Информация к размышлению о цифровизации образования
Информация адресована министрам С. С. Кравцову и М. И. Шадаеву, «цифровизатору всея Руси» Д. Н. Пескову и опекающему их деятельность С. В. Кириенко (Администрация президента РФ), мэру Москвы С. С. Собянину и всем неравнодушным гражданам нашей страны.
Толчком к написанию статьи стало следующее сообщение.
Столичная цифровая система «Московская электронная школа» (МЭШ) станет основной для создания федеральной аналогичной системы. Мэр Москвы Сергей Собянин, глава Минцифры России Максут Шадаев и министр просвещения России Сергей Кравцов подписали соответствующее соглашение о сотрудничестве при создании, развитии и эксплуатации государственной информационной системы «Моя школа».
Источник. Систему Московской электронной школы масштабируют на всю Россию — РБК (rbc.ru)
Уж сколько раз твердили миру, что цифровизация образования вредит не только здоровью детей, но и их образованию. Уже давно учёными введено понятие «цифровое слабоумие» для обозначения состояния мозга молодых людей, подвергшихся цифровому обучению, в странах, раньше нас опробовавших такой способ обучения. Это состояние сродни черепно-мозговой травме или наличию старческого слабоумия (болезнь Альцгеймера). Об этом можно почитать в статье, опубликованной 8 лет назад в России:
Стрельникова Л. Цифровое слабоумие. Журнал «Химия и жизнь», 2014, № 12. https://hij.ru/read/5210/
Чуть позже у нас появились переводы западных СМИ о результатах цифровизации образования — задолго до появления модной болезни и свежие данные. Остановимся на некоторых из них, так как у нас с 1 сентября с одобрения Администрации президента (С. В. Кириенко), активизировалась цифровизация образования. Этот процесс обречён на провал потому, что приведёт к трагическим последствиям, да таким сильным, что, по моему предположению, его организаторов ждёт суровое наказание. Катастрофа обязательно случится, если цифровизаторы доведут начатое дело до конца. А потом страна начнёт возвращать нормальное образование, возможно, начиная с ликбезов (ликвидации безграмотности). Если ей это позволят внешние силы.
Вот почему я обращаюсь к упомянутым выше должностным лицам: министру просвещения C. C. Кравцову, министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации М. И. Шадаеву, спецпредставителю президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Д. Н. Пескову, первому заместителю руководителя Администрации президента Российской Федерации С.В. Кириенко, мэру Москвы С.С. Собянину: мне очень не хочется, чтобы ваши деяния закончились трагически и для России, и для вас лично.
Если вы до сих пор не прочитали статьи Л. Стрельниковой и статьи из российских СМИ, о которых речь впереди, то это не красит ваш профессионализм, это означает, что вы не осознаёте всей вредоносности затеянного вами дела. Но если вы читали эти статьи и продолжаете упорно тиражировать цифровизацию образования на всю Россию, то, извините, я считаю вас сильно мотивированными и бесчестными людьми. Я поддержу самое строгое наказание, который вам неизбежно грозит.
Переходим к статьям. В них изложены результаты цифровизации образования в США. Причём это не измышления наших противников цифровизации, не пугалки — они написаны по материалам многих иностранных источников (см. ссылки под подчёркнутыми словами или в конце статей). Нам надо очень внимательно изучить опыт США, который обошёлся им дорого, они изыскивают резервы для исправления ситуации. В связи с этим у меня есть два вопроса к упомянутым выше бенефициарам цифровизации в России:
Надо ли нам повторять тот эксперимент, который в США уже проведён и привёл к плачевным результатам? Не кажется ли вам, что было бы умнее воспользоваться чужим опытом и не повторять те же ошибки в России?
Теперь почитаем подробности.
Осторожно: цифровая школа
Сотни старшеклассников и их родителей из американских штатов Нью-Йорк, Нью-Гэмпшир, Индиана, Канзас протестуют против «инновационного» онлайн-образования и персональных траекторий обучения, которые принес им проект Summit Learning (на русский можно перевести как «всеобуч» или «высококлассное обучение»). SL – бесплатная платформа массового среднего и дополнительного образования, которую создали 11 школ в Калифорнии и Вашингтоне, объединившиеся в сетевой проект Summit Public Schools. На сегодня он охватывает более 380 школ в США, по его программам обучаются 55 тыс. школьников в 40 штатах. Summit Learning является детищем Кремниевой долины – проект спонсируется фондом основателя Facebook Марка Цукерберга и его супруги Присциллы Чан. Кроме того, Чан занимает пост председателя совета директоров НКО T.L.P. Education, являющейся оператором платформы. Программное обеспечение для нее также делают разработчики Facebook.
Лоббисты называют Summit Learning идеальной системой персонализированного обучения, предоставляющей отдельные задания для каждого школьника, возможность составить собственную учебную программу и индивидуальную поддержку специальных наставников (которые, к слову, также занимается переподготовкой учителей) через интернет. Интернет-платформа претендует на то, чтобы стать единой для всей Америки – на нее продолжают переходить многие государственные школы, прежде всего – в небольших городах, где резко сокращается бюджетное финансирование образования. Но чем больше накапливается личный опыт обучающихся, тем очевиднее становится неэффективность и даже опасность проекта.
В ноябре 2018 г. около сотни старшеклассников Средней школы журналистики в Бруклине устроили акцию протеста с требованием изменить программу Summit Learning.
Из цитируемого источника
«Платформа требует часами сидеть и пялиться в компьютер. Компьютеров хватает не на всех, задания нудные, их слишком легко проходить и запросто можно списать. Платформа никак не помогает готовиться к выпускным экзаменам. Самое главное – такая программа исключает большую часть человеческого взаимодействия: поддержку учителей, обсуждения и дискуссии с одноклассниками, которые нам так нужны, чтобы улучшить критическое мышление. Несмотря на заявления в ваших рекламных материалах, мы, школьники, чувствуем, что не учимся практически ничему»,– заявляют школьники в открытом письме к Цукербергу.
Второй негативный момент, отмеченный школьниками – тотальный сбор персональных данных операторами программы.
«Программа Summit собирает наши данные, не ставя нас в известность. Мы не были проинформированы ни программой, ни школой, но недавно узнали, что Summit собирает наши имена, номера ученических, email-адреса, записи о посещении, болезнях, пропусках, отчислениях, а также наши расу, пол, этническую принадлежность и социально-экономический статус, нашу дату рождения, наблюдения учителей за нашим поведением, повышение и снижение наших оценок, баллы за тесты, заявки в колледжи, наши домашние работы и внеурочную активность. На сайте Summit также сказано, что они планируют отслеживать нас после выпуска. Summit собирает слишком много личной информации и раскрывает ее еще 19 корпорациям. Что дает вам на это право, и почему нас никогда не спрашивали об этом до того, как Summit вторгся в нашу конфиденциальность?», – спрашивают школьники Цукерберга.
Как рассказывает одна из организаторов протестов, ученица Средней школы журналистики Келли Эрнандес, учеников вообще не спрашивали, хотят ли они заниматься в Summit Learning. И школьники, и родители неоднократно жаловались директору, но никакой реакции не последовало. «Просто бери компьютер и делай. Вот тебе логин, вот пароль. Наслаждайся»,– говорит Келли. После массовых возмущений школа отказалась использовать Summit Learning в 11-12 классах, но по-прежнему использует ее в 9-10 классах.
Местные журналисты быстро выяснили, что это далеко не первый случай жалоб на Summit Learning. Председатель Совета родителей по безопасности персональных данных учеников Леони Хеймсон говорит, что получала жалобы на платформу от родителей в 15 штатах. В 2017 г. в школьном округе штата Коннектикут официально прекратили сотрудничество с SL через пару месяцев после внедрения платформы.
Крайне негативное впечатление от «персонализированного» онлайн-образования сложилось у школьников и родителей штата Канзас в городах Уичито, Макферсон, Веллингтон и др. Дети буквально обезумели от ежедневного многочасового сидения за компьютерами и бесконечных тестов, от заданий, которые больше не обсуждаются в классах. А их учителя превратились в тьюторов – теперь они просто подсказывают, какую кнопку на клавиатуре надо нажать ученику, в какой электронный раздел ему следует зайти. В кварталах, где никогда не было политических плакатов, неожиданно появились самодельные транспаранты против SL.
«Я просто хочу забрать свой хромбук и сказать им, что не собираюсь этим заниматься», – говорит 16-летняя Кайли Форслунд, ученица 10-го класса в Веллингтоне.
Многие старшеклассники в Веллингтоне стали жаловаться на частые головные боли и судороги в руках, некоторые стали уходить в себя и больше нервничать. Нередко подростки вынуждены использовать беруши во время школьных занятий, так как возгласы одноклассников отвлекают их от процесса «учебы», представляющего собой непрерывное таращение в монитор.
Опрос родителей средней школы Макферсона показал: 77% процентов против обучения их детей с помощью Summit Learning, а более 80% отметили, что их дети недовольны обучением на платформе. «Мы позволили компьютерам учить детей, и они стали похожи на зомби»,– сказал Тайсон Кениг из Макферсона после того, как посетил уроки своего десятилетнего сына. В октябре он забрал его из школы.
У 16-летней Мириленд Френч после компьютерных «уроков» стали быстро уставать глаза, ей не хватало разговоров с учителями и учениками в классе. Восьмиклассник Коллин Винтер, участвовал в январской забастовке вместе с 50 другими учениками. «Я немного боялся, но все равно чувствовал себя хорошо, делая хоть что-то»,– рассказывает Коллин. На заднем дворе автомастерской одного из родителей, Тома Хеннинга, провели организационное собрание. Машинист Крис Смолли, отец двух детей 14 и 16 лет, выставил перед своим домом знак против Summit: «Нам очень красиво все описали. Но это был худший «лимономобиль», который мы когда-либо покупали».Динна Гарвер также повесила во дворе табличку: «Не хотим тонуть вместе с Summit».
В Макферсоне супруги Кениг накопили денег и перевели детей в католическую школу: «Мы не католики, но нам проще обсуждать за ужином уроки религии, чем Summit».По словам члена городского совета Веллингтона Кевина Доддса, после осеннего семестра около дюжины родителей в Веллингтоне уже перевели своих детей из государственной школы и еще 40 планируют забрать сделать это летом. «Мы живем на периферии, и из нас сделали подопытных кроликов», – сокрушается он.
В Индиане школьный совет сначала сократил, а затем и вовсе отказался от использования платформы после опроса, в котором 70% учащихся попросили отменить ее, либо использовать только факультативно. А в Чешире SL была свернута после протестов еще в 2017 году. «Когда появилось разочарование результатами, дети и взрослые сумели его преодолеть и пойти дальше. Никто не смирился с новой системой обучения»,– рассказывает местный родитель Мэри Бернхэм.
В сентябре 2018 г. некоторые ученики SL получили сомнительный контент по рекомендациям программой источников в открытой сети. В один из уроков по истории палеолита SL включила ссылку на статью британской газеты The Daily Mail с пикантной рекламой для взрослых. На эти претензии разработчики ответили, что учебный курс создавался по открытым источникам и статья в The Daily Mail якобы подходила под его требования. «The Daily Mail пишет на очень примитивном уровне и было ошибкой добавлять эту ссылку»,– все же признали они.
Как известно, в самой Кремниевой долине ведущие айтишники из технокорпораций избегают гаджетов дома и отдают детей в школы, свободные от высоких технологий. Но при этом они уже давно пытаются переделать американское и мировое образование, поставить его на цифровые рельсы. Противники традиционного обучения под руководством учителя, с использованием тетрадей и учебников утверждают, что их «инновационные» программы дают детям доступ к высококачественным учебным программам и учителям, особенно в маленьких городах со слабой инфраструктурой. По сути, все сводится к бюджетной экономии на фундаментальном образовании.
В 2014 году Фонд Цукерберга выделил пять инженеров Facebook для разработки платформы SL. В 2015 году Цукерберг написал, что Summit поможет «удовлетворить индивидуальные потребности и интересы учащегося» и «освободит у учителей время на наставничество – то, что они делают лучше всего». В 2016 году The Chan Zuckerberg Initiative выделил для SL грант в размере 99,1 млн. долларов. «Мы очень серьезно относимся к поднятым вопросам, и Summit работает с руководителями школ и родителями на местах. Многие школы, которые пользуются Summit, полюбили и поддерживают его»,– успокаивает общественность исполнительный директор The Chan Zuckerberg Initiative Эбби Лунардини.
В 2016 году SL заплатил Гарвардскому центру исследований за всестороннюю оценку влияния платформы на знания, навыки, психическое здоровье учеников, но затем неожиданно сам вышел из оценочного проекта. Основательница SL Диана Тэвеннер туманно прокомментировала ситуацию: дескать, анализы результатов могут остановить развитие онлайн-обучения. По ее мнению, результаты исследования будут интересны «прежде всего журналистам и филантропам, а не школам». Довольно странный аргумент, учитывая тот факт, что платформа массово насаждается в школах США в безальтернативном порядке. Один из гарвардских исследователей по имени Том Кейн осторожно замечает, что расширять этот опыт рановато…
Почему же мы уделили так много внимания образовательным процессам у наших «дорогих и уважаемых партнеров»? Постоянные читатели РИА «Катюша», знакомые с нашими материалами о бесконечных «инновационных реформах» в российском образовании, которые правильнее называть поэтапной ликвидацией лучшей в мире традиционной русской/советской школы, уже прекрасно знают ответ на этот вопрос. Сегодня ситуация в этой сфере у нас абсолютно, вплоть до мельчайших деталей, отзеркаливает американские проблемы. Министерство просвещения РФ, Департамент образования Москвы, Рособрнадзор и иные чиновничьи структуры по методичкам «теневых стратегов» из Агентства стратегических инициатив, МШУ «Сколково», Высшей школы экономики (являющим собой корявый перевод на русский язык стратегий и проектов тех же «уважаемых партнеров» из Кремниевой долины и транснацкорпораций) точно в таком же командно-административном стиле насаждают в нашей стране проекты МЭШ, РЭШ, СЦОС, «Цифровую школу», переход на «персональные траектории обучения», онлайн-курсы для малоимущих, периферийных средних и высших образовательных учреждений, отмену всех традиционных оценок знаний, экзаменов, перевод учителей на роль тьюторов-«навигаторов в мире интернета» и далее со всеми остановками. Развивать и приумножать традиции классической русской школы, дополняя их современными техническими средствами, не уничтожая образовательный и воспитательный процесс учитель-ученик, повышать качество знаний для каждого, увы, уже давно не входит в их планы.
Совсем недавно мы рассказывали о радостном заявлении мэра Москвы Сергея Собянина – теперь в столичных школах будет формироваться персональное «электронного портфолио» на каждого ребенка. Оно будет регулярно обновляться и сопровождать человека на протяжении всей жизни, а учителей (которые пока еще у нас именуются учителями) обяжут активно участвовать в его наполнении. Очередное точное повторение проекта г-на Цукерберга и его супруги. Ну а потом, очевидно, все эти данные наших детей точно также откроют «третьим лицам» – банкам, страховым компаниям, транснацкорпорациям – в рамках создаваемой Правительством системы «цифровых профилей» российских граждан. В Америке, заметим, даже подростки начинают осознавать, что происходит с их приватностью и частной жизнью и начинают протестовать. Остается ожидать, когда наши семьи пожнут первые горькие плоды «реформ» форсайтщиков-глобалистов и подопытные граждане, с которыми никто во власти до сих пор и не думал обсуждать все эти эксперименты, наконец скажут свое веское слово.
В завершение – еще одна важная новость. В конце апреля с.г. президент Российской академии образования Юрий Зинченко рассказал «Российской газете» об обсуждении создания новых СанПиНов для цифровой образовательной среды. По его словам, такие переговоры сейчас ведутся с Роспотребнадзором.
«Мы должны учитывать те угрозы и риски для здоровья, которые несет цифровизация. В то же время мы не можем не понимать, что это одновременно и мощный инструмент развития. Поэтому вопрос не в том, сколько минут можно сидеть за компьютером с новым монитором. Смотреть нужно гораздо шире: как организовать работу так, чтобы любые гаджеты помогали ребенку в учебе, а не вредили», – отметил Зинченко.
Так и хочется воскликнуть: о чудо, неужели наконец услышаны голоса многих экспертов из педагогического, психологического, медицинского сообществ, преподающих и занимающихся наукой в ведущих вузах и НИИ страны? В июне прошлого года на заседании Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребёнка по теме «О необходимости обеспечения информационной безопасности и снижения рисков экранной зависимости детей» была единогласна принята резолюция. Приведем еще раз несколько ключевых рекомендаций из нее:
Министерству просвещения РФ, Министерству здравоохранения РФ и департаменту образования г. Москвы:
— поддержать инициативу по проведению масштабного исследования по вопросам цифровизации дошкольного и школьного образования,
— в связи с тем, что проект МЭШ носит пилотный характер и будет применен в будущем во всех регионах РФ как электронная школа, инициировать широкое обсуждение внедрения МЭШ в РФ,
— разработать соответствующие расширенные СанПиНы для ЭШ, которые нормативно сведут к минимуму возможные риски. До принятия необходимых СанПиНов считать проекты ЭШ в РФ экспериментальными, а участие в них детей разрешить только по добровольному согласию родителей,
— провести всероссийскую конференцию, широкое открытое обсуждение по проблемам внедрения электронной школы в РФ,
— провести экспертизы образовательной технологии МЭШ с привлечением «Научного центра здоровья детей» РАМН и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве»: краткосрочную (цикл — 1-2 года) и долгосрочную (цикл образования – 10-11 лет),
— провести анализ системных рисков, систем пожарной безопасности при введении МЭШ,
— разработать общероссийскую систему страхования из госбюджета рисков для здоровья учащихся в связи с внедрением МЭШ,
— обеспечить общественный контроль над технологиями проекта электронной школы.
До настоящего момента ни один пункт этих рекомендаций, увы, так и не был реализован властями, тогда как лоббирование цифровизации школы и охват процессом всей страны реализуется ими с какой-то невменяемой активностью. Похоже, гражданам (в первую очередь – родителям школьников) пора объединяться и брать контроль за физическим и психическим здоровьем, за интеллектуальным развитием нового поколения в свои руки.
Источник. «Осторожно, цифровая школа!» | РИА Катюша (katyusha.org) (03.05.2019)
Кроме учебных результатов, о которых речь впереди, родителей детей волнуют головные боли, утомление, болезни глаз, отклонения в их психике, ухудшение социализации. Результатом удалённого обучения стало учащение проявлений агрессии в школах с применением огнестрельного оружия. Читаем об этом.
Times: возвращение к очному обучению в США привело к резкому всплеску насилия в школах
После окончания дистанционного обучения в школах США возросло число случаев насилия с применением оружия, сообщает The Times. За первые два месяца нового учебного года было зафиксировано в два раза больше случаев стрельбы в школах, чем за весь учебный 2019 год.
Учителя и работники школьных администраций сообщают, что после окончания дистанционного обучения в школах участились случаи инцидентов — от незначительных ссор вплоть до драк. По мнению экспертов, причина заключается в общем росте числа психических заболеваний в 2020 году.
«Токсичный стресс вокруг всего, что происходило во время пандемии, влияет на детей и взрослых. Теперь им приходится заново учиться, как вести себя в школе», — приводит издание слова психолога Кристины Коннолли.
За август и сентябрь 2021 года в американских школах было зафиксировано 97 случаев насилия с применением оружия, пишет The Times, ссылаясь на данные национальной ассоциации школьных инспекторов. За тот же период 2019 года было зафиксировано 29 таких случаев. Как сообщает издание, одна из средних школ в Пенсильвании была вынуждена снова уйти на дистанционное обучение — не из-за коронавируса, а из-за угроз, связанных с инцидентами среди учеников. По словам исполнительного директора ассоциации школьных инспекторов Мо Кеннеди, насилие в школах выросло до беспрецедентного уровня.
По мнению бывшего начальника полиции Франка Китцерова, то, что сейчас происходит в школах, является отражением общей ситуации в обществе. Он отметил, что между ростом числа случаев депрессии, тревожности, прочих расстройств во время пандемии и возросшим уровнем насилия в школах существует связь.
Источник. https://russian.rt.com/inotv/2021-10-30/Times-vozvrashhenie-k-ochnomu-obucheniyu TIMES Оригинал) (30.10.2021)
А теперь поговорим об учебных результатах.
Исследование выявило значительное снижение результатов тестов для 9-летних детей в США
Согласно отчету, опубликованному Национальным центром статистики образования в четверг, пандемия COVID-19 привела к самому большому снижению показателей по чтению с 1990 года, а также к первому в истории снижению результатов по математике у 9-летних учащихся в Соединенных Штатах. В исследовании сравнивались результаты тестов за период с начала 2020 года до начала 2022 года, что позволило впервые взглянуть на академические последствия закрытия школ и дистанционного обучения на ранних стадиях пандемии.
В то время как результаты тестов снизились по всем направлениям, непропорционально пострадали отдельные демографические показатели, и ранее существовавшие академические пробелы по расовому и социально-экономическому признакам расширились. У чернокожих и испаноязычных учащихся наблюдалось более резкое снижение баллов, чем у белых учащихся. Учащиеся с более широким доступом к технологиям и ресурсам в периоды дистанционного обучения зафиксировали менее серьезное снижение баллов. Учащиеся, которые и без того плохо успевали до пандемии, значительно больше потеряли в результатах, чем учащиеся с лучшими результатами.
NCES ожидает узнать больше о влиянии пандемии на образование, когда позже в этом году будут опубликованы более подробные результаты тестов.
Результаты были представлены в основном левыми рейтинговыми изданиями, но получили умеренное внимание со стороны правых. Большинство изданий объясняли снижение баллов только карантином и дистанционным обучением, но CNN включил цитату Пегги Карр, комиссара Национального центра статистики образования, которая также объясняла более низкие результаты тестирования психическим здоровьем, стрельбой в школах, нехваткой учителей и другими существующими проблемами, усугубленными пандемией.
Источник. Исследование выявило значительное снижение результатов тестов для 9-летних детей в США. https://www.allsides.com/story/testing-reveals-large-drop-reading-and-math-scores-us-9-year-olds (01.09.2022)
Остаётся добавить, что в России тоже есть педагогические и медицинские авторитеты, предсказывающие ухудшение все показателей — медицинских и учебных, но увлечённые цифровизацией образования пока глухи к предостережениям. Остаётся один путь: отказ родителей от регистрации на платформах, иски в суд за принудительный сбор индивидуальных данных и насильственное вовлечение в МЭШ, РЭШ… Надеюсь, что первые прецеденты быстро отрезвят опьяневших от ожидания «экономии» образовательного бюджета и доходов от реализации вредоносной идеи.1
Дополнение от 3.09.2022. Днём отправлены письма С.С. Собянину и С.В. Кириенко. Они заканчиваются одинаково:
«Мне очень жаль, что Вы оказались втянуты в эту кампанию, очень надеюсь на «работу над ошибками».
«Есть время сохранить лицо. Потом придётся сохранять другие части тела». — В. С. Черномырдин.
Если есть необходимость, то могу приехать для беседы».
Посмотрим, будет ли реакция.