Новости

К вопросу о едином образовательном пространстве и единых учебниках

В ходе командировки в Республику Татарстан учителя математики задавали мне разные вопросы. Был среди них и вопрос о едином образовательном пространстве. Учителей волнует 1) большое число учебников, 2) трудности, возникающие учащихся при переходе в новую школу в случае перехода на обучение по другому учебнику.

Напомню, что 30 августа 2016 Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева провела Общероссийское родительское собрание. Привожу сообщение с сайта министерства.

Министр образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева ответила на вопросы в ходе традиционного Общероссийского родительского собрания. Модератором стала известная телеведущая и сопредседатель «Российского движения школьников» Яна Чурикова.

Третье по счету Общероссийское родительское собрание традиционно прошло в формате видеоконференции с прямыми включениями из 10 российских регионов. На связь с центральной площадкой в Москве вышли Астраханская, Иркутская, Рязанская, Свердловская области, республики Карелия, Якутия, Татарстан, Северная Осетия, города Санкт-Петербург и Севастополь.

Благодаря прямой онлайн-трансляции на сайте Минобрнауки России следить за мероприятием можно было из любой точки страны и мира.

Накануне Дня знаний участники собрания смогли об-судить с Министром более двух десятков наиболее важных и актуальных вопросов, связанных с развитием школьной ступени образования. Изменение школьной программы, летний отдых и трудовое воспитание детей, деятельность «Российского движения школьников», внедрение инклюзивного и развитие дополнительного образования, привлечение молодых специалистов в школы, перспективы перехода школ на пятидневку и односменный режим работы – далеко не полный перечень тем, затронутых в ходе Общероссийского родительского собрания.

В частности, говоря о развитии системы образования, Ольга Васильева высказалась за постепенное движение вперед.

«Образование не та сфера, которая требует преобразований. Здесь должны быть только поступательные движения. Я уже несколько раз говорила о том, что мы должны пересмотреть, мы должны оценить то, что было, мы должны взять лучшее и двигаться вперед», – сказала Ольга Васильева.

Глава Минобрнауки России также заявила, что школы не могут требовать от родителей покупки рабочих тетрадей, если те включены в список учебников и учебных пособий, используемых в образовательной деятельности, подписанный директором школы: в таком случае должны быть предусмотрены и средства на закупку пособий.

«Если школа включает тетрадь в обязательный перечень, то она должна его обеспечить, других вариантов быть не может», – сказала Министр на Всероссийском родительском собрании, отвечая на вопросы родителей.

Вопрос из Республики Татарстан касался приведения школьных учебников в соответствие с принципом преемственности материала.

«Существует федеральный перечень учебников, при министерстве есть учебно-методический совет. Вы абсолютно правильно говорите, что можно переехать, например, в другой регион и оказаться с другим учебником совсем не в той части прохождения программы, которая была у тебя в предыдущей школе. Это мы возвращаемся к единому образовательному пространству – то, о чем говорил наш Президент несколько раз», – подчеркнула Ольга Васильева.

Необходимо отметить, что Минобрнауки России не первый год занимается совершенствованием процедуры формирования Федерального перечня учебников. Принятый в 2013 году Порядок формирования Перечня обязывает издательства проводить экспертизы своих учебников и представлять результаты на рассмотрение научно-методического совета по учебникам при Минобрнауки России.

Издания должны пройти научную (научную историко-культурную экспертизу учебников по истории России), педагогическую, общественную, этнокультурную и региональную (для учебников, содержащих соответствующую компоненту) экспертизы.

Учебники также должны соответствовать ряду утвержденных в последние годы концепций: концепции математического образования, концепции преподавания русского языка и литературы, историко-культурному стандарту.

Процедура призвана повысить качество выпускаемых учебников и соответствие их содержания требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Видеозапись Всероссийского родительского собрания
http://минобрнауки.рф/%D1%81/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B

Напомню, что ещё 12 мая 2015 года в Учительской газете опубликован материал

Ирина Яровая внесла на рассмотрение в Госдуму законопроект о единых учебниках
http://www.ug.ru/news/15052

Можете посмотреть этот материал. Там есть и мой комментарий, который привожу здесь полностью.

Мой комментарий. Идея ввести единые учебники вновь овладела законодателями. Я совсем не против «восстановления единства образовательного пространства и реализации единой государственной политики в области образования». Только хотелось бы понять, от чего это единство реально страдает. Не хочу обсуждать эту тему, но точно уверен, что единство образовательного пространства если и страдает от разнообразия учебников, то, возможно, в самую последнюю очередь. Есть куда более сильные факторы разрушения этого единства!

Напомню нашим уважаемым законодателям, что научно не доказано, что наличие нескольких учебников по предмету, отвечающих некоторым базовым требованиям, мешает образованию быть единым. Более того, на практике доказано обратное: во времена СССР после серьезной критики бывших тогда едиными учебников математики ввели «параллельные» учебники, а после конкурса учебников в 1988 году ввели еще и третий учебник. Не уверен, что именно тогда начало рушиться единое образовательное пространство. Наоборот, если бы тогда ввели единый учебник математики Нурка и Тельгмаа, победивший на конкурсе учебников, то это обернулось бы катастрофой, так как через несколько лет выяснилось, что учебник был откровенно слабой копией учебника Виленкина. Его исключили из федерального комплекта учебников. А наличие трёх учебников, в том числе и скандально отвергнутого конкурсом, спасло положение.

Разве Ирина Яровая уверена, что наше министерство образования и науки научилось выбирать учебники? Лично я не уверен. Министерству наплевать на единое образовательное пространство, так как его одолели рыночные идеи. Вместо того, чтобы самому оплачивать экспертизу учебников, что было в дорыночную эпоху, оно пустилось во все тяжкие: стало зарабатывать на экспертизе учебников, обдирая издательства и задирая тем самым цены на учебники. Спросите себя: когда министерство заработает больше: на едином учебнике или когда каждое издательство будет издавать мизерными тиражами свои учебники и при этом будет оплачивать их экспертизу? Разве не ясно, что в этом вопросе рынок победил здравый смысл и разумную государственную политику в образовании? И таких примеров масса: расплодившиеся вузы-пустышки, школы-монстры — да мало ли чего натворили в образовании упёртые экономисты-реформаторы с внедрением своих рыночных идей!

Что можно добавить к этому комментарию? Конечно же количество учебников надо ограничить до разумного предела, но стремиться оставить единственный учебник неправильно, так как при выборе этого единственного учебника возможна ошибка или влияние «человеческого фактора». Так, например, во время конкурса учебников 1988 года ходили слухи, что на место министра просвещения СССР прочили даму из Эстонии. А на конкурсе победил эстонский учебник, позднее удалённый из федерального комплекта (перечня) учебников. Это удивительное совпадение? — Мне так не кажется. Вот вам и возможный критерий отбора лучшего учебника, не имеющий ничего общего с математикой, методикой математики и общественным благом.

На мой взгляд, единственный учебник приведет к застою, которого не будет, если разные авторы в соревновании друг с другом совершенствуют свои учебники в рамках единых требований, задаваемых Программой по математике. Другое дело, что в настоящее время хорошей программы нет, а принятая программа 2015 года, написанная «на коленке», не имеет ничего общего с имеющимися неплохими традициями написания программ, которым не следуют люди, «отжавшие» написание образовательных документов у Академии образования и чинящие разгром в образовании.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал