Новости

Учитель станет придатком «цифровых технологий»? Зачем в школах вводят смешанные уроки

Ольга Васильева рассказала о грядущих изменениях в системе общего образования

Дополнение от 5.06.18. Обязательно прочитайте фантастический рассказ, ссылку на который любезно прислал Г.К. Муравин. Оказывается, наши РЭШ, МЭШ и пр. были предсказаны, если будете терпеливы, то получите удовольствие от финала, такой же будет и в России, но, видимо, некоторое время придётся помучиться в «цифровой» школе.

Дополнение от 06.06.18. Для любителей ненаучной фантастики. Обсуждение интервью Д. Пескова о школе будущего, в которой не будет ни стен, ни уроков, ни домашних заданий… 

В российских школах могут появиться смешанные уроки, на которых помогать учителю вести занятие будут цифровые технологии. Министр просвещения Ольга Васильева рассказала о грядущих изменениях в системе общего образования. По ее словам, «Цифровая школа» изменит роль педагогов в образовательных организациях – сделает из учителей «кураторов, ориентирующих ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами», а также обновит содержание образования.

«Один из наших последних проектов – это «Цифровая школа». Наверное, мы придем к смешанному типу уроков, о том, что это «цифра» и учитель, может, это смелое заявление, но тем не менее нам придется об этом думать… То, что смешанный тип урока рано или поздно придет, это очевидно», – заявила Ольга Васильева в интервью телеканалу «Россия 24».

Как пояснили в пресс-службе образовательного ведомства, реализация проекта «Цифровая школа» рассчитана на период с 2018 по 2025 г.

«Проект позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возможность нашим школьникам свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Благодаря проекту у родителей появится больше возможностей изучать интересы и способности своего ребенка. Для педагогов цифровизация снизит административную нагрузку, высвобождая время для повышения качества своих образовательных программ», – пояснила Ольга Юрьевна, выступая на Петербургском международном экономическом форуме.

Цифровизация школы не приведет к замене учителя, напротив, информационные технологии разгрузят педагога и высвободят время на учеников, уверен начальник управления стратегического развития Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук Кирилл Баранников.

«Не думаю, что «цифра» будет заменой учителю. И дело не только в том, что «цифра» пока больше про автоматизацию рутинных операций – доставка контента, сбор и хранение данных, формирование документов. И не в том, что еще только возникают первые серьезные решения в сфере искусственного интеллекта, которые пока неспособны «стать у доски» вместо учителя. Просто цифра не ставит себе такой цели, она нужна не для замены учителя. Другой вопрос, что когда большой блок рутинных операций станет выполнять робот (не железка, а распределенная интеллектуальная сеть), то у учителя появится больше времени на ребенка, на размышление об образовательных результатах, на осмысление и рефлексию. И вот здесь главный вызов – новая структура рабочего дня учителя. Как она должна быть устроена и как учителю ее продуктивно использовать», – поделился своим мнением с Накануне.RU Кирилл Баранников.

Президент Всероссийского фонда образования, доктор педагогических наук Сергей Комков сравнил новые цифровые технологии в системе образования с применением электронных приборов в медицине. В обоих случаях инновации не будут работать без участия специалиста.

«Если раньше опытный врач-хирург мог оперировать исключительно механическим скальпелем, то теперь в его распоряжении находится целый набор новейших технических (в том числе – компьютерных или «цифровых») средств, при помощи которых он может совершать настоящие чудеса исцеления. Но сами по себе без опытного и талантливого врача даже эти великолепные технические средства порой ничего сделать неспособны!» – отметил в разговоре с Накануне.RU Сергей Комков.

По его словам, компьютерные или «цифровые технологии» могут быть использованы лишь в качестве дополнительного инструмента в руках опытного учителя. Без учителя ни одна «технология» работать не будет. Более того, эти самые «цифровые технологии», переданные в руки дилетантов или неких чисто «технических исполнителей», могут нанести ученику непоправимый вред.

«Настоящий талантливый учитель никогда и ни при каких обстоятельствах не станет простым придатком к системе «цифровых технологий», – уверен он.

Между тем, цифровизация все же изменит роль учителя, пояснили в ведомстве.

«Реализация проекта повлечет за собой обновление содержания образования и изменение роли учителя, который станет куратором, ориентирующим ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами, максимально индивидуализирует траектории обучения школьников», – добавили в министерстве.

Внедрение «цифры» не должно касаться формирования и утверждения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

«Поэтому, если кто-то в Министерстве просвещения России все еще всерьез продолжает считать, что внедрение «цифровых технологий» должно повлечь за собой «обновление содержания образования», то это уже не просто заблуждение! Это – грубейшая педагогическая ошибка, которая может повлечь за собой очень серьезные социальные последствия! И этим чиновникам Министерства просвещения России я посоветовал бы внимательно изучить основы педагогики», – заявил Комков.

Что касается мысли о том, что учитель должен быть «куратором» ребенка и действовать в соответствии с его «запросами», то авторы этой идеи грубо исказили одну из основополагающих аксиом педагогики, утверждает он.

«Учитель, действительно, должен быть умным и грамотным наставником своего ученика, спокойно и планомерно вести его по жизни к поставленным целям и задачам. Изучать его индивидуальные способности и возможности. И, в соответствии с этим (а не в соответствии с некими абстрактными, а порой – и ложными, «запросами») действовать в его интересах! Кроме того, одной из важнейших задач настоящего учителя как раз и является формирование у каждого своего ученика верных жизненных запросов. И в этом процессе никакие «цифровые технологии» не сработают! Решающее значение всегда будут иметь только личность, талант и возможности человека, которого мы всегда и во все времена называли учителем!» – заключил Сергей Комков.

Цифровое образование открывает много возможностей для ребенка, поэтому учителю важно помочь ему сориентироваться.

«В такой насыщенной среде учителю придется помогать ребенку не терять быстро интерес, ведь в быстром доступе у ребенка может оказаться огромное количество чего-то нового, и это новое всегда будет перехватывать его внимание. Учителю надо будет помочь ребенку идти по треку, сохранять концентрацию. Учитель должен помогать определяться с целями, быть партнером в в зоне ближайшего развития – вовремя подсказать, сориентировать, объяснить», – считает Кирилл Баранников.

Отметим, что ранее Ольга Васильева отмечала, что цифровизация школ станет одним из главных направлений работы Министерства просвещения.

31.05.2018 11:00 Мск | Анна Смирнова

Источник. https://www.nakanune.ru/articles/114002/

Комментарий. Об этой новости я имел смутное представление после беседы с Г.К.Муравиным 1.06.18 на Красной площади — там мы встретились на книжной ярмарке. Теперь эта новость замелькала там и сям — пора обсудить. Тем более, что это совсем не новая для меня тема — уже приходилось «бодаться» с «цифровым гуру»  в российском образовании на нашем сайте.

Компьютер, Интернет, всякие сети, РЭШ, МЭШ и прочие  «математические вертикали» почему-то привели некоторых исследователей, которых нельзя назвать добросовестными исследователями, к выводам о том, что уж с компьютером школа станет совсем другая, что учитель потеряет свою лидирующую роль на уроке (вот, оказывается, что им мешает!). Директор направления «молодые профессионалы» Дмитрий Песков, которого прочат сейчас в советники Президенту В.В. Путину, договорился до того, что старая школа должна умереть. На эту тему я писал подробные комментарии. 

2030 год: система должна умереть ради детей

Выступление министра просвещения продолжает атаки на российское образование, начатые Ольгой Голодец — ей примерно год назад не нравились прямоугольные классы, не нравился авторитетный учитель у доски, ей хотелось, чтобы учитель ходил за спинами учеников, консультировал их в общении с «цифровыми гуру» через Интернет. За выступлениями двух милых дам по этому вопросу  торчат уши молодого дарования — Дмитрия Пескова (не путать с пресс-секретарём Президента), того самого директора направления в Агенстве стратегических инициатив. 

Вот одна цитата из Д.Пескова: «в России по-прежнему в основе лежит довольно хорошее образование. И это для страны большая проблема…»

А вот его интервью с моими комментариями (ссылка выше).

E-xecutive.ru Традиционная школа доживает последние годы, уверены организаторы форсайта «Образование 2030». Сегодняшняя школа ― это «камера хранения детей». Причем «цифровые» ученики по многим вопросам компетентнее своих «аналоговых» учителей. Не спасают традиционную школу даже миллиарды рублей, которые государство сегодня тратит на «создание информационной среды в школах» (или делает вид, что создает). Ноутбуки от Apple, закупаемые для первоклассников, проблему не решают. Система должна догнить и отмереть, а на ее месте возникнуть новая ― цифровая, верит Дмитрий Песков, один из организаторов форсайта.

А.Ш. Переведём дух, дорогие читатели. Попробую робко возразить нашему «цифровому» гуру. Я хоть и старый «аналоговый» учитель, но не припомню, чтобы с новым технологическим укладом так резко догнивала старая школа и из этого разложения возникала школа новая. Так не случилось после революции паровых машин, так не случилось после создания конвейерного производства, ни после перехода от ламп к транзисторам и микросхемам. Обновление и медленное реформирование школы — были, но догнивания и умирания — никогда. Почему так должно произойти с революционным (не спорю) развитием информационных технологий? Ну а шедевр про «цифровых» учеников и «аналоговых» учителей» лично мне много говорит о его авторе.

E-xecutive.ru Что это ― «цифровая школа»? В начале 2012 года американское «Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам» (DARPA) запустило программу «Доминирование в образовании». Как сообщается на сайте Агентства, солдаты будут быстро и качественно осваивать физические и умственные навыки с помощью «цифровых наставников». Причем будут изучать не просто информацию, а принципы, на которых эта информация строится, поэтому овладеют знаниями на уровне опытных специалистов. Только сделают это в разы быстрее тех, кто учится по традиционным программам.

А.Ш. Да, возможно, «цифровые наставники» натренируют солдат лучше обычных наставников, так как каждый из них работает не с группой солдат, а с отдельным солдатом, реагируя на его реакции. Это обучение на уровне рефлексов, которые в критической ситуации более подготовленному бойцу может спасти жизнь.

E-xecutive.ru Американцы, по словам Пескова, готовы вкладывать деньги в три ключевых образовательных тренда…

Первое ― комплексные симуляторы деятельности. Американцы устроили соревнование между пилотами истребителей с семимесячным курсом на симуляторах и курсантами регулярной трехгодичной подготовки. Победили «желторотые» симуляторщики… Песков с коллегами тоже говорят о «виртуальных тренажерах опасных ситуаций» и прогнозируют, что ближе к 2020 году учебные системы на основе дополненной реальности станут привычным делом.

Второе ― компьютерные игры. Песков отмечает любопытную формулировку американцев: «компьютерные игры как единственный вид человеческой деятельности, способный поддерживать уровень внимания по мере усложнения ситуации в течение многих часов».

Третье ― массовый анализ паттернов обучения. Пескову это направление кажется самым интересным. О чем речь?

― На большинстве сайтов установлены счетчики, например, Google Analytics, которые фиксируют ваши действия, а потом выдают массовую статистику владельцу сайта, ― объясняет он. ― Действия в играх можно подсчитывать точно так же. Вы играете, а какой-нибудь Game Analytics подсчитывает, например, сколько монстров вы убиваете за минуту, как быстро перемещаете мышку, как быстро принимаете управленческие решения, как быстро считываете текст.

Дальше эти паттерны можно собрать, проанализировать и на их основе создать персональную карту способностей ребенка. Другими словами, как только ваш годовалый ребенок впервые берет в руки iPad и запускает игру, вы уже начинаете накапливать статистику о его способностях.

А.Ш. Вот оно спасение российской школы: изучайте реакции играющих детей, выбирайте более «способных», а далее работайте с ними, а остальное — это быдлкласс (термин реформатора Асмолова). Интересно, знают ли об этом направлении работы создатели Концепции работы с одарёнными детьми? Если быстрота реакции солдата или пилота жизненно важна, то почему по этому критерию надо отбирать способных детей, способных к чему? Быстро, на уровне рефлекса, исполнять указания «цифровых гуру»?

E-xecutive.ru Чтобы случилась технологическая революция, нужны люди, которые будут готовы к изменениям. Нужны те, кто умеет жить и работать в среде «возрастающей неопределенности». Нынешние конвейерные формы образования к «неопределенности» не готовят, уверен Песков.

― Эпоха дисциплин заканчивается, ― говорит он. ― Людям нужны компетенции, и бессмысленно получать их через дисциплины. Вы должны уметь решать довольно широкий, но проверяемый круг задач. А по какой траектории дойти до решения задачи, каждый выбирает сам.

А.Ш. Попробуем возразить. Что есть «неопределенность», к которой не готовят нынешние «конвейерные формы образования» я не знаю. Но удивительным образом на всех предыдущих этапах развития человечества, при каждом переходе на новый технологический уровень, находилось достаточное число подготовленных людей, способных работать в меняющихся условиях. Причем этих людей не готовили специально к работе в условиях мифической «неопределенности», новый уклад спокойно вырастал из старого, используя человеческие ресурсы, подготовленные ещё во время предыдущего уклада. Нет, крики «Уничтожим гимназии и создадим новую школу!» были, но они были связаны не с укладами производства, а с классовой борьбой. В 20-30 годы прошлого века новая российская школа достаточно помучилась с революционными гуру и их теориями. А когда возник вопрос обеспечения индустриализации и обороноспособности государства, то Сталин плюнул на крикунов и велел возродить гимназическое образование царского времени, стыдливо умалчивая свое обращение к наследию ненавистного царизма. И это его решение надо поставить ему в заслугу. Этим страна была спасена от фашистского порабощения.

Теперь об эпохе дисциплин. Если стране ещё необходимы собственные творцы: двигатели науки, инженеры, изобретатели, ученые, то г. Песков глубоко неправ. Играми, тренажерами, «цифровыми наставниками» их создать невозможно. Очевидно, что мир не сможет выжить, если система образования не будет выращивать творцов. Значит, где-то в мире их всё-таки будут выращивать, а российская система образования, умевшая их растить лучше, чем в других странах, почему-то должна догнить. Почему г. Песков берёт на себя смелость говорить о необходимости угробления некогда продуктивно работавшей системы и замены её на систему подготовки биороботов? Эту задачу ему поставили здесь, в России? Словоблудие про компетенции не хочется и комментировать. Господин «цифровой» директор, объясните, что вы под ними понимаете? Набор функций, исполнение которых до автоматизма доводится «цифровым наставником»? Или всё-таки согласитесь оставить немного систематических знаний и связанных с ними умений?

E-xecutive.ru Альтернативу конвейеру Песков видит в игровых формах. В игре человек ощущает себя более свободным и счастливым, чем в дисциплине. Школы будущего будут собирать «портфель профильных компетенций», а родители выбирать, по какой траектории развивать и специализировать своего ребенка…

А.Ш. Вот когда, наконец, наступит полное счастье и свобода личности? Эксперимент со счастливой мышкой уже проводили. Ей вживили электрод в область мозга, отвечающую за удовольствия. Нажимали кнопочку и мышке было хорошо. Потом кнопочку разместили внутри клетки. Мышка быстро её нашла и была счастлива … пока не умерла с голоду, так как практически не слезала с кнопки, даже для того, чтобы поесть. Уже сейчас есть трагические примеры игромании, меняющей личность ребенка, превращающей его в раба игры, толкающей сына на убийство родной матери, запретившей ему за плохую учебу подходить к компьютеру. О такой опасности подумать не успели, настаивая на всеобщем применении игровых методов?

E-xecutive.ru Может ли школьник самостоятельно выбрать, какие компетенции ему нужны? Вряд ли. Песков говорит, что первый набор компетенций выбирает семья, а потом вступают другие заказчики образования: сам человек, профессиональные сообщества, бизнес и государство (подробнее 2030 год: шесть трендов, пять заказчиков и шесть угроз ближайшего будущего).

Например, после нескольких лет учебы ребенок выигрывает математическую олимпиаду. К нему или к его семье обращается представитель бизнеса: «Мы готовы заказать вашему ребенку индивидуальную образовательную траекторию и оплатить это образование с тем, чтобы у нас был приоритет в последующем его найме на рынке труда». Точно таким же заказчиком может выступать государство: «Нам нужны врачи, военные, ученые».

Решает ли новое образование проблему, когда родители выбирают для ребенка профессию врача, а в итоге он становится художником? Отчасти эта задача будет решаться с помощью тестирования двух принципиально разных типов, считает Песков. Первое ― генетическое тестирование на предрасположенность. Не только к болезням, но и к профессиям. Вопрос неоднозначный с точки зрения этики, но при стоимости в несколько сотен рублей такими тестами станут пользоваться повсеместно, уверен Песков. Второе ― виртуальное тестирование. У родителей будет аналитический профиль всех основных способностей ребенка. Этот профиль будет формироваться автоматически в играх, о чем говорилось чуть выше.

Одновременно с этим обычным делом станут конкурсы на открытые инновации (озвучивается задача, назначается вознаграждение, участвует любой желающий). Зачатки этой системы уже сегодня можно видеть в шоу-бизнесе, говорит Песков. Множество конкурсов в формате «Америка ищет таланты» позволяют абсолютно любому человеку проявить свои способности.

― Представьте, что на таком конкурсе люди не только поют песни, но и решают инженерные задачи, ― продолжает Песков. ― Это тоже можно сделать красиво. И таких форм сегодня все больше. В правильно настроенной экономике талантливый человек приносит гораздо больше пользы, чем десятки менее талантливых. Поэтому глобальная борьба за таланты будет нарастать, а конкурсы ― лучший способ эти таланты вытаскивать на поверхность.

А.Ш. Красиво излагает господин «цифровой директор». Но не доводит дело до логического конца. А почему бы ещё до зачатия ребёнка силами генной инженерии не формировать способности будущих ученых, врачей и конструкторов строго по заказу государства и/или других работодателей. Научились же модифицировать клубнику до такой степени, что она неделями не портится на прилавке. Разве нельзя модифицировать свойства человеко-роботов… А может быть, надо без всех этих богомерзких идей попробовать правильно устроить власть, государство и экономику. Может быть, после этого не потребуется специальная селекционная работа с человеческим материалом? А то вырастите кучу талантов, а они не будут нужны России-матушке, как сейчас не нужны эти шибко образованные и неманипулируемые граждане. Или получен заказ на выращивание манипулируемого поколения? Так что про высшее образование пока спорить не будем.

Переведём дух и подумаем. Странное дело, но обсуждаемая здесь статья по времени публикации и по идеям пересекается с президентской Концепцией поиска талантов, которая будет подписана завтра. И то, и другое способно разрушить образование России до основания, а вот восстановить однажды утраченную систему образования могут не позволить внешние управляющие. Об этом я уже писал ранее.

Пока что теория Д.Пескова хорошо согласуется с задачей окончательного реформирования российского образования, с которой уже много лет не может справиться гуру из ВШЭ Я.Кузьминов. Никак не гниёт и не отмирает. Возможно, именно эту теорию имеет в виду, но не формулирует явно, наш горе-реформатор, когда продвигает Концепцию поиска талантов на президентском уровне. Он человек осторожный. В 2004 году послал вместо себя А.Пинского объявлять о начале институциональной реформы образования. Реформа умерла, не родившись, и её автор не пострадал. Она, конечно, проводится тихой сапой (образовательные услуги, полуплатное образование и пр.). Теперь настал черёд Д.Пескова объявить о необходимости добить ненавистную социалистическую систему образования?

Как бы не довести дело до такого вот сказочного конца: Ярослав бил, бил, не разбил, а Дмитрий пробежал … система упала и разбилась.

Так что, говоря о «цифровой» школе, надо знать разработчика идеи, а также заказчика внедрения этой идеи. Для наших читателей и милых дам даю ещё одну ссылку на материал нашего сайта.

За реформой образования РФ стоят спецслужбы США

Постарайтесь понять, что «цифровизация» российской школы — это попытка убить в ней успешную советскую школу, умевшую готовить будущих специалистов, не чураясь знаний, умений и навыков, которые горе-реформаторы заменили компетенциями и всевозможными видами деятельности. Это политика и бизнес … и ничего личного. Кстати, разговор о старой идеи «цифровой» школы чудесным образом совпал во времени с ожиданием образовательного сообщества: что же будет с программами и с учебниками. Мне это не кажется случайным.

Удачи вам в сохранении того, что мы пока ещё умеем хорошо делать, но начинаем терять квалификацию.

Дополнение от 5.06.18. Обязательно прочитайте фантастический рассказ, ссылку на который любезно прислал Г.К. Муравин.

Ллойд Биггл-младший. «Какая прелестная школа!..»

«Библиотека современной фантастики» т.10.
   OCR & spellcheck by HarryFan, 29 August 2000

 http://lib.ru/INOFANT/BIGGL_ML/school.txt

Дополнение от 06.06.18. Для любителей ненаучной фантастики. Обсуждение интервью Д. Пескова о школе будущего, в которой не будет ни стен, ни уроков, ни домашних заданий… 

Чего не хватает Российскому образованию?

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2017 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал