Об итогах приёма в вузы, дефиците учителей и патриотизме
Текст группы «За возрождение образования».
Приёмная кампания-2022 завершена. Зачисление в одну волну с необходимостью представления оригинала аттестата побило все прежние рекорды по издевательству над абитуриентами и работниками приёмных комиссий. Министр Фальков в самое горячее время (2 августа) в интервью каналу «Россия-1» со свойственным чиновникам апломбом разъяснил «туповатым абитуриентам» великие блага, которые принесли им новые правила приёма:
«Благодаря зачислению в одну волну многие абитуриенты остались учиться в регионах».
«Надо понимать, что система одной волны более открытая и справедливая, она преимуществ для отдельной категории абитуриентов — высокобалльников — не создаёт, все в равных условиях».
Можно лишь гадать, о чём думал Фальков, изрекая второе цитированное предложение, но в итоге ещё один сомнительный плюс ЕГЭ похоронен. Когда-то ЕГЭ обеспечивал возможность участвовать в конкурсе в нескольких вузах одновременно.
Теперь такой возможности нет в помине.
Да, в прошедшей приёмной кампании каждый абитуриент мог болтаться в 50 «конкурсных списках» одновременно. Но УЧАСТВОВАЛ В КОНКУРСЕ он только один раз и только в одном вузе, где по состоянию на 18-00 3 августа лежал его аттестат.
Пришла пора подводить итоги приёмной кампании. Но Фальков куда-то стушевался, и после цитированных скандальных заявлений предпочитает молчать. А на минобровском сайте
https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-..
выставлена информация о пресс-конференции, «в которой приняли участие руководители семи ведущих университетов страны».
Избранные лакеи дружно спели осанну приемной кампании 2022 года.
Любопытен перечень этих «семи ведущих университетов»:
университет промышленных технологий и дизайна;
университет геодезии и картографии
и т. д.
Действительно ведущих там нет. Надо полагать, их ректора постеснялись принимать участие в подобном мероприятии. Особенно после того, что они получили в итоге.
А в итоге во многих топовых вузах недобор. Например, в МФТИ. В прежние годы о таком даже подумать было невозможно.
То же — в СПбГУ. В частности, по окончании официальной кампании там не добрали информатиков: на 129 мест подали всего 93 согласия с представлением аттестата. В большинстве центральных вузов резко упали проходные баллы (см. https://www.fontanka.ru/2022/08/04/71544071/ ).
Но, может быть, в регионах стало лучше, как объяснил нам министр Фальков?
Возьмём, к примеру, конкретный вуз — хорошо знакомый нам Петрозаводский университет. Там, как сообщают СМИ, итог таков:
«Абитуриентов меньше, результаты ЕГЭ хуже» — (см.
https://stolicaonego.ru/analytics/pochemu-petrgu-zhde.. , на вопросы корреспондента отвечает председатель приёмной комиссии ПетрГУ М.Семёнова).
Центральная тема материала — недобор студентов. На прямой вопрос:
– Сколько осталось бюджетных вакансий? – председатель комиссии не отвечает.
Дескать, не сосчитали ещё.
Поверить в это невозможно, ибо совершенно ясно, что сосчитали сразу и в первую очередь, но говорить об этом стесняются, ибо такая информация дискредитирует вуз.
Попытки корреспондента связать недобор студентов с правилами приёма Семёнова отвергает в корне. И это общее правило официальных представителей всех университетов: «наверху не ошибаются», Минобр вне критики.
А недобор из-за того, что «абитуриентов стало меньше». И не по причине демографии (с этим в интересующей нас возрастной группе как раз всё в порядке). Стало меньше тех, кто сдаёт ЕГЭ и при этом способен его сдать.
Словом, причина не в управленческих решениях власти, а, как обычно, ДЕТИ ВИНОВАТЫ.
Тут до кучи можно было бы упомянуть ещё и учителей, но для представителя ПетрГУ такое не подходит, ибо учителей для Карелии готовит исключительно этот университет, и в свой огород камень не бросишь.
Про ЕГЭ (в первую очередь — для инженерно-технических специальностей) сказано верно. У нас стремительным темпом идёт «гуманитаризация» школьного образования («гуманитариями» нынче называют тех, кто не овладел математикой). В 2022 году базовый ЕГЭ по математике впервые сдавало больше выпускников, чем профильный экзамен, где было всего 305 тыс участников. Из них порог для поступления в вуз одолело 240 тыс. И это при том, что контрольные цифры приёма на инженерно-технические специальности (бюджет) на 2022 год установлены в размере 251 тыс. Сегодня этот дисбаланс широко обсуждается. Но такие «контрольные цифры» были установлены ещё год назад, и уже тогда было ясно, что школьный выпуск не обеспечит нужного количества абитуриентов в силу ряда уже принятых «управленческих решений».
Сам факт наличия базового ЕГЭ по математике, с которым справляется адекватный пятиклассник, резко понизил уровень требований к преподаванию этой дисциплины. Такая «аттестация» обеспечила возможность не учить и не учиться. Пришла халява, быстро развратившая многих.
Профильный ЕГЭ, который даёт аттестацию и одновременно является конкурсным экзаменом для поступления в вуз, стал делом добровольным. Ещё до пандемии было принято решение о запрете сдавать эти два ЕГЭ одновременно (прежде два экзамена сдавала ПОЛОВИНА выпускников: базовый — для получения аттестата, профильный — для поступления, хотя всем вполне хватило бы одного профильного, который «два в одном»).
Из-за ковида математическую аттестацию по ЕГЭ дважды отменяли, и это вредоносное решение не проявило себя.
А в нынешнем году — случилось.
Выпускников поставили перед жёстким выбором, и многие предпочли «базу», ибо провал на «профиле» лишает аттестата. К тому же профильный экзамен («весьма кстати») существенно усложнили. Все эти мероприятия и привели к резкому снижению числа абитуриентов на инженерно-технических специальностях. Как раз там, где стране в первую очередь нужны кадры.
Недавно мы писали о том, как гарант спросил Кравцова про обеспечение школ учителями математики, информатики и физики (см. https://vk.com/wall-62604527_53187 ). Тогда бойкий министр ответил, что педагогические специальности на третьем месте по популярности, и проблема эта уже почти решена. А через пару недель Кравцов объявил, что учителями школы обеспечены, «все вакансии закрыты по максимуму» (см. https://vk.com/wall-62604527_53385 ).
Упомянутая министром «популярность педагогических специальностей» напрямую связана с «гуманитаризацией» школьного образования. Отказ выпускников от профильного ЕГЭ закрывает для них возможность продолжать обучение по специальностям, связанным с математикой. Вместо математики они выбирают обществознание, в надежде обретения выгодной гуманитарной профессии: юриста, менеджера, чиновника госструктур и т. д. Но туда большой конкурс, и когда становится ясно, что набранные баллы ЕГЭ претендовать на соответствующее образование не позволяют, остаётся совсем небольшой выбор — педагогические специальности, куда приём год от года увеличивают, и где для поступления нужны ЕГЭ по русскому, обществознанию и ещё что-нибудь.
Подавляющее большинство идёт туда от безысходности, а не для того, чтобы потом оказаться в школе. К тому же педагогическое образование весьма полезно «по жизни»: оно повышает коммуникативные навыки, помогает воспитывать собственных детей (если такие будут) и т. п.
Но в любом случае здесь речь идёт о подготовке педагогов-гуманитариев, а стране нужны учителя математики, физики, информатики — таков запрос дня сегодняшнего.
А в этой сфере положение тягостное.
Для иллюстрации вернёмся в Карелию. Ситуация с преподаванием математики в республике существенно хуже, чем в среднем по стране, что отражает статистика: базовый ЕГЭ в 2022 году писали в регионе 1931 человек, профильный — 1265. В плане «гуманитаризации» Карелия сильно опережает средние показатели. Одна из главных причин — нехватка учительских кадров, которые должен готовить Петрозаводский университет.
Как же этот вуз решает кадровую проблему, которая в конечном счёте напрямую связана с его нынешним недобором студентов?
Приём педагогов на направление «математика, информатика» составляет 16 человек. И всё. В школе через пять лет в лучшем случае окажется половина. Вот и весь кадровый задел на перспективу. В советское время вузы Петрозаводска выпускали учителей математики в десять раз больше, и тогда их (при наличии распределения) более-менее хватало.
А теперь (и уже много лет) ежегодный приём учителей математики составляет порядка 15 человек. Причём плачевное состояние школьного математического образования уже обсуждалось в республике пять лет назад (с участием губернатора, в том самом ПетрГУ), и принимались «правильные решения». Но эта цифра — 15 — год от года не меняется, хотя желающих учиться достаточно и приём можно было бы резко увеличить.
Это — математика.
А что с физикой?
На направление подготовки «физика, информатика» в ПетрГУ приём в нынешнем году равен НУЛЮ. То есть там хотели набрать группу, но передумали, типа «желающих мало».
И что, вот так можно?
В Петрозаводском университете в текущем образовательном цикле вообще не будут готовить учителей физики. Это важнейшая дисциплина, в преподавании которой в республике ещё больше проблем, чем с математикой.
О чём думают в ПетрГУ?
Ведь это гарантия грядущего недобора на все инженерные специальности.
Вперёд там не заглядывают (как и везде), а решают проблемы дня сегодняшнего. В университете хорошо осведомлены о структуре выпуска школ Карелии, который вузу надо максимально окучить. Для «технарей», сдававших математику, физику, информатику, мест в университете достаточно (дай бог их заполнить), а вот «выпускники-гуманитарии» — в переизбытке.
Минобр спускает университету контрольные цифры приёма по укрупнённым группам специальностей (УГС). В одну из таких УГС входят все педагогические направления, распределение мест по которым университет проводит по своему усмотрению. Очевидно, что в такой ситуации для уменьшения общего недобора выгодно дать преференции в числе бюджетных мест всевозможным гуманитариям, что и происходит. Потому приём на географию с иностранным языком в университете есть, а педагогов-физиков нет совсем.
Указанная картина характерна для всех регионов, и она плохо стыкуется с теми сказками, которые рассказывает Кравцов. К слову, в Карелии есть свой министр образования, «маленький Кравцов». Но он в подготовку учительских кадров не вмешивается. С какой стати ему беспокоиться, если у большого Кравцова всё хорошо?
А ведь тронь сейчас любого из них — все патриоты!
И уже мысль из низов стали продавливать, что истинный патриотизм сегодня исключает любую критику власти (нельзя раскачивать государственный корабль). Более того — видеть недостаток и промолчать (что очень трудно, если понимаешь всю пагубность ситуации) — есть высшее проявление гражданственности.
Но точно ли это патриотизм, а не позиция Иуды, который сидит с фигой в кармане и потирает руки в ожидании, когда процесс придёт к логическому завершению?
И вот ещё один небольшой штрих к описанной «гуманитаризации». В прошлом году в Петрозаводске впервые за 30 лет открыли новую школу (к 1 сентября). Запустить её сразу не смогли (не было учителей), но через год сформировали, наконец, три десятых класса по 25 человек. Классы профильные: социально-экономический, медицинский и инженерный. Это значит, что физику с математикой на профильном уровне будут изучать только в одном из трёх — инженерном, «в соответствии с запросами времени».
В эти классы был большой конкурс, брали далеко не всех. Среди наших сограждан есть категория льготников, дети которых имеют «преимущественное право» (в их числе — работники силовых структур, прокуратуры и т. д.). Так вот, в соцально-экономический класс записано 10 человек по льготе, в медицинский — 6, в инженерный — ноль (см. https://vk.com/wall-206569840_1663 ).
В этой статистике — запрос штатных патриотов на образование своих детей. Не очень они торопятся поднимать Россию с колен.
И это общая черта всех властных структур.
Источник. https://vk.com/wall-62604527_53467
Комментарий. К сказанному можно добавить заголовки новостей и станет ясно, что образование в стране реформаторы-экономисты завалили.
В ведущих вузах России снизился проходной балл для поступления на бюджет — РБК (rbc.ru)
Инженеры исчезают? Почему в ведущих вузах остались бюджетные места — ЯПлакалъ (yaplakal.com)
А что будет, когда его загонят в ЦОС и оцифруют управление образования мотивирующим рейтингом — вот тут показатели будут цвести пышным цветом, а образование загнётся окончательно. Я очень надеюсь, что возросшая активность родителей, суды против цифровизаторов позволят остановить асфальтовый каток, направленный на образование..