Новости

Сколько зарабатывают учителя в разных странах мира

 

Нелегкая профессия учителя в большинстве стран оплачивается достойно — правительство понимает, насколько важна поддержка педагогов. Вот несколько интересных фактов и цифр.

Больше всего труд учителя ценят в Люксембурге — свыше 100 тыс. долларов в год (10 000 € в месяц). Примерно та же картина в Швейцарии и Германии. В этих странах педагоги — это интеллектуальная элита. Комфортные условия работы и достойная оплата привлекают в профессию молодежь — 60% кадрового состава не достигли 40 лет.

В Канаде все школы компьютеризированы, с доступом в интернет и новейшим лабораторным оборудованием. В месяц учитель зарабатывает 5500 €.

В Японии конкурс на вакансию педагога может достигать 20-30 человек на место, при этом во многих префектурах требуют, чтобы соискатель был моложе 30 лет. У японских учителей самая длинная рабочая неделя (54 часа), а получают они порядка 5250 €.

Финские школы очень независимы, они могут самостоятельно разрабатывать учебные планы. Есть специальный учитель, который помогает определиться с профессией. Зарплата — 3900 € в месяц.

Во Франции учителей можно отнести к среднему классу с зарплатой 2000 €. Отработав 6 лет в одной школе, можно взять годовой отпуск с охранением места.

В африканских странах постоянная нехватка учителей. В Кении самая высокая оплата труда в этой сфере 450 €, но это все равно не спасает от дефицита кадров.

Россия и бывшие советские республики представлены на фото ниже в сравнении с несколькими другими странами.

 

Росстат называет цифру 34 тыс. рублей как среднюю учительскую зарплату по стране. Однако она значительно разнится по регионам. На Дальнем Востоке, Мурманской и Московской областях это 45 тыс. (в среднем). А вот Северный Кавказ — всего 21 тысяча.

А вот что получится, если сравнить зарплату учителя и доход главы государства.

 

И, хотя цифры здесь взяты из статистических отчетов 2016 года, ситуация вряд ли поменялась кардинально. 

 
Мы же понимаем, что дело не только в зарплате учителя, дело ещё в том, как функционирует школа, как распределены обязанности между участниками образовательного процесса. За что отвечает учитель, а за что отвечает ученик и его родители. Как нагружен учитель, чем, насколько важную и осмысленную работу, не унижающую его профессиональное достоинство, он должен выполнять. Обязан ли учитель «тащить на себе» бездельника или неспособного к учению, которому можно было бы выбрать свой образовательный маршрут. Нам всё время ставят в пример финскую школу. Давайте посмотрим, как там у них всё устроено. В чём секрет их успеха?
 
Почему учителю в Финляндии живется лучше, чем его коллеге в России
 

Финское образование многие считают лучшим, ведь согласно авторитетным международным исследованиям у финских школьников самый высокий уровень знаний. Но чем обусловлены такие успехи в стране, где оценки не считаются главным достижением, а домашних заданий практически нет?

Начнем с зарплаты. У финских учителей она от 2000 до 5000 евро. Не самая большая, по меркам этой страны, ведь и жизнь там значительно дороже, чем у нас. Коммуналка там доходит до тысячи евро. Однако учитель предметник со стажем от 5 лет получает около пяти тысяч евро. Это хорошие деньги.

Количество детей в классе – около 15 человек. И, вы не поверите, учитель в классе не один. У него есть помощник. Учителя в классах, в которых по 15 человек, работают с помощником. Зарплата помощника учителя около двух тысяч евро. И за эту зарплату учителю надо работать 25 часов в неделю.

Учитель не пишет никаких планов, отчетов, прочей бумажности. У учителя есть одна, четко определенная государственная программа преподавания своего предмета. Он должен придерживаться этой программы, но строгого соблюдения день в день нет, все зависит от того, как усвоен материал. Оценки от 4 до 10 баллов выставляются в подобие электронного журнала, однако нет системы, когда оценки влияют на престиж учебного заведения, рейтинг школы и прочее. Оценки нужны для самостимулирования ребенка. В начальной школе их нет вообще.

Дети учатся до 9 класса. Потом — лицей или аналог нашего ПТУ. Здания начальной и старшей школы разделены, есть градация образовательной программы по способностям учащихся. Там инклюзия, но для каждого отдельного случая имеется свой вид программы обучения. У учителя нет самоцели вдолбить знания любой ценой. Если у ученика нет желания учиться, его направляют на отдельный курс, направленный на подготовку к рабочей специальности. Если у ученика ЗПР, его переводят в группу ЗПР, учитель с удовольствием останется на дополнительное время после основных занятий с отстающими – ему оплатят все отработанное время. Репетиторов там нет. Девиз финского образования «мы готовим к жизни, а не к экзаменам».

Учитель-предметник не занимается классным руководством, не собирает денег с родителей, не заполняет никаких планов воспитательной работы, не отвечает за питание, не проводит родительских собраний. У учителя есть дополнительный оплаченный час в неделю на «родительские пятнадцатиминутки», где родителям индивидуально рассказывают об их детях. Там нет аттестации в нашем понятии. В каникулы учителя проходят обучение и повышение квалификации, вот и вся аттестация.

Питание, учебники, айпады для школьников бесплатны во всей стране. Ребенку создают все условия для учебы. На перемене учителя и их помощники по очереди дежурят на улице, так как ребята все перемены проводят на свежем воздухе. После школы часты экскурсии и поездки. Их проводят отдельные люди. Если с детьми едет учитель, время учителя, потраченное на эту работу, включается в ежемесячный расчет зарплаты. Воспитание больше семейная функция. В школах почти нет домашних заданий. Ребенок может получить задание по выполнению какого-то интересного для него проекта. Все свободное время после уроков дети проводят в семье. Обучение остается в рамках школы.

За прогулы и неадекватное поведение школьников наказывают не учителей, а школьников и их родителей. В Финляндии жесткая система ювенальной юстиции. Ребенка могут изъять из семьи, если родители не выполнят все предписанное психолого-педагогической комиссией. Все прогулянные уроки ребенок обязан отработать в школе. Он может быть оставлен после уроков, в «окна» учитель может дать задание для самостоятельного обучения, эта работа тоже будет оплачена. Однако прогулов там почти не бывает. Во-первых, потому, что никто не озвучивает вслух оценки, нет унижения и травли, нет хороших и плохих учеников, а если хвалят, то громко, много и при всех. Во-вторых, никто не заставляет учиться. Не хочешь – твое дело. Тебе подберут индивидуальное направление обучения. Дети идут в школу с удовольствием и учиться почему-то хотят. Может, поэтому мы не слышим историй о школьниках, пострелявших учителей и одноклассников в Финляндии?

Никто не накажет учителя за неудовлетворительную «четверку». Ученик, получивший за итоговый тест четверку, остается на второй год. И это очень даже приветствуется. И никому не стыдно. Еще там есть специальный 10 класс для исправления ситуации с оценкой по одному или нескольким предметам для тех, кто хочет поступить в лицей.

Контракт учителя – один учебный год. На следующий год его надо перезаключать заново.

Это все про различия. Теперь про сходство. У них там схожий с нашим ФГОСовским метод обучения. Поставить проблему, дать учебник, планшет, интернет, лабораторию, оборудование, ребенок сам должен найти ответ и решить проблему. Схожий-то схожий, да только в российских школах из этого всего есть только учебник, и то не у всех, поэтому и не прокатывает у нас их метод обучения. Поэтому у нас все плохо. Методы импортные, а приемы совдеповские. Такие дела.

Источник. https://zen.yandex.ru/media/mamamonte_2344392/pochemu-uchiteliu-v-finliandii-jivetsia-luchshe-chem-ego-kollege-v-rossii-5c64310eae6f0200adeacb4f

Комментарий к прочитанному. Получается, как мы ни старайся, а в имеющихся условиях мы обречены отставать от Финляндии и дальше. Потому что все силы тратим не на лучшее устройство школы, а на тотальный контроль учителей, отражающий полное недоверие власти к специально обученным специалистам. Власть хочет чего-то совсем другого от учителя, но не говорит, чего. А все эти разговоры про мировые рейтинги — пустое, это для отвлечения внимания и симуляции бурной деятельности.
 
www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал