Новости

12 шагов в никуда. Поезд разрушительных реформ образования набирает ход

Как же недавно всё это было. Написал я год назад комментарии к программе, которая так была описана на «Меле».

Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок, которым руководит бывший министр финансов Алексей Кудрин, выпустили доклад «12 решений для нового образования». В нём подробно расписано, что нужно изменить в системе российского образования. По сути, этот доклад — проект реформы образования России. Рассказываем, что и как собираются менять в образовании (чтобы вы были в курсе).

Руководили разработкой проекта-реформы ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин и эксперты ЦСР. Главное, что, по их мнению, нужно сделать — это увеличить финансирование образования. А деньги распределить по 12 проектам-решениям — на раннее развитие детей до трёх лет, развитие колледжей, цифровизацию школ и учебников, повышение квалификации педагогов, строительство учебных центров по модели «Сириуса», ремонт школ и школьных автобусов и доступ к интернету всем и во всех школах. Для реализации всех этих проектов, по оценкам экспертов, понадобится до 4,5 триллионов рублей. [1a]

Написал и решил не публиковать, так как не ожидал бурной деятельности в указанном направлении и не хотел подогревать интерес читателей к проекту, который считал провальным и начинающим затухать. А зря. За прошедший год многое изменилось. ВШЭ теперь вроде и не источник непререкаемых истин в образовании, с 24 февраля 2022 года жизнь потихоньку перестраивается, но что интересно: поезд российского образования, который ВШЭ и ЦСР толкали к обрыву, вдруг начал набирать обороты. Цифровизаторы образования закусили удила и гонят российское образование в цифровой концлагерь. У них есть только два мнения: своё и второе неправильное, но они не считают себя обязанными доказывать правильность своего мнения. Их действия не имеют под собой никакого научного обоснования. То, что их проект обречён на провал, совершенно очевидно, но когда наступит провал, то спросить будет уже не с кого. Ярослав Кузьминов с почётом и с орденом снят с поста руководителя ВШЭ. Алексей Кудрин пыжится, с поддержкой США строит из себя претендента на президентское кресло на следующих выборах, но он уже всех порядком утомил, поддержка США ему не поможет. А вот образование страны придётся восстанавливать, возможно с ЛИКБЕЗОМ (ликвидация безграмотности). Читаем старую статью.

***

Начнём с первых откликов на программу «12 шагов» [1], возникшую как отклик на сказанное президентом 1 марта 2018 года. За месяц «реформаторы» разработали программу? Что-то не верится, скорее всего, необходимость такой программы была вложена «реформаторами» в справку для президента. Не имея собственного авторитета — ни научного, ни общественного — «реформаторы» вкладывают нужные слова в уста президента, а потом «мужественно» исполняют его поручение за один месяц. Но иногда у них ничего не получается. Как-то давно устами А. Пинского они объявили в качестве отклика на слова президента «институциональную реформу образования». Вы что-то слышали о последствиях? Месяц тема была на слуху и увяла. Ни отчетов о достижениях, ни упоминания о провале… Думаю «12 шагов» ожидает та же участь, но денежки с удовольствием «попилят». Итак, через месяц после выступления президента появились сообщения о готовой программе.

«Высшая школа экономики вместе с Центром стратегических разработок Алексея Кудрина разработала проект реформы российского образования. Ориентировочная стоимость — около восьми трлн рублей. О модернизации этой сферы говорил президент Владимир Путин в обращении к парламенту 1 марта». (Кудрин предложил реформировать образование за 8 трлн рублей — URA.RU. 05.04.2018)

По сложившейся традиции, в «12 шагах» вы не найдёте описание проблемы, в чём она заключается, чем вызвана. Поэтому не совсем ясен оптимизм составителей по поводу процентов улучшений от предложенных мер, которые, возможно, никак, или очень слабо влияют на возникшие проблемы. А проценты взяты с потолка. Обсуждаем «шаги», не обращая внимание на «людеардерскую» риторику про человеческий капитал, общую с «откровениями» Д. Пескова и П. Лукши [2]. Экономисты во всём видят только капитал — это у них такая профессиональная черепно-мозговая травма. [Далее в чуть сокращённом их тексте мои вопросы и комментарии приведены в квадратных скобках].

12 решений для нового образования

Что же предлагают эксперты и каким они видят будущее?

Поддержка раннего развития

По оценкам психологов, проблемы в школьном возрасте более чем на 50 % связаны с трудностями в раннем развитии детей.

Что требуется сделать?

Создать службы помощи раннего развития для детей от 0 до 3 лет, а для детей с ограниченными возможностями здоровья — от 0 до 6 лет. Психологи, социальные педагоги и другие специалисты по детскому развитию будут бесплатно консультировать семьи, что поможет существенно сократить риски негативных отклонений в развитии детей, положительно повлияет на учебные результаты и личные достижения.

Результат

К 2024 году число первоклассников, которые успешно осваивают школьную программу, увеличится на 20%, а к 2030 году — в два раза. [Приведу пример итогов обучения одного первого класса, не обобщаю на всю страну, но и не вижу уникальности в результатах, резко отличающихся от общей картины. Программу первого класса НЕ ОСВОИЛИ по русскому языку 3,7 %, по математике 11 %, по чтению 4 %. Это результаты проверочных работ. [3] Эксперты ВШЭ считают, что у нас не больше 50 % первоклассников успешно осваивают программу, раз собираются увеличить это число в 2 раза к 2030 году? Откуда такие данные? Эксперты ВШЭ оказались не в курсе планов из «откровений» [2]. Там к 2020 году планировалась передача знаний и навыков ещё нерождённому плоду. С этим «резервом» можно добиться ещё большего увеличения процента освоивших программу начальной школы? Что за чудовищное обращение со статистикой в деле на 8 трлн рублей?]

Школа цифрового века

Цифровые технологии помогают подобрать траекторию обучения для каждого ученика, повысить объективность в оценивании и радикально снизить нагрузку на учителя.

Что требуется сделать?

· Перейти к массовому использованию современных цифровых учебно-методических комплексов. Для школьников эти комплексы составят индивидуальные программы, подберут оптимальные для каждого методики и форматы изучения материала. Педагогам помогут заполнить отчеты и журналы, «проверить тетрадки», то есть освободят его время для творческого подхода.

· Внедрить в учебный процесс игры и симуляторы. Это вовлечет детей, сделает обучение наглядным и поможет развивать навыки XXI века: работать в команде, мыслить критически и творчески.

· Развить систему дистанционного и смешанного обучения — когда изучаешь материалы где и как удобно, а на семинары и экзамены приходишь в класс. Так дети изучают предметы, недоступные в школе. Дистанционное обучение помогает освоить материал быстрее.

Результат

Вложение всего 2 тысяч рублей в год в пересчете на каждого школьника страны позволит перейти к современной цифровой школе. [А где расчёты по урону здоровью детей, да ещё с играми и симуляторами, с игровой- и интернетзависимостью? Эксперты ВШЭ читали статью «Цифровое слабоумие»? [4] Этот термин введён медиками тех стран, которые до нас окунулись в цифровизацию и геймификацию обучения и досуга детей. Вот данные из первой версии «откровений» [2]: «Только 10-15 % студентов, начавших самостоятельное изучение курсов на платформах, заканчивают свой курс». Теперь эти невыгодные для проповедников цифровизации данные удалены. Эксперты считают детей более мотивированными самоучками, чем студенты? Эксперты ВШЭ не были в курсе, что «навыки XXI века», которые академик РАО В. Болотов называл навыками из «списка Грефа», содраны из западных методичек? [5] В 2021 году Г. Греф сменил терминологию, но легче не стало, так как он сделал навыком «эмоциональный интеллект».]

Материальная инфраструктура школы

Невозможно учиться в соответствии с современными требованиями, если школы недостаточно оснащены. Не хватает и самих образовательных учреждений: 15 % школьников учатся во вторую и третью смену, 300 тысяч детей 2-3 лет не получают мест в яслях и, следовательно, возникают риски для их развития.

Что требуется сделать?

· Подключить все школы к интернету со скоростью 100 Мбит/с в 2020 году и 1 Гбит/с — к 2023-му. Дома с таким интернетом можно смотреть видео в HD-качестве. В школах это поможет сформировать цифровую среду.

· Создать современную образовательную среду с помощью дизайна, оборудования и мебели.

· Ежегодно создавать 70 тысяч мест для детей ясельного возраста.

· Построить две тысячи школьных зданий: это решит проблемы второй и третьей смены. Отремонтировать пять тысяч школ, которые непригодны для обучения.

· Модернизировать инфраструктуру в селах: создать культурно-образовательно-спортивные организации, заменить или отремонтировать 12,5 тысяч школьных автобусов.

Результат:

Во всех образовательных учреждениях будут созданы индивидуальные решения для комфортного, безопасного и успешного обучения детей. [«Создать современную образовательную среду с помощью дизайна, оборудования и мебели» — полное непонимание проблемы! Слово «образование» происходит от слова «образ». Придание ребёнку человеческого образа возможно только при его непосредственном контакте с учителем (воспитателем). Образование — это обучение основам наук и поведения в обществе, создание в голове ребёнка правильной научной картины мира — сообразно его возрасту… Образовательная среда — это общение учителя с учащимися, общение одноклассников при обсуждении учебных проблем… Это всё надо делать с помощью дизайна, оборудования и мебели? — Восхитительное невежество!]

Возможности для каждого

В России много «отстающих» детей, потому что у школы и родителей нет достаточных возможностей им помочь.

Что требуется сделать?

· Для всех дошкольников сделать доступными программы подготовки к обучению – для чего каждому ребенку в возрасте 6-7 лет предлагается образовательный сертификат, полученные по нему деньги родители смогут потратить на оплату курсов по подготовке к школе.

· Обеспечить адресную поддержку детей из малообеспеченных семей, включая бесплатные дополнительные занятия по предметам школьной программы и другое дополнительное образование, участие в летних школах и в сменах ведущих детских центров.

· В школах сельских и городских районов с высокой концентрацией семей с низким социально-экономическим статусом ввести дополнительные ставки логопедов и дефектологов, психологов, тьюторов.

· Для студентов с материальными возможностями ниже прожиточного минимума ввести социальные стипендии не ниже 80% от регионального прожиточного минимума.

Результат

Равенство образовательных возможностей позволит достичь личного и профессионального успеха многим из тех, кому в нынешней ситуации это не удается. [Вопрос к экспертам ВШЭ. Почему они не предлагают ничего для предупреждения отставаний детей, в том числе повышение качества обучения учителей, создание условий для их эффективной работы, исключающих большую недельную нагрузку «для выживания» и замещения уволенных при оптимизации образования учителей? Они мужественно предлагают новые шаги для преодоления вреда, нанесённого их предыдущими шагами. Затаптывают следы своей вредоносной деятельности вместо отмены ошибочных решений.]

Новое технологическое образование

В большинстве школ предмет «Технология» преподают так же, как несколько десятилетий назад. Колледжи не располагают необходимым оборудованием. Систему образования необходимо привести в соответствие реальному рынку труда.

Что требуется сделать?

· Радикально обновить систему технологического образования в школах и колледжах. Оборудовать их современными мастерскими, построить систему детских технопарков по типу «Кванториума». Использовать для обучения школьников ресурсы вузов и колледжей с помощью сетевых форм обучения.

· Разработать и ввести в широкую практику цифровые комплексы-симуляторы и тренажеры, которые помогут школьникам освоить умения по приоритетным квалификациям.

· Треть программ в колледжах перевести в престижные программы прикладного бакалавриата, а еще треть – в короткие программы (от 1 месяца) получения профессиональных квалификаций в центрах опережающей подготовки.

Результат

Повышение числа школьников с высокими результатами в области технологической, компьютерной и информационной грамотности до 40%. Рост «стоимости» выпускников программ прикладного бакалавриата на рынке труда. [Причины ухудшения профессионального образования не указаны, а это слепое выполнение указаний внешних управляющих по закрытию ПТУ вслед за закрытыми заводами, производившими продукцию, конкурирующую с продукцией западных компаний. Теперь эксперты ВШЭ предлагают исправить ошибки команды Е. Т. Гайдара? И опять сетевые формы обучения, симуляторы и тренажёры… — симуляция бурной деятельности.]

Развитие и поддержка талантов

Российская система поддержки талантов охватывает 7% детей и профессии, которые занимают 4% рынка труда. Это академические науки школьного цикла, искусство и спорт. Технологии, творчество, предпринимательство, социальные и внешкольные науки выпадают.

Что требуется сделать?

· Обеспечить каждому ученику возможность освоить любой предмет на углубленном уровне, в том числе онлайн — с поддержкой профильных вузов и дистанционных программ. Построить систему профессионального самоопределения и профильного обучения в 10-11 классах.

· Создать 40 межрегиональных центров по модели сочинского «Сириуса» для обучения 192 тысяч школьников ежегодно.

· Субсидировать половину стоимости обучения для студентов, которые сами оплачивают обучение или живут отдельно от семьи. Для этого нужно сдать ЕГЭ на 80 баллов и выше или победить в профильной олимпиаде.

Результат

Программы профильного образования охватят 90 % школьников. В два раза вырастет число получающих целевую поддержку в развитии таланта, примерно во столько же снизятся потери от «утечки мозгов». [«Утечка мозгов» питается совсем другими причинами — невозможностью реализовать себя в России, а не отсутствием поддержки в получении образования детьми из малообеспеченных семей. Систему профильного обучения в 10-11 классах строят больше 20 лет и это не влияет на «утечку мозгов». Что такое профессиональное самоопределение было бы полезно узнать, так как по факту большая доля выпускников школ идёт учиться по профессии «куда меня возьмут с моими баллами», чтобы потом не работать по выбранной профессии.]

Система непрерывного образования

В России 17–20 % взрослых участвует в образовании. Это в 2–3 раза ниже, чем в европейских странах, что негативно сказывается не только на производительности труда, но и на материальном положении людей, и на их социальном самочувствии.

Что требуется сделать?

· Создать программы переподготовки и повышения квалификации для взрослых. Для этого использовать модели заочного обучения и массовые открытые онлайн-курсы университетов, а после программы — помогать устроиться на работу. Оплачивать обучение и независимый экзамен работающие специалисты могли бы совместно с государством, а обучение безработных должно проводиться полностью за счет государства.

· Сформировать не менее 200 центров образования взрослых на базе колледжей, вузов, корпоративных университетов. Заочное обучение конвертировать в современные сетевые формы с использованием цифровых технологий.

· Организовать единую национальную электронную платформу — навигатор образовательных программ и сервисов трудоустройства, в том числе для пенсионеров.

Результат

Ежегодный охват программами образования взрослых увеличится до 40 % за 5 лет. [17–20 % взрослых участвует в образовании — участвуют: учат, учатся, или и то, и другое? Эксперты ВШЭ не видят разницы? Интересные мысли, особенно после того, как реализовали предложения других экспертов ВШЭ и понизили уровень профессионального обучения учителей, «оптимизировали» пединституты и педуниверситеты, уничтожили систему переподготовки учителей, в дружных учительских коллективах ввели конкуренцию за доплаты, что, естественно, не привело к успеху, но об этом молчат, дают нам в руки новый флаг «12 шагов».]

Вузы как центры инноваций

Мировой опыт показывает, что именно университеты становятся опорой технологического и инновационного развития регионов и государств.

Что требуется сделать?

· Построить систему для развития предпринимательских компетенций у студентов, для чего не менее трети образовательных программ высшего образования в вузах составить на основе онлайн-курсов ведущих университетов.

· Передать вузам региональную инфраструктуру поддержки инноваций: бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы, инновационные парки, технопарки.

· Поддержать на основании конкурсного отбора 100 университетов для развития экономики регионов и 25 университетов — для развития отраслей.

· 200 грантов на конкурсной основе вузам-участникам программы кооперации предприятий с опорными университетами. Не менее 10 грантов ежегодно для обеспечения долгосрочной (от 7 лет) кооперации образовательных и научных организаций в интересах задач социально-экономического развития территорий и отраслей.

Результат

Не менее 10 % выпускников вузов станут инновационными предпринимателями или участниками инновационных проектов, реализуемых в регионах РФ. [Мечтать не вредно. Когда преподаватели вузов будут заниматься этими мечтами, если им не хватает времени на составление чудовищных отчётов, на подготовку к занятиям, которыми наш преподавательский состав перегружен на уровне отсталых африканских стран? А ему ещё надо писать статьи для публикации в зарубежных журналах, куда допускают частные английские организации. И это при неадекватно низкой оплате преподавательского труда.]

Развитие фундаментальной науки

Россия представлена сегодня собственными разработками всего в 5% глобальных научных и технологических областей передовых исследований. Это в 3–4 раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах. Наши ученые по-прежнему недостаточно вовлечены в мировые сети знаний и технологий.

Что требуется сделать?

· Расширить программы международной конкурентоспособности — на базе 40 вузов развернуть экспериментальные площадки для крупных международных проектов уровня «Мегасайенс». И не менее 50 центров превосходства — международных исследовательских центров в разных отраслях науки с привлечением не менее 10 тыс. зарубежных исследователей̆.

· Развить финансирование долгосрочных (от 5 до 10 лет) программ фундаментальных и поисковых исследований ведущих исследовательских университетов и научных центров.

· Создать академические университеты на основе партнерств исследовательских университетов и институтов РАН. Благодаря такому партнерству студенты смогут массово реализовывать конкретные научные проекты на базе Академии наук.

· Рекрутировать перспективных российских и зарубежных ученых. Софинансирование государством 50 % заработной платы специалистов, имеющих значимые научные результаты. Гранты для аспирантов на уровне средней заработной платы по региону. Увеличить продолжительности аспирантуры до 4-5 лет.

Результат

Двукратное увеличение объемов НИОКР, присутствие в ТОП-200 глобальных предметных рейтингов: не менее 20 вузов к 2024 году, 40 вузов — к 2035 году.

[Что сделали с вузами и преподавателями вузов — писано-переписано. Назначение на профессорскую должность зависит от частных английских компаний, которые то ли опубликуют, то ли нет его статьи. От этого зависит рейтинг вуза и возможность получения финансирования. Строить развитие российского образования на основе вражеского рейтинга — это достижение экспертной мысли! Эксперты ВШЭ в эту сторону не думали? До конкретных научных проектов студентов надо бы повысить общий уровень среднего образования в стране, иначе не из кого выбирать студентов на обучение. На одних супершколах вузы не обеспечить подготовленными к обучению студентами.]

Экспорт образования

Имея формально мощную систему экспорта профессионального образования, Россия не получает адекватного дохода. Например, Австралия, принимая столько же студентов, сколько Россия, зарабатывает в 18 раз больше.

Что требуется сделать?

· Наладить современную инфраструктуру для обучения иностранных студентов. Построить новые и модернизировать действующие кампусы, построить общежития. В ведущих вузах увеличить число преподавателей со знанием английского языка до 90%. Облегчить миграционные процедуры.

· В российские вузы и колледжи привлекать платежеспособных иностранных студентов с высоким потенциалом, особенно на магистерские и аспирантские программы в приоритетных технологических областях. Для этого вести специальные гранты для талантливых иностранных студентов.

Результат

К 2024 году будет обеспечен рост доходов от образовательных услуг в совокупном экспорте России до 1 %. [Вот эту разруху образования, эти образовательные услуги «спецы» собрались экспортировать?]

Содержание школьного образования

Проект предлагает обновить стандарты образования: развивать навыки XXI века и новую грамотность, распространять современные воспитательные практики.

Что требуется сделать?

Обновить стандарты образования, куда, в частности, необходимо включить задачу развития метапредметных навыков — умение получать, обрабатывать и применять знания, мотивировать себя и критически оценивать информацию.

Результат

К 2024 году российских школьников будут овладевать навыками XXI века на уровне сверстников в развитых западных странах, 90 % выпускников смогут успешно сдать национальный тест по основам финансовой, цифровой и правовой грамотности. [Эксперты ВШЭ не знали толком стандарта прежнего, а новый утверждённый стандарт стал и того хуже. Я описал его в статье «ФГОС 4.0. Если это не вредительство, то что такое вредительство?» [6]. Про навыки XXI века написано выше, все эти грамотности, за которые ратуют эксперты ВШЭ, плохая замена классическому образованию. Ратуя за навыки и грамотности, эксперты ВШЭ противоречат целям и шагам, сформулированным выше. Не пришлось бы вскоре вводить в стране ЛИКБЕЗ.]

Кадры для развития образования

Развитие системы образования невозможно без опоры на подготовленные и мотивированные кадры. Современные педагоги должны уметь работать с цифровыми технологиями, учитывать особенности своих учеников и студентов.

Что требуется сделать?

· Переподготовить управленческие команды всех образовательных организаций на всех уровнях образования. Стимулировать освоение новых методик и технологии через сертифицирование педагогов, гарантирующее повышение заработной платы.

· Подготовить программы педагогического образования с акцентом на практику, а также постдипломное сопровождение молодых педагогов. Эти меры будут способствовать не только росту образовательных результатов, но и улучшению социального самочувствия и повышению социального статуса учителя.

Результат

К 2024 году профессия педагога войдет в пятёрку наиболее привлекательных, заработок учителя составит не менее 125 % от средней заработной платы по региону. [Всё та же «старая песня о главном»: ни слова о повышении уровня фундаментальной подготовки будущих учителей, только «на практике», «сопровождение», сертифицирование… Кстати, а кто сертифицировал авторов этих предложений? Что будет реализовано из написанного — не знаю, но что триллионы из федерального бюджета будут красиво потрачены — не сомневаюсь.]

Используемые источники

1. 12 решений для нового образования – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (hse.ru)
2. Будущее образования: Глобальная повестка. GEF.Agenda_ru_full.pdf (rusinfoguard.ru)
3. 1_класс._»Анализ освоения программы в 1 классе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта» (infourok.ru)
4. Цифровое слабоумие | Научно-популярный журнал «Химия и Жизнь» (hij.ru)
5. Новости с фронта борьбы родителей учащихся против «СберКласса» | Наблюдатель | Яндекс Дзен (yandex.ru)
6. ФГОС 4.0. Если это не вредительство, то что такое вредительство? | Наблюдатель | Яндекс Дзен (yandex.ru)

«Что же из этого следует? — Следует жить». Жить, понимая, что эту двенадцатиходовку написали «спецы», строившие нам Россию, как колонию Запада. Часть их прогнозов сейчас особенно актуальна — в части цифровизации образования. Только «спецы» не понимают ничего в школьном образовании, они даже не понимают, насколько губительны их мечты по окончательному решению образовательного вопроса помещением всех детей в цифровой концлагерь. Если они продавят свои инициативы и доведут дело до конца, то у России не будет своих кадров — квалифицированных врачей, учителей, учёных, военных… Разумеется, страна этого не допустит. Этого не допустят родители учащихся, так как вся эта цифровизация, кроме прочего, ещё и угробление здоровья детей.

Интересно, а миллиарды уже распилили или процесс ещё идёт?

Добавить отзыв
www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал