Архив сайта

Архив новостей сайта за II полугодие 2005 г.

02.06.2005 — Экзамен по математике за 9 класс сдан

Это короткое сообщение на тему, которой на сайте посвящено много материалов, не будем повторяться. Скажем только, что в стране создана система образования, построенная на лжи. Ученики делают вид, что сдают экзамен, государство делает вид, что принимает экзамен. Почему только делает вид? Да потому, что всерьез никто никого не проверяет, потому что всерьез никто не борется с издательствами, печатающими решебники экзаменационных работ карманного формата.
Есть такое издательство «Тригон». Я как-то рецензировал их «нескучный учебник» для газеты «Первое сентября». С тех пор не беру в руки книги этого издательства — не доверяю. Так вот эти ребята лепят книжки с размером обложки 10,5 на 9 см. Серия называется так: «Ленивым» детям и трудолюбивым родителям, а книжка так: Готовые домашние задания. Алгебра 9 класс. Только не верьте своим глазам — никакие это не домашние задания. Это решебник всех задач экзаменационного сборника, по которому страна сдает экзамен. Приведем предисловие издательства (с. 3).

Мальчишки и девчонки!
А также их родители!
Хорошую оценку
В тетрадке не хотите ли?

Эта книга — для вас, ученики и ученицы, мамы и папы, бабушки и дедушки. Со времени первого издания книг этой серии 7 лет назад они были значительно дополнены и изменены — в первую очередь благодаря огромному потоку ваших писем, дорогие читатели. Спасибо вам за это.
Коллектив издательства «Тригон» надеется, что данное пособие окажет вам максимальную помощь в подготовке домашних заданий, выполнении контрольных и самостоятельных работ. Но помните, списывать все-таки нехорошо! Лучше просто сверить самостоятельно сделанное домашнее задание с тем, что приведено здесь.
Издательство «Тригон».

Как видим, издательство знает «что такое плохо», оно даже делает вид, что заботится о детях, их родителях, бабушках и дедушках. Оно учит «не списывайте» только для отвода глаз, чтобы в случае чего ткнуть пальцем: у нас же написано, что это нехорошо. Но для чего же тогда выбран карманный формат, если не для списывания? Книжка содержит 350 страниц текста, ее легко пронести на экзамен, а когда выпустят, простите, по нужде, выдрать нужную страничку. Остальное вопрос техники.
То же издательство издает аналогичную книжку (тот же размер обложки и более 460 страниц — первые и последние в моем экземпляре выдраны), на обложке которой написано «Готовые экзаменационные ответы. Алгебра 9 класс».
Есть еще одна книжка в моей коллекции. Это «Ответы и решения. К сборнику заданий для проведения письменного экзамена за курс основной школы Л.В.Кузнецовой и Е.Н.Бунимовича и др.» издательства «ВАКО» (Москва). Здесь даже на обложке переврали инициалы Е.А.Бунимовича.
В предисловии написано, что каждый вариант первой части заданий расположен на одной странице, что облегчает усвоение решений» (!) На самом деле читать этот мелкий текст практически невозможно, но, видимо, удобно списывать с одной странички свои законные 7 заданий из первой части работы на «тройку».
Для издания многостраничной книжки малого формата используется бумага, сравнимая с туалетной, поэтому лицемерная забота «издательств» о всех и вся на самом деле лишь прикрывает заботу о собственных барышах любой ценой. А барыши будь здоров! Широко известное в узких кругах издательство «Экзамен» вдруг вышло на четвертое место по объемам продаж учебной литературы. В конкурентной борьбе за объемы продаж некоторые «издательства» без раздумий переходят на издание учебной макулатуры. Это нечестная конкуренция, а кто за этим надзирает?
А теперь вопрос к нам всем, к министерству образования, которое должно надзирать над учебными книгами, если уж они так называются: СКОЛЬКО ЖЕ МОЖНО ТЕРПЕТЬ ЭТО БЕЗОБРАЗИЕ?
Как мы собираемся жить дальше, если школа погружена в беспросветную ложь? Какие законы будут исполнять наши новые граждане? Какие налоги они будут платить, если со школьной скамьи получают уроки вранья?
Это еще полбеды. А настоящая беда заключается в том, что целое поколение в юные годы разучивается работать, разучивается думать. Правительство и минобрнауки ничего не предпринимают. Разве оболванивание молодого поколения входит в их планы?
И последнее: вам не страшно дожить до того дня, когда поколение недоучек придет к управлению Россией?

 

08.06.2005 — Виртуальный дискуссионный клуб издательства ПРОСВЕЩЕНИЕ

Сообщаем о новой возможности высказать свою точку зрения (и быть услышанным) по острым проблемам образования в России (направление реформирования образования, стандарты, учебники, ЕГЭ и пр.). Особое для меня удовольствие представить ведущего клуба ФИРСОВА ВИКТОРА ВАСИЛЬЕВИЧА — моего бывшего непосредственного руководителя во время работы в НИИ СиМО АПН СССР. Это многоопытного специалист, один из разработчиков первой версии стандартов, существовавшей до печального внедрения в эту тему Шадрикова и Днепрова.

Для обсуждения на сайте клуба предлагается несколько тем, есть правила общения, есть первые публикации, из которых мы разместим сегодня первую и у нас на сайте. Это «Подводные камни ЕГЭ».

Итак, приглашаем к дискуссии.

 

15.06.2005 — Из дальних странствий возвратясь…

13-14 июня 2005 года в Саратове состоялся авторский семинар Шевкина А.В. для учителей математики г. Саратова и области. На семинаре присутствовали 47 учителей. Главной темой разговора были учебники серии «МГУ-школе». Подробнее говорили о «Арифметике, 5-6», о текстовых задачах, о решении уравнений и неравенств (по второй главе учебника «Алгебра и начала анализа, 11».

На семинаре высказали свое мнение об учебниках учителя, только что с ними познакомившиеся или имеющие опыт работы по ним. Особо запомнились слова Непочатовой С.И. о том, что ее ученики 5-6 классов два года подряд занимали первые места в олимпиаде по математике. Когда стали выяснять, чем это можно объяснить, то оказалось, что учительница работает со своими 5-6 классами по «Арифметике» С.М.Никольского и др. Справедливости ради надо отметить, что Светлана Ивановна не стала переходить на «Алгебру, 7» С.М.Никольского и др., так как он ей показался слабым. Эта последняя оценка показалась мне странной, но из песни слова не выбросить.

Еще запомнился рассказанный учителями эпизод, говорящий о том, что учебники не всегда можно купить, даже если для этого есть деньги. Так для одного класса учебники «Алгебра и начала анализа, 10» собирали по знакомым даже из разных городов. Это уже совсем нехорошо, завтра же сообщу об этом в Издательство, но не сильно надеюсь, что от этого учебники станут более доступными для приобретения.

Завершая короткое сообщение о семинаре, с удовольствием отмечаю отличную работу по организации семинара и планированию дальнейшей работы коллектива из трех человек — сотрудников Центра развития образования (ЦРО). Спасибо Иванову Андрею Ивановичу, Тесёлкиной Людмиле Валентиновне и Аборваловой Татьяне Юрьевне. Я впервые столкнулся с организаторами семинара, которые не только его организовали, но и заботлись о том, чтобы он имел долговременный результат. А результат есть. 11 учителей решили попробовать работать по учебникам серии «МГУ-школе». Запланирована совместная работа ЦРО и Кабинета методики преподавания элементарной математики мехмата МГУ с учителями-экспериментаторами в новом учебном году.

 

25.06.2005 — Три миллиона подписей против реформы школы…

Интересный материал разместила у себя «Новая газета» в № 44 (23 июня 2005 г.). Анна ШАМБУРОВА проанализировала инициативу профсоюза работников народного образования провести забастовку 12 октября 2005 г. в случае непринятия правительством срочных мер по спасению образования от развала и реальному увеличению зарплаты учителей и преподавателей вузов. Не будем пересказывать и комментировать. Это нужно прочитать самим.
В том же номере помещен комментарий экс-министра образования РФ Э.Д.Днепрова. Судя по тону его комментария, по выражениям которые он использует для характеристики правительства:
— Кудрин — … фискальный маньяк.
— Понятий об историческом развитии у Грефа, Кудрина нет. Мы все знаем, откуда генетические корни у этой шоблы.
Э.Д.Днепров уже свободен от руководства реформами. Можно понять его злость — такую дорогую работу делают без него. Но Днепров умалчивает об одном обстоятельстве: реформы образования в том направлении, в каком они сейчас ведутся, начал именно Днепров. Это под его руководством были написаны две книжки стандартов стоимостью 2,5 млн. долларов.
Стенания Днепрова по угробленной системе образования не впечатляют нас уже потому, что мы все сказанное им давно знаем, а он «прозрел» только тогда, когда отпал от кормушки иностранных кредитов. Самое забавное, что о предстоящей акции молчат СМИ, молчит министерство, молчит Гарант Конституции.
Интересно, чем же это все закончится?

http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/44n/n44n-s00.shtml (Шамбурова),
http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/44n/n44n-s01.shtml (интервью с Днепровым).

 

11.08.2005 — Несколько вопросов А.А. Пинскому об оплате труда учителя

Вопрос изменения системы оплаты труда учителя обсуждается уже больше года. Время от времени новости с этого «фронта» нам сообщает заместитель председателя Координационной группы по профильному обучению Министерство образования и науки России, директор Центра социально-экономического развития школы Высшей школы экономики Анатолий Аркадьевич Пинский. В газете «Первое сентября», № 48 за 2005 г. опубликовано его интервью. (http://ps.1september.ru/article.php?ID=200504801)

Известно, что неэффективная экономика СССР позволяла тратить деньги на социальные нужды пенсионеров и инвалидов, на оплату труда бюджетников, поддерживая указанные категории населения на уровне в разы лучшем, чем сейчас. Эта экономика, как мы помним, позволяла поддерживать так называемое национально-освободительное движение почти в каждой из стран мира, поддерживать национальные окраины СССР, она переносила бремя расходов на образование и науку, оборону и космос. Да, большая часть населения тогда жила неважно, но теперь еще большая часть живет значительно хуже, теперь у нас беспризорниов больше, чем было после революции и гражданской войны.

Теперь мы строим, как говорят, более эффективную экономику, налогов собираем в этом году на 200 % (в 3 раза) больше, чем в предыдущем, а год назад этот рост был «всего» 95 % (почти в 2 раза). Наша экономика трещит от нефтедолларов, но мы почему-то содержим своих пенсионеров, инвалидов и бюджетников хуже, чем при социализме. Экономим на всем: за армию стыдно, положение офицера, профессора и учителя катастрофическое, оборона и ядерный щит на пороге износа. Мы не тратимся на поддержку национально-освободительного движения и национальных окраин СССР. Правительство в два раза уменьшило, по сравнению с СССР, процент ВВП, расходуемый на образование. Стоит ли удивляться, что школьная сеть стала неэффективной. Вот только не надо нас убеждать, что она стала неподъемной для бюджета!

Год назад, Анатолий Аркадьевич, в статье «Наиболее значимые изменения, внесенные в Закон «Об образовании» и утвержденные президентом 22 августа 2004 года», опубликованной в газете «Первое сентября» в красноречивой рубрике «Поражение в правах», Вы сообщили о тех пунктах закона, по которым государство снимает с себя ответственность перед системой образования. Отношения своего к этим изменениям Вы тогда не высказали. В связи со сказанным возникают естественные вопросы.

Неужели Вы всерьез думаете, что изменение системы оплаты труда учителя (то есть сокращение расходов государства, чтобы эти расходы стали подъемны для бюджета) вызваны несовершенством классно-урочной системы обучения и поурочной оплатой труда учителя? Заметьте, эта самая система оплаты труда учителя не мешала нам в 60-е годы прошлого века иметь одну из лучших систем образования в мире. Тогда не мешала, а теперь вдруг стала мешать! Может быть, причины в чем-то другом? Может быть, дело воровстве просто вселенских масштабов: во всех сферах — от сырьевых отраслей до системы образования, где неоправданно разбазариваются средства бюджета на «реформы» образования, ведущие к удушению этого самого образования? Может быть, сначала надо восстановить систему профессионального образования, сделать ее привлекательной для молодежи? Может быть, сначала надо исправить систему стимулов ученического труда, сняв с учителя унизительную обязанность оценивать «тройкой» ничего не делающего бездельника, пропускающего больше половины уроков?

Вы называете главной целью реформы удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей учащихся, но ничего не говорите о тех учащихся, которые (при разваленной системе профессионального образования) просто вынуждены идти в 10-й класс школы, не имея никаких индивидуальных образовательных потребностей, кроме одной — получить документ о среднем образовании. Многолетними усилиями правительства и Министерства образования, особенно эффективными в последние 10-15 лет, сломана система прав и обязанностей в системе образования. Эта система теперь пропитана ложью и усилиями реформаторов превращается в систему навязанного невежества. «Корочки» об образовании стали важнее знаний и таланта. Дело дошло до того, что некоторые граждане удовлетворяются приобретением «липовых» аттестатов и дипломов о высшем образовании. Спрос на такие «документы» рождает дикое предложение (см. документ в приложении — это интернет-реклама, телефон «забит», но мне известен). Знания и «мозги» в стране, которую Вы упорно ориентируете на роль сырьевого придатка цивилизованных стран, не востребованы, «мозги» утекают за рубеж или «эмигрируют» внутри страны, например, в торговлю. Неужели Вы считаете, что описанный здесь дисбаланс системы образования и государства, строящего бандитский капитализм, возник из-за классно-урочной системы обучения и почасовой оплаты учительского труда? Неужели Вы думаете, что система образования станет эффективнее, если теперь, как Вы изящно выразились, будут оплачивать конкретные образовательные услуги и результат, а не абстрактный учебный процесс? Я не верю в Вашу наивность.

Заметьте, что такое учебный процесс, названный Вами абстрактным, мы знаем. Знаем, как его оплачивать и в чем заключается его результат. А в чем заключаются пресловутые образовательные услуги, о которых Вы нам говорите уже второй год и чем измерять качество этих услуг, какой такой степенью удовлетворения образовательных потребностей индивида или его родителя? — Вы не объясняете.

Вы признаете, что еще необходимо договориться с Министерством образования и науки России, чтобы в новом учебном году был создан коллектив, решающий весь комплекс проблем, связанных с внедрением профильного обучения, в том числе с его финансированием. Оказывается, вы с министерством еще не все продумали и предусмотрели, не решили весь комплекс проблем, но уже вводите новый порядок оплаты труда.

О том, какой эффект даст введение платных услуг в школе можно догадаться, посмотрев результаты введения платных услуг в больницах. Вот свежий пример. В ведомственную больницу поступила больная, не относящаяся к этому ведомству. Это не от жиру. Дело в том, что в обычной районной больнице нет отделения нефрологии c такой неприятной процедурой, как гемодиализ. Деньги за лечение уплачены, но лечащий врач постоянно напоминает, что она получает надбавку 3 %. О сочувствии и состадании ни с ее стороны, ни со стороны одной из медсестер не может быть и речи, но слава Богу не все там такие! Лекарства дают что подешевле, а не те, что лечат. Кормят плохо. На днях стало известно, что сама процедура гемодиализа, к которой, по словам главного врача, известной мне больной скоро нужно будет прибегать, теперь будет платной — 50 000 р. за месяц! Господин министр здравоохранения и еще чего-то там Зурабов подписал такой приказ. Это геноцид, направленный против бедных.

Получается как в известном стихотворении:

Будьте здоровы, живите богато!
Насколько позволит вам ваша зарплата.
А если зарплата вам не позволит,
То не живите — никто не неволит!

Анатолий Аркадьевич! Вы хотите нечто похожее сделать и в школе?
Вы хотите, чтобы бесплатно детей учили по усеченной программе, а учитель получал за это гроши. Вы хотите, чтобы учитель оказывал еще дополнительные платные услуги (бесплатно учил складывать дроби с одинаковыми знаменателями, а за деньги — с разными?). Но многим нашим деткам, насильно загнанным в старшие классы школы (куда им еще податься? — на работу не берут, жениться рано), дополнительные услуги не нужны. Значит, желая получать доплату, учитель будет вынужден так или иначе (например, плохими отметками и плохим ведением «бесплатных» для учащихся уроков) заставлять детей потреблять свои дополнительные услуги. А если ребенок из неблагополучной или бедной семьи, что для России пока не редкость? Что же и в школе прикажете жить согласно приведенному выше стихотворению?

Только не надо говорить о сознательности учителей, врачей, военных, милиционеров, сотрудников ГИБДД и пр. Только совсем отчаянные подвижники, необремененные семьей или имеющие дополнительные доходы, смогут устоять. Вы этого не знаете? Не верю. Знаете. Но какое Вам дело до нас до всех, до образования России, когда лично Вы можете еще что-то там заработать на угроблении образования России, которое Вы почему-то называете его реформированием.

Остался последний вопрос. Скажите, а система оплаты Вашего труда над реформированием российского образования ориентирована на удовлетворение потребностей школы, на результат, или на абстрактный научный процесс?

А.В. Шевкин.

Дополнение. 1. По проблемам реформирования образования я дискутирую с А.А. Пинским не первый раз. Смотрите статью «Еще одна степень свободы для образования — по Пинскому»

2. Публикуем подлинник интернет-рекламы без номера телефона и адреса интернет-сайта фирмы-рекламодателя.

ОАО «Поддельные дипломы» предлагает Вам дипломы об образовании и другие документы.

Причин может быть множество:
— получение престижной работы или второго высшего образования
— подтверждение собственного социального статуса перед знакомыми и родственниками
— эммиграция за границу
— оформление лицензий, сертификатов, разрешений
— личные мотивы

Наши сотрудники по телефону 8(901)***-**** будут рады помочь Вам в получении следующих услуг:
— дипломы о высшем образовании (ВУЗы России и СССР за любой год выпуска)
— дипломы о среднем образовании (техникумы, ПТУ, колледжи России и СССР за любой год выпуска)
— аттестаты (школы России и СССР за любой год выпуска)
— академические справки
— дипломы доктора или кандидата наук
— и другие документы

Преимущество нашей службы заключается в следующем:
— все документы выполняются только на оригинальных бланках ГОЗНАК
— дипломы изготавливаются без предоплаты
— доставка в любую точку мира за наш счет (в удобное для Вас место и время)
— конфиденциальность и качество

Оформить заказ и проконсультироваться с нашими менеджерами Вы можете по телефону 8(901)***-**** или на нашем сайте.

Также, приглашаем к сотрудничеству партнеров и посредников на основе выплаты 10% с каждого привлеченного клиента (подробности на сайте).

С уважением,
администрация ОАО «Поддельные дипломы»
8(901)***-****

P.S.: Если у Вас диплома нет — иди на ХХХХХХХХХХ-ХХХХХ-ХХХ. Тел.: 8(901)***-****.

 

19.08.2005 — Юрий Михайлович повелел учебникам быть легкими

Неутомимый Юрий Михайлович Лужков в порыве заботы о здоровье юных москвичей повелел учебникам стать легкими, то есть приказал разрезать к следующему учебному году толстые учебники на несколько брошюр не более 96 страниц каждая. В Издательстве ПРОСВЕЩЕНИЕ шум и суматоха — не совсем ясно, как выполнять высочайшее повеление. Резать по главам не получается, а «по живому» — не сильно красиво. Проблем возникает много: придется дублировать справочный аппарат, выходные данные, оглавления и титульные листы для каждой брошюры. А то, что тонкими учебниками будет неудобно пользоваться, особенно когда потребуется в классе обратиться к информации из предыдущих книжек, очевидно уже сейчас.

Сама по себе забота о здоровье детей возражений не вызывает, но еще никто не просчитал, в какую копеечку она влетит. Жаль библиотекарей — у них в 5-6 раз возрастет число наименований. Без дополнительных вложений денег весь этот сумасшедший учет не обойдется. Брошюрки без твердого переплета будут служить меньше расчетных 4 лет, будут еще какие-то непредвиденные накладки.

Возникает естественный вопрос, а нельзя ли было обойтись «меньшей кровью». Ведь дешевле дать учителю учебников каждого наименования на полкласса с тем, чтобы на каждой парте у него всегда был один учебник. А ученические учебники лежали бы дома весь год, от чего срок их службы только увеличился бы. Портфель стал бы еще легче!

Простые и менее затратные по финансам и человеческим усилиям решения почему-то не приходят в голову ни Юрию Михайловичу, ни его чиновникам. Ничего, поживем и увидим, что выйдет из этой новой многозатратной затеи, которую опробуют пока на 1–6 классах.

 

22.08.2005 — Решайте задачи проще!

В новом журнале МАТЕМАТИКА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ (2005, № 3) опубликована интересная статья Т.М.Ериной, посвященная технике решения текстовых задач. Ничего не имея против продемонстрированного автором единого подхода к решению разных задач (ведем много неизвестных, установим связи между ними, составим систему уравнений и решим ее), мы посчитали полезным рассмотреть другие решения, они оказываются чаще всего более простыми именно потому, что особенности той или иной задачи позволяют применить к каждой из них свой метод решения.

Нам показалось интересным опубликовать данную статью в одном из следующих номеров журнала, с тем, чтобы юные читатели могли освоить разнообразные способы решения текстовых задач и оказались более успешными на всякого рода контрольных работах и экзаменах. К нашему удивлению в редакции нам ответили отказом, поэтому уже не для тысяч читателей, а хотя бы для десятков и сотен публикуем статью у нас на сайте в разделе ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ.

P.S. Проблеме обучения школьников решению текстовых задач посвящены 8 лекций А.В.Шевкина, публикуемые в газете МАТЕМАТИКА (2005, №№ 17-24). Там, в частности, есть лекция, посвященная нестандартным способам решения задач, используемым в статье РЕШАЙТЕ ЗАДАЧИ ПРОЩЕ!

22.08.2005 — Доказана ли теорема Ферма?

Обратим внимание на публикацию ЧЕЛОВЕЧЕСТВО МОЖЕТ РАССЛАБИТЬСЯ? в «Новой газете» (22.08.2005) http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/61n/n61n-s00.shtml

Мы воспроизвели ее в разделе СТАТЬИ (конец списка). В газете есть явная опечатка (ее нетрудно обнаружить — проверьте свою внимательность, в комментарии к нашей перепечатке она указана).

Остается неясным, насколько точно автор статьи воспроизвел рассуждения самого академика Ильина.

P.S. Уже после помещения этой новости на сайте я зарегистрировался на форуме газеты и обнаружил, что внимательных читателей в Интернете много. Народ весело комментирует публикацию газеты. Своих комментариев добавлять не стал.

05.09.2005 — Академик РАО Э.Д.Днепров снова ругает реформу школы

В НОВОЙ ГАЗЕТЕ (№65, 05.09-07-09.2005 г.) помещена статья «Министр без портфелей» главного реформатора российского образования академика РАО Э.Д.Днепрова.
Не скрою, в статье много известных нам верных слов о характере реформы отечественного образования, направленной на искоренение этого самого образования в некогда великой в этом отношении страны. Мы это не только знали раньше бывшего министра, мы это умудрялись помещать на страницы педагогической печати. Пока Э.Д.Днепров руководил реформами, он что-то против них не выступал, а вот теперь, когда министр финансов и прочие специалисты стали обходиться без Э.Д.Днепрова, он мгновенно прозрел.

Ну что ж, лучше поздно, чем никогда. Только прежде, чем стараться оседлать протестное движение учителей и на его волне опять вернуться к руководству реформами, Э.Д.Днепрову неплохо было бы публично оценить свой собственный вклад в ругаемую им реформу.

А пока мы можем почерпнуть много полезного из его статьи. Например, про то, что Россия занимает предпоследнее место в мире по расходам на образование (процент ВВП на 1 ученика). После нас только Зимбабве! Прочитать о Всероссийской акции протеста работников образования (12 октября 2005 г.), о поддержке этой акции деятелями науки и студентами.

Приятного вам чтения!

http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/65n/n65n-s33.shtml

Ссылки по теме:
http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/44n/n44n-s00.shtml (Шамбурова),
http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/44n/n44n-s01.shtml (интервью с Днепровым).
Статьи на сайте (в Разделе СТАТЬИ):
2002. А.В. Шевкин. Куда ведет реформа? Письмо в редакцию
2002. А.В. Шевкин. Про тест и реформу школы
2002. А.В. Шевкин. Достойны ли мы богатства, которое пока что имеем?
2002. А.В. Шевкин. Мы спорим о реформе школы (письмо Г.В. Дорофееву)
2003. А.В. Шевкин. Над пропастью во лжи, или Будет ли толк от бестолковой реформы?
2003. А.В. Шевкин. Заметки на полях доклада академика Э.Д. Днепрова
2004. А.В. Шевкин. Московские «двоечники» могут спать спокойно, согласно Закону «Об общем образовании в Москве»
и другие статьи.

 

11.09.2005 — Занимательная математика

Приятно в конце рабочего дня побродить в Интернете в поиске интересного. Вдвойне приятно найти старых знакомых, с которыми мы уже общались виртуально или лично.

Мы уже сообщали об интересной книге Виктора Романовского «Арифметика помогает алгебре», оставившего запись в нашей гостевой книге (14.07.2004), а потом приехавшего в Россию для участия в конференции, посвященной 100-летию С.М.Никольского. В прежней версии нашего сайта, когда фотографии можно было размещать в разделе «Новости», у нас была страничка, посвященная упомянутой книге с фотографией обложки. А теперь о книге можно узнать больше. В Интернете появился сайт «МАТЕМАТИКА — ОН-ЛАЙН», на страничках которого вы найдете много интересных задач — и не только из этой книги.

Имеется возможность постоянного участия в конкурсах, итоги подводятся ежемесячно.

См.
http://www.math-on-line.com/olympiada-info/

 

12.09.2005 — Россиян ожидает тотальная дебильность

Ваш ребенок никак не может сосредоточиться, постоянно ковыряет в носу и вообще, предпочитает тупые компьютерные «стрелялки» книгам? Вам кажется, что любимое чадо явно глупее, чем вы сами были в таком же возрасте? Скорей всего вам не кажется. По статистике российские школьники совсем перестали выигрывать международные олимпиады. В последние тридцать лет наблюдается постепенный спад интеллектуальной активности нашего молодого поколения. Снижение общего интеллектуального уровня началось еще во времена застоя. Так что развал системы образования после перестройки, наверное, не единственная причина. Главный фактор оставался неизвестным до последнего времени. Сначала эту теорию никто не воспринимал всерьез. Ну, придумали российские ученые, мол, от недостатка в пище каких-то там ненасыщенных кислот все человечество глупеет. Однако в мае этого года гипотеза получила неожиданное подтверждение из Оксфорда. Тамошние ученые-педиатры провели исследование на британских детях от 5 до 12 лет с синдромом дефицита внимания (симптомы — гиперактивность, импульсивность и невозможность сосредоточиться) и дислексией (неспособностью читать-писать). В ходе исследования дети принимали капсулы с ненасыщенными жирными кислотами и через три месяца симптомы расстройств стали исчезать. Подопытные стали гораздо послушней и внимательней. Так что же это за кислоты такие, и какова их роль? Разобраться с проблемой нам помог доцент кафедры клинической психологии раннего детства Московского Городского Психолого-Педагогического Университета Анатолий Иванович Деев. История о кислотах оказалась весьма увлекательной. НЖК – неотъемлемая часть пищи, получаемой из воды. Богаты этими кислотами всевозможные породы рыб, особенно семга и сельдь, моллюски, раки, крабы, креветки и прочая нечисть. А вот в сухопутной пище НЖК содержится в мизерных количествах. Исключение, еще раз подтвердившее правило, только одно – льняное масло, где НЖК очень много, » — пояснил ученый. По его словам, такой странный разброс в продуктах натолкнул отечественных исследователей на интересное открытие. Существует так называемая акватическая теория происхождения человека. Смысл ее в том, что человек разумный (тот самый homo sapiens) появился в прибрежной зоне, на границе суши и воды. Первые люди добывали пищу, заходя по пояс в воду. Аргументы «за» достаточно серьезные. На теле человека почти отсутствуют волосы, как, например, у бегемота, живущего на границе суши и воды. Впрочем, тут главное не внешнее сходство с толстокожим животным, а удобство добывать пищу на мелководье в отсутствии шкуры. У остальных приматов волосы растут по всему телу, а шимпанзе, к примеру, панически боятся воды. Слой жира у новорожденного человека в десять раз больше, чем у новорожденной обезьяны. Сторонники акватической теории думают – столько жира нужно для плавучести. Кстати, «о плавучести» младенцев. Новорожденные могут плавать. Еще в 50-ых годах прошлого века профессор Чирковский в СССР экспериментально доказал, что младенцы свободно и безбоязненно держатся на воде. Для этого их надо просто опустить в воду. Откуда такие феноменальные способности, если это не генетическая память о долгих годах жизни предков у воды. Правда, к шести месяцам удивительные способности пропадают. Кроме лысого тела у человека удивительный для примата нос. В него не затекает вода. Произвольное дыхание, удел водных животных, из приматов есть опять-таки только у нас. Между прочим, человек задерживает дыхание, когда ныряет. Когда предки человека перешли к полуводному образу жизни, в его рационе появились НЖК в больших количествах. Это привело к увеличению мозга (как раз этим мы разительно отличаемся от глупых обезьян) – началась эволюция. Первые орудия труда типа обработанных камней и заостренных палок хорошо подходят для раскрывания раковин моллюсков, разбивания панцирей животных на мелководье. Науке и раньше было известно, что НЖК способствуют формированию и развитию тканей мозга. Вот еще один пример из жизни младенцев. Новорожденные, бывшие на искусственном вскармливании, в среднем демонстрировали потом худшие интеллектуальные способности по сравнению с тем, кого кормили грудью. Коровье молоко, применяющееся для искусственного вскармливания, совсем не содержит НЖК. В то время как в материнском молоке НЖК есть. Причем его больше, чем в большинстве сухопутных продуктов. По всему получается, что основа интеллекта и эволюции не пресловутый труд или инопланетное вмешательство, а банальные кислоты, от которых увеличивается объем мозга. А теперь начинается самое интересное. Оказывается, в Советском Союзе на протяжении нескольких десятилетий буквально пичкали маленьких граждан НЖК. Делали это не с целью увеличения интеллектуального уровня страны, но, тем не менее. Возможно вы уже и сами догадались, что речь идет о том самом, о рыбьем жире. Рыбий жир применяли как профилактическое средство против рахита у детей. В 70-х годах кампания неожиданно закончилась. Связано это было с тем, что у рыбьего жира, как и у всех НЖК, есть одна неприятная особенность – он быстро прогоркает на воздухе и образует токсичное соединение. Нерадивые мамаши часто оставляли бутылки с противной маслянистой жидкостью на солнце или открытом воздухе. А следствием были непонятные сначала для врачей отравления у детей. К тому же, в больших дозах рыбий жир тоже неполезен. На государственном уровне было принято решение отказаться от рыбьего жира. Тем более, рахит – спутник голодных послевоенных лет, стал не так опасен для подрастающего поколения. «С тех пор самая читающая империя стала постепенно скатываться к общемировому интеллектуальному уровню. Чтобы возродить величие России, снова демонстрировать всему миру свою интеллектуальную мощь, надо регулярно кормить наших детей рыбьим жиром,» — закончил свое повествование Анатолий Иванович. «А то будем дальше деградировать, и даже завоевывать нас не придется. Все отдадим сами, с дебильной улыбкой на лице.»

Источник: УТРО.ru

27.09.2005 — ВПЕРЕД! НА 30 ЛЕТ НАЗАД

Мы воспроизвели заголовок и подзаголовок беседы Анны ШАМБУРОВОЙ с историком реформ в образовании профессором, членом-корреспондентом РАО, главным научным сотрудником Института теории и истории педагогики — Михаилом Викторовичем БОГУСЛАВСКИМ. См. сайт «Новой газеты»
http://2005.novayagazeta.ru/nomer/2005/71n/n71n-s28.shtml

Многое сказано правильно. В вопросе А.Шамбуровой прозвучали все объясняющие цифры: «В 60 развитых странах и странах с переходной экономикой в среднем выделяется на социальные нужды 18 процентов от ВВП. В нашей стране — 3,5 процента.»
В ответах М.Богуславского почему-то восхваляется деятельность бывшего министра В.М.Филиппова, который будто бы многое хотел сделать правильно, и дается положительная оценка МАНО (не путать с ГАНО), хотя то и другое придумано как раз для того, чтобы было меньше ГОУ (государственных образовательных учреждений), на которые пока еще (пока они существуют) распространяются некоторые сильно урезанные льготы. А вот на МАНО с ГАНО эти льготы распространяться не будут!

Из беседы видно, что намечаемое новое направление реформирования (модернизации) образования вызвано не необходимостью реформ, не пониманием управляющей элиты стратегических интересов России, которые надо отстаивать в школе, а банальным интересом этой элиты к результатам предстоящей выборной кампании (не случайно же 5 сентября Президентом РФ озвучены шокирующие по непродуманности предложения). Элите надо иметь больше сторонников среди учителей и врачей, работающих с большой массой потенциальных избирателей. Но не всех врачей, не всех учителей и преподавателей, а тех, кто «ближе к избирателю».

Большего саморазоблачения трудно было ожидать. Они не школу хотят спасать, они за счет смягчения отношения к школе и к участковому врачу хотят повысить авторитет своей политики, которая не нацелена на будущее страны, а нацелена исключительно на интерес управляющего класса.

Вот и к стандартам у реформаторов вдруг пропал интерес, стандарты ушли на задний план спектакля под названием «Реформа отечественного образования». А все почему? Я отвечу: стандарты нужны были для того, чтобы урезать на четверть обязательное образование (что не разрешает делать Конституция страны, в которой образование значится бесплатным), чтобы эту четверть заставить оплачивать родителей. Это они держали в уме, а говорили о своей мнимой заботе о перегруженном школьнике. Лгуны и демагоги дурили нам головы годами! И все это было при незабвенном министре Филиппове, который за свою деятельность по укреплению каких-то там связей (больше известную нам как развал образования в России) получил орден Почетного легиона — высшую награду Франции.

Что же в итоге? То, о чем мы писали в педагогической печати (с 1999 г.) о реформировании математического (и не только) образования в стране, теперь уже пишут в общественно-политических изданиях. Поздравим себя.

Это означает, что перемены могут произойти. Но только не по доброте царя-батюшки и его добрых бояр, которые ничего не видят дальше своего интереса усидеть подольше, а под давлением педагогической, родительской, вообще общественности, которая лучше чувствует долговременные стратегические интересы общества и государства.

Так что читайте, анализируйте, и не спешите обливаться слезами умиления, целуя руки благодетелям. Они еще ничего не вернули, а только обещают вернуть то, что долгие годы отбирали у вас, у будущего России.

А.В.Шевкин.

01.10.2005 — С Днем Учителя!

Дорогие учителя!
Поздравляем вас с профессиональным праздником! Желаем вам здоровья, успехов, интересной работы с интересными учениками и умных начальников. В этот день надо обязательно вспомнить своих учителей. Вспомнить их с благодарностью за то, что они помогли в выборе пути, помогли нам состояться.
Сегодня я еще раз с удовольствием размещаю на сайте стихотворение моего любимого директора Нелидовской школы-интерната, где я когда-то учился, Михаила Николаевича Максимовского.
Это человек-легенда. Воин, Учитель, Поэт и блестящий публицист. Один из немногих, с кого я делаю собственную жизнь.

Заветное
Звонят звоночки школьные —
Звонок!
Звонок!
Звонок!
С урока. На контрольную.
И снова на урок.

Какими бы усталыми
мы ни были в тот час —
Торопимся с журналами
В свой непутевый класс.
«Злодеи» унимаются,
И в классе тишина,
И сказка начинается,
И быль чудес полна,
И солнце отражается
От школьного окна.

Нет, это не идиллии —
От них мы далеки!
Но в этом классе были мы,
Но этот класс любили мы,
Сердцами заплатили мы
За школьные звонки!

PS. Стихотворение впервые опубликовано в России на нашем сайте и в газете МАТЕМАТИКА, № 17, 2005.

 

07.10.2005 — Вася требует закрыть наш непристойный сайт!

Некто Вася оставил в гостевой книге свое послание. Скорее всего это розыгрыш, но точка зрения на математику очень интересная. Приводим здесь послание и мой ответ.

значиться так, вы мне должны…
я учился у вас и вы меня шпыняли как только можно! из-за вашей математики я работаю осинизатором («очень приятно» на до вам сказать) получаю много так как бт пользуются все! у нас возможен карьерный рост, повышение квалификации! спасибо вам за то, что я теперь капашусь в чужом *****! мама мне всегда говорила учи руский язык! математика в жизни воплощена в калькуляторе за 10 рублей! настоятельно рекомендую прикрыть непристойный веб-сайт!

Вася! Спасибо за послание! Оно очень интересно во всем. Особенно утверждением про математику и калькулятор. Думаю, что такого Васю я никогда не учил, что, скорее всего, это розыгрыш, потому что даже самые «слабые» мои ученики думают о математике более уважительно. Закрывать сайт не вижу причин, тем более, что и без математики ты, Вася, успешен в этой жизни, пользуешься компьютером, который, кстати, без математики создать было бы невозможно. А вот на руССкий тебе стоит обратить внимание.

 

11.10.2005 — Математическая карусель

Центр дополнительного образования детей
Дистантное обучение
117630, Москва, ул. акад. Челомея, д. 8б, тел./факс 936-3104

Математическая карусель
Интернет-соревнование для юных математиков

19 октября 2005 года Центр Дополнительного Образования детей «Дистантное обучение» проводит очередное Интернет-соревнование по математике для школьников.
«Математическая карусель» — командное соревнование в решении задач. Всем командам, участвующим в «Карусели», предлагаются в строгом порядке одни и те же задачи, к которым нужно указывать верные ответы. Система подсчета баллов такова, что не обязательно решить много задач. Важно дать много верных ответов подряд.
Как показывает многолетняя практика педагогов ЦДО, один из самых проверенных способов заинтересовать ученика в своем предмете – это соревнования. Здесь можно не только наиболее привлекательно представить свой предмет, но и дать возможность ученикам посостязаться, проявить себя в глазах сверстников.
Центр дополнительного образования детей «Дистантное обучение» (Москва) с самого начала своего существования использовал соревнования и конкурсы не только в качестве досуговых мероприятий, но и в образовательном процессе. Супервикторина, «Математическая карусель», «Математическая регата», экономическая игра «Биржа» — вот неполный перечень соревнований, в которых принимали участие ученики Центра и даже их родители.
С прошлого учебного года ЦДО вынес свои соревнования в Интернет. Теперь участие в этих состязаниях разума доступно не только ученикам Центра, но и школьникам из регионов Например, в Интернет-карусели, прошедшей в сентябре этого года, победу одержала команда из Волгореченска, успешно заявили о себе команды из Переславля и Костромы.
В этом учебном году Центр «Дистантное обучение» предполагает сделать Интернет-соревнования регулярными и приглашает к участию в них всех желающих.
Очередная «Математическая карусель» состоится 19 октября 2005 года. Соревнование рассчитано на учащихся 9-10 классов. Команды 11 классов (и старше) будут участвовать вне конкурса.
Для участия в «Карусели» команда (оптимальное количество участников 3-4 человека) должна будет зарегистрироваться на сайте «Карусели» — http://karusel.desc.ru/ в день проведения соревнования войти в систему по своим логину и паролю, а в 15 часов по московскому времени просто приступить к решению предлагаемых задач.
Сейчас все желающие могут «потренироваться» в тестовой версии соревнования, доступной на сайте «Карусели».
Более подробно о соревновании можно узнать на сайте ЦДО (http://www.desc.ru/) и Карусели (http://karusel.desc.ru/) или, написав письмо нам: http://desc.ru/show.html?id=284.
Контактная информация
Коровин Игорь Николаевич, заместитель директора ЦДО «Дистантное обучение»
red@pms.ru

 

16.10.2005 — Реформа образования: эпоха регрессанса

15/10/2005: Издан спецвыпуск журнала «Скепсис», составленный из материалов №3/4, под названием «Реформа образование: эпоха регрессанса». На 20 страницах мы постарались достаточно ясно показать, что такое эта реформа, кому и зачем она нужна и каковы ее перспективы, причем не только на примере России. В спецвыпуск вошли статьи Бориса Кагарлицкого, Ильи Смирнова, Ноама Хомского, Алексадра Тарасова и др.

Приведем в качестве примера фрагмент статьи И.Смирнова, написанной в виде толкового словаря. Тут есть над чем подумать.

Реформаторий. Толковый словарь по образовательным реформам

Реформы образовательные
Комплекс мероприятий, направленных на обеспечение постиндустриального общества (см.) достойным человеческим материалом.
На эту тему в Горбачев-фонде была проведена специальная конференция. Впечатления очевидца: «…Школа должна отвечать требованиям пост-индустриального общества.
Что бы это значило? Ответ я получил от А.А. Пинского — директора московской школы, причастного к разработке реформ. Он пояснил, что львиная часть населения в таком обществе занята не в сфере производства, а в сфере обслуживания — зачем этой части знать про «амфотерные гидроксиды», «районирование по Баранскому» и т.п. — Помилуйте, а как же нам при таком образовании восстановить промышленность, да еще на более высоком технологическом уровне? — А зачем, — ответил мне г-н Пинский, — как ни старайся, все равно мы не будем конкурентоспособны, и следует исходить из международного разделения труда».

Свободная школа
Школа, где детей простонародья ничему не учат, чтобы не нарушать их прав. «Вместо того, чтобы идти на урок, дети могут по своему желанию поиграть, посидеть в кабинете изобразительного искусства, построить в лесу шалаш или даже заскочить в город…» «Учитель не может сказать, что ученик плохо написал контрольную — ведь тот может обидеться… Нарушивший правила политической корректности учитель моментально теряет не только работу, но и право преподавания в школе. Результаты не замедлили сказаться: 25 % выпускников средней школы функционально безграмотны, т.е. не умеют толком ни читать, ни писать…». Но это не большая потеря — ведь, по мнению реформаторов, «свобода может быть целью образования».
Методика С.ш. позволяет добиваться удивительных результатов. В США и Канаде нормальные дети обучаются вместе с глубокими олигофренами, — и показывают не меньшие успехи!

Тесты
В образовании — дешевый и простой механизм формальной отчетности в тех случаях, когда реальное наличие знаний безразлично или даже нежелательно.
«Как звали коня Александра Македонского?
А- Буцефал; Б — Децибел; В — Задолбал».
См. также «Как выиграть миллион», «Поле чудес» и другие телевизионные игры на деньги.
Т. положены в основу единого экзамена.

Полный текст статьи и оглавление номера см.
http://scepsis.ru/journal/issue/?num=4
Добавим еще, что в этом двойном номере 3/4 помещены две статьи Шевкина А.В.
1) Над пропастью по лжи или Будет ли толк от бестолковой реформы?
2) Стандарт по математике принят! Тем хуже для математики. Но могло быть еще хуже…

 

06.11.2005 — Призрак бродит по России … призрак малого ЕГЭ

В газете МАТЕМАТИКА планируется в № 23/2005 опубликовать материалы разработчиков малого ЕГЭ. Пока материалов нет — обсуждать нечего, но для вхождения в тему вернемся к заметке двухлетней давности из газеты «Первое сентября». Здесь упоминается Людмила Викторовна Кузнецова, посетившая на днях газету МАТЕМАТИКА. После опубликования материалов вернемся к их обсуждению по существу.
Предпрофильное обучение: новые песни о старом…
«Предпрофильное обучение — это латание советской системы профориентации», — считают специалисты

В октябре после большого летнего перерыва в издательстве «Просвещение» состоялось очередное заседание общественного совета по проблемам школьных учебников.
На этот раз собравшиеся обсуждали различные аспекты предпрофильного обучения, эксперимент по введению которого начался в сентябре этого года примерно в 10 территориях.

Семью-то не приметили
20 августа Министерства образования выпустило рекомендации об организации эксперимента — текст этого документа и послужил отправной точкой дискуссии.
Начнем с того, что цели предпрофильной подготовки министерством определяются очень широко: это не только выбор направления дальнейшего обучения — в старшей школе, ПТУ, ссузах, но и выбор профессии.
Школа должна создать условия «для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом».
По мнению участников дискуссии, фактическое отождествление предпрофильной подготовки с профориентацией и есть главная ахиллесова пята министерской позиции.
Удастся ли привести систему предпрофильной подготовки в соответствие со структурой рынка труда в том и или ином регионе? Насколько посильно выполнение этой задачи для рядовой школы в ближайшие годы? По словам гендиректора издательства «Просвещение» Александра Кондакова, даже федеральные проекты образовательных стандартов ни в коей мере не отражают потребности современного рынка труда и ориентируют выпускников исключительно на поступление в вузы.
Участники дискуссии ставили вопрос за вопросом. Каким категориям учащихся должна быть адресована профориентационная подготовка?
Кто будет ее проводить: учителя или люди со стороны? Сегодня некому и не за что это делать, и влияние школы на самоопределение подростков минимально. Например, по данным опросов, проведенным в Московской области, только 3% учащихся выбирают профессию под влиянием школы. Такие цифры привела ректор Института повышения квалификации работников образования Московской области Людмила Олиференко. Из чего следует, что профориентационная работа без привлечения родителей окажется совершенно неэффективной.
Заметим, что в обсуждаемом документе роль семьи никак не обозначена.

Перегрузки неизбежны
Зато подробнейшим образом описана система организации предпрофильной подготовки в 9 классах. Она состоит из трех основных компонентов:
— элективных курсов, расширяющих знания учащихся по тому или иному предмету;
— краткосрочных ориентационных курсов, призванных помочь подростку в выборе того или иного профиля обучения в старшей школе;
— информационной работы, направленной на ознакомление девятиклассников с местными образовательными учреждениями, с условиями приема в них и т.д.
Объем учебного времени, предусмотренный на все эти виды деятельности, составляет 100 часов в год, или три часа в неделю — за счет школьного компонента, на который отводится… два часа в неделю.
Однако авторов документа подобные нестыковки ничуть не смущают. Поскольку, как отмечается в рекомендациях, «при пятидневной учебной неделе возможности предпрофильной подготовки весьма ограниченны, информационную и профориентационную работу целесообразно совмещать с уроками технологии или проводить ее во внеурочное время (например, по субботам)».
Далее экспериментальным школам предлагается «рассмотреть вопрос о переходе на шестидневную учебную неделю в 9 классах», а органам местного самоуправления — «изыскивать возможности для финансирования дополнительных занятий, проводимых во внеурочное время».
Неудивительно, что перечисленные тезисы оказались более чем уязвимыми для критики.
По мнению Александра Кондакова, введение предпрофильной подготовки приведет либо к перегрузкам, либо к сокращению часов на изучение тех или иных дисциплин, что отрицательно скажется на качестве образования. Кроме того, по словам Александра Михайловича, «эксперимент не обеспечен кадрами и финансами, что превращает его в очередное благое пожелание».
Главный редактор издательства «Просвещение» Маргарита Леонтьева высказала сомнения по поводу ориентационных и информационных курсов: пока неясно, будут ли они оцениваться наравне с другими дисциплинами. Если нет, то дети их просто не будут посещать и указанные начинания в школе не приживутся.
По мнению руководителя проекта по разработке нового содержания школьных учебников в издательстве «Просвещение» Виктора Фирсова, самым существенным недостатком предпрофильного обучения по-министерски является его ограниченность рамками выпускного класса. При этом, по словам Виктора Васильевича, «совершенно игнорируется уникальный отечественный опыт в области формирования и развития интересов, склонностей и способностей детей во внеклассной деятельности — кружках, секциях, клубах».
Указанное направление, как отмечается в решении общественного совета, и должно стать центральным в реализации предпрофильного обучения школьников, цель которого не выбор профессии или профиля, а развитие творчества, и начинать его следует не с 9-го, а с первого класса.
Поэтому взамен специальных учебников для предпрофильной подготовки целесообразнее издавать занимательную, научно-популярную, развивающую литературу для школьников с учетом профориентационной проблематики.
Кстати, как выяснилось, министерство в своей деятельности учитывает рекомендации, принятые общественным советом при издательстве «Просвещение». Например, на одном из заседаний в прошлом году было решено выпускать учебники для старших классов не по профилям, а по уровням содержания образования — базовому и профильному. Дело в том, что количество профилей сегодня не ограничено, школам в этой сфере предоставлена полная свобода, вот и появляются на свет спортивно-юридические и другие узкоспециализированные профили, каждый из которых обеспечить литературой нереально.

Призрак малых ЕГЭ бродит по России
Одним из центральных и наиболее спорных моментов предпрофильной подготовки являются так называемые малые ЕГЭ, которые, по убеждению оппонентов, отражают «все глупости больших». «Между предпрофильным обучением и ЕГЭ нет никакой связи, поэтому их введение неоправданно, — считают участники дискуссии в издательстве «Просвещение». — Необходимо найти более дешевые и гуманные пути отбора детей в старшие классы».
В последнее время непопулярная идея малых ЕГЭ трансформировалась в тезис о необходимости внешней, независимой от школы итоговой аттестации в 9 классах. Подобная форма проверки знаний якобы целесообразна в сетевых объединениях школ, в которых могли бы создаваться межмуниципальные комиссии для проверки экзаменационных работ. В их состав должны войти руководители местных органов управления образованием, учителя и директора разных школ, ПТУ и ссузов, методисты.
Как бы ни возражали оппоненты против малых ЕГЭ, а процесс все равно пошел. Не случайно на суд членов общественного совета был вынесен вопрос о новой форме итоговой аттестации по математике в рамках предпрофильной подготовки учащихся.
Докладчик и автор предлагаемого нововведения — старший научный сотрудник лабораторий обучения математике РАО Людмила Кузнецова — рассказала о том, что экспериментальный экзамен развивает все то лучшее, что есть в традиционном, сохраняя его принципы и идеологию.
Отличия не столько в содержании заданий, сколько в их форме.
Первая часть экзаменационных материалов, нацеленная на проверку базового уровня знаний, будет представлена в виде теста с выбором ответа. Вторая, призванная проконтролировать продвинутый уровень, будет включать задания, требующие развернутого письменного ответа. По мнению Людмилы Кузнецовой, данная структура экзамена позволит глубже дифференцировать выпускников по уровню их подготовки и ввести вместе с пятибалльной более широкую рейтинговую шкалу оценки. В качестве одной из ее составляющих наряду с отметкой за выпускной экзамен предлагается использовать портфолио — совокупность индивидуальных образовательных достижений учащихся за все годы обучения в основной школе.
К сожалению, из-за отсутствия по объективным причинам главного докладчика по этому вопросу Анатолия Пинского (советника министра образования) эта актуальная тема осталась за рамками дискуссии. Как следует из материалов, розданных членам совета, Анатолий Пинский предлагает разные модели формирования портфолио, отражающие участие ученика в олимпиадах, научно-исследовательской деятельности, проектах, творческих конкурсах.
Однако вернемся к теме введения экспериментального экзамена в 9 классе. Примечательно, что в своем выступлении Людмила Викторовна неоднократно подчеркнула коренное отличие новой формы аттестации от ЕГЭ: она проще в процедурном отношении и предполагает проверку работ на местах без применения компьютерных технологий и специальных бланков. Критерии оценки более прозрачны и открыты.
А целесообразность экспериментального экзамена Людмила Кузнецова обосновала тем, что его результаты можно использовать и как выпускную оценку за курс общего среднего образования, и как основу для приема в профильные старшие классы.
Все это еще предстоит объяснить учителям, родителям, учащимся пилотных школ, в которых такие экзамены (по математике и по русскому языку) планируется провести в конце текущего учебного года.
В январе 2004 года должен состояться семинар для представителей экспериментальных регионов, в программу которого войдет обсуждение экзаменационных материалов и критериев их оценки, подробный инструктаж по технологиям проведения новой формы итоговой аттестации. Члены общественного совета в целом спокойно, но осторожно встретили эту инициативу и с выводами не спешили. По мнению Виктора Фирсова, такая форма итоговой аттестации «вызывает серьезные сомнения, поскольку подвергает стрессу всех выпускников основной школы независимо от того, намерены ли они продолжать обучение в старших классах или за пределами школы». Поэтому более оправданным, с его точки зрения, является конкурсный набор, организуемый непосредственно в самих этих школах.
Как сказал в заключение Александр Кондаков, «мы обеспокоены скоропалительностью реформ, слишком неоправданно их силовое продавливание сверху и всеобщий одобрямс снизу».

«Первое сентября», № 74, 2003 г.

 

13.11.2005 — Метод неопределенных коэффициентов, или Сведение уравнения к системе

Дмитрий из Москвы попросил нас подсказать идею решения уравнения, которое плохо отображалось в ГОСТЕВОЙ КНИГЕ. Решение уравнения приведено в разделе НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ (см. боковое меню).

P.S. Не успели «высохнуть чернила» на этом решении, как с нами связался известный автор интересных статей в газете МАТЕМАТИКА Александр Александрович Прокофьев. Он сообщил, что такого рода уравнения были на конкурсном экзамене в его МИЭТе и предложил еще одну идею решения (см. в разделе НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ).

И еще. А.А.Прокофьев в ноябре 2005 г. защитил докторскую диссертацию по специальности 13.00.02. Теория и методика обучения и воспитания (математика). Тема «Вариативные модели математического образования учащихся классов и школ технического профиля». От всей души поздравляем! И порадуемся тому, что мы первыми получили совет новоиспеченного доктора!

 

19.11.2005 — В газете МАТЕМАТИКА намечаются перемены

Руководство ИД ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ наметило перемены, главная цель которых объявлена так: улучшить структуру газеты так, чтобы она стала интереснее и нужнее возможно большему числу учителей математики, а это, как полагают, увеличит число подписчиков газеты.

Стоит специально отметить, что претензий к работе главного редактора В.Т.Лисичкина и коллектива редакции нет, но нет и заметного роста тиража газеты за последние полтора года. Данных о подписке на 2006 г. еще нет, но, как ожидает руководство ИД, надежды на рост подписки за счет подключения к ней старшеклассников не оправдываются. Главным пользователем газеты остается учитель.

Назначенные новые руководители газеты шеф-редактор Островский Сергей Львович и и.о. главного редактора Рослова Лариса Олеговна намечают уже с № 1/2006 изменить структуру газеты, в которой появятся постоянные рубрики, отвечающие содержанию, которое и раньше присутствовало на страницах газеты, а также новые рубрики. ЭКЗАМЕНЫ, ОЛИМПИАДЫ, КНИЖНАЯ ПОЛКА (рецензии на новые книги), НА СТЕНД В КАБИНЕТ МАТЕМАТИКИ… В первой части газеты будут помещаться разработки уроков, авторские программы, методические консультации. Важную роль будут играть материалы, которые учитель может использовать в работе со школьниками. Будут странички, посвященные обмену опытом, ответам на вопросы читателей, компьютерным технологиям на уроке математики и т.п.

Публикуя эту информацию, мы обращаемся к читателям газеты МАТЕМАТИКА с просьбой высказать в свободной форме свои суждения о содержании газеты за последние полтора года. Нам хочется понять, как читатели оценивают газету, какие материалы они хотят в ней видеть, что им нравится, а что — нет.

Адрес: avshevkin@mail.ru

С помощью ваших советов мы сможем сделать газету еще лучше.

Шевкин А.В.

25.12.2005 — Новая форма проведения экзамена по алгебре в 9 классе

В Интернете стал доступен текст трех вариантов демонстрационной работы 2005/2006 учебного года. Приводим ссылку, по которой вы найдете описание работы, критерии оценивания работ учащихся и пр., а также сами работы. Этот материал опубликован в «Вестнике образования», № 22/2005. Заметим, что еще один вариант работы, отличный от первых трех, опубликован в газете МАТЕМАТИКА.
http://www.vestnik.edu.ru/algebra2006.pdf

Если у вас появится желание высказаться по поводу работы, то можете направить электронное письмо по адресу avshevkin@mail.ru. Особо нас интересует мнение учителей и учащихся, участвовавших в эксперименте с подобными работами. Только просим указывать номер варианта, на который вы ссылаетесь.

 

27.12.2005 — Варианты выпускных школьных экзаменов прошлых лет…

Предлагаем ссылку на сайт с хорошо подобранными и оформленными вариантами школьных выпускных экзаменов по алгебре и началам анализа за последние годы — как традиционными, так и ЕГЭ. Ко многим вариантам даны решения или ответы
http://www.mathnet.spb.ru/index.htm 

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2017 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал