Школа (статьи)

Первые наблюдения за работой пятиклассников в школ

Первые наблюдения за работой пятиклассников в школе и дома.
Вниманию родителей пятиклассников

Эти записи предназначены родителям пятиклассников, желающим понять, с какого рода трудностями встречается их ребёнок на уроках математики.

Прошли две полные недели занятий математикой в 5 классе. Начинаем с «низкого старта». Повторяем известные факты про натуральные числа и решаем текстовые задачи на сложение и вычитание. Решаем занимательные задачи.

Трудность первая. В 5 классе впервые появился учебный текст, «вдоль» которого строится объяснение учителя на уроке и который нужно обязательно читать дома, обращая внимание на термины выделенные жирным шрифтом, на правила, выделенные цветом, на формулы и равенства в «рамочках». После учебного текста идут задания для устной работы, с помощью которых можно проверить понимание (или непонимание) прочитанного. Желательно правила, выделенные на цветных плашках, выучивать. Зачем это надо делать, дети ещё не до конца понимают, но родители должны понимать, что знание формулировок, например, переместительного и сочетательного законов сложения, умение записать эти законы с помощью букв — не просто «правила», которые спросит учитель и поставит (не поставит) за их знание хорошую отметку. Все формулировки правил (законов), которые рекомендуется выучить, это ещё и развитие памяти, развитие речи, т.е. развитие того аппарата, с помощью которого учащиеся смогут лучше понимать учителя,  происходящее на уроке, с помощью которого они смогут быть более успешными в учёбе (и не только).

В чём же заключается трудность? — А в том, что многие дети ещё не понимают важности работы с учебным текстом. На вопрос учителя «Как читается сочетательный закон сложения?» они начинают «плыть» вокруг и около, но не формулируют чёткого правила со с. 12: «Чтобы к сумме двух чисел…». А это означает, что у них не сформировался необходимый речевой шаблон, с помощью которого они моглди бы обосновать даже верно выполняемые действия. А те учащиеся, которые выучили формулировку закона, окажутся более успешными после изучения сочетательного закона умножения, им легче будет запомнить формулировку сочетательного закона умножения: «Чтобы произведение двух чисел…». Они будут более успешно продвигаться по материалу.

Трудность вторая. Самоутверждение в новом коллективе. Это чистая биология. Все дети из разных школ, каждому хочется проявить себя с лучшей, как ему кажется, стороны. Отсюда выкрики с мест, комментарии к сказанному не только  одноклассниками, но и учителем. Эти усилия самоутверждения отвлекают от чего-то важного, что пролетает мимо учащихся на уроке. В результате, не все усваивают способы решения задач, разобранные на уроке, что и выявляется при проверке домашних и самостоятельных работ.

Трудность третья. Расписание уроков устроено так, что с учащимися 5А класса мы встречаемся 4 раза в неделю, а с учащимися 5Б только 3 раза. При этом предполагается, что дома учащиеся выполняют домашнюю работу, аналогичную классной. Например, в классе делаем задания а), в), … (через букву) из какого-то номера, а дома закрепляем изученное, решая оставшиеся задания б), г), … из того же номера. Так вот мои маленькие хитрецы стараются решить в классе и классные и домашние задания. Они думают, что сильно экономят своё время, т.к. дома им останется меньше работать. Они ещё не понимают, что меньше работать дома — это для них плохо, т.к. они реже занимаются математикой, значит, они хуже поддерживают от затухания знания и умения, полученные в классе. Они со временем станут менее успешными. Учитель «заставляет» их работать дома вовсе не потому, что любит помучить своих учащихся. Он хочет, чтобы занятия математикой были более продуктивными. Это надо постараться донести до учащихся ещё и дома. А то ведь уже появились хитрецы, приходящие на урок без домашней работы, что нельзя допустить, если, конечно, родители хотят, чтобы процесс обучения их отпрысков был результативным.

Трудность четвёртая. Имеется большая проблема с умением не только слушать учителя, но и слышать его, с умением концентрировать внимание на том, что говорит учитель. В результате сказанное однажды приходится повторять несколько раз — для тех, кто, присутствуя на уроке, не улавливает происходящего. Концентрации внимания на уроке существенно мешает способ отдыха детей на перемене. По звонку с урока многие из них вынимают телефоны и начинают гонять по маленькому экрану телефона свои игры. Уверен, что напряжение, которое испытает ученик за 10-15 минут такого «отдыха», будет компенсироваться «выпадением» из урока со всеми вытекающими последствиями. Кроме того, кого-то из ребят эти «стрелялки-догонялки» сделают психологически зависимым игроманом. Товарищи родители, вас не пугает случай этого года: семикласснику, запустившему учёбу из-за компьютерных игр (это ещё страшнее телефонных игр по влиянию на детскую психику), мама запретила подходить к компьютеру. Как разрешил проблему малолетний игроман? Очень просто: убил маму, ставшую на пути его пагубного увлечения. Этот страшный пример позволяет понять силу этой роковой привязанности. Стараюсь отвлечь детей: приношу небольшой набор головоломок, но без помощи родителей возникшую проблему не решить.

О трудностях чисто математических, о результатах первой контрольной работы поговорим следующий раз.

Шевкин Александр Владимирович,

avshevkin@mail.ru

17.09.2011

 

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал