью трудовых усилий — это обучение в школе. Повторяю, это общие вопли либерал-реформаторов. Да, Асмолов написал про стандарт «Юрского периода», про то, что «чиновники, которые делают ставку в мире образования на прошлое, обречены на экономическое и человеческое банкротство». По-моему, пока на экономическое и человеческое банкротство обречена та система образования, которую Асмолов и асмоловщина пытались построить. Я хочу напомнить, что большинство этих воплей «словесников» базируется на том, что они критиковали, но их не слушали. Наоборот, я отлично помню, как я обращался с предложениями обсудить те реформы, которые есть, напрямую в окружении Кузьминова (Ярослав Кузьминов — ректор НИУ «Высшая школа экономики», — прим. Накануне.RU). Это они тогда не слушали…»
На состоявшемся заседании общественного совета при министерстве Васильева О.Ю. ясно дала понять, что обязательный минимум классических произведений с задачами воспитания патриотов, с ключевой ролью русского языка и русской культуры в ближайшее время будет введен в наши школы. Новый ФГОС, кроме всего прочего, призван нанести мощный удар по пресловутой «вариативности», послужив восстановлению уничтоженного либералами единого образовательного пространства.
«У нас есть поручение Президента о создании единого образовательного пространства, работа над которым затрагивает три вещи: стандарты, учебники и экспертизы учебников, и это всё взаимосвязано. Подчеркну, что добавление базового содержания в стандартах не запрещает педагогу и ученику углублять и расширять знания по предмету, а создает тот необходимый минимум, на котором можно выстраивать по кирпичику свое дальнейшее развитие», — сказала Ольга Юрьевна.
Несмотря на развернутую «реформаторами» травлю, министр образования не стала останавливаться на ФГОС по русскому и литературе. По словам директора Департамента государственной политики в сфере общего образования А.Е.Петрова, идет подготовка экспертным сообществом стандартов для старшей школы.
Более того, в ходе дискуссии на Российском инвестиционном форуме О.Ю. Васильева покусилась на святая святых нашей глобалистской «элиты» — цифровизацию всех сфер жизни: «Мы за нее («цифру», цифровизацию образования), но я считаю, что невозможны никакие истории по поводу вложения в цифровое образование без фундаментальных исследований в области когнитивных наук. Это дичь.»
Такое ощущение, что скоро Ольга Юрьевна доберется и до ЕГЭ, ГИА, ВПР и прочих аббревиатур в образовании.
Либералы-реформаторы такого стерпеть, разумеется, не могли. Неслучайно «Телеграм»-каналы, специализирующиеся на политических инсайдах, уже несколько месяцев пытаются убедить нас в скорой отставке министра Васильевой.
В высказанных предположениях — множество версий на любой вкус. Обсуждается вариант того, что в ближайшее время Минобрнауки будет преобразовано в два ведомства: министерство просвещения (начальное и общее образование) и министерство науки (высшее образование), причем кандидатура Васильевой в качестве их главы даже не рассматривается. А кто-то прямо говорит, что Ольгу Юрьевну в новом правительстве в мае этого года заменит директор центра для одаренных детей «Сириус» Елена Шмелева. В «Сириусе» избранные дети получают образование по западным «модульным» разработкам (например, совмещение занятий по классическому балету с уроком английского языка). Смею обратить внимание на тот факт, что научных доказательств целесообразности применения западных технологий (а еще точнее, технологий, разработанных в Великобритании) для поиска, сопровождения наших талантливых школьников я не нашла. Лонгитюдных исследований о несомненной пользе применяемых технологий для российских детей попросту нет.
В такой ситуации консервативные силы российского общества пытаются объединяться, чтобы выступить в поддержку Ольги Юрьевны Васильевой. В частности, академики из Гражданского комитета возрождения образования и науки, Ассоциация родительских комитетов и сообществ (АРКС), объединяющая более 70 родительских комитетов по всей стране выступили в поддержку новой редакции Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования. Аналогичное обращение в поддержку Васильевой направил секретариат Союза писателей России. К писателям присоединяются простые педагоги, причем делают это по зову сердца, а не берут «под козырек», как работающая в тесной связке с ВШЭ «Гильдия словесников». Один из них создал петицию в поддержку Васильевой на сайте change.org, которую на момент написания материала поддержали более 15 тыс. человек.
«Хотите узнать, как гражданин той или иной страны видит себя и других, — откройте учебники, по которым он учился в школе. Убери из детства наших детей эти единственные и на всю жизнь объединяющие их книги, и мы получим поколение, «выпавшее из контекста». Оно будет образованно, но не будет при этом носителем общих смыслов, общих представлений о героях и антигероях своего народа, своей страны. Они не смогут чувствовать себя гражданами, ибо гражданская совесть и гражданская ответственность — это чувства, прежде всего», — эти тезисы Ольги Юрьевны Васильевой, сказанные ранее, похоже, начали находить свое воплощение в реальности
Стать опорой министру в этой борьбе — дело чести всего педагогического сообщества нашей великой Родины.
Склярова Наталья Юрьевна, к.п.н., советник ректора МПГУ, отличник общего образования РФ, победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках нацпроекта «Образование»
Источник. http://ruskline.ru/analitika/2018/04/27/bez_zabluzhdenij_o_situacii_s_fgosami/