Архив сайта

Архив новостей за II полугодие 2007 года

30.12.2007 — Поздравления с Новым годом 2008 годом!

Дорогие друзья!
Уважаемые посетители нашего сайта!

Разрешите поздравить вас с наступающим Новым 2008 годом и пожелать вам счастья!
Пусть новый год не принесет нам разочарований после того, как мы выберем себе нового царя!
Если мы сохраним царя в голове, то все будет нормально. Мы будем и дальше работать на благо нашей страны. Возможно, она когда-то прозреет и поймёт, что хорошее образование ей не повредит. А мы постараемся дожить до этого момента!

 

25.12.2007 — Федеральный перечень учебников на 2008/2009 уч. год опубликован

Итак, завершена процедура утверждения учебников.

Министерство образования и науки РФ опубликовало Приказ министра от 13 декабря 2007 г. (Зарегистрирован в Минюст России 14 декабря 2007 г.) и приложения со списками учебников к нему.

По приведенному выше адресу можно навести справки по учебникам — по всем предметам и по всем классам. Отметим наиболее заметные изменения, которые мы обнаружили в перечне по сравнению с перечнем двухлетней давности (см. наш обзор учебников федерального комплекта на 2006/2007 учебный год).

В номинации УЧЕБНИКИ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ нет учебников:
1) Э.Г. Гельфман и др.,
2) М.Б. Воловича,
3) Л.Г. Петерсон и Г.В. Дорофеева.
Учебники 4) Л.Н. Шеврина и др. вместо грифа «Рекомендовано» имеют гриф «Допущено».

В номинации УЧЕБНИКИ АЛГЕБРЫ ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ нет учебников:
5) Ш.А. Алимова и др.
Учебники 6) К.С. Муравина и др. (для 7 кл.), 7) Н.Я. Виленкина, Г.С. Сурвилло и др. (для 8-9 кл.) вместо грифа «Рекомендовано» имеют гриф «Допущено».

В номинации УЧЕБНИКИ ГЕОМЕТРИИ ДЛЯ 7-9 КЛАССОВ
Учебники 8) А.Д. Александрова, А.Л. Вернера и др. вместо грифа «Рекомендовано» имеют гриф «Допущено».

В номинации УЧЕБНИКИ АЛГЕБРЫ И НАЧАЛ МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА 10-11 КЛАССОВ нет учебников:
9) Ш.А. Алимова и др.
10) Г.К. Муравина и др.,
11) Г.В. Дорофеева и др. (для 10 кл.).
Учебники 12) Ю.М. Колягина и др. (два учебника для 10 кл. — для базового и профильного уровня) вместо грифа «Рекомендовано» имеют гриф «Допущено».

На наш взгляд, некоторые изменения списка учебников (например, исключение учебников 1) и 2)) можно было ожидать. Неожиданностью является исключение из списка учебников 3) и 11), написанных с участием Г.В. Дорофеева. Надо учесть, что этот автор не так давно был вовлечен в процесс рецензирования учебников от Российской академии образования, а еще то, что учебник 11) был призером конкурса учебников, проведенного Национальным фондом переподготовки кадров и Министерства образования. А сам Г.В. Дорофеев (в составе авторского коллектива) получил премию Президента РФ за создание дидактической системы деятельностного метода для общеобразовательных учреждений «Теоретические основы и практическая реализация непрерывного математического образования». Что связано с созданием учебников для 5-6 классов.
Сей факт еще раз подтверждает, что к премиям и результатам конкурсов надо относиться осторожно.
Однако за Г.В. Дорофеева можно порадоваться, он написал (в соавторстве Т.Н. Мираковой) учебники математики для 1 и 2 класса, они имеют гриф «Допущено».

Следует осторожно относиться к «сокращению» перечня учебников уже потому, что нам известен случай, когда учебники для 5, 6, 10 класса (Муравина и др.) вошли в перечень предыдущего года, то есть были проверены по новым правилам рецензирования, а в этом году не вошли в перечень, хотя должны быть в него включены автоматически. Кроме того, некоторые учебники еще вернутся в перечень, как только авторы исправят их по замечаниям рецензентов.

P.S. В качестве заключения отметим, что все учебники серии «МГУ-школе» (Математика 5-6, Алгебра 7-9, Алгебра и начала математического анализа 10-11 (базовый и профильный уровни обучения), авторы С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин, Издательство ПРОСВЕЩЕНИЕ) включены в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008/2009 уч. год.

Если у вас есть комментарии к перечню учебников, то присылайте их по адресу:
avshevkin@mail.ru

 

12.12.2007 — Новости из АПКиПРО

Сегодня А.В. Шевкин и М.К. Потапов прочитали лекции на курсах повышения квалификации работников образования в АПКиПРО. В первой лекции речь шла об учебниках математики серии «МГУ-школе», об особенностях изложения материала в учебниках по отдельным темам. Много внимания было уделено использованию текстовых задач в процессе обучения математике. Вторая лекция была посвящена «более узкому» вопросу — методике решения уравнений, неравенств и систем по учебнику для 11 класса и подготовке к ЕГЭ и конкурсным экзаменам.

По ходу лекций и в перерывах слушатели задавали вопросы и рассказывали о том, как в их территориях идет внедрение новых учебников. Наибольшее распространение пока имеют учебники для 10-11 классов. И вот здесь возникают недоразумения, об одном из которых стоит упомянуть. В Ростове и области в прошлом году многие учителя начали работу в 10 классе, ожидая, что учебники вот-вот поступят. Так они и работали до декабря, копируя страницы учебников, записывая учащимся задания и пр. А в этом году Ростове и области не могут обеспечить всех желающих дидактическими материалами к учебникам для 10-11 класса.

Авторам учебников остается принести извинения учителям за суровые испытания, которые возникли не по их вине. Информация о дефиците дидактических материалов отправлена в Издательство.

Если у учителей возникли проблемы из-за обеспечения учебниками и уже изданными дидактическими материалами, то напишите нам по адресу avshevkin@mail.ru.

Обещаем довести информацию до Издательства.

 

29.11.2007 — Коллекция КУРЬЁЗЫ ЕГЭ пополняется нашими посетителями

Неверное решение задачи В3 могло быть засчитано как верное

Еще один курьёз ЕГЭ прислали посетители нашего сайта. На этот раз обсуждается неверное решение задачи В3, которое могло быть засчитано как верное.
 

25.11.2007 — Заочные курсы повышения квалификации учителей в Педагогическом университете ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ

Началась проверка первых контрольных работ

Заочные курсы повышения квалификации учителей в Педагогическом университете «Первое сентября» продолжают работу. Уже третий год подряд учителя работают по лекциям А.В. Шевкина «Текстовые задачи в школьном курсе математики» и Н.Н. Решетникова «Тригонометрия в школе». Уже поступили первые решения контрольной работы № 1 по обеим темам. Началась проверка работ.

Информация о курсах по всем предметам и всем темам: http://edu.1september.ru

 

20.11.2007 — Из истории проведения ЕГЭ. 2004 г.

МАТЕМАТИКА

В ЕГЭ по математике приняли участие 671 457 выпускников из 58 регионов РФ.

Статистика оценок по МАТЕМАТИКЕ:
«2» — 19,46% участников
«3» — 34,05%
«4» — 35,41%
«5» — 11,09%

Количество учащихся, набравших 100 баллов — 148

Средний балл — 49,89

Комиссия Министерства образования рассмотрела полученные статистические данные и установила следующую шкалу перевода ПЕРВИЧНЫХ баллов за выполнение заданий по данному курсу в пятибалльную систему (в аттестат выставляется отметка по общеобразовательному предмету «Алгебра и начала анализа»):

0 – 5 – отметка «2»;
6 – 11 – отметка «3»;
12 – 19 – отметка «4»;
20 – 32 – отметка «5».

Аттестационная отметка за усвоение курса алгебры и начал анализа 10-11 классов выставляется по пятибалльной шкале, при ее выставлении не учитывается выполнение четырех заданий (В7, В8, В9, С3).

Шкала перевода баллов в отметки по математике в 2004 году для использования приемными комиссиями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования: 0 – 37 баллов – отметка «2»;
38 – 55 баллов – отметка «3»;
56 – 74 баллов – отметка «4»;
75 и более – отметка «5».

Источник: http://penza.fio.ru/personal/67/2/7/dok1.htm

 

15.11.2007 — Нашему сайту исполнилось 5 лет

Итак, уже 5 лет мы сеем разумное, доброе, вечное (как нам кажется) на страничках нашего сайта. Оглянувшись на работу, проделанную за пять лет, скажем честно: сделано немало. Создан сайт, на котором представлена информация о школьной математике, о школьных учебниках математики и проблемах, связанных с образованием — математическим и не только. Здесь имеется информация об учебниках серии «МГУ-школе» (С.М. Никольский и др.).

Сайт, конечно же, представляет точку зрения его единственного администратора — автора этих строк. А эта точка зрения близка многим учителям математики, о чем мы знаем по отзывам — письменным и устным, по отзывам, получаемым на лекциях, читаемых учителям.

Материалы сайта немного задиристы в том, что касается реформы образования и ЕГЭ. И есть от чего! Вся эта деятельность никак не кажется нам продуманной с точки зрения ближайших возможных потерь. Практика показывает, что мы верно реагируем на многие «новшества» «реформаторов» образования, только беда заключается в том, что ни наше мнение, ни мнение тысяч наших коллег, ни долгосрочные интересы страны в этой игре в реформы образования не берутся в расчет. Правящие круги нашей страны вполне устраивает воспитание SMS-поколения, подсаженного на игроманию, потребительство и т.п. Зачем же этому поколению критичность мышления, умение анализировать ситуацию и прочие излишества, которые может доставить полноценное образование и которые могут навести новое поколение на грустные размышления и вопросы к власти? Пусть уж будут веселы и беззаботны (мы же помним: многие знания — многие печали), пусть будут во всем беспомощны и зависимы от телеящика. Пусть только правильно голосуют за единственную правильную партию.

Ну что это я все о грустном? Скажу несколько слов о приятном — о моем переходе на работу в физматшколу № 2007, который случился чуть меньше года назад. Вы знаете, здесь еще есть учащиеся, которые хотят учиться. Не так много, как хотелось бы. Не так много, как это необходимо стране. Примерно столько же, сколько в самой обычной школе, в самом обычном классе лет 20-25 назад. Вот сегодня мои учащиеся (вместе со всей школой) участвовали в школьном интеллектуальном марафоне, а потом победители школьной математической регаты восьмиклассников, что проходила в школе несколько дней назад, ездили на городскую математическую регату в бывший Дворец пионеров, что на бывших Ленинских горах. Школа выставила 5 команд восьмиклассников, которые в захватывающем поединке с соперниками, с собой и со временем показали неплохие бойцовские качества. Лучшая из наших команд оказалась девятой (из 79 команд). Неплохо. На следующей неделе обсудим результаты соревнования и решения некоторых задач, начнем готовиться к следующим соревнованиям — олимпиадам, турнирам и экзамену по геометрии в конце года.

Я счастлив, что мой труд в школе пока еще кому-то нужен. Многие ли учителя страны счастливы вместе со мною? — вот в чем вопрос. Отвечать не буду, чтобы опять не получилось грустно.

Пишите: avshevkin@mail.ru

А.В.Шевкин.

 

14.11.2007 — Курьезы ЕГЭ

Известно, что составители тестов стараются при составлении заданий избежать ситуации, когда неверное решение задачи приводит к верному ответу. Однако они не могут предусмотреть все возможные ошибки, на которые способны выпускники школ. И тогда если ученик сумел неправильным способом получить правильный ответ, то он может получить более высокую отметку, чем он заслуживает на самом деле.
В одном из регионов России на ЕГЭ-2007 была предложена такая задача.
 

02.11.2007 — Эксперты забраковали в этом году 30% школьных учебников в России

Эксперты РАН и РАО в текущем году не допустили к использованию в школах более ста учебников, представленных издательствами на экспертизу, сообщил вице-президент РАН В.Козлов.
«Из проверенных 442 учебников положительную оценку получили 310», — сказал Козлов.
По его словам, наибольшее количество представленных учебников — это издания по иностранным языкам, русскому языку и литературе, математике.
Козлов отметил, что первоначально положительное заключение экспертов получили всего 94 учебника, только после доработки их количество увеличилось до 310.
Как сообщил на пресс-конференции заместитель министра образования и науки РФ И.Калина, до конца декабря будет утвержден Федеральный перечень учебников, одобренных к использованию в российских школах. К числу пособий, вошедших в него в 2005 и 2006 годах, добавятся те учебники, которые были одобрены в этом году.

Источник: РИА Новости
http://www.rian.ru/society/education/20071031/86116840.html

 

01.11.2007 — Двоечников не пустят в вузы даже за деньги

Что ждет выпускников школ в 2008 году. Информация МК и наш комментарий

Двоечников не пустят в вузы даже за деньги


Министерство образования и науки РФ подвело итоги единого госэкзамена-2007. Главный вывод: ЕГЭ неизбежен, как наступление холодов. С 2009 года госы будут сдавать уже все российские выпускники.

“Хватит рассуждать о достоинствах и недостатках ЕГЭ, — сказал на коллегии министр Андрей Фурсенко. — Закон принят, надо его исполнять”. В самом деле: что бы ни говорили противники ЕГЭ (даже самые высокопоставленные), как бы ни возмущались родители и ректоры, но ничего поделать уже нельзя: госэкзамены нужно принять как данность.

Что и сделало большинство российских регионов (82). В 2007 году упорствовали только 4 субъекта — Чечня, Приморский край, Нижегородская область и Корякский автономный округ. Но и они, судя по всему, на следующий год капитулируют.

Этим летом ЕГЭ сдавали 95% 11-классников, а его результаты засчитали 1800 вузов (кроме МГУ) и 2000 ссузов.

Каковы же результаты госов? По словам главы Рособрнадзора Виктора Болотова, стало больше “двоек”. Что делать с двоечниками, непонятно. Пока идет эксперимент, им в аттестат ставят “три” (правило “плюс один балл”), но с 2009 года все поблажки отменяются. “Этот вопрос сейчас обсуждается, — заявил Болотов. — Одни регионы предлагают вообще не выдавать двоечникам аттестаты, другие — ставить вместо “неудов” прочерк”.

НОВШЕСТВА 2008 ГОДА

1) Обязательными для всех сделают два ЕГЭ — по русскому языку и математике, третий выберет сам ученик (в любой форме по желанию — традиционной или ЕГЭ).

2) Фактически обязательных дисциплин будет три — добавится литература. Раньше школьники сдавали ее одновременно с русским языком. Сдавать литературу скорее всего разрешат тремя способами: как ЕГЭ, как обычное сочинение или изложение и как устный экзамен (по билетам). Решение примет выпускник.

3) Из ЕГЭ по литературе уберут часть А (один ответ из четырех возможных), зато увеличат части В (расширенный ответ) и С (свободный ответ).

4) В 2008-м безопасность госэкзамена будет обеспечиваться камерами слежения и присутствием милиционера. Каждый пакет с тестами будут охранять вплоть до вскрытия на экзамене.

5) Сохраняются все льготы для медалистов, победителей и призеров предметных олимпиад, а также ряда олимпиад, проводимых вузами (в том числе совместно акции “МК” и МГУ “Покори Воробьевы горы!”). Часть университетов и академий сохранит право проводить собственные дополнительные испытания. Список этих альма-матер утвердит правительство РФ.

А ЧТО В МОСКВЕ

Бывшая руководительница Департамента образования Москвы Любовь Кезина обратила внимание министра на то, что ЕГЭ-баллы пересчитывают аж четыре раза. Сначала выпускнику ставят предварительные оценки по 60-балльной шкале, затем переводят в 100-балльную, потом — в школьные “тройки”, “четверки” и “пятерки” (для аттестата), а при поступлении в вуз приемные комиссии пересчитывают результаты еще раз — в соответствии с собственной шкалой.

Вот и гадают ребята, что же они получили. Упростить эту схему вряд ли получится: проблема в абитуриентах-льготниках, имеющих право на внеконкурсное зачисление. Им достаточно получить “троечку” — и студбилет обеспечен. Если установить общую для всех границу “удовл.”, то на некоторые специальности (международное право и экономика, политология и пр.) обычные абитуриенты, даже отличники, не попадут — все бюджетные места займут льготники. Вот вузы и ставят сами границу “тройки”, и кое-где она весьма высока — более 60 баллов. А вот любителям учиться спустя рукава не повезло: если набранные ими баллы окажутся ниже “тройки”, то даже за деньги их не примут в госвузы. “Надо отрезать двоечников от высшего образования”, — заявил министр Фурсенко.

Но скорее всего от новшества пострадают не митрофанушки (они пойдут в негосударственные альма-матер), а средненькие институты, выживающие за счет коммерческих учащихся. Количество их студентов может резко уменьшиться. Учитывая же демографическую яму, в которую попала Россия, можно сделать неутешительный вывод: многим отечественным вузам (особенно в провинции) придется в ближайшие годы потуже затянуть пояса.

ЦИФРА ДНЯ
21,1% выпускников получили в этом году на ЕГЭ “двойки” по математике, 20,5% — по литературе, 9,2% — по биологии.

Источник: Двоечников не пустят в вузы даже за деньги

Наш комментарий. Наконец-таки в министерстве задумались, что же делать с этими двойками? Неужели до министерства дошла мысль, что ученик может иметь два по предмету — по самым разным причинам, зависящим и от ученика тоже. Долгих 40 лет советская, а теперь и российская, школа работает без двоек в аттестате (наличие редких исключений не опровергает правила). Долгие годы считалось, что в двойке ученика виноват только учитель. 40 лет работы по принципу «3 пишем, 2 в уме» привели к постепенному разложению образования изнутри.

Отважится ли министерство принять ответственное решение? Видимо, жизнь заставит. Государственные и частные вузы страны принимают для обучения студентов больше, чем их выпускают школы. По закону сохранения если где-то прибавилось, значит, где-то убавилось. А где убавилось мы знаем. У нас некому работать на заводах, мести дворы, водить автобусы. Бакалавры, в которых у нас превращают обычных двоечников, не идут работать туда, где их труд был бы полезен обществу. С этим надо что-то срочно делать. Но надо еще посмотреть, какие решения будут приняты по этому вопросу. Одно ясно, что выставление заработанной отметки дает шанс начать возрождение образования в России.

Подробнее по этой теме см.:

1) А.А. Аствацатуров. О системе школьных оценок и связанных с ней проблемах (2002 г.)
2) А.В. Шевкин. Московские «двоечники» могут спать спокойно, согласно Закону «Об общем образовании в Москве» (2003 г.)
3) А.В. Шевкин. Над пропастью во лжи, или Будет ли толк от бестолковой реформы? (2004 г.)

 

26.10.2007 — Учебники для старшей школы поменяют названия

Министерство образования и науки изображает бурную деятельность по совершенствованию образования

Наконец-таки! Дождались! Министерство образования и науки заметило, что названия учебников «Алгебра и начала анализа» можно уточнить. По его распоряжению теперь учебники будут называться «Алгебра и начала математического анализа». Это уточнение можно было бы сделать в любой из почти сорока лет преподавания предмета, но почему-то сделано именно сейчас. Разумеется, министерство образования и науки продемонстрировало заботу об образовании. Жаль, что это никак не скажется на уровне преподавания предмета и уровне усвоения его основ учащимися, которые в среднем по стране показывают 20 % «двоек» среди сдающих ЕГЭ. А эти уровни некоторым образом зависят и от учебникам, по которым преподают предмет.

Раз уж мы коснулись учебников, то напомним, что подходит к концу очередной этап экспертизы школьных учебников. В том числе по математике. Ее проводят Российская академия наук и Российская академия образования. По информации, которая просачивается из узких кругов, причастных к этому процессу, не все школьные учебники математики получат подтверждение грифа «Рекомендовано», даже те из них, которые уже использовались в школе многие годы. Не будем торопить события и дождемся публикации списка учебников математики, включенных в федеральный перечень на следующий учебный год. Эту информацию мы опубликуем и прокомментируем на нашем сайте.

 

12.10.2007 — Курсы повышения квалификации учителей математики при мехмате МГУ

Кабинет методики преподавания элементарной математики при механико-математическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова проводит ставшие уже традиционными курсы повышения квалификации учителей математики. Курсы проводятся по четвергам, по их окончанию в декабре учителя получат удостоверение МИОО.

Вчера состоялась лекция «Текстовые задачи в учебниках серии «МГУ — школе»». Следующие лекции будут посвящены изучению чисел, функций и решению уравнений, неравенств и систем.

 

05.10.2007 — День учителя

Традиционные размышления между двумя праздниками

Если мне не изменяет память, то начали отмечать ежегодный праздник «День Учителя» в 1972 г. Запомнилось это случайно — в тот год началась моя педагогическая карьера. Отмечали профессиональный день в первое воскресенье октября. Совсем недавно этот праздник начали отмечать в мировом масштабе 5 октября. Праздник раздвоился, но не удвоился.

Как водится, перед праздником первые лица делают усилия, чтобы показать безмерную заботу об учителе, об образовании. Получается это, прямо скажем, не очень органично и естественно.

Вот Дмитрий Медведев от победителей учительского конкурса прямо перед телекамерой с удивлением узнает, что учителей наказывают за стремление повышать свое профессиональное мастерство.

Раз в 5 лет учитель должен был проходить курсы повышения квалификации. Учитель из глубинки мог приехать в районный или областной центр, жить там неделю, две или три, пока длятся эти курсы. Что же сделали несколько лет назад, когда по заданию свыше искали источники экономии государственных средств в образовании? Уменьшили программу обучения учителей на курсах повышения квалификации с 144 учебных часов до 72, а учителям отказали в оплате командировочных расходов при прохождении таких курсов. Мало того. Время, проведенное на курсах, не включается в педагогический стаж, то есть если за свою жизнь учитель накопит несколько месяцев, проведенных на курсах повышения квалификации, то на столько же месяцев позже он пойдет на пенсию…

Вот так умно у нас руководят образованием. Руководству не нужно, чтобы учителя повышали квалификацию. Видимо, еще и потому, что такими учителями командовать проще.

О том, что уровень подготовки учителей математики оставляет желать лучшего, мне известно по отдельным фактам, связанным с курсами повышения квалификации учителей в МГУ им. М.В.Ломоносова, с курсами в Педагогическом университете «Первое сентября». Мне известно, что учителя не умеют выбирать учебники, отвечающие задачам обучения. Только этим я объясняю существование нескольких «учебников», число которых, похоже, немного сократится после экспертизы учебников в Российской академии наук.

А с каким умом начальники руководят образованием на местах! Из Саратова сообщают, что местные чиновники запрещают учителям старших классов записывать уроки алгебры и геометрии на отдельных страничках. Ссылка при этом делается на стандарты, где требования по алгебре и геометрии описаны в одном разделе «Требования…». Эту информацию мы хотели бы подтвердить из других источников, поэтому просим учителей математики написать к нам на сайт (avshevkin@mail.ru) поподробнее об этом вопросе, мы же используем информацию только в том объеме, на который согласны наши корреспонденты.

Говорить же о «реформе» образования, о «реформе» математического образования, про ЕГЭ и пр. не хочется, чтобы не портить междупраздничное настроение. Скажем только, что настоящая реформа образования России нужна, менять отношение участников учебного процесса к своим обязанностям настоятельно необходимо, но такая реформа еще и не начиналась. Уже министр обороны вынужден признать, что стране не хватает квалифицированных рабочих, а это сдерживает перевооружение армии. А что делает страна, чтобы изменить ситуацию в образовании к лучшему — известно, проводит Интернет в школы, в которых «удобства» находятся во дворе. Те самым будто бы образование делают одинаково доступным. Да еще каждый год набирают на первый курс различных университетов, институтов и «академий» больше студентов, чем выпускает школа из 11 класса!

Трудно представить, что стране необходимо именно такое «всеобщее высшее образование». Стране, которая впереди планеты всей по выпуску юристов и экономистов, хотя это никак не влияет на оздоровление правовых отношений и экономики. Стране, которой катастрофически не хватает квалифицированных рабочих.

А зачем что-то менять нашим чиновникам? Нефти и газа ведь хватит на ближайшие несколько лет, пока они рулят Россией. Рабочие-мигранты в соседних странах еще не перевелись…

Интересно, что в отношении спорта В.В. Путин более требователен. На днях он указал руководству спортом, что практика использования иностранных спортсменов в клубных соревнованиях приводит к тому, что некому играть в национальных сборных…

Надеемся, что когда-нибудь руководство страны поймет, что стране нужна независимость не только в спорте.

А.В. Шевкин.

 

03.10.2007 — Комсомольская правда и Павел САДКОВ о дне учителя

Очень нестандартно, рекомендуем …

А на правом плече — профиль Гоголя

День учителя уже скоро. 5 октября. Большой и международный. Тот, кто хоть раз выходил к доске с указкой, не забудет этого никогда. Я стал журналистом, но свои три года у доски отстоял. Почитай, все друзья, хоть годик да посеяли «разумное и вечное». И в пятницу мы, конечно, пройдемся по Крымскому мосту. Нас не остановить. Набекрень черные береты трудовиков. Грозно полощутся черные трусы физкультурников. Сияют боевыми пробоинами прожженные халаты химиков. В руках географов — тертые глобусы, пластмассовые черепа — у биологов. Молекулы из пенопласта — у физиков.

Это представители элитных частей, тех, что оборудованы разными колбами и прочей атрибутикой. Мы — учителя русского — пехота. Мы идем на врага только с мелом и указкой в руках. Но на нас, если посмотреть, все и держится.

Парк Горького содрогнется, когда все мы затянем «Учат в школе!». Мы ринемся в фонтаны и отлупим случайно попавшихся по дороге медиков или рыбаков. Потому что это будет не их день, а наш. Наш!

Как забыть лицо Васи с последней парты, с придыханием произносившего слово «предлог»?

А хулиганствующую группу, на счету которой аж три инфаркта у пожилых преподавателей математики, химии и анатомии?

А ошалевших от прихода весны юнцов и девиц, которым что Пушкин, что Муму, что Булгаков — все до Димы Билана?

Нет! Мы прошли этот ад. И имеем право отметить! Че там на входе? Че? Кто тут учительскую братву не пускает? Указку о голову с диким бычьим криком:

— Кто на литераторов?

Тут же все наши подтянутся… Прорвемся! Редкие, слишком уж смелые или недопонимающие прохожие, конечно, будут коситься на наши наколки: «МГПУ-93», «Смерть стоматологам», «9-й «Б» до гроба не забуду»…

Особенно хорошо смотрятся мощные загорелые плечи с синюшными татуировками — профилями Ушинского, Макаренко и Монтессори…

Учителя! Чего там, наливай давай, и в фонтан! Школьники, понятно, сюда не сунутся. Нечего им тут делать.

Опасливо в сторонку собьются милиционеры. Они, конечно, понимают, что все происходящее не совсем законно. Они видят, что мы сейчас не совсем трезвы. И ведем себя несколько вызывающе. Но они же тоже мужики, тоже все понимают. Такое дело… Святой день.

Конечно, жаль, что учителям не положены тельняшки. Их так эффектно можно рвать на груди. И синие береты — это уже для десантуры. Это тоже крепкие парни и все такое. Но наши мятые пиджаки со следами мела на рукавах дорогого стоят. Имеем право оторваться раз в год!

Главное, в другие дни — в день адвоката, ассенизатора, сантехника и булочника — не подходить близко к Парку Горького. А то мало ли что…

Павел САДКОВ — 01.10.2007
Источник: http://www.kp.ru/daily/23976.5/74077/print/

 

17.09.2007 — И дольше века…

Еще одна статья Анны МИРГОРОДСКОЙ о Сергее Михайловиче Никольском опубликована недавно в газете ВЕЧЕРНЯЯ МОСКВА. Рекомендуем посетителям сайта ознакомиться с нею.
 

12.09.2007 — Прощай, АРИФМЕТИКА…

С осени 1988 г., когда вышла наша книжка «Арифметика» в издательстве «Наука» (пособие для самообразования, 400 000 экз.), название наших учебников для 5-6 классов не изменялось. Оно точно отражало содержание и нацеленность курса. Уже много лет до авторов учебников доносились претензии чиновников министерства, суть которых в следующем: название учебника «Арифметика» не соответствует названию курса «Математика». Много раз Издательству ПРОСВЕЩЕНИЕ удавалось отстаивать «старое» название. Но не на этот раз.

Сегодня я уже подержал в руках сигнальные экземпляры нашего учебника «Математика, 6» и дидактических материалов и рабочих тетрадей с «новым» названием. Ничего, кроме грусти и удивления. Нас предупреждали, что министерство может не утвердить книжку со «старым» названием, тогда переименование будет неизбежным.

Свершилось. Только победил ли разум в этой ситуации? Не уверен. Интересно, что М.К. Потапова на лекции в Пятигорске учителя спросили, знает ли он, что учебники для 6 класса выходят под новым названием? Михаил Константинович этого еще не знал.

Отныне учебники для 5-6 классов серии «МГУ-школе» , дидактические материалы и рабочие тетради будут издаваться под названием «Математика». Но это не меняет содержания учебников, их нацеленности на обучение главному в 5-6 классах — Арифметике (с большой буквы).

А.В. Шевкин.

 

31.08.2007 — С Новым учебным годом!

Дорогие учителя и учащиеся, мамы и папы, бабушки и дедушки наших учащихся!

Поздравляем вас с новым учебным годом и желаем вам здоровья и удачи, вдохновения и творческих побед, терпения и мудрости. Пусть новый учебный год принесёт нам меньше разочарований и больше радости.

Администрация сайта.

 

30.08.2007 — Неофициальное сравнение результатов обучения по разным учебникам математики для 5-6 классов

Неофициальное сравнение результатов обучения по разным учебникам математики для 5-6 классов мы получили, изучая результаты рубежного контроля по математике в 6 классах на сайте Московского института открытого образования (МИОО, а по старому: ИУУ).

Заинтересованные лица изучат материалы на сайте МИОО по адресу:
http://math.mioo.ru/6kl240407/index.htm

А на нашем сайте вы найдёте наши результаты, полученные на основе материалов МИОО. 

 

24.08.2007 — Дидактические материалы для 11 класса вышли в свет

Книга «Алгебра и начала анализа. Дидактические материалы для 11 класса. Базовый и профильный уровни» вышла в свет. В конце августа — в начале сентября она появится в книжных магазинах. Только не нужно надеяться, что книжка появится и в вашем магазине тоже. Продавцы пока не знают, насколько она востребована, а могут и не знать о ее выходе. Поэтому если вам нужна эта книжка — приложите усилия, чтобы ее достать.
 

22.08.2007 — Статья об Озерове Г.Д. в НЕЛИДОВСКИХ ИЗВЕСТИЯХ

Для выпускников и ветеранов Нелидовского интерната

На летних каникулах удалось заехать на недельку в город моего детства — в Нелидово Тверской области, встретиться с моим учителем литературы и завучем Озеровым Геогием Дмитриевичем и моей учительницей математики Котиковой Ларисой Семёновной. Впечатлений масса! Но ограничусь помещением на сайте статьи о Г.Д. Озерове, помещённой в местной газете как раз в дни моего пребывания в Нелидове.

А.В.Шевкин.

 

13.08.2007 — Статья ПЕДАГОГИКА ТОРМОЖЕНИЯ Ильи Смирнова у нас на сайте

 

                                                    Пессимист: Cейчас так плохо, как не было никогда.

                                                    Оптимист: Еще не так плохо, как будет!

Прочитать эту статью надо обязательно. Хотя бы для того, чтобы понять, что образование в России, в частности, школьное образование, имеет огромный потенциал для дальнейшего падения вниз по описанным в статье образцам.
 

09.08.2007 — Академик Сергей Никольский: мне и по сей день интересно жить…

Газета префектуры ЮЗАО г. Москвы (26 июля — 1 августа 2007 г.) поместила интервью с академиком С.М. Никольским. Адрес этого материала в Интернете:
http://www.gazetauzao.ru/archive.php?vipusk=61&polosa=716&article=2307

С исправлением замеченных опечаток мы разместили интервью в разделе УЧЕБНИКИ / авторы учебников

 

01.08.2007 — Закончен труд

Итак, последние дидактические материалы для учебников серии «МГУ-школе» для 5-11 классов написаны и переданы в Издательство ПРОСВЕЩЕНИЕ. Книжка «Алгебра 9. Дидактические материалы для 9 класса» выйдет из типографии ещё не скоро, поэтому её сокращенный вариант учителя могут получить в электронном виде. Электронная версия содержит по два варианта самостоятельных и контрольных работ. Заявку присылайте на адрес avshevkin@mail.ru, тема сообщения: ДМ-9.

 

24.07.2007 — Арифметика 6 вышла в свет на армянском языке

Новости из Издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ

В Армении вышел в свет второй учебник арифметики — для 6 класса. Для школ Армении и армянских диаспор в странах СНГ его выпустило Издательство АНТАРЕС. В Издательстве ПРОСВЕЩЕНИЕ имеется только один сигнальный экземпляр. Изображение обложки помещено в разделе УЧЕБНИКИ.

Год назад уже была издана АРИФМЕТИКА-5. Таким образом, армянские учащиеся 5-6 классов приобщаются к изучению математики по учебникам серии «МГУ-школе» (авторы: С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин).

 

19.07.2007 — Открытое письмо председателю Совета Федерации ФС РФ С.М.Миронову

… на страницах РУССКОГО ЖУРНАЛА

Уважаемый Сергей Михайлович!

Как известно, разработанный по поручению президента РФ В.В.Путина от 10 декабря 2005 г. за номером пр-2065 Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательного общего образования» принят в Государственной думе в третьем чтении и направлен в Совет Федерации.

Мы убеждены в том, что переход к всеобщему среднему образованию в эпоху «экономики знаний» и высоких технологий — это достойная и своевременно поставленная цель. Полагаем, однако, что в существующем виде данный проект — профанация благородной идеи и поручения президента, чреватая самыми тяжкими последствиями. Причин для такого вывода несколько.

1. Задача перехода к всеобщему среднему образованию уже ставилась и решалась в СССР. Несмотря на долгосрочный характер программы и выделение значительных интеллектуальных, материальных, административных ресурсов, задача в полной мере решена не была. Этот опыт показывает, что переход к всеобучу весьма сложный процесс, требующий самого серьезного отношения. Однако под предлагаемым законом нет фундамента:

— не существует ни концепции новой школы, ни представления о новом содержании общего образования;

— как известно, проблема образовательных стандартов за пятнадцать лет так и не нашла решения;

— плана перехода к всеобучу также не существует;

— соответственно, неизвестна цена вопроса (правительство полагает, что закон не потребует финансовых расходов, а Общественная палата оценивает их в 30-40 млрд рублей.);

— верная в принципе социально-ориентированная идея президента абсолютно выхолощена. Вместо того чтобы создавать необходимые условия для получения гражданином полного среднего образования, правительство свело закон к попытке заставить родителей продолжать обучение детей после 9-го класса независимо от того, есть ли у них для этого возможности;

— никаких мер для повышения статуса учителя как основы качественного образования закон не предлагает;

— в отношении школы по-прежнему будет господствовать «остаточный принцип» финансирования.

2. Нам представляется, что законодательный акт, ориентированный на создание полной системы предпосылок для всеобуча, заслуживает специального закона, а не разрозненных бессистемных поправок. В законе не прописаны формы ответственности за его неисполнение. Не просчитаны социальные и педагогические риски. В этих обстоятельствах статья 7 («закон вступает в силу с 1 сентября 2007 г.») вызывает крайнее удивление, если не смех сквозь слезы.

3. Если правительство отнеслось к поручению президента, мягко говоря, легкомысленно, то профильный комитет Госдумы прямо извратил плодотворную образовательно-политическую идею.

Во-первых, отныне ребенок, получивший «годовой неуд» хотя бы по одному предмету, не сможет продолжать образование в очной школе, зато он будет получать его в «иных формах». Таких форм закон знает только три: очно-заочная (вечерняя), заочная и экстернат. Другими словами, неуспевающему ребенку закон запрещает продолжить очное общее образование не только в школе, но и в ПТУ и в среднем специальном учебном заведении. Вместо защиты прав ребенка предлагается новый вид его дискриминации!

Во-вторых, группа депутатов профильного комитета Госдумы (Н.И.Булаев, Э.Ш.Хамитов, В.В.Семаго, М.В.Баржанова) предложила поправки к закону, не имеющие никакого отношения к его предмету. Этими поправками резко ограничивается право педагога на выбор используемых учебников и учебных пособий, но зато государство получает право в нарушение всех конкурсных принципов отбирать для школы не только учебную литературу, но и круг организаций, уполномоченных на ее издание. Легко прогнозировать, что подобные «новеллы» приведут к монополизации рынка и коррупции чиновников.

4. К сожалению, в последнее время в сфере образования сложилась порочная система принятия решений. Они принимаются поспешно и келейно; содержательные дискуссии отсутствуют; мнения оппонентов игнорируются. Ситуация, при которой в демократической стране съезд работников образования не созывался с 1988 г., становится уже неприличной. Такой стиль реформирования «сверху» системе образования абсолютно противопоказан. Проблемы образования живо интересуют практически каждого. Взвешенные решения могут быть только результатом активной профессиональной и общественной дискуссии. Исторический опыт и России, и других стран свидетельствует, что непродуманные решения рано или поздно неизбежно отторгаются системой образования и обществом. Но издержки непомерно велики. Последний яркий пример — история с ЕГЭ, породившая массу скандалов.

Школа была, есть и будет зоной особой ответственности семьи, общества и государства. В семье и школе проживаются решающие периоды в жизни человека — детство, отрочество, юность. Ошибки, допущенные взрослыми в этот период, крайне трудно исправить позднее. Школа — институт народообразующий: именно здесь главным образом передается культурная традиция.

Сегодня в системе образования накопилось множество острых проблем. Недопустимо низкий статус учителя имеет следствием отсутствие стимулов к профессиональному росту, в том числе у молодежи. Нарастает кадровая деградация. Позорны для России утрата интереса к чтению и состояние библиотек. Заметно снижается уровень знаний школьников и студентов. Крайне негативное влияние на новое поколение оказывает экспансия «антикультуры». Острый кадровый дефицит указывает на наличие больших и трудных проблем государственной политии в отношении начального и среднего профессионального образования. А отсутствие социального лифта и нарастание неравенства возможностей в доступе к качественному образованию имеет как следствие асоциальное поведение молодежи и грозит уже социальными потрясениями.

Возрождение российской школы требует резкого увеличения общественного труда, вкладываемого в образование, и придания ему нового качества. Для этого нужны мощные согласованные усилия общества и государства. Столь необходимый исторический прорыв России немыслим без эффективной системы образования.

Вот почему мы считаем, что сегодня пришло время определиться и наметить принципиально новый курс в образовательной политике. Время бюрократических инициатив отдельно взятых «реформаторов» подошло к концу. Как воздух нужна глубоко продуманная и хорошо просчитанная долгосрочная программа развития национальной системы образования, тесно увязанная с общей стратегией развития страны. Программа, способная увлечь и привлечь талантливых людей.

Мы предлагаем:

— отклонить Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательного общего образования» как ограничивающий права ребенка и направленный на снижение человеческого потенциала России;

— вести мораторий на инициативы Министерства образования и науки РФ в сфере образования и провести широкую общенациональную дискуссию о путях развития российской образовательной системы на ближайшие десять-пятнадцать лет;

— подвести итоги дискуссии и принять необходимые программные документы на чрезвычайном съезде работников образования страны.

Председатель общественного движения «Образование для всех», Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы ФС РФ
О.Н.Смолин

Академик РАН, лауреат Нобелевской премии
Ж.И.Алферов

Народный учитель СССР, почетный гражданин Москвы
Л.И.Мильграм

Член-корреспондент Российской академии образования
А.М.Абрамов

Народный учитель России
М.А.Комлева

Член-корреспондент Российской академии образования
М.Н.Кузьмин

Член Совета Федерации ФС РФ, первый заместитель министра просвещения СССР в 1987-1988 гг.
А.А.Коробейников

Директор Ассоциации издателей и пользователей учебной литературой «Российский учебник»
Б.А.Кузнецов

Академик РАО
Э.Д.Днепров

Источник:
http://www.russ.ru/culture/teksty/otkrytoe_pis_mo_predsedatelyu_soveta_federacii_fs_rf_s_m_mironovu

Наш комментарий. Советуем посмотреть обсуждение письма по указанному выше адресу, и если есть желание и предложения, то и высказаться на той же странице.

Появление письма не вызывает удивления, т.к. министерство разрушения образования и науки хорошо поработало все эти годы. Политика уничтожения школы под видом её реформирования увенчалась успехом. Но что удивляет, так это присутствие в списке «подписантов» Э.Д.Днепрова, принимавшего участие в уничтожении образования — и в качестве министра, и в качестве руководителя группы создателей первой версии стандартов. Молодец, просто непотопляем!

Пока страна и общество не дадут учащимся сигнала: «Учитесь, образованные люди нужны России, вас ждёт интересная и высокооплачиваемая работа!», пока не будут приняты меры, заставляющие ученика выбирать: учиться как следует в старших классах или получать профессиональное образование, пока учитель будет обязан ставить незаслуженные «тройки» бездельнику, школа будет воспроизводить худшие человеческие качества, а государство будет вынуждено строить всё больше тюрем. Для России нет альтернативы: с образованием или без! Только с образованием, и только с хорошим образованием! А «верхи» ещё не понимают всей сложности ситуации.

 

19.07.2007 — Рособрнадзор может отменить тестирование по математике и литературе

Новости федерального портала РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Как стало известно «НИ», громкими скандалами, связанными с ЕГЭ, заинтересовалась Генпрокуратура. Сейчас она проводит проверку, изымая документы, связанные с организацией тестирования в этом году. В таких обстоятельствах в среду главе Рособрнадзора Виктору Болотову пришлось отчитаться об итогах ЕГЭ-2007. Выводы чиновника оказались сенсационными: тестирование по математике и литературе могут отменить. Эксперты добавляют: за ними последуют история и обществознание.

По словам г-на Болотова, обязательный для всех ЕГЭ по литературе российские школьники сдали из рук вон плохо. В этом году «двоек» за этот экзамен было больше, чем «пятерок» (18,5% против 16%). И уж совсем провалился ЕГЭ по математике: «неуды» получил каждый пятый школьник (21%), в то время как на «отлично» знают предмет только 9,7%.

Вывод главы Рособрнадзора оказался сенсационным: сдавать ЕГЭ по этим предметам в следующем году, возможно, уже не будут. Так, по словам г-на Болотова, выпускникам гуманитарных школ сдавать тест по математике нецелесообразно. С осени, возможно, для них ЕГЭ по этому предмету станет необязательным. Эксперты удивились: в России нет специализированных гуманитарных школ, есть только классы. «К тому же, если экзамен станет необязательным, предмет никто учить не будет. А ведь математика необходима для развития мыслительных способностей», – пояснил «НИ» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков.

Осенью решится судьба и ЕГЭ по литературе. Тест, возможно, будет заменен на традиционное сочинение. Эксперты убеждены, что такая же участь ждет и экзамены по истории и обществознанию. «Наконец-то здравая мысль! – признался «НИ» учитель русского языка и литературы Сергей Райский. – У разных школ свои программы, учебники, представление о том, что же такое литература. Экзаменационные вопросы учат не читать и осмысливать прочитанное, а зазубривать историю и теорию литературы».

В связи с большим количеством неудовлетворительных оценок по некоторым предметам на конференции возник вопрос: ставить напротив «проваленного» предмета «двойку» или прочерк? Г-н Болотов клятвенно пообещал разобраться в этом вопросе осенью. А пока действует правило «плюс один балл». Если выпускник получил на ЕГЭ «два», а годовая у него «три», то в аттестат идет более высокий балл. «Если введут все же двоечный аттестат, сразу снизится уровень знаний, пропадет мотивация к учебе, – убежден г-н Комков. – Школьник уже будет знать, что аттестат получит, даже если завалит экзамен – и учиться будет соответственно».

Из-за скандала с не напечатанными вовремя сертификатами ЕГЭ «бумажные» свидетельства о сдаче ЕГЭ исчезнут совсем, а все сведения будет предоставляться из федеральной базы свидетельств. Правда, насколько такая база будет защищена от малолетних хакеров, Виктор Болотов не уточнил. Отказ же некоторых вузов принимать справки из школы привел к тому, что открыта «горячая линия», куда каждый недовольный абитуриент может пожаловаться на не угодившую ему приемную комиссию.

АННА СЕМЕНОВА

Источник:
http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=5&sid=3587

 

 

08.07.2007 — Что сторожу, то и имею!

Между выгодой издателей, требованиями чиновников и ожиданиями учителей

Ниже приведён текст, отправленный 17.02.2007 в ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ в качестве реакции на опубликованную статью. Вряд ли газета станет спорить с городскими властями — себе дроже, а мы можем его спокойно опубликовать, т.к. дальше школы всё равно не пошлют.

Если в деле обеспечения школьников учебниками творится такой беспредел, значит, это кому-то выгодно. Не нужно и трёх раз, чтобы угадать, кому именно. Между школьниками и издателями учебников твердо занял позицию чиновник со своим «интересом». Если «вдруг» чиновник выбрал авторский коллектив учебника для своего города, района, области, то, скорее всего, он заинтересован издательством тем или иным способом. А иначе с чего бы ему влезать в дело, с которым без него лучше справятся учителя и родители учащихся?

Мало того. Если раньше чиновники, принимающие решение о закупке учебников, ждали, чтобы их кто-то как-то заинтересовал, то теперь этот опыт уже стал достоянием истории, но почему-то не распространился в регионы многолетний почин московских чиновников от образования. Они создали «издательство» ОАО «Московские учебники» и копируют (по договору, разумеется! — а куда же издательства денутся!) учебники других издательств. Списка учредителей этого ОАО я не видел, не знаю, кто именно получает выгоду от «крышевания» издательств и авторов учебников, но могу смело предположить, что это бывшие и нынешние чиновники, их родственники и другие надежные люди. Кто же отдаст надежный хлеб в чужие руки? (В 2007 году на закупку учебников выделено 973,9 млн. рублей. См. МК, 5.01.2007.) В прошлом году ОАО «Московские учебники» напечатало почти все учебники нашего авторского коллектива «совместно» с Издательством ПРОСВЕЩЕНИЕ.
В результате этого «совместного» проекта авторы учебников получили меньше 54% того гонорара, который они получили бы при издании учебников ПРОСВЕЩЕНИЕМ, если бы не «интерес» ОАО. Издательства теряют от этой «совместной» деятельности еще больше, но не перечат городским властям — себе дороже.

Странно, что в других регионах не появились «издательства» «Тверские учебники», «Курские учебники» и т.п. Дело-то верное. Впрочем, в московском бюджете, деньги на учебники есть, а как в Твери и Курске — не знаю.

Вы догадываетесь теперь, почему эти деньги не отдают родителям учащихся или школам? Разве без чиновника они знают, какой учебник им лучше подходит?

А вы захотели порядка… Откуда же ему взяться, если чиновника совсем испортил «интерес» нечистого на руку сторожа: что сторожу, то и имею?

А.В. Шевкин, член авторского коллектива семи учебников математики, входящих в федеральный перечень.

 

08.07.2007 — О процентах, глюкозе и результатах обучения математике

Здравствуйте, Александр Владимирович!
Писал в вашу гостевую книгу, но все время выскакивает ошибка.

В вашу «копилку» случаев проявления современного школьного образования.
Моей маме для медицинских тестов на сахар понадобился порошок глюкозы
75 граммов, (этот порошок потом растворяется в стакане воды и выпивается). Но врач сказала, что мол и мы не знаем где его достать, да и больные тоже жалуются на этот дефицит. Если достанете, нам скажете, тем более что ваш сын с Интернетом на ты.
Действительно, все походы в коммерческие аптеки так и заканчивались.
Оказалось, что только государственные аптеки, причем только те, в которых есть весы, могут отвесить эту порцию. А так – глюкозы завались, заводы работают день и ночь.
Итак, порошка нет, но есть различные растворы глюкозы.
Ну я, как читатель Перельмана, и спрашиваю, ну а если купить 300 миллилитров скажем 25% раствора глюкозы…
— Да вы что, это же рассчитывать надо! (сказано было так, как говорят о забытых письменах Атлантиды).

С уважением,
Зыблев Александр Борисович mailto:zab_@mail.cnt.ru

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал