Новости

Не хватит ли «взрывать» Сеть? Давайте лучше порешаем детские задачки

На прошедшей неделе журналисты и блогеры упражнялись в написании апокалиптических заголовков по поводу простой задачки на порядок действий, на нашем сайте тоже отражены эти баталии. Вот только три заголовка:

Математик объяснила, как решать взорвавшую Сеть задачку

Российские математики рассказали, как решать задачу, которая вызвала споры в сети

Математик из России назвала правильный ответ задачки, поставившей интернет в тупик

На фоне традиционного отсутствия новостей в отпускной период народ заполняет Сеть мало дающими уму и сердцу задачками.

Давайте лучше обратимся к классикам. Возьмём 13 задачек из замечательной книжки академика В.И. Арнольда (1937 —  2010). Приведу пару абзацев из начала книжки, объясняющих появление книжки..

«Эти задачи я записал в Париже весной 2004 года, когда русские парижане попросили меня помочь их малолетним детям приобрести традиционную для России, но далеко превосходящую все западные обычаи культуру мышления.

Я глубоко убежден, что эта культура более всего воспитывается ранним самостоятельным размышлением о простых, но не легких вопросах, вроде приведенных ниже (рекомендую особенно задачи 1, 3, 13)».
 
1. У Маши не хватало для покупки букваря семи копеек, а у Миши одной копейки. Они сложились, чтобы купить один букварь на двоих, но денег все равно не хватило. Сколько стоил букварь?
 
2. Бутылка с пробкой стоит 10 копеек, причем бутылка на 9 копеек дороже пробки. Сколько стоит бутылка без пробки? 
 
3. Кирпич весит фунт и полкирпича. Сколько фунтов весит кирпич?
 
4. Из бочки вина перелили ложку его в (неполный) стакан с чаем. А потом такую же ложку (неоднородной) смеси из стакана– обратно в бочку. Теперь и в бочке, и в стакане имеется некоторый объем посторонней жидкости (вина в стакане, чая в бочке). Где объем посторонней жидкости больше: в стакане или в бочке?
 
5. Из A в B и из B в A на рассвете (одновременно) вышли навстречу друг другу (по одной дороге) две старушки. Они встретились в полдень, но не остановились, а каждая продолжала идти с той же скоростью, и первая пришла (в B) в 4 часа дня, а вторая (в A) в 9 часов вечера. В котором часу
был в этот день рассвет?
 
6. Гипотенуза прямоугольного треугольника (в американском стандартном экзамене) – 10 дюймов, а опущенная на нее высота– 6 дюймов. Найти площадь треугольника.
С этой задачей американские школьники успешно справлялись 10 лет, но потом приехали из Москвы русские школьники, и ни один эту задачу решить, как американские школьники (дававшие ответ 30 квадратных дюймов), не мог. Почему?
 
7. У Васи сестер на 2 больше, чем братьев. На сколько у Васиных родителей больше дочерей, чем сыновей? 
 
8. В Южной Америке есть круглое озеро, где 1 июня каждого года в центре озера появляется цветок Виктории Регии (стебель поднимается со дна, а лепестки лежат на воде, как у кувшинки). Каждые сутки площадь цветка увеличивается вдвое, и 1 июля он, наконец, покрывает все озеро, лепестки осыпаются, семена опускаются на дно. Какого числа площадь
цветка составляет половину площади озера?
 
9. Волк, коза и капуста должны быть перевезены мужиком через реку в лодке, но лодка столь мала, что он может брать с собой только один из трех грузов. Как перевезти все три груза (волка нельзя оставлять наедине с козой, а козу– с капустой) через реку?
 
10. Улитка за день залезает вверх по столбу на 3 см, а за ночь, уснув, нечаянно спускается на 2 см. Высота столба 10 м, а наверху лежит вкусная для улитки конфета. Через сколько дней улитка ее достанет?
 
11. Охотник прошел от своей палатки 10 км на юг, повернул на восток, прошел прямо на восток еще 10 км, убил медведя, повернул на север и, пройдя еще 10 км, оказался у палатки. Какого цвета был медведь и где это все было?
 
12. Сегодня в 12 часов дня был прилив. Когда он будет (там же) завтра?
 
13. На книжной полке рядом стоят два тома Пушкина: первый и второй. Страницы каждого тома имеют вместе толщину 2 см, а обложка – каждая – 2 мм. Червь прогрыз (перпендикулярно страницам) от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Какой путь он прогрыз?
Эта топологическая задача с невероятным ответом – 4 мм – совершенно недоступна академикам, но некоторые дошкольники легко справляются с ней.
Дополнение к задаче 13. В полученном мною письме к этой задаче сделано замечание. Так как тома можно поставить на полке двумя способами: первый том левее или правее второго (и ни одну из книг не ставим «вверх ногами»). И тогда появляется ещё один ответ.
Добавлю: а если мы ещё случайно одну из книг поставим «вверх ногами», а другую оставим в правильном положении, то появится и третий ответ.
www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал