Архив новостей за I полугодие 2007 года
25.06.2007 — Сказка о Бабе Яге и быль о ЕГЭ
Мысль пришла Бабе Яге
За границей где-то —
Привезла она ЕГЭ
Для российских деток.
Сам Кощей сказал Яге
Одобрительно: «Эге!
Не желал бы и врагу,
Но внедряй, я помогу!»
Ставят наши деточки
Цифры, буквы в клеточки…
Не экзамен — гиблый лес,
Поле л….х чудес.
«Нацпроекта» цель проста,
Кое-кто мечтает:
1. Пусть считает Русь до ста,
2. По слогам читает.
Иван ДУДИН.
Краснодарский край.
СОВЕТСКАЯ РОССИЯ, 23.06.2007
http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=823
09.06.2007 — Сдачи не надо
АННА СЕМЕНОВА, АНДРЕЙ ДОЛГИХ, НАТАЛЬЯ ШЕРГИНА, Санкт-Петербург
В начале этой недели московские школьники разместили в Интернете открытое письмо, в котором потребовали отмены Единого государственного экзамена. Поводом для его написания стало размещение в Интернете готовых ответов на тестирование по русскому языку за 10 часов до экзамена. Эксперты добавляют: ответы на ЕГЭ открыто продаются и покупаются. А это может дискредитировать всю систему среднего образования в России. Что касается уже написанного ЕГЭ по русскому, то Рособрнадзор, возможно, отменит его результаты по крайней мере в некоторых регионах страны.
Письмо, адресованное президенту РФ Владимиру Путину, министру образования Андрею Фурсенко и генеральному прокурору Юрию Чайке, было размещено в Интернете и за несколько часов успело собрать более сотни подписей. Поводом для составления его стало появление ответов на задания по русскому языку за 10 часов до экзамена. Спасителем тысяч ленивых школьников стал выпускник одной из школ в Ленинградской области. «Как к нему попали эти материалы – выясняется. Основная версия такая: секретный пакет привезли вечером, в ночь перед экзаменом, – заявил глава Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзора) Виктор Болотов. – Мальчик каким-то образом добрался до него, вскрыл его и решил один вариант».
Этот случай вызвал шквал возмущения, причем не только среди учителей, но и среди школьников, которые готовились без жульничества. «Я честно готовился к экзамену, не спал по ночам, а другие ничего не делали, а сдали лучше меня, – рассказал «НИ» выпускник московской школы, автор письма Дмитрий Кузнецов. – Все, что я думаю по этому поводу, я написал у себя в интернет-дневнике. Потом мы с нашим учителем русского языка составили текст письма и начали сбор подписей. Следующим шагом будет составление нормального «бумажного» варианта обращения».
«Многие старшеклассники мотивированы на учебу в школе в основном необходимостью поступления в вузы, – говорится в тексте письма. – Поэтому фактически в России не останется дееспособных абитуриентов, так как все получат возможность списать, и вузы не смогут выбирать абитуриентов из огромного количества выпускников с высоким баллом за ЕГЭ». Одним из требований письма стало «отменить ЕГЭ, пока не поздно».
Впрочем, эксперты сомневаются, что власти пойдут на поводу у недовольных школьников. Деньги вокруг школьного аттестата крутятся немалые. Один из самых популярных способов подзаработать на ЕГЭ – когда выпускника сажают на оплаченное место. Ему дается определенный вариант задания и заранее написанные ответы. За сумму от 2 тыс. до 5 тыс. долларов школяру гарантирован 95–100-балльный сертификат. Конечно, такие результаты могут вызвать подозрение при поступлении в вуз. Однако по закону такой сертификат обязаны принять. Второй, менее затратный способ – решить все варианты, которые приходят в местный департамент образования. «Обычно это поручают либо лучшим школьным учителям, либо вузовским преподавателям, – рассказал «НИ» Сергей Комков. – Часть из этих решений отдается тем, кто пошел по первому пути, то есть сел на фиксированное место. Вторая часть – отдается агентам на продажу. Правда, ученик не знает заранее, какая именно версия задания ему попадется, поэтому приходится брать с собой все варианты. Так что этот способ дешевле – от 500 до 1 тыс. долларов. По нашим данным, тот мальчик из Петербурга заплатил за ответы около 14 тыс. рублей».
Эксперты убеждены: нам только предстоит убедиться в несостоятельности той системы, от которой отказываются на Западе. Единое государственное тестирование было переведено из разряда обязательного в разряд добровольного в ряде европейских стран: Франции, Германии, Испании. Результаты тестирования рассматриваются только в качестве дополнительной информации о студенте при поступлении. «Мы взяли за образец американскую систему оценки знаний, но не учли один существенный момент, – рассказал «НИ» учитель русского языка, один из авторов открытого письма Сергей Райский. – На первое место при поступлении в вуз там ставятся баллы, которые школьник накопил за время обучения в старших классах. На втором месте стоит рейтинг школы, и только потом оцениваются результаты тестирования».
ЕГЭ по русскому языку не оправдал себя и в Татарстане. Министр образования и науки республики Раис Шайхелисламов позавчера заявил, что в этом году при проведении экзамена было выявлено в четыре раза больше нарушений, чем три года назад, когда ЕГЭ только вводился. После служебного расследования многих начальников отделов образования могут ждать серьезные наказания. Некоторые результаты могут быть аннулированы. То же самое может случиться и с результатами экзамена в Ленинградской области. «Мы анализируем результаты проведения ЕГЭ в том пункте, где живет этот мальчик, – заявил Виктор Болотов. – Если они будут отклоняться от среднеобластных, будем аннулировать их». Так что школьникам, желающим сдать экзамены без учебников, возможно, все-таки придется засесть за них, на этот раз всерьез.
Источник: Новые известия, 6 июня 2007 г.
http://www.newizv.ru/news/2007-06-06/70516/
Наш комментарий. А что тут, собственно, комментировать. О криминале и росте коррупции вокруг ЕГЭ уже писали неоднократно. В том числе и нашем сайте. Скандал с русским языком лишний раз подтвердил прогнозы проницательных людей. А вот реакция В. Болотова озадачила. Результат выше среднего по области (по стране) будет в очень многих территориях. И в тех, где ЕГЭ писали строго по инструкции, и в тех, где уже наловчились (пример Татарии здесь очень красноречив!) получать хорошие результаты нечестными путями. Есть ли у В. Болотова научные критерии для отделения «зерен от плевел»? И справедливо ли будет отменять экзамены по региону или населённому пункту, где живёт «злоумышленник», где результаты выше средних по России? Ведь при этом пострадают и неповинные люди? Нужна ли нам такая «коллективная ответственность»?
31.05.2007 — Стихи Г.К. Сюнькова из Самары
Самоеды
Когда пропаганда порока
Нас в черную бездну столкнет,
Все скажут: “Туда и дорога.
Планета о вас не всплакнет.”
Да можно ль жалеть о тупицах,
Живущих заемным умом,
Мечтающих вдоволь напиться,
Довольных заморским ярмом?
Лишь кто-то в грядущем заметит,
Толпе любопытных в ответ,
Что был, мол, на нашей планете
Дебильный народ-самоед.
Обрушил он Родину в хаос,
Забыв свое с богом родство,
И только названье осталось
Векам от народа того.
Кукловод
Дошли до точки невозврата.
До дна. До самого конца.
Где дальше только – брат на брата,
Где только – дети на отца.
А в отдаленье безопасном,
Под сенью призрачных свобод,
На нас показывая пальцем,
Смеется ловкий кукловод.
Аристократия
Аристократ блюдет свой круг.
Он твердо знает это,
Что человека создал труд
Другого человека.
Аристократ духовно сыт
В неведенье великом,
Что человека создал стыд,
Несвойственный элитам.
Прошлое
Нас зовут покаяться
Чьи-то сферы высшие.
Снова нам икается
За свое небывшее.
Снова крутят бешено
Злыдни неуемные
Прошлое, истлевшее,
Кем-то сочиненное.
Чьи-то параллельные
Версии истории
Новым поколениям
В книгах понастроили,
Ложь тасуют голую,
И трактовкой новою
Ставят с ног на голову,
С хилой – на здоровую.
И понять не лишне нам,
Если зряшно каяться,
Даже и небывшее,
Прошлое сбывается.
Кодекс
Возле леса, возле гор
Поднимается забор
И стена возводится
В честь “Лесного кодекса”.
Будь старик иль молодежь,
К лесу больше не пройдешь.
Посмотреть нельзя его,
Там уже хозяева,
Там порядок стал другой –
Не ступи туда ногой,
Там хозяйственный субъект
Говорит: “Ступай в объезд!”
Но у поля и реки
Тоже вешают замки.
Там везде с недавних пор
Возвышается забор.
И на горе всему свету
Так придумали в Кремле,
Что простому человеку
Места нету на земле.
Краски мира
А если вдруг предстанет жизнь
Подобьем грязной липкой тины,
Куплю холстов, возьмусь за кисть,
И научусь писать картины.
Живем в духовной нищете,
Среди не лиц, а пошлых масок,
Так пусть хотя бы на холсте
Мир не утратит ярких красок.
Протест
Шагают толпы водку пить,
Идет навстречу пьяных рать,
И перестал я их любить,
И начал тихо презирать.
Ко мне резонов целый ряд
Спешит из разных областей,
“Таков протест, — мне говорят, —
На своеволие властей.
Мол, кроткий русский человек
Не агрессивен до того,
Что будет пить себе во вред,
Но не обидит никого”.
А я кричу: “А ну-ка встань,
Пути не видящая пьянь,
Протест не в выпивке в руке,
А в крепко сжатом кулаке” .
Мастер
Он сел на пень. Свернул цигарку.
Колечки дымные пускать.
Построил терем олигарху,
Какого в мире не сыскать.
Близка работа к завершенью,
Теперь бы только невпопад
Не стать для киллера мишенью –
Заказчик больно скуповат.
23.05.2007 — Об истинных целях реформы образования
Дождались. Спустя почти 10 лет после первых шагов, направленных на изменение (читай: ухудшение по всем статьям) образования, которое потом назвали реформой, еще позже — модернизацией образования, наконец-таки чиновники от образования стали проговариваться о том, о чём они мужественно молчали все эти годы. Они ничего не говорили народу, интересы которого должны были бы представлять, занимая высокие должности. Всё это время они предпринимали действия, идущие вразрез с интересами этого народа и государства, но на пользу себе любимым, новому зародившемуся классу собственников, правителей России и распорядителей её судьбой и её богатствами. Да ещё на пользу другим народам и другим государствам. Это какой-то театр абсурда!
Предлагаем почитать материал С. Миронина (http://www.noopolis.ru/articles/1009.shtml), который мы разместили и на нашем сайте (?action=Page&ID=583).
Грустно от того, что истинные цели реформирования образования уже были многократно названы проницательными людьми, в том числе и на нашем сайте. Но народ России не имеет власти над своей плутократией, над своими министрами развала образования и науки, все действия которых сводятся к уничтожению образования и науки. Это в стране, которая на свою беду имеет огромную малонаселённую территорию, нашпигованную природными богатствами. А страна, лишённая науки и образования, вряд ли сможет слезть с нефтегазовой иглы, наладить наукоёмкое производство, достойно содержать двух своих главных союзников: армию и флот (о двух союзниках России говорил ещё Александр III). И это всё в то время, когда американские первые лица не устают повторять, что Сибирь принадлежит всему человечеству.
Читайте и думайте.
20.05.2007 — Дискуссия о критериях проверки работ ЕГЭ на нашем сайте
Дискуссия, которую мы начали на страницах газеты МАТЕМАТИКА (21/2006 и 4/2007), получила неожиданное продолжение. В номере 10/2006 той же газеты опубликованы отклики на наше выступление И.Сергеева и П.Семёнова. Помещаем их на нашем сайта вместе с ответом на них.
Раздел РЕЦЕНЗИИ, ДИСКУССИИ (боковое меню).
11.05.2007 — Новая рецензия на нашем сайте
В разделе РЕЦЕНЗИИ, ДИСКУССИИ (см. боковое меню) размещена рецензия Ю.М. Колягина на книгу «Арифметика помогает алгебре». Эта книжка скоро выйдет в издательстве «Физматлит». Написал ее В.И.Романовский, один из авторов сайта http://www.math-on-line.com. В книге собраны интересные задачи: от сравнительно простых до самых сложных – конкурсных и олимпиадных. Для каждой задачи предложено несколько (по возможности) арифметических решений с развернутыми объяснениями. Параллельно даются и алгебраические решения, что позволит оценить эффективность и простоту арифметических методов, а также освоить приемы алгебраических решений.
09.05.2007 — С ДНЁМ ПОБЕДЫ!
Всех посетителей сайта поздравляем с ДНЁМ ПОБЕДЫ!
Этот праздник мы должны помнить и отмечать, иначе наши внуки будут учить историю по учебникам, в которых главные события второй мировой войны будут происходить где-нибудь в Пёрл-Харборе или в Африке, иначе именно американские бравые парни победят в этой войне Гитлера вместе со Сталиным. И что обидно, искажению истории в наибольшей степени способствуют народы, само существование которых без победы нашей доблестной Советской Армии было бы, по крайней мере, проблематичным. Конечно же, не сами народы виноваты, а их политики, желающие поскорее забыть наше общее прошлое.
Как раз под праздник проведена показательная акция сноса памятника в Эстонии. А следом и в Польше говорят, что памятники советским воинам не отвечают их национальным традициям. А мой дед ШЕВКИН Василий Трофимович (род. 1907, дер. Пушкари. Гридинский сельсовет. Призван в 1941. Красноармеец, Погиб, сентябрь 1944. Похоронен: дер. Н. Буда. Польша — сведения уточнены на сайте http://history.tver.ru/book/book.php?r=4&l=216&ch=1&lim=50&ch=1) не знал, что нарушает польские традиции и погиб на поле боя именно там, где и его кости могут потревожить, как в Эстонии. В какое же бесстыдное время мы живём!
Тем не менее, с праздником! Берегите наших ветеранов и память о всех погибших в той страшной войне.
15.04.2007 — О наибольших и наименьших значениях
На сайте Муравиных Г.К. и О.В. началось размещение статей. Мы обратили внимание на полезную статью, посвященную задачам на наибольшее и наименьшее значение. В статье есть хорошие задачи, показывающие на геометрическом материале, что прочитав слова «наибольшее» или «наименьшее» значение, не стоит торопиться применять производную.
Ищите статью по адресу:
http://muravin2007.narod.ru
04.04.2007 — Система образования станет похожа на европейскую
Кардинальные перемены в школах и вузах могут начаться в новом учебном году
Вчера в думский комитет по образованию и науке поступили два законопроекта профильного министерства. Первый предусматривает введение обязательного 11-летнего школьного образования, второй разделяет курс высшей школы на бакалавриат и магистратуру. Поскольку оба законопроекта Минобрнауки одобрены правительством, то при успешном прохождении чтений в нижней палате они могут вступить в силу уже в новом учебном году.
Введение обязательной бесплатной 11-летки нужно, в частности, для того, чтобы любой выпускник средней школы мог при желании сдать единый госэкзамен. «Сегодня человек, закончивший девять классов, ПТУ или техникум, не имеет возможности поступить в институт, как раньше. Для этого нужно набрать определенное количество баллов на специальном тестировании. С принятием закона полное среднее образование сможет получить даже двоечник», — заявила корреспонденту «Газеты» зампред думского комитета по образованию и науке Валентина Иванова. Депутат отмечает, что со вступлением в силу документа, вдвое сократится срок обучения в училищах, техникумах и колледжах — до полутора лет вместо существующих трех.
Второй законопроект — о введении двухступенчатого высшего образования — обсуждался в профильном министерстве два с половиной года. С одной стороны, введение бакалавриата и магистратуры продиктовано требованием Болонского процесса (система реформ всех уровней образования, проводимая в большинстве европейских стран), к которому присоединилась и Россия, с другой — желанием выпускать более узких специалистов, не требующих дальнейшего переучивания за счет работодателя.
«Во время обучения на степень бакалавра студенты будут изучать общие дисциплины. Затем они, получив диплом о высшем образовании, смогут несколько лет поработать и определиться с будущей специальностью. Если появится желание — вернутся в вуз, где после сдачи соответствующих экзаменов продолжат обучение на степень магистра. При этом вторая ступень будет такой же бесплатной, как и первая», — рассказал корреспонденту «Газеты» экс-депутат Госдумы Сергей Суворов. По его словам, срок обучения по всем существующим специальностям останется прежним и будет просто разбит на трех-четырехлетний бакалавриат и двухлетнюю магистратуру.
Кроме того, правительство определит список профессий, обучение по которым не требует двух уровней. Например, врачи и инженеры-физики будут по-прежнему учиться пять-шесть лет и по окончании вуза получат диплом «специалиста» (эта категория идентична магистру, но не требует экзаменов после трехлетнего обучения).
Принятие законопроекта должно коренным образом изменить систему оценок: вместо нынешних «удовлетворительно» и «отлично», получаемых на экзаменах, студенты будут набирать сумму баллов за весь курс. «Исчезнет понятие «красный диплом», и система оценок станет более объективной. Получить «пятерку» за списанный ответ уже не удастся», — замечает Суворов. В случае одобрения законопроект изменит и структуру институтского преподавания. Кафедры будут расформированы, а специальные предметы начнут преподаваться в рамках общих курсов.
Несмотря на логичность и убедительность предлагаемой реформы, вузовские деятели встречают ее с негодованием. Ректор МГУ Виктор Садовничий выразил опасение, что многие вузы, в первую очередь частные, не смогут дать качественное высшее образование за три года. А пресс-секретарь МГУ Евгения Зайцева заявила «Газете»: «Мы готовы принять лишь некоторые положения Болонской системы. Но отдельные пункты в корне противоречат российским принципам образования». То есть с точки зрения руководителей высшей школы, которая безнадежно отстала не только от западной, но и азиатской системы (Япония, Сингапур, Южная Корея), получается, что выход из кризиса один — получать больше бюджетного финансирования и ничего не менять.
03.04.2007 / ОЛЬГА ПАВЛИКОВА
Материал опубликован в «Газете» №60 от 04.04.2007 г.
Наш комментарий. Жаль, что зампред думского комитета по образованию и науке Валентина Иванова не уточнила, что означают слова «среднее образование сможет получить даже двоечник». Что она имеет в виду? Что будут созданы условия, при которых каждый двоечник возьмется за голову и получит образование? — Сомневаюсь. Скорее всего, имеется в виду, что каждый двоечник получит документ, подтверждающий, что он получил среднее образование. Тогда есть еще один вопрос. Какие оценки будут стоять в этом документе? — Те, что пишем, или те, что держим в уме? То есть будут ли выставляться в документ отметки за реальные учебные достижения (тогда почти 20 % выпускников будут иметь «2» по математике, что дают нынешние ЕГЭ) или лживое выставление незаслуженных «троек» продолжится? В этом последнем случае кризис образования в стране только усилится.
19.03.2007 — На школьниках поставят тест
Через несколько лет Единый экзамен станет обязательным не только для выпускников школ, но и для учеников девятых классов. Называться, правда, он будет не ЕГЭ, а ЕМЭ — Единый муниципальный экзамен.
Эксперимент с “малым” ЕГЭ, как в шутку называют новшество в Министерстве образования и науки РФ, проходит уже четвертый год. Но не массово, а лишь в некоторых школах. В Москве о нем, например, почти ничего не знают. Тем не менее в ближайшие два-три года ЕМЭ собираются ввести во всех регионах, а уже с 2010 года сделать обязательным. Он по сути станет репетицией “большого” ЕГЭ.
В чем отличие ЕМЭ от традиционной итоговой аттестации 9-классников? Во-первых, проверять знания ребят будут в письменной (тестовой) форме. Во-вторых, для проведения экзамена создадут независимые государственные комиссии (на региональном или муниципальном уровне). Это значит, что оценивать результаты тестов и выставлять баллы будут не родные учителя, а чужие педагоги. В-третьих, экзамены будут проходить в специально оборудованных пунктах.
В 2007 году аттестация 9-классников по новым правилам пройдет уже в 52 регионах, в том числе и в Москве, правда, лишь в некоторых школах. В Челябинской области и Чувашии его проведут в массовом порядке. Тесты приготовлены по четырем предметам: алгебре, русскому языку, биологии и обществознанию. Первые два будут обязательными для всех учеников, два других — по выбору. Если школьник заметит нарушения в ходе проведения ЕМЭ или окажется недоволен оценкой, он сможет подать апелляцию, которую в течение трех дней рассмотрит специальная комиссия. Претензии по содержанию тестов, правда, приниматься не будут.
По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктора Болотова, муниципальный экзамен поможет объективно оценить знания 9-классников. Ведь одна и та же “пятерка” в элитной гимназии и обычной районной школе может обозначать совершенно разные уровни знаний.
В свое время “большой” ЕГЭ вызвал много споров. Вокруг него до сих пор бушуют страсти, хотя уже решено, что с 2009 года он станет обязательным для всех 11-классников. Противники тестов утверждают, что они не позволяют оценить творческие способности ученика, приводят к механическому натаскиванию на ответы. Сторонники упирают на объективность оценки и сохранение здоровья школьника. Теперь, по всей видимости, дискуссия вспыхнет с новой силой, уже вокруг ЕМЭ.
Игорь Сергеев,
Московский Комсомолец от 19.03.2007
18.03.2007 — Убрать ручки
16 марта 2007 г.
Убрать ручки
В Швеции проводят эксперимент по полному отказу от уроков письма
АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ, Стокгольм
Первоклашки в шведском городе Питео приходят на уроки без тетрадок и авторучек. Они учатся писать на… компьютерах. Нажимая на клавиши, дети набирают слова, а специальная программа преобразует их в красивый рукописный текст. «У малолетних детей плохо развита тонкая моторика пальцев, и мы не хотим их понапрасну мучить. Кроме того, они уже пришли в школу с любовью к компьютерам, на них обучение грамотности идет легче», – утверждают авторы эксперимента. За «классами без авторучек» наблюдает вся Швеция. Если эксперимент окажется успешным, новый метод будет распространен на остальные шведские школы.
Шведские лингвисты рассматривают инициативу учителей из Питео как переходный этап к полному отказу от обучения письму. По их мнению, современная «пишущая» цивилизация обречена. Мир стоит на пороге возврата в устную культуру. Регресс неизбежен, поэтому надо к нему заранее готовиться. «Письмо как способ коммуникации исчезнет в течение ближайших 50–75 лет, – заявил «Новым Известиям» профессор лингвистики и фонетики Упсальского университета Свен Оман, – виновен в этом компьютер. Идет тот же процесс, что и при появлении микрокалькулятора. До него почти все умели производить простые арифметические действия самостоятельно. Сегодня это искусство осталось лишь у представителей старшего поколения». Профессор Оман возглавляет группу экспертов, работающих над реформой шведской школы. Ставка делается на постепенный отход от обучения письму и чтению. Освободившиеся часы будут отданы развитию навыков устной речи.
Уже через несколько десятилетий, по мнению Свена Омана, писатели перестанут писать свои книги – они их будут наговаривать, сами или с помощью специальных компьютерных программ – а читатели превратятся в слушателей. Библиотека будущего будет помещена в мобильный телефон, а его обладатель сможет приобщиться к мировой культуре с помощью наушников. Тенденция к переходу от книг к звуковым записям наблюдается уже сейчас.
Специалисты отмечают, что процессы отвыкания «компьютерных детей» от чтения и писания от руки идут вместе и подстегивают друг друга. Учителя жалуются, что дети плохо пишут, а их пальцы держат ручку, точно это зубило в лапе неандертальца. Школьные медсестры оказывают срочную помощь ученикам, которых заставили длительное время водить авторучкой по бумаге: от непривычной нагрузки у них начинают болеть мышцы всего тела, а то и сводит судорогой пальцы. Производители писчей бумаги, пытаясь остановить падение спроса на свою продукцию, спонсируют литературные соревнования, главным условием которых является написание текста от руки. Почерковедение как одна из составляющих профессий психолога уходит в прошлое: почерки попросту исчезают.
«Зачем писать рукой и тратиться на покупку бумаги, если можно набрать текст на компьютере или на дисплее мобильника, и все это послать по электронке?» – возражает поколение информационного бума последним защитникам письменности прошлого. Историки вздыхают по поводу печальной судьбы своих коллег в будущем, которым придется составлять представление о нашем времени по избранным печатным текстам, сохраненным в подземных хранилищах на долговременных жестких дисках: эпистолярного наследия мы потомкам не оставим.
Однако сторонники традиционного письма не сдаются. Шведская фирма «Аното» вместе с «Эрикссон» разработала «писчий набор» для детей компьютерного поколения, включающий авторучку, бумагу и ноутбук. Написанный от руки текст тут же переносится в первозданном виде на экран компьютера, откуда его можно отправлять в любой конец света. И бумага, и ручка, внешне ничем не отличающиеся от традиционных, на самом деле представляют чудеса технологического прогресса. В головку авторучки вставлена крошечная камера, фиксирующая перемещение пера по бумаге со скоростью ста снимков в секунду. Фотографии передаются в блок памяти, вмонтированный в тот же чудо-карандаш. Чтобы микрокомпьютер мог переводить в цифровую форму все прихотливые движения, она превращена в своеобразную карту, на которую нанесена невидимая «навигационная» сетка и встроены магнитные точки. Сохраненная в этом пишущем компьютере информация об особенностях вашего почерка пересылается на специальный сервер, где цифры переводятся в буквы. Последний этап – переброска рукописи в первозданном виде с сервера на экран вашего ноутбука и на все прочие экраны мира по вашему усмотрению.
Так шведские ученые хотят вернуть миру понятие рукописи. Они надеются, что сегодняшние дети полюбят письмо, увидев, что это «круто» и современно. Специалисты считают, что сам процесс вождения ручкой по бумаге стимулирует мозговую деятельность. Недаром в творческой среде существует такое понятие, как необходимость «расписаться», прежде чем из-под пера пойдут гениальные строки.
Наш комментарий. Обратим внимание на маленькую деталь. В статье упоминается тонкая моторика мелких мышц руки, называемая у нас мелкой моторикой. Так вот эта мелкая моторика, как считают, связана с развитием мышления ребенка. Считают, что даже переход от перьевых ручек, от письма с нажимом к письму шариковыми ручками без нажима ослабил интеллектуальные возможности нескольких поколений. Считается, что для нормального развития мышления ребенка полезно работать со всякими конструкторами, пластилином и пр., т.е. выполнять мелкую работу руками. Это развивает голову. Что будет развивать обучение без письма станет скоро ясно. Но жалко детей, вовлеченных в эксперимент.
07.03.2007 — ОАО МОСКОВСКИЕ УЧЕБНИКИ завершило выпуск учебников серии МГУ-школе
Выпуском учебников «Алгебра и начала анализа 11» (2006) и «Арифметика 6» (2007) серии МГУ-школе ОАО МОСКОВСКИЕ УЧЕБНИКИ (совместно с Издательством ПРОСВЕЩЕНИЕ) завершило издание полного комплекта учебников С.М.Никольского и др. Учебник для 6 класса издан в 4-х частях (это новая инициатива Правительства Москвы по снижению веса школьного портфеля). Следующего массового издания «совместных» учебников можно ожидать не ранее 4-х лет.
Интересная деталь. Проект по совместному изданию учебников для Москвы оказывается убыточным для Издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ и его авторов. Так авторские гонорары по отдельным учебникам составляют от 41,5% до 53,5% от авторских гонораров, выплачиваемых ПРОСВЕЩЕНИЕМ за издание тех же учебников. Потери Издательства и того больше. Кто из чиновников от образования (бывших и нынешних) обкрадывает создателей учебников в точности не известно, но «Издательство» ОАО МОСКОВСКИЕ УЧЕБНИКИ было создано именно с целью перераспределения доходов от издания учебников между теми, кто их создает, и теми, кто имеет административный ресурс для необоснованного «съема» незаработанных денег. Чем эта деятельность, узаконенная московским Правительством, отличается от бандитского «крышевания», мы не знаем.
Признаюсь, я пытался получить ответы на свои вопросы, отправив пару посланий на официальный сайт Правительства Москвы. Но там в описании порядка приёма и рассмотрения обращений в Правительство Москвы в электронном виде (http://www.mos.ru/feedback.shtml) есть хитрый пункт 6: «В течение 72-х часов с момента отправки обращения отправитель обязан подтвердить отправку обращения, перейдя по ссылке, которая будет выслана ему по адресу электронной почты. Если подтверждение не будет получено, обращение не рассматривается». Хитрость этого пункта заключается в том, что мне ни разу не прислали просьбу подтвердить мое неудобное для Правительства Москвы обращение. А согласно п. 6, это дает право Правительству Москвы не рассматривать мое обращение.
Жаль, что подобного рода «бизнесом» не интересуется ни Московская прокуратура, ни Счетная палата, ни другие контролирующие органы. Жаль, что нам так и не удалось узнать, что по этому поводу думает Московское Правительство и лично Юрий Михайлович Лужков, воззванием которого открываются все учебники «Издательства» ОАО МОСКОВСКИЕ УЧЕБНИКИ?
Шевкин А.В., учитель математики ФМШ № 2007, лауреат премии Правительства Москвы в области образования (2001), победитель конкурсов на Грант Москвы в области науки и технологий в сфере образования (2002, 2006).
07.03.2007 — В Москве пересмотрен учебный план по математике для 7-9 классов
Как нам сообщили в Издательстве ПРОСВЕЩЕНИЕ, в Московском Департаменте образования пересмотрен учебный план на новый 2007/2008 учебный год. Отменено одно из самых болезненных «достижений» реформаторов — уменьшение недельной учебной нагрузки по математике в 7-9 классах. Оказалось, что для построения профильной школы на базе «усеченного» в учебных часах курса математики в 1-9 классах не хватает уровня подготовки учащихся. Кто бы в этом сомневался? Уже 10 лет математическое сообщество доказывает всеми доступными средствами, что снижение учебной нагрузки по математике негативно скажется не только на уровне математической подготовки, но и на уровне общего развития школьников, на уровне их подготовки к получению дальнейшего образования.
Как говорится, прошли годы… Результаты обучения по «усеченному» учебному плану получены. Департамент образования согласился с мнением учителей Москвы. В следующем учебном году положение с математикой можно начать выправлять. Беда только в том, что по «усеченному» учебному плану продолжают обучать школьников и в 1-6 классах. А именно здесь закладываются основы математических знаний, формируется умение и желание учиться.
05.03.2007 — Математическая регата для 7 классов состоялась
3 марта в Московском городском дворце детского (юношеского) творчества на Воробьевых горах (ул. Косыгина, д.17) состоялась математическая регата для 7 классов. В увлекательном соревновании, которое было хорошо организовано, приняли участие 71 команда по 4 человека в каждой. Результаты соревнования и условия заданий вывешены на страничке МЦНМО, адрес которой приведен ниже. Там же есть условия заданий регат прошлых лет.
http://olympiads.mccme.ru/regata/
21.02.2007 — Курсы повышения квалификации для учителей математики на мехмате МГУ
Завтра состоится первая лекция на курсах повышения квалификации учителей математики на механико-математическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова. Учителя Москвы могут присоединиться к зачисленным на курсы. Обучение на курсах бесплатное для учителей школ государственных учреждений. Выдача свидетельств МИОО состоится 24 мая 2007 г. Запись на курсы по телефону, приведенному ниже.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В.ЛОМОНОСОВА
Механико-математический факультет
Кабинет методики преподавания элементарной математики _______________________________________________________________________
ПРОГРАММА курсов повышения квалификации учителей математики
«ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ И ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ»
Весенний семестр 2007 г., ауд. 13-06, с 16 ч 20 мин
Дата. Преподаватели. Тема.
22.02 О.П.Виноградов, А.А.Часовских. Учебный процесс и вступительные экзамены в СУНЦ МГУ (школу им. А.Н.Колмогорова)
01.03 И.В.Ященко, С.А.Шестаков. О подготовке к итоговой аттестации по математике в 9 и 11 классах
15.03 М.К.Потапов, А.В.Шевкин. Текстовые задачи в 5-11 классах и в итоговой аттестации
22.03 М.К.Потапов, А.В.Шевкин. Изучение чисел в 5-11 классах
29.03 М.К.Потапов, А.В.Шевкин. Изучение функций в 7-11 классах
05.04 М.К.Потапов, А.В.Шевкин. Уравнения и неравенства в 10-11 классах и в итоговой аттестации
12.04 В.В.Вавилов. Графические методы решений задач с параметрами:
19.04 В.В.Вавилов. Геометрические задачи на вступительных экзаменах
26.04 В.В.Вавилов. Нестандартные методы решений задач с параметрами:
03.05 И.Н.Сергеев. Экзамены и олимпиады механико-математического факультета
10.05 И.Н.Сергеев. Экзамены и олимпиады механико-математического факультета
17.05 И.Н.Сергеев. О подготовке к единому государственному экзамену по математике
24.05 М.К.Потапов, И.Н.Сергеев. Итоговая аттестация слушателей курсов повышения квалификации
Научный руководитель курсов проф. М.К.Потапов
Руководитель программы проф. И.Н.Сергеев
Секретарь курсов Н.А.Пашнова
Кабинеты 16-21 и 16-21а, тел. 939-23-73
12.02.2007 — Путин подписал закон о введении ЕГЭ
Владимир Путин подписал федеральный закон о введении единого государственного экзамена (ЕГЭ), сообщает РИА Новости. Закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена» был принят Госдумой 26 января и одобрен Советом Федерации 2 февраля.
Источник: GZT.ru
12.02.2007 — Как там у них в колледже?
… Теперь по сути вопроса. Да что там студенты… Вот такими мыслями поделился один из моих учителей математики в этот самом колледже. Выдержка: «after college i believe a very small percentage of those who are forced to learn algebra will use any of what they learn. so why do we teach it? so these same students can learn other subjects (calculus, chemistry, …) which they will not use after college? taking courses so you can take other courses is not a great nor sufficient justification for many people»
«После окончания колледжа, только очень небольшой процент людей, которых заставляли изучатьалгебру, когда-нибудь применят что-либо из того что они выучили, так зачем же ее преподавать? Для того лишь чтобы они могли изучать другие предметы, такие как калькулюс или химия, которые они также никогда не применят после колледжа? Брать классы только лишь для того чтобы иметь возможность брать другие классы не такое уже хорошее оправдание для большинства людей.»
Но ведь если в самом деле студент задает такой вопрос об алгебре (не о высшей математике какой-нибудь), если в самом деле не видит никакого смысла в этом занятии, то это ведь уже не вопрос, это ведь уже сложившееся мировоззрение! И проблема уже, наверное, не в том, как на такой вопрос лучше всего ответить, а в том как же так случилось, и что теперь делать, как изменять такое мировоззрение. И еще: ведь за таким вопросом уже кроется убеждение, что не только алгебра, но и никакие другие знания и науки в реальной жизни этому человеку не понадобятся на практике. Во ужас-то!
Мне хорошо известно, что по статистике, из нашего колледжа только 10 процентов (из 10 000 студентов) поступают в университеты и продолжают образование. Остальные либо заканчивают колледж и идут работать на низко квалифицированные работы, либо даже бросают этот самый колледж совсем. Понятное дело, что, бросая колледж, они не идут работать в многочисленные успешные фирмы, которыми так славится наша Силиконовая Долина.
Я еще не совсем поняла, что же все-таки предлагает этот учитель. Теряюсь в догадках. Из того разговора, что у нас был, я поняла, что он делает большой упор на «полезные» задания, такие которые не слишком абстрактны, а наоборот, показывают как математика используется на практике. Таким материалом он считает обработку статистических данных: если есть такой-то набор данных, какая функция лучше всего описывает данных процесс – линейная, квадратичная, или экспотенциальная. Ну что ж, это здорово, но ведь в американских учебниках уже давным-давно нет недостатка в максимально практических задачах. Скорее даже наоборот, читаешь наш учебник по алгебре и думаешь: может мне надо было статистикой заниматься, где тут собственно алгебра, и каким образом этот материал подготовит меня к калькулюсу (так здесь называют разделы математики где 3 семестра изучают дифференциалы, интегралы, и прочее) или к изучению других разделов математики?
Мда… Мне кажется , что человек никогда не скажет: «математика такой интересный предмет и всегда хорошо давалась мне в школе, но теперь в колледже у меня появились большие сомнения в необходимости ее изучения», или «самые любимые учителя у меня всегда были по математике, но теперь у меня появились сомнения в пользе математики в реальной жизни». …Понимаете?
Ну, теперь о более светлом. Вот те студенты, которым я сейчас помогаю с домашкой по тригонометрии, Вы бы видели их глаза, когда мы все вместе что-то разобрали и они что-то в конце концов поняли! Сами! Я ведь даже не объясняю ничего, как правило, только слушаю, что они мне и другим товарищам расскажут, задаю вопросы, подсказываю, где они, возможно, отступили от логики преподавателя или учебника. Ведь я не намного больше знаю, чем они. Просто мы общаемся, рассуждаем, думаем вместе. Нет, ну конечно, я им предлагаю кое-какие свои идеи, но ведь я же не могу вложить их в головы других людей без их согласия и активного участия. Я, например, составила кое-какие опорные таблицы и модели, которые в принципе могут облегчить запоминание основ преподаваемого им материала. Иногда мне удается вовремя подсказать, на что, собственно, обратить внимание, а то ведь за деревьями и леса не видно. В самом начале я предложила своим товарищам своеобразное вступление в тригонометрию, чтобы подготовить их к тому, как все будет разворачиваться в течение полугодия, а в конце каждого раздела я постараюсь им помочь сделать какие-нибудь обобщения и выводы. Это именно то, чего нам так недостает: возможности отстраниться от деталей и обсудить общие принципы.
Не знаю, по-моему, люди очень любят применять мозги, когда это у них хорошо получается.
11.02.2007 — О пользе алгебры
Еще в 2003 году мы вели переписку с Юлией Белошапка (Yulia Bilochapka [iouliab@ix.netcom.com]) – см. архив новостей. Тогда мы больше рассуждали о трудностях обучения младших школьников. Теперь Юлия прислала новые вопросы, обсуждение которых может оказаться интересным. Итак, письмо.
Здравствуйте Александр Владимирович!
Когда-то в прошлом я уже писала Вам и Вы мне очень помогли разобраться в кое-каких вопросах математического образования. И вот теперь опять хочу задать Вам вопрос. В этот раз довольно общий, но тем не менее важный, поскольку он, честно говоря, ставит меня в тупик. Но сначала немного о себе: я студентка американского колледжа в Калифорнии, хочу стать биологом, но до этого еще далеко и пока еще я продолжаю заниматься большим числом общеобразовательных предметов. Когда у меня есть время, я пытаюсь помогать другим студентам по математике: алгебре и тригонометрии. Так вот, среди некоторых моих товарищей есть такое мнение что, дескать, зачем учить алгебру, если мы все равно никогда не будем ею пользоваться в реальной жизни, потому что ею никто не пользуется в реальной жизни, кроме ученых. Точно так же, впрочем, как и химией, и калькулюсом. Вероятно, и прочими науками. Дескать, от такого образования нет никакой реальной пользы для нормальных людей.
Я растерялась – можно ли найти разумный и убедительный ответ на такой вопрос? В чем же заключается «реальная» польза алгебры для нормальных людей?
Не могли бы Вы подсказать?
Спасибо,
Юлия Б.
Уважаемая Юлия, очень рад вашему новому письму и Вашим вопросам, которые ставят в тупик не только Вас, но и многих в России. Вот почему я выношу Ваше письмо на обсуждение на сайте.
Алгебра, как и другие математические предметы, является элементом общей культуры. Это означает, что человек, получивший среднее образование, должен понимать значение буквенного счисления для доказательства многих фактов, полученных математиками. Образованный человек должен не только понимать роль алгебры, но и сам должен уметь выполнять простейшие выкладки, даже если эти выкладки не используются в повседневной жизни.
Дело в том, что алгебра приучает, если и не доказывать самостоятельно, то хотя бы понимать алгебраические доказательства, что помогает воспитанию у человека умения отличать доказанное утверждение от недоказанного, правду от лжи — а это уже совсем близко к повседневной практике. Алгебра занимается решением уравнений, неравенств, систем и тем самым дает методы решения задач практического содержания. А совместно с математическим анализом и другими математическими дисциплинами, которые используют технику алгебраических преобразований и решения упомянутых уравнений, неравенств и систем, алгебра позволяет решать многие практические задачи экономического содержания. А это уже чистая практика, иногда такая важная, что за решение экономических задач ученые получают Нобелевскую премию.
Тем не менее, замечу, что апелляция к повседневной практике, вообще говоря, не является убедительным аргументом, с помощью которого можно определить, что стоит изучать, а что не стоит, чем надо заниматься, а чем нет. Так можно договориться до того, что вообще ничего изучать не следует, так как, в конце-концов, каждый из нас умрет. Апелляция к малому применению в повседневной практике каких-либо изучаемых вопросов — удел лодырей и бездельников, которые опасаются, что труд, затраченный на изучения чего-либо, окажется бесполезным. Они не учитывают, что в результате такого изучения обучающийся получает не только владение некоторыми приемами рассуждения, но и общее развитие, совершенствует свой взгляд на мир, что не сводится только к использованию изученного содержания предмета алгебра. Развитый с помощью алгебры человек успешнее изучает другие предметы, яснее мыслит, яснее излагает и т.п. Здесь уместно вспомнить А. Эйнштейна, говорившего, что образование — это то, что остается после того, когда забудешь все, чему учили в школе.
К малой применимости школьной алгебры в повседневной практике апеллируют также демагоги, которые ищут аргументы для удушения образования. Они ищут аргументы, понятные малообразованному большинству. Такие демагоги есть и в России, и в США. Вот и у нас один реформатор школьного образования поставил под сомнение необходимость изучать квадратные уравнения только потому, что в практической жизни они не применяются. Эти демагоги могут обладать административным ресурсом достаточным, чтобы навязать обществу свою точку зрения. Но их победы никогда не будут окончательными уже потому, что «можно долгое время обманывать некоторых, можно некоторое время обманывать всех. Но обманывать всех всегда нельзя. (Авраам Линкольн). Жизнь и повседневная практика когда-то докажут, что современное общество не будет успешным, если в его основе лежит не система образования, а система навязанного невежества (благодарю Вас, Юлия, за этот замечательный термин, который Вы мне сообщили в одном из прежних писем).
В замечательной статье А.Тоома «Текстовые задачи: приложения или умственные манипулятивы» (?action=Page&ID=236), которая посвящена в том числе и обсуждению правомерности апелляции к повседневной практике при использовании текстовых задач, есть пример, наглядно показывающий абсурдность обсуждения некоторых проблем с узкопрактической точки зрения. Привожу только одно высказывание А.Тоома: «Возьмем басню Эзопа «Ворона и лисица». С одной стороны, она пользуется образами, известными каждому ребенку, с другой — в ней нет незначащих деталей. Однако, с упомянутой выше странной точки зрения, эта басня может быть полезна только тем, у кого есть шанс в некоем уже предусмотренном будущем взгромоздиться на ветку с куском сыра во рту».
Ну вот, кажется, я увлекся и написал несколько шире требуемого. При этом я вовсе не уверен, что мне удалось привести самые значительные аргументы в пользу изучения алгебры. Поэтому приглашаю посетителей сайта, которые захотят поучаствовать в дискуссии, прислать нам свои соображения (адрес avshevkin@mail.ru. Тема: О пользе алгебры).
09.02.2007 — Владимир Хлебников: «Единый экзамен сопровождается коррупцией»
Глава федерального центра тестирования убежден, что пострадал из-за своей позиции по поводу ЕГЭ
Елена Кокурина (МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ), http://www.mn.ru/issue.php?2007-5-34)
Руководство Федерального Центра тестирования (ФЦТ), который обеспечивает проведение Единого экзамена в школах, обвиняется в злоупотреблении служебным положением. На этой неделе в центре работала прокуратура, на квартирах у некоторых сотрудников были проведены обыски. Это произошло сразу после того, как в прошлую пятницу федеральное собрание приняло закон о ЕГЭ. Сейчас он находится на утверждении у президента РФ.
Глава ФЦТ Владимир ХЛЕБНИКОВ в интервью «МН» изложил свою версию событий.
— Владимир Алексеевич, на данный момент вам предъявлено обвинение?
— Нет. Есть постановление о возбуждении уголовного дела по факту превышения полномочий должностными лицами центра. Персональных дел не заведено, мы все — свидетели. Вчера я ходил на допрос и четыре часа рассказывал о том, что такое Единый экзамен, централизованное тестирование, как финансируется, кем управляется, и мне даже в прокуратуре неофициально сказали: «Никаких бюджетных денег вы не расхищали». Сам я заявляю, что мы расходуем средства строго по смете, утвержденной Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Мы ее не нарушаем, наши действия контролируются федеральным казначейством. Кроме того, средства, вырученные от продажи литературы и проведения централизованного тестирования, мы, в соответствии с уставом, имеем право тратить самостоятельно.
— У вас дома был обыск. Что искали?
— Неведомо даже, что искали здесь, в центре. Из кабинета забрали килограммов шесть бумаг, служебных документов самого разнообразного характера, даже черновики пятилетней давности. Из дома — пять использованных авиабилетов «Москва — Санкт-Петербург».
— Как вы все это объясняете?
— По всем признакам зарождения и происхождения этой шумихи считаю, что это заказ. В декабре руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов уже присылал к нам комиссию, на основании выводов которой начала работать прокуратура. Но где это видано, когда обвинение не предъявлено, я его не видел, у нас еще никто не был, а на сайте прокуратуры еще в прошлую пятницу появилась информация о якобы установленных фактах?
Кому выгодно убрать с арены Федеральный центр тестирования? Я могу только делать предположения. У центра есть конкурент — фирма «Крок Инкорпорейтед», которая предлагает альтернативную технологию проведения ЕГЭ, и которую, по моим сведениям, лоббирует Виктор Болотов. Документально доказать этого не могу, но об этом свидетельствуют факты и развитие событий.
— То есть Единый экзамен в одной стране проводится по разным технологиям?
— Именно так. Концептуально технология «Крока» очень похожа на нашу с одним существенным отличием — если у нас три цветных бланка (один именной, два — анонимных), то у них только два, оба — именные, где указывается фамилия, место школьника в аудитории, и заранее готовятся списки с указанием номера варианта теста, предназначенного каждому участнику Единого экзамена. Сами видите, в чем принципиальная разница.
Я неоднократно возражал против этой технологии и открыто заявлял и Болотову, и министрам Филиппову и Фурсенко, что она коррупционно опасна. Предупреждения оставлялись без внимания. Как главный технолог Единого экзамена я специально по этому поводу выступал на коллегии министерства в 2005 г. — никакой реакции. В прошлом году уже в 21 субъекте Федерации проводили ЕГЭ по технологии «Крок», в 60 – по нашей. Но количество регионов, использующих их технологию, с каждым годом увеличивается – административный рычаг работает. Рособнадзор затрачивает большие деньги на обеспечение информационной безопасности, но при этом оставляет без внимания все предупреждения о том, что в случае с технологией «Крок» эта безопасность может быть нарушена. Но это еще не все. Обладая всей информацией по эксперименту ЕГЭ, я заявлял и заявляю, что на данный момент при любой технологии он не может быть введен в России как обязательный.
— Поясните, почему вы так считаете.
— Пять лет назад, когда все начиналось, мы думали, что наша технология застрахована от подтасовок. Но сейчас есть серьезное подозрение, что она «течет». Я сам составляю инструкции по проведению Единого экзамена, но обеспечить их исполнение мы не можем. В первые годы проведения ЕГЭ я посылал сотни людей на места, по 2-3 на конкретную школу. Пустое дело! Пока инспектор в классе, все прекрасно, но он уходит и «спиной чувствует», что вот, началось…
Контроль обеспечить невозможно, самое маленькое — надо отправить по 10 человек в каждую школу. Подсчитаем: у нас в стране сейчас 19 тысяч пунктов проведения ЕГЭ, умножим на десять — это 15 дивизий ФСБ! Страна таким ресурсом не обладает. Поэтому я много раз заявлял, что мы не можем гарантировать «чистый» результат при проведении единого экзамена. Подсказки сделать легко: передать клочок бумаги с ответами – одна секунда, мобильными телефонами пользуются повсеместно (посылают sms во время экзамена). Составляются даже отдельные классы, в которых сидят избранные ученики, а остальные сдают там, где строго. Статистика это подтверждает: в некоторых сельских районах Башкирии, к примеру, в 2005 г. 85% участников ЕГЭ по математике имели отличные оценки! Скажите, сколько обычно в классе отличников по математике, если это не специализированная школа?
Оказывается, за это время появилось много технологий формирования результатов ЕГЭ. Скажем, часто управления образования субъектов Федерации просят у нас лишние пакетики – на всякий случай, а вдруг не хватит. Мы даем, а тут мне говорят: «Вы что, наивный человек? Не знаете, зачем это нужно?» Оказывается, пакетик вскрывают заранее, составляют очень похожие задания, практически «кальку», и рассылают за 2-3 дня до экзамена по школам в качестве тренировочных тестов. Решения разбираются с преподавателями. Не один в один, но очень похоже, комар носа не подточит. Так и получается, что в массовом масштабе некоторые субъекты Федерации показывают хорошие результаты. Как со всем этим бороться?
Поэтому моя гражданская позиция – объявить о том, что в такой форме и с таким статусом Единый экзамен невозможен. Будучи обязательным, он становится единственной лазейкой для поступления в бесплатные вузы. Ставка слишком высока. Люди будут использовать все возможности – связи, деньги. Доказать что-либо и наказать виновных невозможно. Таким образом мы коррупцию из вузов перенесли в школы и многократно приумножили. Я считаю, что это гораздо хуже.
— Но ведь идея общего тестирования не нова, мы переняли ее у американцев. Они как решают проблему?
— У нас разный менталитет. Там считается недопустимым заглядывать за плечо соседа. У нас – это норма. Негласный постулат нашей школы – помочь товарищу в беде, если ты не подскажешь, ты – изгой. В Америке не подскажут, ты ведь конкурент. Там можно работать и с одним вариантом теста. Нам же нужно перевоспитать не менее трех поколений, чтобы система ЕГЭ заработала. Поэтому я считаю, что депутаты Думы и Федерального собрания явно не потрудились вникнуть в суть дела, принимая закон о ЕГЭ. Их убаюкали пустыми обещаниями, а ведь результаты эксперимента так и не обнародованы, и анализ его не проведен. Я могу провести анализ, но у меня есть контракт, по которому мне запрещено разглашать информацию о Едином экзамене.
— Если бы не случилось всей этой истории, как бы вы дальше работали? Особенно после того, как открыто признали, что система проведения ЕГЭ дает сбои?
— Есть международные стандарты, согласно которым качество образования должно определяться не один раз на уровне государственных испытаний, а в процессе обучения. То есть нам нужен не ЕГЭ, который школьник сдает раз в жизни, а систематическая работа по съему объективной информации об учебных достижениях учащихся с 1-го по 11-й класс. Раз в два-три месяца надо проводить конкретные тесты по конкретным разделам. В итоге мы должны получить траекторию изменения роста знаний учащихся, и конечная точка этой траектории должна соответствовать результату итоговой аттестации. Такую систему единого государственного оценивания я и предложил год назад на коллегии. Предложение осталось без внимания.
Общество, в конце концов, должно знать, в каком состоянии находится наше образование. Его уровень падает или повышается, на сколько, и по какой причине? Сегодня ЕГЭ проводится по тестам, с помощью которых невозможно оценить соответствие образовательным стандартам. А что такое пятибалльная система оценивания, которая зародилась при царе Горохе и давно уже переродилась в трехбалльную? И продолжает сужаться до однобалльной, когда самой «безобидной» и распространенной оценкой становится «четверка».
В заключение скажу, что я несгибаемый оптимист и буду прилагать все усилия, чтобы быть полезным, буду работать, чтобы независимая и объективная система оценки знаний наконец-то была введена. Но пока, если уж ЕГЭ признан обязательным, буду бороться за нашу технологию, которая все-таки больше защищена от коррупции.
ДОСЬЕ МН
ХЛЕБНИКОВ Владимир Алексеевич — кандидат технических наук.
До 1996 г. работал доцентом кафедры экономики в Московском институте геодезии и картографии. Затем возглавил Центр тестирования выпускников образовательных учреждений РФ при Московском государственном педагогическом университете. В 1999 г. стал руководителем вновь созданного Центра тестирования Министерства образования РФ, который в 2004 г. был переименован в Федеральный центр тестирования.
06.02.2007 — Вниманию ветеранов Нелидовской школы-интерната
На страничке, посвященной Юбилею интерната размещена первая фотография, которую нам переслал Г.И.Сорокин. Нами также получены старые фотографии от Г.И.Сорокина, которые готовятся к размещению на сайте. Т.С.Булатова (Жмурко) прислала копию с копии книжки М.Н.Максимовского «Учеба и труд рядом идут». Как только появится возможность набрать текст книжки, мы разместим ее на сайте (помещать сканы страниц не имеет смысла, так как во многих местах текст читается с трудом).
Фото 1960 г.
Первый выпуск (список класса прислала Булатова (Жмурко) Т.С.)
Интернатовцы и спорт
Выпуск 1964 г.
18.01.2007 — Опубликован перечень учебников на 2006-2007 учебный год
В конце декабря 2006 г. Министерство образования и науки РФ опубликовало перечень учебников на следующий год. В этом списке 21 учебник по математике.
1. Александров А.Д. и др. Геометрия. 8 кл. 2006. Просвещение.
2. Александров А.Д. и др. Геометрия. 9 кл. 2006. Просвещение.
3. Башмаков М.И. Алгебра. 7 кл. 2006. Просвещение.
4. Башмаков М.И. Алгебра. 9 кл. 2005. Просвещение.
5. Дорофеев Г.В. и др. Алгебра. 7 кл. 2006. Просвещение.
6. Дорофеев Г.В. и др. Алгебра. 8 кл. 2006. Просвещение.
7. Дорофеев Г.В. и др. Алгебра. 9 кл. 2006. Просвещение.
8. Истомина Н.Б. Математика. 5 кл. 2006. Ассоциация XXI век.
9. Истомина Н.Б. Математика. 6 кл. 2006. Ассоциация XXI век.
10. Мордкович А.Г. Алгебра. Ч. 1, 2. 7 кл. 2006. Мнемозина.
11. Мордкович А.Г. Алгебра. Ч. 1, 2. 8 кл. 2006. Мнемозина.
12. Мордкович А.Г., Звавич Л.И., Рязановский А.Р. Алгебра. Ч. 1, 2. 8 кл. 2006. Мнемозина.
13. Муравин Г.К. и др. Математика. 5 кл. 2006. Дрофа.
14. Муравин Г.К. и др. Математика. 6 кл. 2006. Дрофа.
15. Никольский С.М. и др. Алгебра. 7 кл. 2006. Просвещение.
16. Никольский С.М. и др. Математика. 5 кл. 2006. Просвещение.
17. Никольский С.М. и др. Математика. 6 кл. 2006. Просвещение.
18. Никольский С.М. и др. Алгебра. 8 кл. 2006. Просвещение.
19. Погорелов А.В. Геометрия. 7–9 кл. 2006. Просвещение.
20. Смирнов И.М., Смирнов В.А. Геометрия. 7–9 кл. 2006. Мнемозина.
21. Шарыгин И.Ф. Геометрия. 7-9 кл. 2006. Дрофа.
Известно, что рецензирование по новой схеме в этом году проходил 41 учебник, значит, 20 учебников в этом году не прошли утверждение и авторы могут представить свои доработанные учебники на утверждение в следующем году. А школам можно работать по тем учебникам, которые входят в новый перечень или были в перечне за предыдущий год.
Обидно, что мы не имеем полной информации о том, какого рода претензии были предъявлены к учебникам. Завесу таинственности немного приоткрывает интервью Л.О.Рословой с В.А.Васильевым, опубликованное в газете МАТЕМАТИКА, 1/2007. Там говорится о некоторых ошибках в некоторых учебниках и самой процедуре рецензирования. Если мы получим из газеты электронный вариант статьи, то обязательно разместим его на сайте.
18.01.2007 — О возможном переходе на обязательное 11-летнее образование
Газета СЕМЬЯ, 2007/4 опубликовала статью «Школьная пора растянется еще на два года» В.Селезнева. В ней говорится о подготовке законопроекта, по которому уже со следующего года в России может быть введено обязательное 11-ти летнее образование. Этот законопроект уже согласовывается с федеральными органами власти. Предполагается, что 11 классов все учащиеся будут заканчивать в школе, а ПТУ, техникумы, колледжи и т.п. на базе среднего образования будут обучать только специальности.
Очевидно, что при наличии прежней практики «натягивания» оценок решить поставленную задачу не удастся. Вот что по этому поводу сказал заместитель председателя комитета Госдумы О.Смолин: «Для того, чтобы эти годы [10 и 11 классы. — А.Ш.] не прошли даром, надо не только принять соответствующий закон, но и резко увеличить школьное финансирование. Во-вторых, следует отказаться от системы «натягивания» оценок. Нужно разрешить директорам школ переводить в старшие классы двоечников или [Надо бы «и». А.Ш.] выпускать одиннадцатиклассников с неудами в аттестате».
К сказанному в статье можно добавить, что это первое упоминание проблемы «натягивания» отметок на федеральном уровне. Проблему создали к 100-летию В.И.Ленина. с 1967 г. начали применять условные переводы второгодников, затем практически ликвидировали второгодничество как явление, но не предложили взамен никакой более гуманной, но эффективной меры.
За 40 лет дело доведено до абсурда. За двойку к районному начальству вызывают не ученика, не его родителей, а завуча, который допустил выставление двойки в журнал. И бедный завуч должен отчитаться, какую дополнительную работу (почему-то без дополнительной оплаты?) провел учитель, чтобы не допустить двойки. Требуют показать тетради двоечника, протоколы родительских собраний, на которые вызывались его родители, и т.д. и т.п. Хорошо хоть не вызывают родителей учителя! Это вовсе не игра моего воображения. Это реальная практика Южного округа г. Москвы.
Для решения поставленной задачи, скорее всего будут нужны и более широкие меры. Надо разрешить переводить учащихся с двойками по предмету и в младших классах с предоставлением им права в следующем году получить квалифицированную помощь в восполнении пробелов в школе — за деньги родителей, а в исключительных случаях и за счет бюджета. При этом необходимо предусмотреть и процедуру апелляции отметок, чтобы исключить произвол учителей.
Иначе работать в школе уже сейчас невыносимо. Вот примеры из моей практики. Ученица моего 5 класса систематически не выполняет домашних заданий, все работы выполняет на «2», никаких усилий по исправлению положения не предпринимает. Она сказала, что ей математика не нужна.
Привожу ее для беседы с завучем.
— Настя, разве тебя устраивает двойка в триместре? — спрашивает завуч.
— Устраивает, — тихо отвечает Настя.
— Как? Тебя устраивает и двойка в году?
— Устраивает.
Если бы Настя и ее родители были уверены, что в аттестате о среднем образовании могут поставить двойки, ее ответы были бы другими. Ну а если их действительно устраивают двойки по некоторым предметам, то в этом нет трагедии, но почему надо унижать учителя, требуя положительно оценить успехи Насти.
Впрочем, о проблеме развращения молодежи неотвратимостью «тройки» мы уже писали. Не будем повторяться.
10.01.2007 — Еще раз о критериях оценки работ ЕГЭ
Окончательный вариант статьи «Еще раз о критериях оценки работ ЕГЭ» М.К.Потапова и А.В.Шевкина помещена на нашем сайте в разделе СТАТЬИ/Из неопубликованного. Авторы обсуждают проблему несовершенства идеи оценивания работ учащихся по единому критерию, составленному для не самого очевидного способа решения, и показывают, что отступая от предполагаемого авторами задач и составителями критериев решений, иногда можно получить, если и не более короткие, то, во всяком случае, более понятные решения.
04.01.2007 — Не скучайте на каникулах…
Если вы учитесь в 5-8 классе, если вы любите решать задачи, то можете попробовать свои силы и посоревноваться с другими. На сайте http://www.math-on-line.com/ вы найдете задачи первых конкурсов и поучаствовать в новых. Соревнование в решении задач стало международным, но большая часть победителей из бывшего СССР. Ведут эту важную работу энтузиасты: Виктор Ильич Романовский, Игорь и Эстер Ульяновские. Участвуйте и побеждайте! Удачи вам!