Архив новостей сайта за I полугодие 2005 г.
01.01.2005 — Михаилу Николаевичу Максимовскому — 85!
Дорогой Михаил Николаевич!
В этот замечательный день, когда все люди Земли подводят итоги ушедшего года и только вглядываются в смутные очертания нового, мне хочется сказать несколько слов о Вас в связи с Вашим 85-летием.
За последние полгода у меня было много разговоров — устных и по переписке — только об одном и достаточно коротком (менее десяти лет) периоде Вашей жизни: о годах Вашей работы в созданной Вами Нелидовской школе-интернате. Я был малолетним свидетелем Вашей работы, так как имел счастье учиться в интернате все годы Вашей работы, кроме первого.
Обобщая все, что я теперь знаю, смело заявляю: это был Ваш педагогический подвиг, который я ставлю в один ряд с Вашими боевыми заслугами на фронтах финской и Великой отечественной войн, с Вашей великолепной работой в Псковской гимназии № 1.
Вам за короткий срок в голодные и холодные послевоенные годы (интернат создавался через 11 лет после окончания Великой отечественной войны) удалось создать и сплотить коллектив учителей и воспитателей, способный творчески работать с сиротами и полусиротами, которых было много после той войны.
Вам удалось привлечь к работе немыслимое по сегодняшним меркам количество мужчин, так как Вы понимали, что без мужского влияния воспитание Ваших подопечных будет ущербным. Вам удалось сплотить и зажечь общими интересными делами взрослых и детей, которые жили по общим для всех законам чести и справедливости.
Дорогой Михаил Николаевич! Сегодня, как никогда раньше, я осознаю, что всем хорошим во мне я обязан Вам и нашему интернату. С той далекой поры я продолжаю жить по тем же законам чести и справедливости. Уверен, не только я один. Даже сферу своей профессиональной деятельности я выбрал, сам того не осознавая, под воздействием моего школьного опыта. У меня перед глазами были образцы профессионализма, мне было с кого делать свою жизнь. За это я Вам безмерно благодарен.
Разрешите в день Вашего юбилея от себя лично и от всех, кто Вас знает и любит, поздравить Вас с Днем рождения и пожелать Вам долгих лет жизни без серьезных болезней. Разрешите поблагодарить Вас за помощь в начавшейся теперь работе по восстановлению страничек истории нашего интерната, за Ваш замечательный рассказ «Дорогие мои мальчишки», в котором Вам удалось так много рассказать об интернате, за замечательные стихи. Очень надеюсь на Вашу помощь в благородной работе по восстановлению одной из ярких страниц отечественной истории педагогики. Еще раз — здоровья Вам и творческих успехов.
Ваш бывший воспитанник (с 1958 г., класс Евдокимовой Валентины Ивановны) Саша Шевкин.
Дополнение. Посетителей сайта отсылаем к разделу ШКОЛЫ, где размещены материалы, связанные с интернатом, где есть упоминания о М.Н.Максимовском, его рассказы и стихи.
06.01.2005 — Знают ли «реформаторы» отечественного образования, что …
Интересную книгу В.П.Эфроимсона «Генетика этики и эстетики» мне подарили накануне нового 2005 г. Давненько я не «глотал» книжек, а в этот раз, отложив все срочные дела, прочитал от «корки до корки». Это научное издание, не требующее для прочтения специальных познаний, так как написано доступно, в расчете на широкий круг читателей. В ней содержится много интересного материала о влиянии ественного отбора на становление морали, эстетических и этических норм человеческого общества. Исторические экскурсы и ссылки на огромное число научных источников не только усиливают аргументацию автора, но и интересны сами по себе. Так некоторые места книги привлекли мое особое внимание в связи с проводимым в стране «реформированием» образования. Приведем выдержки из книги.
Следует отметить (Weiпscheпk K., Foitzik N., 1967) один очень существенный и неучтенный фактор массовой антисоциальности. Исследователи обнаружили среди уголовников в тюрьмах необычайно высокую частоту наследственного дефекта в чтении и правописании (40 человек среди 120), тогда как в среднем среди школьников этим дефектом страдает только 6%. Авторы указывают на то, что это влечет за собой серьезные нарушения эмоционального развития, в свою очередь ведущие к преступности, которая, таким образом, является вторичным следствием предотвратимого дефекта. Авторы приходят к двум практически важным выводам: 1) необходим ранний диагноз наследственного дефекта в чтении и при письме, не позже 2-го года обучения, так как он в большинстве случаев поддается коррекции, в результате чего ребенок перестает чувствовать себя неполноценным неудачником-изгоем в школьной среде и не становится на различные антисоциальные пути самоутверждения; 2) частота слабоумных в тюрьмах в действительности много ниже, чем следует из статистических данных, так как к слабоумным относят заключенных с дефектами чтения и орфографии. [с. 231]
Р. Мертон утверждает, что антисоциальное поведение развивается тогда, когда «социальная структура общества жестко ограничивает или полностью устраняет доступ к апробированным средствам овладения символами успеха». Еще проще формула Перл Бак: «Когда богатые становятся слишком богатыми, а бедные — слишком бедными».
Добавим к этой формуле: когда бесправные становятся чересчур бесправными, когда власть имущим дозволяется слишком многое, когда производство ценностей недостаточно растет из-за чрезмерной привилегированности холуев олигархии (безразлично, аристократии, бюрократии, плутократии, боссократии, бесократии, имея в виду «бесов»). Отдавая кесарево — кесарю, а богово — Богу, нужно подчеркнуть, что не менее 2,5% преступников, а в действительности около 5% в данных социальных условиях становятся преступниками в первую очередь из-за своих отнюдь не фатальных генотипических особенностей (ХХУ, ХУУ, различные психопатии и неврозы). Основная же масса преступников порождается впечатляющим «импрессингом», в первую очередь зрелищeм торжествующего зла, тогда, когда алкоголь (или наркотики) снимают торможение системы.
Достаточно вдуматься в смысл трафаретной фразы выпивающих: «Ты меня уважаешь?», чтобы понять ее огромное информативное значение: человек жаждет найти хоть у собутыльника то уважение, которого ему не добиться в своем окружении. И всюду, где господствует социальная несправедливость, где власть, достоинство узурпированы теми, кто на них не имеет права, возникает этот конфликт, которого не могут избежать даже социально наиболее справедливо организованные страны. Кстати, роль наследственности в алкоголизме невелика, а его семейность в основном обусловлена социальной преемственностью. [с. 232-233]
Новый термин В.П.Эфроимсона импрессинг используется для обозначения сверхранних впечатлений детства, которые действуют в чувствительный период и являются жизнеопределяющими.
Теперь обсудим прочитанное. Иностранные авторы отмечают: 1) наличие 6% школьников, имеющих затруднения в чтении и письме, обусловленные наследственными факторами; 2) устранимость этого дефекта (чем и должна заниматься начальная школа — на уроках, в специально организованной индивидуальной работе); 3) влияние работы над устранением дефекта на снижение антисоциальных проявлений личности, нуждающейся в самооутверждении.
Теперь скажем пару слов об упомянутых ограничениях и полном устранении доступа к «апробированным средствам овладения символами успеха». К перечисленному добавим, что в России одним из таких символов является полноценное образование, доступ к которому «реформаторы» пытаются перекрыть для социально незащищенных слоев населения, переводя на рыночные рельсы образование (заодно еще науку, здравоохранение и культуру).
Думают ли «реформаторы» об отдаленных последствиях своих нововведений, а они настаивают на уменьшении учебного времени в начальной школе на русский язык, литературу и математику? Раннее введение иностранного языка при этом вряд ли будет успешным и вряд ли компенсирует потери в изучении родного языка и математики. Думают ли «реформаторы» о том уже близком времени, когда в общество вольется новое поколение недоученных молодых людей с резко отрицательным импрессингом.
Это поколение еще направит свою агрессию против общества, которое по вине «реформаторов» обделило их, лишив приемлемой для общества самореализации. Это поколение еще спросит: «Ты меня уважаешь?», но отвечать ему будут не «реформаторы», а добропорядочные граждане, не сумевшие противостоять «реформе» образования, да министерство внутренних дел, которому придется строить больше тюрем.
Правда, «реформаторы» могут возразить: «Вот мы и предлагаем уменьшить учебную нагрузку на 25%, чтобы школьники не чувствовали себя неполноценными в школьной среде». Только этот аргумент не принимается, так как мы говорим об утрачиваемой в пореформенной школе возможности помочь упомянутым 6% (или около того) школьников на ранней стадии обучения — еще в начальной школе. Помочь стать успешными в том деле, которое является для них важным на данном возрастном отрезке.
Теперь с нетерпением ожидаю возможности почитать книжки В.П.Эфроимсона «Генетика гениальности» и «Педагогическая генетика» из той же серии «Устройство мира».
Заказ книг: 117648, Москва, а/я 28.
E-mail: info@ekolife.ru
Сайт в Интернете www.ekolife.ru
09.01.2005 — А.Минкин. Молодые людоеды (МК, 30.11.2001)
Статья Александра Минкина 2001 года (!) позволит нам лучше понять, почему все «реформы» в стране идут именно так, как они идут. Удивительно, но устами студента глаголет истина, так как все последующие действия любимого правительства идут по сценарию, близкому к сценарию будущего магистра экономики.
Прочитайте.
Не пожалеете.
http://rusref.nm.ru/indexpubminkin.htm
17.01.2005 — Э.Д.Днепров «реформирует» образование России со страниц МК
Газете «Московский Комсомолец» пора завести службу собственной безопасности. Уж слишком часто в разделе, посвященном образованию, излагается точка зрения «реформаторов» отечественного образования без заметной попытки журналиста Игоря Сергеева критически ее осмыслить. То восхваления ЕГЭ, то еще что-нибудь…
Вот и в номере от 13.01.2005 помещена его статья «Вот такая PISA…», вводящая в заблуждение читателей. Нет, я не утверждаю, что Игорь Сергеев кормится из рук «реформаторов» — таких данных не имею. А если бы такое предположение подтвердилось, то упомянутая служба должна была бы предложить руководству газеты подумать о дальнейшем использовании Игоря Сергеева в той же должности, так как его деятельность вредит газете. Но я утверждаю, что публикации Игоря Сергеева очень напоминают заказные статьи.
Давайте остановимся на упомянутой статье (http://www.mk.ru/newshop/bask.asp?artid=100333). В ней нам сообщают, что в новом международном исследовании PISA (Programme for International Student Assessement) — международное тестирование 15-летних подростков Россия заняла 28 место из 40. Вся информация подана под рефрен: «российские школьники перегружены, не усваивают большую часть изучаемого, их учат тому, что не нужно в жизни».
Лишь мимоходом упоминается, что наших детей проверяли вовсе не по тем вопросам, которые они изучают, а по вопросам применения знаний в жизни. Кто же спорит, проверяли важные и нужные вещи, но не то, чему учат.
В статье приведены примеры из математики, показывающие, что дети плохо «читают» графики и анализируют диаграммы. Но Игорь Сергеев не спросил, почему так происходит? Почему в России, которая тратит на образование меньше 1% от скудного ВВП, результат получился сравнимым со странами, которые на образование тратят 3% и более от их совсем другого ВВП? И это вопреки разрушительной деятельности приглашенного для разговора Э.Д.Днепрова, положившего немало сил для того, чтобы сократить учебную нагрузку по математике, которая как раз и учит «читать» графики и анализировать диаграммы. Его предлоги для сокращений известны: математики (физики и т.п.) учат многим вещам, которые в жизни не применяются непосредственно.
Это напоминает мне восклицание одного школьника, который считает, что его учат ненужным вещам, так как при покупке баночки пива ему ни разу не потребовалось вычислять синус разности двух углов. Что простительно неокрепшему уму, то не простительно человеку, направляющему реформу образования России. Он-то должен знать, что все изучаемое и не должно оставаться в голове школьника, должны оставаться главные идеи, понимание устройства мира и многих явлений, умение ориентироваться в потоке информации; что должен оставаться развитый учением ум, способный отличать правду от лжи, обоснование утверждения от демагогии и т.п.; что эти важные цели не достигаются сокращением учебного времени и номенклатуры изучаемых вопросов.
Констатируя отставание учащихся из России по проверяемым умениям, Э.Д.Днепров почему-то предлагает и дальше урезать программу (и учебную нагрузку). Он полагает, что от этого показатели наших ребят в следующих проверках могут улучшиться? — Нет, конечно! Просто он использует любой повод для изложения своих «реформаторских» взглядов.
Что же касается 29-го места по математике (из 40), так при тех условиях, в которые поставлена (и Днепровым тоже!) разоренная десятилетием псевдореформ российская школа, этот результат можно расценить как ее большой успех, как успех отчаявшихся в борьбе за выживание учителей, которые еще держатся, еще учат, не пошли «челночить» и т.п.
Игорь Сергеев почему-то не спросил Э.Д.Днепрова, улучшатся ли навыки чтения, если в начальной школе и дальше уменьшать учебную нагрузку по русскому языку и чтению, на чем Э.Д.Днепров как раз и настаивает. А успехи в чтении еще хуже, чем в математике — 32-е место из 40. Уж чтение никак не заподозришь в ненужности в будущей жизни!
На мой взгляд, Э.Д.Днепров не способен анализировать явления в образовании, устанавливать их причины, отличать причины от следствий (или он злонамеренный демагог). Но он постоянно находится у руля реформ в образовании, что само по себе хоть и удивительно, но объяснимо: он исполняет (как умеет) задачу, поставленную «сверху» от имени государства, он преследует в образовании цели, не имеющие ничего общего с истинными целями образования и целями общества в образовательной области.
Э.Д.Днепров не понимает, как смешно он выглядит в роли «реформатора образования всея Руси». Он постоянно дает поводы для обсуждения своих идей и действий, несовместимых с истинными целями образования. Чтобы подтвердить свое мнение о способностях этого господина, я не буду отсылать читателя к своей статье «Заметки на полях доклада академика Э.Д.Днепрова» и другим материалам, опубликованным на сайте. Достаточно в обсуждаемой статье прочитать его высказывания, известные нам и раньше по дискуссии в «Новой газете» (см. на сайте статью «Еще одна степень свободы для образования — по Пинскому» с замечательным эпиграфом из В.С.Черномырдина: «Нас никто не может упрекнуть в том, что у нас хорошие помыслы»).
Э.Д.Днепров сказал: «По физике наши учебники для 5-11 классов содержат 1300 понятий, тогда как английские — 600, а американские всего 300. Между тем нобелевских лауреатов по физике в США по физике 61, в Англии 20, в России — всего 9». Продолжу цитирование по материалам упомянутой дискуссии: «Нас, что устраивает такое содержание образования? Оно предельно устарело».
Эти потрясающие выводы, выходящие за пределы нормальной логики, не нуждаются в комментариях. Они принадлежат одному из руководителей реформы образования, бывшему министру образования, академику РАО!
Не будем объяснять Э.Д.Днепрову, что между числом понятий в учебнике и числом Нобелевских лауреатов нет прямой причинно-следственной связи, что научные успехи в физике сопряжены с серьезными расходами на содержание дорогого оборудования и научной базы, ученых; что Россия на протяжении XX века потеряла колоссальное число умов — кто убит, кто выслан, кто так и не родился, кто вынужденно эмигрировал и т.п.; что Россия в деле образования и науки опирается исключительно на собственные силы, она не только не может «купить» лучшие умы за границей, а и свои-то содержит в такой нищете, что выдавливает их за рубеж.
Это и многое другое знает наш «специалист» от образования. Просто он так отрабатывает свой хлеб. Ему нужно угробить образование в России, так как в сырьевой колонии очень хлопотно иметь мозги, так как колония не должна быть самодостаточной для собственного независимого существования и развития.
И мы с ним согласимся?
Послесловие.
Чтобы жить лучше, государству российскому надо прислушиваться к научной элите, для этого, правда, научную элиту надо уважать, а вот этой традиции в стране нет. Не сложилась. Научная элита удивительным образом не нужна у нас элите правящей: реформируем образование, науку, экономику и пр., не интересуясь мнением ученых, которые могли бы помочь стране избежать многих неприятностей. Нет! Нам так не можно! Мы можем только методом проб и ошибок: отменяем льготы — плохо получилось, возвращаем. А если бы спросили специалистов, то могли бы потратить те же силы и эфирное время на что-то более полезное. О материальных и моральных потерях, о потери престижа государства российского и не говорю! А о престиже правящей элиты пусть позаботится она сама.
03.02.2005 — Cеминар в московской школе № 2007 состоялся
Семинар «Интеграция основного и дополнительного физико-математического образования», подготовленный силами учителей и администрации школы № 2007, состоялся 2 февраля 2007 г.
Первой безусловной удачей семинара является приглашение интересных участников — выступающих и учителей.
Список приглашенных впечатляет. Остановлюсь только на математиках, которых лучше знаю.
С пленарным докладом «Состояние и перспективы реформы российского образования» выступил чл. корр. РАО А.М.Абрамов. На секции учителей математики выступили М.И.Шабунин (МФТИ), В.И.Голубев (ИМВС РАН), В.А.Смирнов (МПГУ), М.М.Галламов и др.
Часть докладов участников семинара опубликована в виде научно-методического сборника «Архимед» (Выпуск 1). Это вторая удача семинара. Жанр «научно-методический сборник», как мне показалось, очень удачно дополнен воспоминаниями, которые читаются в один присест. Особо трогательны воспоминания об ушедших.
«Мы были первыми его учениками…» (Ф.Т.Михайлов, академик РАО). Это воспоминания ученика о своем учителе С.И.Шварцбурде, его первых годах работы в середине сороковых годов XX в. Это воспоминания об ушедшей эпохе, волнующие детали событий и отношений людей последних военных лет. Это гимн настоящему Учителю, исполненный талантливым Учеником.
Щемяще трогательны воспоминания о безвременно ушедших Александре Кисунько (Ю.О.Головин), Андрее Бучине (А.Г.Мякишев).
Безусловным украшением сборника являются статьи А.Л.Тоома «Между детством и математикой: Текстовые задачи в математическом образовании», «Наблюдения математика над математическим образованием» и «Краткая автобиография».
В сборнике имеются и тезисы или статьи почти всех выступавших.
Хочется пожелать семинару продолжения, сохранения той нескучной неофициальной обстановки, которая сложилась на семинаре. Материалы семинара будут интересны учителям математики и физики, которых волнует будущее отечественной школы. Можно только пожалеть, что они изданы исключительно малым тиражом (200 экз.), и понадеяться, что продолжение работы семинара будет, что выпуск 1 будет иметь продолжение за счет многих материалов, которые интересны читающей публике, но по разным причинам еще не опубликованы «на бумаге». Не исключено, что отдельные сборники можно было бы составить из подборок злободневных и интересных материалов, разбросанных по разным изданиям.
Спасибо учителям, администрации школы № 2007 и ее учащимся. Надеемся на продолжение встреч.
А.В.Шевкин.
07.02.2005 — О присуждении премий Президента России в области образования за 2003 год
На страничке http://www.inauka.ru/laureats/article52067.html в Интернете стал доступен Указ о присуждении премий Президента России в области образования за 2003 год. Поздравляя лауреатов премии, мы все же пропустим их фамилии, выделив только темы лауреатских работ. Это поможет нам понять приоритеты современного российского образования, направления работы в образовании, которые поддерживаются на самом высоком уровне (полный текст Указа можно найти по приведенной выше ссылке).
Итак, премии Президента Российской Федерации в области образования за 2003 год присуждены:
— за создание комплекса инновационных разработок для образовательных учреждений высшего профессионального образования «Образовательные виртуальные миры Петербурга».
— за научно-практическую работу для образовательных учреждений высшего профессионального образования «Разработка концепции и создание организационной структуры, учебно-методического и программного обеспечения инновационной системы подготовки высококвалифицированных кадров в области информационных технологий».
— за цикл трудов для системы непрерывного образования «Семья и общество, гражданское образование и воспитание в современной России: новое качество и механизмы развития».
— за создание комплекта учебников «Линейная алгебра и аналитическая геометрия» и «Высшая математика» для образовательных учреждений высшего профессионального образования.
— за создание цикла трудов для образовательных учреждений высшего профессионального образования «Научно-методические основы обучения в области малого наукоемкого предпринимательства, ресурсосберегающих экологически безопасных технологических систем, промышленной логистики и эколого-экономического анализа химических и металлургических предприятий в условиях перехода России к устойчивому развитию».
— за работу для образовательных учреждений высшего профессионального образования «Новое направление в системе подготовки специалистов высшей квалификации в области космической науки и техники на основе интеграции фундаментального и прикладного образования с использованием современных информационных технологий».
— за работу для образовательных учреждений высшего профессионального образования «Учебно-научный центр «Фундаментальная оптика и спектроскопия» — комплекс подготовки кадров высшей квалификации, новых научных и образовательных технологий».
— за научно-практическую разработку для системы профессионального образования и научно-инновационной инфраструктуры регионов «Университетский учебно-научный производственный комплекс как основа развития образования, экономики и социальной сферы региона».
— за цикл работ для образовательных учреждений высшего профессионального образования «Моделирование и исследование русского языкового сознания нашего современника: общеобразовательный, сопоставительный и педагогический аспекты».
— за создание учебника для образовательных учреждений среднего профессионального образования железнодорожного транспорта «Электрические подстанции».
— за научно-практическую разработку «Создание системы подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности в высших учебных заведениях».
— за научно-практическую разработку для общеобразовательных учреждений «Многомодульная сеть центра образования «Царицыно» — действующая модель модернизации российской школы».
— за создание научно-практической разработки для образовательных учреждений начального профессионального образования «Создание модели социального партнерства профессионального лицея по подготовке квалифицированных рабочих для металлургии».
— за создание научно-практической разработки «Внедрение инновационной социальной технологии «Семейный детский дом» («Детский дом семейного типа»)».
— за научно-практическую разработку «Создание и реализация российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее».
Как нетрудно убедиться, одиннадцать тем из пятнадцати связаны так или иначе с начальным, средним и высшим профессиональным образованием, одна — со школой, но не совсем обычной. Со школой Е.Л. Рачевского — одного из «реформаторов» отечественного образования.
Стоит ли удивляться, что в этот список не попала работа авторского коллектива академика С.М.Никольского «Разработка концепции многоуровневого учебника и ее реализация в учебниках серии «МГУ-школе»», выдвинутая на соискание премии механико-математическим факультетом МГУ им. М.В.Ломоносова?
Мы и не удивляемся. Сейчас не время поддерживать авторов учебников, которые вопреки основному направлению этой самой «реформы» на свертывание математического образования не только пишут учебники, нацеленные на сохранение образования в России, но еще и критикуют министерство за проводимую им политику.
Скорее наоборот, было бы удивительным, это даже было бы похоже на чудо, если бы Министерство образования и науки поддержало наш двадцатилетний труд по созданию комплекта учебников математики для 5-11 классов. Оно бы само себя высекло, проявив непоследовательность в осуществлении поставленной ему задачи.
Так что чуда не произошло. Забудьте.
13.02.2005 — Александр Николаевич Земляков
1 января 2005 г. безвременно ушел из жизни замечательный человек, талантливый преподаватель и выдающийся ученый, ведущий научный сотрудник лаборатории дифференциации образования ИОСО РАО Александр Николаевич Земляков.
Александр Николаевич родился 17 апреля 1950 г. в дер. Желниха Калининской обл. В 1965 г. он поступил в физико-математический интернат при МГУ, который окончил с золотой медалью. Будучи студентом и аспирантом мехмата МГУ, А.Н.Земляков занимался эргодической теорией под руководством акад. Я.Г.Синая. Впоследствии полученные им результаты вошли в книгу «Математические бильярды» («Наука», 1990), написанную совместно с Г.А.Гальпериным.
Подлинным делом его жизни стала педагогика, преподавание математики. Около 15 лет он проработал в родной ФМШ, вернувшись в нее еще будучи студентом 2-го курса, а в 1972 г., по рекомендации академика А.Н.Колмогорова, был приглашен научным сотрудником для работы в ЭСШ Российской Академии Образования в г.Черноголовка. Для своих учеников – а среди них победители математических и физических олимпиад, выпускники ведущих ВУЗов мира, крупные ученые и общественные деятели – он навсегда остается любимым Учителем. Более чем за четверть века научно-педагогической работы Александр Николаевич создал собственные курсы алгебры и анализа, написал несколько десятков учебных и методических пособий, сотни научных, научно-популярных и методических статей. Его научные интересы лежали прежде всего в области углубленного изучения математики, но особенно популярны его книги «Геометрия в 10 и 11 классе», ставшие настольными для учителей по всей стране.
Александра Николаевича отличали высочайший профессионализм, умение просто и интересно излагать сложные вещи, обаяние, разнообразие интересов (он был большим знатоком поэзии и музыки), исключительно теплые и дружеские отношения с учениками, продолжавшиеся и после их выпуска.
Александр Николаевич всегда будет жив в памяти его родных, учеников, друзей и коллег.
На сайте (раздел СТАТЬИ) помещена последняя работа А.Н.Землякова «Психодидактические аспекты углубленного изучения математики в старших классах общеобразовательной средней школы», которая будет опубликована в газете МАТЕМАТИКА, 2005, № 5.
23.02.2005 — Раскрыт заговор математиков
Помещая статью «Раскрыт заговор математиков» в разделе, посвященном реформированию образования в России, мы надеемся, что даем еще один сильный аргумент в пользу сохранения нормального образования в стране. Сейчас только особенные люди — избранные депутаты и скульптор рассуждают столь диким образом, что не знаешь, смеяться или плакать. А если «реформа» образования пройдет по сценарию МРНО (министерства развала науки и образования), то таких диких людей у нас будет много больше, а жить в стране будет просто страшно.
Добавим еще. Если и дальше народ будет выбирать в Думу таких мыслителей, то разваливать образование больше не потребуется. Оно развалится вместе со страной.
Итак, читайте
28.02.2005 — Открыта страничка, посвященная 100-летию С.М.Никольского
Открыта страничка, посвященная 100-летнему юбилею академика Сергея Михайловича Никольского (кнопка на боковом меню). Здесь мы разместим все материалы, связанные с юбилеем.
Из последних новостей отмечу одну. По заданию газеты «МАТЕМАТИКА» 23 февраля мне довелось записать на диктофон беседу с Сергеем Михайловичем. Это набросок его воспоминаний под общим названием «Как я стал математиком». Получился удивительно интересный рассказ, поразивший меня многими историческими деталями, фамилиями и пр. — все это записано за два приема по полтора часа и без всяких бумажек и плана.
Сейчас мы редактируем текст, готовим книжку к изданию. Хотим успеть к Марафону 11 апреля.
За два дня трехчасовая фонограмма набрана на компьютере (особое спасибо Семеновой Татьяне Андреевне!). Это первый вариант рукописи. На днях передам его Сергею Михайловичу для авторской правки. Потом он отберет часть этого материала для выступления на Марафоне газеты «Первое сентября», который состоится 11 апреля. Очень надеюсь, что и весь текст удастся опубликовать.
Дополнение. Принято решение издать отдельную брошюру «Как я стал математиком».
09.03.2005 — С.М. Никольский. Как я стал математиком
По адресу приведена первая часть книжки С.М.Никольского «Как я стал математиком». Эта маленькая книга подготовлена к столетию Сергея Михайловича на основе интервью, взятого у него 23 феврале 2005 г. К сожалению, по каким-то техническим причинам выпуск книжки большим тиражом откладывается на неопределенное время, она будет доступна только у нас на сайте. Сейчас ведутся переговоры о ее издании тиражом порядка 500 экз.
В книжке вы найдете воспоминания большого ученого о своем детстве, об учении в гимназии, в техникуме, о работе в Губполитпросвете, учебе в Днепропетровском университете, работе на рабфаке и в фабзауче, в Днепропетровском университете, о встречах с академиками А.Н. Колмогоровым, П.С. Александровым.
В книге много исторических наблюдений, бытовых деталей, интересных диалогов. Книга адресована широкому кругу читателей. Полный текст книги найдете по указанному адресу.
Дополнение. К нам поступил первый отклик на публикацию. Из Нью-Йорка.
Prohla o S.M. Nikol’skom s udovol’stviem! Vot ona zhizn’ — dlinnoju v vek! I kakaja pam’at’! I kakaja jasnost’ mysli! Eto, konehno, samorodok vysshego dostoinstva! (Наш «перевод»: Прочла о С.М.Никольском с удовольствием! Вот она жизнь — длинною в век! И какая память! И какая ясность мысли! Это, конечно, самородок высшего достоинства!)
Если хотите поделиться своими размышлениями — пишите по адресу avshevkin@mail.ru
30.03.2005 — Из дальних странствий возвратясь…
28 и 29 марта мне довелось читать лекции об учебниках серии «МГУ-школе» в г. Петрозаводске. Разумеется, мы говорили о многих проблемах, волнующих учителей математики, но главной темой были учебники. За столь короткое время мне не удалось войти во многие подробности, но из того, что было рассказано, учителя хорошо встретили информацию об использовании текстовых задач в 5-6 классах, порядок введения пределов, числа е, логарифмов в 10 классе. Заинтересованное отношение учителей к материалу второй главы 11 класса легко понять и объяснить, «Уравнения, неравенства, системы» — это не только название главы, но и важнейшие вопросы программы 10-11 классов, выносимые на выпускной и конкурсные экзамены.
Когда мы расставались, то после слов благодарности учительница Пряжинской средней школы Матикайнен А.А. пропела на мотив известной финской народной песни «Рулате»:
Нам математика жизнь украшает,
Её изучаем и преподаём,
Когда государство нас вновь обижает,
Мы «Арифметику» в руки берем.
Припев пели все вместе…
Шевкин А.В.
05.04.2005 — Подготовка к Международной конференции идет полным ходом
По состоянию на 6 апреля 2005 года в оргкомитет Международной конференции «Современные проблемы преподавания математики и информатики» (4-8 мая 2005, МГУ им. М.В. Ломоносова) поступили тезисы по 78 темам (около 86 фамилий авторов). Тезисы распределяются по секциям, ведется подготовка к их публикации. Тезисы в секцию «Математика в средней общеобразовательной школе» можно выслать по нашему адресу (av@shevkin.ru).
06.04.2005 — Как там у них в Швеции?
Интересный материал о шведской школе размещен на сайте «Спасем российскую школу!» (http://spasem-shkolu.p-rossii.ru/6/244_1.shtml). Со ссылкой на Русский Курьер (30.08.2003) там поместили статью А. Смирнова «Избит, унижен, бесправен — значит, учитель». Прочитать всю статью можно по указанному выше адресу, поэтому мы ограничимся отдельными выдержками из статьи, автор которой живет в стокгольмском пригороде Тэби, где в необычной обстановке (в сауне) пообщался с нашим соотечественником Андреем — ныне шведским школьным учителем. Дальше по тексту статьи.
Соотечественник, эмигрировавший в Швецию десять лет назад, долго не мог устроиться по своей инженерной специальности, и когда ему надоели различные тупиковые курсы при бирже труда, угодил в обычную ловушку для эмигрантов. Согласился переквалифицироваться в школьного учителя. Это та из немногих профессий — наряду со специалистами по уборке туалетов и экспертами по ловле безбилетников — куда дорога открыта всем, даже русским кандидатам непризнанных в Швеции наук. Нынешний учебный год — второй в учительской карьере моего сопарильщика, но столь же кризисный, как и первый.
— Ведь у нас в стране было как, по себе и своим детям помню, — жаловался новообращеный пастырь юных скандинавских душ, — учитель, хоть профессия и малооплачиваемая, зато в классе он — царь, бог и воинский начальник. Журнал открывает, чтобы выбрать, кого к доске на инквизицию вызвать — в классе тишина. Слышно только, как сердца от ужаса одно за другим останавливаются. Зашумел кто — выйди за дверь, марш к директору. Можно родителей в школу вызвать, двойку поставить, на собрании перед всеми опозорить. В общем, в руках держать нетрудно. С этими воспоминаниями я, дурак, и согласился в шведскую школу преподавать идти. А оказалось — каждый раз в атаку на янычар бросаюсь, а оружия, кроме языка с акцентом, никакого нет. Да и тут не разгуляешься — чуть голос повысил, уволят к черту за травмирование детской психики.
Непосредственной причиной боя с тенью, который устроил в сауне мой собеседник, стал конфликт с двумя балбесами-пятиклассниками. Они орали на уроке, а будучи призванными к порядку просто послали подальше. Как хорошо выдрессированный шведский учитель, Андрей оскорбление с кривой улыбкой проглотил, лишь назидательно сообщив классу, что так говорить нехорошо. А в бане дал волю своим эмоциям. Но не будем думать, что мне попался особенно обидчивый и неуживчивый продукт тоталитарного общества, не способный работать в атмосфере шведской школьной демократии. Общепризнанно, что в этой доброй и в целом счастливой стране есть свои изгои — учителя.
Учебный год в Швеции начинается на две недели раньше российского, и первые вести с поля боя уже поступили. Профсоюз учителей обнародовал итоги опроса 1200 педагогов, из которого выяснилось, что учителя идут на работу как… чуть было не сказал, как в тюрьму, но не хочу оскорблять сверхкомфортные скандинавские тюрьмы. В общем, идут как в школу. В Швеции это сильное сравнение. Треть учителей в опросе сообщила, что пребывает в состоянии перманентной униженности, каждому десятому дети угрожали физическим насилием, а три процента были избиты своими подопечными. При этом лишь сорок процентов пострадавших сообщили директору о случившемся. «Мы знаем, что это бесполезно», — мрачно прокомментировали свое молчание педагоги.
Когда-то, в далекие 60-е, шведская школа ничем не отличалась от российской. Ученики сидели тихо, желая задать вопрос или ответить молча тянули руку, им ставили оценки, давали домашние задания, таскали на ковер к директору, вызывали в школу родителей и создавали атмосферу здоровой конкуренции в классе. «Такой армейский стиль угнетает человеческое достоинство школьников», — решили политики, и была проведена масштабная школьная реформа в направлении демократизации и гуманизации.
Поставленная цель была достигнута. Нынче шведская школа выглядит следующим образом. До шестого класса включительно оценки ставить запрещено — это может создать атмосферу неравенства и задеть психику тех, кто плохо успевает. Домашние задания обычно выполняют группой и индивидуального опроса также нет — по тем же причинам. Рекомендовано воздерживаться применять административные меры воздействия в отношении тех, кто срывает уроки: выставленный из класса, юный хулиган может почувствовать себя униженным, а то и обозлиться на все общество. Родителям стараются не сообщать, что их отпрыск не тянет: это может отравить добрый настрой в семье. Ну, и так далее, в том же духе. Держать учителей в узде помогает анонимное анкетирование учеников: набрал педагог «неудов» — ищи другую работу. Школьный совет, куда с полным правом голоса входят представители учеников, также может навсегда свергнуть педагога с кафедры. В результате Швеция стала страной самых румяных, самых веселых, самых свободных и самых наглых школьников. И самых замученных, угрюмых и затравленных учителей. Педагогов, желающих превратиться в объекты для битья, получая при этом низкую по скандинавским меркам зарплату, найти все труднее. В школу гонят безработных и эмигрантов, придумывают различные программы ускоренной переподготовки, но учительские все равно полупусты. «Многое остается сделать, чтобы шведская школа поднялась вверх в международной статистике, и решающий фактор здесь — положение учителей. Изменений к лучшему можно ожидать, лишь когда профессия учителя станет привлекательной», — осторожно, как к горячему угольку, прикасается к полутабуированной теме газета «Свенска Дагбладет». Смелее писать нельзя — обвинят в антидемократичности и тоске по тоталитарным порядкам.
Возможно, эта заметка хоть немного приободрит российских учителей, которые, заштопав брюки и кофточки, пойдут первого сентября в школы. Может быть, им будет легче страдать вместе со своими скандинавскими коллегами, хотя и по разным причинам. А когда вы войдете в класс, и все поднимутся при вашем появлении, представьте соответствующую шведскую картинку с натуры: в классе стоит ровный гул, кто-то спит, кто-то целуется, кто-то кучкуется в углу — то ли решают задачку бригадным методом, то ли разглядывают порножурнал. Вмешиваться в эту стихию — все равно что пытаться остановить растопыренными руками накат океанской волны. И по лицу педагога скользит слабая счастливая улыбка, если кто-то из учеников вдруг повелительно взмахнет рукой в сторону кафедры и проорет во весь голос: «Эй, пойди-ка сюда!» Значит, не все потеряно, и кто-то в этой компании еще тянется к знаниям.
Наш комментарий. Вы спросите, зачем это мы поместили на нашем сайте рассказ про то, как обстоят дела в шведской школе? Да все за тем же. Стремление министерства образования портить российское образование под флагами демократизации, гуманизации и пр. ведет нашу школу к такому же состоянию. Уже дети наших учащихся, возможно, будут учиться в российской школе, низведенной до описанного выше шведского идеала.
Остается отметить, что по международным оценкам наша школа по математической подготовке попала в группу отстающих вместе с США, Германией, Чехией, Венгрией, Испанией, Польшей и Латвией, а Дания с описанными выше особенностями учебного процесса, получила результаты значимо выше, чем у России (Математика в школе, 2005, № 3, с. 76).
Теперь уже, кроме шведской школы, нас удивляет международное исследование, ставящее нам в пример замечательную шведскую школу.
Вы понимаете, куда ведут российскую школу наши реформаторы и помогающие им исследователи?
08.04.2005 — Как там у них во Франции?
С удовольствием перепечатываем замечательную статью В.Доценко ПЯТОЕ ПРАВИЛО АРИФМЕТИКИ
Мы еще пытаемся угадать контуры будущей российской пореформенной школы, а она уже существует! она уже работает… во Франции. Просто там раньше нас начали реформирование образования. Там уже есть результаты — им и посвящена рекомендуемая статья. Теперь становится понятнее мотив французов в награждении нашего министра образования В.М.Филиппова орденом Почетного легиона. Они хотели поддержать робкие шаги нашего министра к… пропасти, в которую образование Франции уже угодило.
Читайте в разделе СТАТЬИ/ журнал «НАУКА и ЖИЗНЬ». Просим сообщать нам о появлении публикаций, которые могли бы продолжить серию «Как там у них в …» Кто следующий?
12.04.2005 — Учебники С.М. Никольского для 9-11 классов получили новый гриф
Сегодня в здании Министерства образования и науки состоялось заседание секции математики Экспертного совета. После зачтения обобщенных результатов экспертиз, присланных из трех территорий: Тульской области, Новгородской области, Калининградской области, после выступления члена Экспертного совета Л.М. Коротковой и короткого обсуждения единогласно принято решение присвоить новый гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки» трем учебникам серии «МГУ-школе» «Алгебра 9», «Алгебра и начала анализа 10», «Алгебра и начала анализа 11». Два последних учебника рекомендованы как двухуровневые: для общеобразовательных и профильных классов. Теперь (после опубликования официальных документов, конечно) учителя, работающие в классах с углубленным изучением математики, смогут преподавать по нашим учебникам.
От имени авторского коллектива выражаю благодарность всем учителям и методистам, принявшим участие в экспертизе учебников. Замечания и предложения экспертов мы постараемся учесть в максимальной степени при следующих переизданиях учебников.
А.В. Шевкин
13.04.2005 — Перспективы математического образования России в зеркале зарубежного опыта
Россия не является первой страной, проводящей реформу образования под флагами гуманизации, демократизации, борьбы с помощью Единого экзамена за унификацию требований к выпускникам школы и против коррупции в образовании. Не возражая против гуманизации и демократизации образования, подчеркнем, что сами эти идеи не имеют ничего общего с той реформой (модернизацией) образования, которая проводится в России. Убежден, что совершенствование образования не может сводиться к его удушению, как лечение головной боли не может сводиться к применению гильотины.
Уникальная особенность школьного российского математического образования заключается в том, что оно не удовлетворяется ответом на вопрос «как?», а приучает школьников искать ответ на вопрос «почему?». Российское образование — в лучших своих проявлениях — не ограничивается передачей фактов и алгоритмов, а учит школьников понимать смысл и назначение выполняемых ими действий, учит их рассуждать, выяснять истинность утверждений, доказывать свою правоту.
Тревожным звоночком для российского математического образования является то, что его реформирование доверили специалистам, которые видят только одну проблему в образовании — перегрузку учащихся, возникшую очень кстати как раз в тот момент, когда потребовалось обосновать необходимость растраты колоссальных средств, выделенных на реформирование образования. Большие суммы требуют коренной ломки, а ломать лучше у самого фундамента. Вот почему, не удовлетворившись «усечением» математики во всех параллелях, как минимум, на 1 час в неделю, «реформаторы» предложили уменьшить недельную учебную нагрузку по математике в начальной школе с шести часов до четырех!
Если бы вы зачем-то захотели обрушить образование страны, то где бы вы установили мину? — Правильно, там, где закладываются основы этого образования, то есть в начальной школе. Они так и сделали. Злонамеренно или по недомыслию — не суть важно!
Заметим, что один из главных реформаторов школьного математического образования, желая обосновать свое предложение по сокращению учебной нагрузки по математике, спросил как-то в высоком собрании преподавателей вузов: «Скажите, кому из вас за последнее время пришлось хотя бы раз решать квадратное уравнение?» Тот же специалист (но в другой аудитории) спрашивал и про обыкновенные дроби. Если продолжить его логику, то скоро обнаружится, что при покупке баночки пива вовсе не требуются формулы тригонометрии или логарифмы… Но являются ли приведенные вопросы и жизненные наблюдения достаточным основанием для существенного сокращения программы по математике и учебного времени на ее изучение?
Известен и другой специалист, который со всех трибун и в печати заявляет, что школьники не усваивают 40 % информации, сообщаемой в школе. Он ломает через колено образование России, а не знает, что стопроцентное усвоение информации невозможно в принципе, поэтому и не предполагается! Он вряд ли понимает фразу великого А. Эйнштейна «Образование есть то, что остается после того, когда забывается все, чему учили», но, опираясь на свое открытие про 40 %, требует сократить программу по математике именно на 40 %. И это его требование имеет большую силу, так как он руководит реформированием образования в стране. Не буду вступать здесь в полемику с экс-министром образования России. Тем более, что в Интернете доступен мой ответ ему под названием «Заметки на полях доклада академика Э.Д. Днепрова».
Так уж сложилось, что под фальшивыми лозунгами заботы о разгрузке, демократизации и гуманизации образования и т.п. «реформаторы» попросту лишают Россию основательного общедоступного образования. Злонамеренно или по недомыслию — не обсуждаем.
Теперь самое время представить, к чему мы придем через несколько лет, следуя за «реформаторами». В этом нам поможет описание опыта стран, в которых раньше нас принялись портить образование под теми же гуманными лозунгами.
Интересны в связи со сказанным наблюдения нашего соотечественника, работающего учителем в Швеции (А. Смирнов. Избит, унижен, бесправен — значит, учитель. Русский Курьер, 30.08.2003); наблюдения выпускника МГУ, автора книг и задач для ЗМШ при МГУ, автора многочисленных статей для «Кванта» А. Л. Тоома (Математика, №№ 39, 40, 2004). Интересна статья В. С. Доценко «Пятое правило арифметики» (Наука и жизнь, № 12, 2004), в которой он рассказал о своем опыте преподавания математики в Парижском университете. Остановимся на примерах из этой последней статьи.
«В этом учебном году я обнаружил, что среди пятидесяти моих учеников-первокурсников (у меня две группы) восемь человек считают, что три шестых (3/6) равны одной трети (1/3). Подчеркну: это молодые люди, которые только что сдали «научный БАК» [аналог нашего ЕГЭ. — А. Ш.], то есть тот, в котором приоритет отдается математике и физике. <…> Я их переучил на очередном занятии (темой которого вообще-то было производная функции): сделал небольшое отступление и сообщил, что 3/6 равны 1/2, а вовсе не 1/3, как считают некоторые из присутствующих. Реакция была такая: «Да? Хорошо…». Если бы я им сообщил, что это равно 1/10, реакция была бы точно такой же. <…>
Довольно долго я никак не мог понять, как с подобным уровнем знаний все эти молодые люди сумели сдать БАК, задачи в котором, как правило, составлены на вполне приличном уровне и решить которые (как мне казалось) можно, лишь обладая вполне приличными знаниями. Теперь я знаю ответ на этот вопрос. Дело в том, что практически все задачи, предлагаемые на БАКе, можно решить с помощью хорошего калькулятора — они сейчас очень умные, эти современные калькуляторы: и любое алгебраическое преобразование сделают, и производную функции найдут, и график ее нарисуют. При этом пользоваться калькулятором при сдаче БАКа официально разрешено. <…>
Каждый год упорно задаю своим ученикам один и тот же вопрос: кто может объяснить, почему синус 30 градусов равен 1/2? <…> Из двухсот пятидесяти моих учеников за все время на этот вопрос мне не ответил ни один человек. Более того, по их мнению, сам вопрос лишен смысла: то, чему равны все эти синусы и косинусы <…> — это просто некая данность, которую нужно запомнить. И вот, каждый год я, как последний зануда, пытаюсь их в этом разубеждать, пытаюсь рассказывать, что откуда берется, какое отношение все это имеет к миру, в котором мы живем, тужусь изо всех сил рассказывать так, чтобы было интересно, а они смотрят на меня, как на придурка, и терпеливо ждут, когда же я, наконец, угомонюсь и сообщу им, что, собственно, нужно заучить на память. <…>
Когда я только начинал работать в университете, некоторое время ходил на занятия моих коллег — других преподавателей, чтобы понять что к чему. И таким образом я обнаружил, что на самом деле все намного-намного проще, чем нас когда-то учили. <…> Производная функции — это штрих, который ставится справа вверху от обозначения функции. Ей-богу, я не шучу — прямо так вот и учат. Нет, разумеется, это далеко не всё: требуется заучить свод правил, что произойдет, если штрих поставить у произведения функций и т.п. <…>
В этом учебном году на семестровой контрольной одной из задач была такая <…>: «Воздушный шар летит в одном направлении со скоростью 20 км/час в течение 1 ч и 45 мин. Затем направление движения меняется на заданный угол (60°), и воздушный шар летит еще 1 ч и 45 мин с той же скоростью. Найти расстояние от точки старта до точки приземления». Перед контрольной на протяжении двух недель среди преподавателей университета шла бурная дискуссия — не слишком ли сложна эта задача для наших студентов. В конце концов, решили рискнуть выставить ее на контрольную, но с условием, что те, кто ее решит, получат дополнительно несколько премиальных очков. Затем в помощь преподавателям, которые будут проверять студенческие работы, автор задачи дал ее решение. Оно занимало половину страницы и было неправильным. Когда я это заметил и поднял было визг, коллеги тут же успокоили меня очень простым аргументом: «Чего ты нервничаешь? Все равно эту задачу никто не решит…». И они оказались правы. Из полутора сотен студентов, писавших контрольную, ее решили только два человека (и это были китайцы). <…>
Или, к примеру, когда нужно было решить уравнение 5х + 3 = 0, один мой студент исписал целую страницу рассуждениями про структуру и счетность множества решений такого типа уравнений, но само уравнение решить так и не смог».
Хочется спросить: так ли обязательно в России допускать те же ошибки? Или мы сумеем сделать правильные выводы из чужих ошибок?
19.04.2005 — Мировоззренческий труд к собственному юбилею
Передо мной книга Жохова А.Л. «Научное мировоззрение в контексте духовного развития личности (образовательный аспект)». Тольятти: РНЦ ТГУ, 2004. Её автор — академик академии профессионального образования, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математики и информатики Тoльяттинского филиала института коммерции и права (г. Москва).
Одна из глав этой книги — «Прaгматический аспект концепции мировоззренчески направленного обучения (на примере обучения математике)».
Книга привлекательна глубиной проникновения в проблему соотношения мировоззрения — образования — личности, охватом 284 (!) источников, и всё это — при отсутствии менторства, назидательности и привычной в таких случаях воспитательной фальши. Такое ощущение, что перед тобой энциклопедия всемирных в своей индивидуальности точек зрения, подвергнутых авторскому анализу, синтезу и развитию с погружением в современность.
Труд этот не для лёгкого чтения. И это хорошо! Кто сказал, что поверхностное и узкое скольжение по мировоззренческой проблеме может быть продуктивным? Уверен, что найдутся читатели, которые погрузятся в книгу всерьёз и надолго, быть может — навсегда. А то и захотят увидеть и услышать автора, работа которого несёт в себе большие возможности восхождения от глубинного абстрактного к многоликому конкретному.
Поздравляю Аркадия Львовича с успехом и желаю ему новых результатов в избранном им столь актуальном направлении. К тому же 24 апреля 2005 года ему исполняется 65 — это возраст творческой жатвы. Ждём от него продолжения научных откровений о математическом образовании.
Е.Е. Семёнов, г. Витебск, профессор ВГУ им. П.М. Мaшерова
Примечание. В годы своего научного младенчества я имел счастье общаться с Ефимом Евстафьевичем Семеновым, известным учителям математики по многим методическим публикациям и статьям в журнале «Квант», и с Аркадием Львовичем Жоховым. Когда оказалось, что по техническим причинам мы не успеваем опубликовать рецензию к юбилею автора книги в газете МАТЕМАТИКА, я решил, что самым лучшим подарком для меня самого будет размещение на нашем сайте отзыва коллеги о работе своего соученика и друга. Спасибо обоим: Аркадию Львовичу и Ефиму Евстафьевичу — за то, что они есть, за то, что я с ними знаком, за то, что встречи с ними были полезны для моего человеческого и профессионального роста.
А. В. Шевкин.
26.04.2005 — Международная конференция, посвященная столетию С.М. Никольского
Остается совсем немного до начала Международной научно-методической конференции «Современные проблемы преподавания математики и информатики».
Приводим ссылку на специальный сайт конференции, где можно найти ее программу, перечень секций, время начала и окончания работы. Участники конференции могут зарегистрироваться, задать интересующие их организационные вопросы.
http://mech.math.msu.su/conference/nikolsky-100/index.htm
Проезд к месту проведения крнференции: до метро «Университет», выход у последнего вагона. На улице повернуть направо до ближайшего наземного перехода. На другой стороне остановка автобуса. Ехать на №№ 1, 113, 119, 661 до остановки «Дом культуры МГУ».
Предполагается, что в 4 мая в 10:00 МГУ посетит мэр Москвы Ю.М. Лужков для вручения
С.М. Никольскому премии «Легенда века».
(Подробности: http://www.mosinform.ru/2/news.php?s=18&id=10764).
На 5 мая Сергей Михайлович приглашен в Кремль. (Подробности не разглашаются.)
25 мая выпущен сборник тезисов докладов на конференции, каждый участник конференции, получив такую книжицу (178 с.), будет иметь представление о содержании тех докладов, которые ему не довелось услышать. На днях мы опубликуем подробную программу конференции с полным списком предполагаемых докладом и указанием времени и места, где они состоятся.
26.04.2005 — МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 23-29 мая 2005 г.
Функциональные пространства, теория приближений, нелинейный анализ
(Москва, 23–29 мая 2005 г.) посвященная столетию Сергея Михайловича Никольского
(родился 30.IV.1905). Фотогалерея: http://nik-100.mi.ras.ru/photos.html
28.04.2005 — Тезисы докладов на Международной конференции
К началу Международной научно-методической конференции «Современные проблемы преподавания математики и информатики» изданы две части сборника тезисов, из которых мы отобрали для размещения в разделе «Учебники» только те, которые отражают опыт работы по учебникам, а также опыт их экспертизы.
1. Из опыта работы по учебникам серии «МГУ-школы». Е.Г.Гаранина (школа № 400, Москва)
2. «Арифметика» помогает растить призеров олимпиад. Н.И.Утина (школа № 853, Москва)
3. Из опыта работы по учебникам «Алгебра 7», «Алгебра 8» серии «МГУ-школе». О.А.Сухарева (школа № 139, С.-Петербург)
4. Итоги работы по учебникам серии «МГУ–школе». О.В.Бощенко (МОУ СОШ No 129, Волгоград)
5. Учебники разных уровней. Н.А.Савенко (МОУ СОШ № 5 им. Дубинного, Пятигорск)
6. Подготовка ребенка зависит и от учебника. И.С.Хавжу (ГОУ СОШ № 1266, Москва)
7. Готовит ли школа к вузу? И.С.Хавжу (ГОУ СОШ № 1266, Москва)
8. Из опыта экспертизы учебников серии «МГУ-школе» для 9-11. Г.П.Николаева (ГОУ НРЦРО, В. Новгород)
01.05.2005 — Чествование С.М.Никольского в МИАНе
Вчера в Математическом институте им. В.А. Стеклова РАН состоялось торжественное заседание, посвященное 100-летию его старейшего сотрудника — Сергея Михайловича Никольского. Было много речей, поздравлений, подарков и сюрпризов. Прибывших на праздник встречал ансамбль скрипачей, который позднее дал прекрасный концерт. Большой интерес собравшихся вызвала фотовыставка, посвященная юбиляру.
В самом начале торжественного мероприятия был зачитан указ Президента России о награждении Сергея Михайловича Никольского орденом «За заслуги перед отечеством» II степени, было сообщено, что Сергей Михайлович награжден премией мэрии Москвы «Легенда века» (премия присуждается одному человеку в год и вручать ее 4 мая в МГУ будет Ю.М. Лужков. Орден будет вручен юбиляру 5 мая в Кремле.
Сергея Михайловича поздравили ректор МГУ В.А.Садовничий, директора институтов РАН, директор МФТИ, где юбиляр читал лекции болеее 50 (!) лет, зав. редакцией математики и информатики издательства «Просвещение» Т.А.Бурмистрова, лидер КПРФ Г.А. Зюганов и другие.
Самым оригинальным подарком, на наш взгляд, был портрет юбиляра кисти Рубенса (в соавторстве с художником издательства «Просвещение» — очень надеемся разместить на сайте копию этого шедевра). А самым эффетным — автомобиль, который 12 мая преподнесут своему любимому лектору выпускники МФТИ.
Соавторы Сергея Михайловича по школьным учебникам тоже поздравили юбиляра и вместе со своим подарком передали все поздравления, поступившие в газету МАТЕМАТИКА от учащихся школ и учителей.
04.05.2005 — Международная конференция открыта
Сегодня в ДК МГУ начала работать
Международная конференция «Современные проблемы преподавания математики и информатики». Первый заместитель мэра Москвы Л.И. Швецова вручила Сергею Михайловичу Никольскому премию «Легенда века», ректор МГУ В.А.Садовничий вручил юбиляру памятную медаль «250 лет МГУ». Затем были прочитаны пленарные доклады о вкладе С.М.Никольского в российскую математику и образование, в теорию функций и функциональный анализ, в решение проблем вычислительной математики, в школьное математическое образования, о работе академика С.М.Никольского в МФТИ, о его учебниках для технических вузов и работе в научно-методическом совете по математике Министерства образования.
05.05.2005 — Международная конференция продолжает работу
Сначала скажем несколько слов благодарности организаторам конференции. Еще вчера при регистрации участников каждому выдавали на память специальный портфель, с блокнотами, ручками, книжкой воспоминаний юбиляра, его портрет в рамочке и, видимо, самую главную ценность — новую книгу С.М. Никольского «Мой век» настолько оперативно выпущенной издательством «Фазис», что просто удивительно. Книжка прекрасно издана, имеет много фотографий.
Теперь о сегодняшней секции, посвященной учебникам С.М.Никольского. Список тезисов опубликован на сайте, поэтому только перечислим фамилии выступавших (не считая авторов учебников): Н.И.Утина, О.А.Сухарева, А.Л.Жохов, Е.Д.Доннер, Г.П.Николаева, Е.В.Черникова, Г.А.Астахова, И.С.Хавжу, В.И.Голубев.
Примерно в середине заседания в аудиторию пришел С.М.Никольский с орденской лентой на шее. Он только что получил награду из рук Президента России. Его появление несколько изменило ход заседания, потому что всем было интересно, как это происходило, что награжденный сказал Президенту о принижении математики в российских школах (см. фото с телеэкрана на страничке). В перерыве разговаривали, подписывали книжки, фотографировались. Все участники заседания получили подарки от Издательства «Просвещение».
06.05.2005 — Международная конференция завершила свою работу
Сегодня секция средней школы работала до обеда и после обеда. Мне довелось с М.К. Потаповым вести заседание во второй половине дня.
С докладами выступили: А.В.Шевкин, П.В.Чулков, И.В.Федоренко, А.Я.Волошинова, В.И.Романовский, В.В.Вавилов, К.С. Мамий, Д.К.Мамий, А.Б.Скопенков.
Надо отметить удивительную увлеченность выступавших проблемами преподавания математики в школе, которая передавалась всем присутствующим. Три часа, отведенные для работы секции пролетели незаметно. После окончания работы долго не расходились, обменивались адресами, говорили о необходимости более частых встреч для формирования и выражения общего мнения по поводу происходящего с математикой в школе, да и с самой школой.
Вчера принято обращение конференции, которое после дополнительной доработки будет опубликовано.
18.05.2005 — Как будут утверждаться учебники
В старые добрые времена довелось мне поработать около 10 лет в секции математики Федерального экспертного совета (ФЭС). Интересное это было время, полезная это была работа для моего профессионального становления, так как полезно не только формировать свое отношение к той или иной учебной книге, но и научиться обоснованно излагать в рецензии свои выводы. Но сейчас я о другом. Тогда подули ветры перемен: кому-то показалось, что из ФЭС надо вывести авторов всех учебников. Сказано — сделано. Вывели.
Теперь ФЭС переживает новую реформу, которая, может оказаться если не его ликвидацией, то, во всяком случае, сильно изменит его функции. Заинтересованные круги обсуждают, газеты на эту тему что-то пишут, но пока нет ясности, как же теперь будет происходить экспертиза учебников.
Одно ясно, экспертиза растет в цене. Пока переутверждение одного учебника один раз в пять лет обходится издательству в 50 000 р. Только наивные люди могут полагать, что нововведения министерства не отразятся на цене учебников. Это одна сторона вопроса. Есть и другая.
Экспертизу учебников будут проводить в Российской академии наук (РАН) и в Российской академии образования (РАО). Поговаривают, что при несовпадении позиций главным будет считаться мнение РАО. А главным в РАО по математике является Г.В.Дорофеев — известный автор известных учебников, автор концепции реформы математического образования, первого варианта скандально известных стандартов и многих других документов, которые не оставили равнодушной математическую общественность. Таким образом, ветры перемен задули в другую сторону. Теперь автор одних учебников (большая часть его отдела его же соавторы по учебникам) будет решать судьбу учебников других авторов. Поздравим себя!
Надо ли было ставить Георгия Владимировича в столь неловкое положение? Об этом в министерстве как-то не подумали. Усугубить это положение можно только одним: поручить Георгию Владимировичу «сводить» мнения двух академий на заседании секции математики ФЭС, если таковая сохранится. Уж тогда бы мы увидели на практике работу известного сталинского принципа «Не важно как голосуют — важно кто считает!»
Повторяю, точной информацией мы пока не располагаем. Имеется список лиц, которые будут работать с Дорофеевым, но функции этой команды в точности не известны. При появлении новой информации мы вам ее сообщим и прокомментируем.
Дополнение от 26 мая. Из надежных источников сообщают, что новый орган будет называться Федеральный совет по учебникам (ФСУ). Он будет «сводить» мнения РАН и РАО. Ясности по персоналиям пока нет.
26.05.2005 — Москва пережила электрошок
25 мая за полчаса (в 11:30) до начала торжеств в Южном округе Москвы отключили электричество. Это позднее мы узнали, что отключили в четырех округах Москвы, что некоторые школы по этой причине отменили или перенесли праздник последнего звонка. Удивляемся, но в нашей школе идея переноса даже не возникла. Сбегали за батарейками для музыкального центра и провели все, как запланировали. 11 А и 11 Б были просто в ударе. Сочинили слова о жизни школы и про разные школьные предметы и учителей на известные мотивчики, живописно все представили. Праздник получился на славу. Спасибо всем.
Немного о личном. Домой (на 16! этаж) добирался пешком. Вечер при свечах был немного романтичным и очень тревожным. Никто не знал, через сколько часов восстановят подачу воды и электричества. Свет дали около 20:00 и опять отключили около 21:00. Окончательно дали свет около 12:00. Но в соседних домах света не было до 8:00 следующего дня. Утром лифт еще не работал.
Надеемся, что все, кому положено, сделают нужные выводы и подобные эксперименты над многомиллионным городом повторяться не будут.
30.05.2005 — Поддержим соотечественников за рубежом!
На сайт «Математика. Школа. Будущее» (www.shevkin.ru) поступила просьба о помощи от русской общины села Тецканы (Молдова). Вот содержание первого письма.
Здравствуйте!
Зовут меня Балахтеров Олег Григорьевич. В селе только я один имею выход в Интернет, вот потому оказываю помощь Русской общине. Интернет это единственный способ сравнительно недорогой связи с Россией. Делаю это добровольно.
В первую очередь хотелось бы помочь школе. В школе еще 2 года назад учился мой сын. Но болезнь начала прогрессировать (не может ходить) и он сейчас дома. Диагноз дистрофия Дюшена, Лёне скоро будет 11 лет.
С уважением, Олег.
Из последующей переписки удалось выяснить, что русская община испытывает острую нужду в литературе на русском языке. Вот перечень необходимого школе, садику и больнице с. Тецканы.
Необходима методическая литература по всем предметам для лицея.
Произведения современных русских писателей для учащихся старшего школьного возраста. Художественная и справочная литература для младшего и среднего школьного возраста. Периодическая печать –
Газеты «Русское слово», «Пионерская правда», «Педсовет», «1 cентября», «Комсомольская правда». Журналы – «Директор школы», «Завуч школы», «Русский язык в школе», «Воспитание школьников», «Биология в школе», «Начальная школа», «Химия в школе», «Иностранный язык в школе», «Физика в школе», «Школьная библиотека». Также журналы для школьников. «Мурзилка», «Почитай-ка», «Маруся», «Симбик», «Костер».
Детскому садику необходима литература по методике воспитания, ну и для детей книги с сказками, альбомы для рисования, краски, карандаши, и самое главное это игрушки. Садик посещают 140 детей.
Для больницы нужна специализированная литература последних лет и периодические издания.
Адрес: Молдова, 4730, Бричанский район, с. Тецканы, Балахтерову Олегу Григорьевичу. Литературу можно направить в школу, заменив фамилию словом школа.
Помещая это воззвание на нашем сайте, мы надеемся, что в России найдутся добрые люди, способные откликнуться на просьбу о помощи. Учитывая ограниченный круг посетителей сайта, мы направим воззвание в некоторые издательства, газеты и журналы в надежде на помощь соотечественникам, желающим сохранить связь с Россией.
30 мая 2005 г.
31 мая 2005 г. Первый отклик. Из Издательства «Просвещение» сообщили, что учебники для пересылки имеются. Осталось организовать пересылку через границу. Как известно, это дело хлопотное.
31.05.2005 — Русь мчится на птице-тройке. Двойка в уме.
В № 38 «Новой газеты» за 2005 год помещена статья известного общественного деятеля и учителя математики Е.А. Бунимовича. Приводим ссылку (http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/38n/n38n-s30.shtml) на полный текст статьи и обращаем внимание на некоторое противоречие, которое нам кажется довольно странным.
С одной стороны, Е.А.Бунимович критикует практику школьного экзамена, правильно описывая причины, порождающие самый сильный порок этой практики (тотальное списывание). С другой стороны, он, как депутат, ничего не сделал, чтобы не усугублять плачевное состояние школьного образования. Даже наоборот! Е.А.Бунимович скандально прокомментировал скандальный «Закон об общем образовании в Москве», закрепляющий негативные явления в образовании (пусть даже только в Москве). Его интервью мы уже комментировали в статье «Московские «двоечники» могут спать спокойно, согласно Закону «Об общем образовании в Москве».
Не будем множить комментарии, но выразим недоумение двумя вопросами: «Это действительно печаль об образовании? Или это пиар на горячей теме?»