Новости

Мыши ели сыр. ВПР. 7 класс

Продолжим изучение творчества авторского коллектива под управлением И.В. Ященко. Рассмотрим задачу, которая, судя по ссылке в Интернете, относится к ВПР по математике за 7 класс.

https://vpr-ege.ru/images/vpr/vpr2020-6kl-ma-var1-1-otvet.pdf

Начнём с того, что задача некорректна, так как в её условии не сказано, что первоначально хранилось целое число головок. Условие y — натуральное число — это дополнительное условие, привнесённое автором решения. Почему дополнительное условие не может быть таким: первоначальное число головок было дробным. Тогда условиям задачи отвечает первоначальное количество головок сыра 12,5 и первоначальное число мышей 22. Производительность работы 10/22 головки сыра на каждую мышь. На второй день производительность была 5/22 головки сыра на каждую мышь. За второй день 11 мышей съели 2,5 головки сыра, а за два дня — 10 + 2,5 = 12,5 головой сыра.

Возможны и другие варианты. Что не запрещено — то разрешено. Числу головок сыра не запрещено быть нецелым. Реализм числовых данных не обсуждаем, так как проблема заключается не в том, насколько реальны данные о головках сыра и возможностях мышей их поедать, а в том, что способ решения далёк от изучаемых в 7 классе приёмов решения задач.

Если ученик приведёт такое решение, то что скажет высокая комиссия? К ученику должно быть меньше претензий, чем к авторам задачи, которые не только пропустили условие «целое число головок сыра», но и не удосужились посмотреть в учебники 7 класса, в которых не изучают уравнения с неизвестным (с переменной) в знаменателе. Рациональные уравнения — тема 8 класса, их даже совсем исключали в проекте стандарта 2019 года!

И тут возникает вопрос: а что проверяют в проверочной работе, пусть даже и в последнем задании 13? Проверяют то, чему учащихся должны или могли бы научить учителя, работающие по программам, соответствующим утверждённым Министерством просвещения РФ учебникам? Или проверяют способность учащихся (от всех этого не требуется) выйти далеко за пределы изученного в 7 классе. Неужели критерием включения задачи в контроль является способность автора задачи решить её средствами, выходящими за программу обучения?

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал