На этой страничке мы начинаем собирать коллекцию курьёзных заданий ЕГЭ. Каждый желающий может пополнить нашу коллекцию своими материалами с точным указанием номеров заданий, номеров вариантов и года проведения ЕГЭ или года демоверсии. Сообщения вывешиваем по мере поступления.
14.11.2007. Известно, что составители тестов стараются при составлении заданий избежать ситуации, когда неверное решение задачи приводит к верному ответу. Однако они не могут предусмотреть все возможные ошибки, на которые способны выпускники школ. И тогда если ученик сумел неправильным способом получить правильный ответ, то он может получить более высокую отметку, чем он заслуживает на самом деле.
В одном из регионов России на ЕГЭ-2007 была предложена такая задача.
В7. Решите уравнение 2 – 35x – 2 = (10 – 35x)0,5.
Только после экзамена выпускник обнаружил, что его решение содержит массу ошибок. Каково же было его удивление, когда он понял, что в результате получился правильный ответ!
Вот его «решение»:
2 – 35x – 2 = (10 – 35x)0,5,
2 – 35x – 2 = 5 – 32,5x,
–35x – 2 + 32,5x = 3,
5x – 2 + 2,5x = 1,
7,5x = 3,
x = 0,4.
Остается заметить, что тестовая проверка, возведенная в абсолют, может давать не те результаты, на которые она рассчитана. А еще можно только сожалеть, что по таким тестам не только выпускают из школы, но и зачисляют в вузы.
Пройдет несколько лет и губительное влияние ЕГЭ на математическое образование мы ощутим по полной программе. А пока я призываю учителей, имеющих аналогичные курьёы, присылать их для публикации у нас на сайте.
Дополнение. 20.11.2007.
Внимательные посетители сайта обратили наше внимание на задание B3 из демонстрационной версии 2001 г.
B3. Вычислите значение произведения xy, если (x; y) — решение системы уравнений
x – y = 2 и (x2 – y2)(x + y) = 200.
Эта система уравнений быстро приводит к системе
x – y = 2 и (x + y)2 = 100. (1)
А вот дальше интересно. Если ученик правильно решит систему (1), сведя ее к совокупности двух систем
x – y = 2 и x + y = 10
и
x – y = 2 и x + y = –10,
то получит две пары решений (6; 4) и (–4; –6), для каждой из которых требуемое произведение xy равно 24 (Ответ. 24).
Если же он неправильно решит систему (1), посчитав ее равносильной системе
x – y = 2 и x + y = 10,
(а это возможно точно так же, как и ошибочный переход от уравнения x2 = 4 к «равносильному» уравнению x = 2), то получит только одно решение системы (1) (6; 4), для которого требуемое произведение xy равно 24 (Ответ. 24).
То есть он получит верный ответ при неверном решении!
Что ж, наша коллекция пополнилась интересным примером того, как с помощью тестовой проверки можно получать за неверное решение те же баллы, что и за верное, поздравим себя.
Остается добавить, что составители задания имели в виду другое решение, которое с помощью замены неизвестного x = y + 2 приводит к квадратному уравнению, а далее к двум парам. Можно только посочувствовать составителям задания. Они хотели как лучше, а получилось как всегда.
Вместо рецензии, или Как решить задачу с помощью векторов
Минувшей осенью участники нашего математического кружка обсуждали одну интересную и трудную задачу, предложенную на заочном туре олимпиады “Покори Воробьевы горы — 2009”. Речь в задаче шла об углах между некоторыми отрезками, расположенными внутри правильного треугольника. Естественно было вначале рассмотреть какой-либо частный случай. Так возникла следующая задача:
Пусть АВС – правильный треугольник. На его сторонах АВ и АС отмечены точки М и К так, что АM : MВ = СK : KA = 2 : 1. Точка Р – точка пересечения отрезков ВК и СМ. Найдите величину угла АРМ.
Упражнение. Пусть S — середина стороны ВС. Докажите, что угол между прямыми АР и SP равен 30о.
Рассмотренные задачи подтверждают эффективность использования векторов при решении задач. Всегда находятся школьники, которым интересно прочитать об этом в книге, подробно и обстоятельно. Сейчас в магазинах появилась книга «ВЕКТОРЫ И КООРДИНАТЫ КАК АППАРАТ РЕШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ» (издательство “Дрофа”, 2008,серия Элективные курсы).
Ее автор — профессор кафедры алгебры и геометрии Тольяттинского государственного университета Е. В. Потоскуев. Евгений Викторович — автор федеральных учебников и задачников по геометрии для 10-11 классов, интересных статей в журналах “Математика в школе” и “Математика для школьников”, в газете ”Математика”. Представленный в книге элективный курс будет полезен тем, кто решил связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с работой в области теоретической и прикладной математики, а также в естественнонаучных областях. В книге изложен теоретический материал, который дополнен большим количеством задач. Почти все задачи снабжены указаниями и ответами.
Не пропустите новую интересную и полезную книгу по геометрии!
Из истории метрической системы мер и истории поэзии
Однажды “в компании молодых физиков зашел шутливый спор о том, кто из современных поэтов лучше всего знает физику? После долгих дебатов пальма первенства была присуждена Михаилу Исаковскому за его популярную песню “Катюша” (Попов Ю., Пухначев Ю. Пневмоника // Наука и жизнь. 1965. № 1). Героиня этого произведения, желая, чтобы ее песенка-привет поскорее долетела до милого друга, выбирает в качестве оптимальной скорости скорость света.
Ой, ты, песня-песенка девичья,
Ты лети, как ясный солнца свет,
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
Девушка права. Скорость света максимальная из всех возможных в природе.”
С этим трудно, пожалуй, спорить.
А как связаны математика и поэзия? Быть может, математика вообще не располагает к занятиям поэзией и наоборот? Распространена легенда, что в Царскосельском лицее преподаватель математики отправил юного Пушкина на последнюю парту со словами: “А Вы, Пушкин, пишите лучше свои стихи!..”
Быть может, Пушкин знал математику хуже всех поэтов?
Давайте тем не менее подумаем — кто из поэтов лучше всего знает математику? Конечно, не будем вести речь обо всей математике – тогда предмет получится слишком обширным. Ограничимся только арифметикой. А из арифметики возьмем систему мер длин, весов, площадей… — то, с чем каждый человек встречается в повседневной жизни.
В школьном учебнике “Арифметика — 5” (С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкин) на с.130 читаем:
“Старинные русские названия мер длины, а также и старинные названия мер весов встречаются в пословицах, поговорках и образных выражениях: ни пяди земли, мерить на свой аршин, косая сажень в плечах; съесть пуд соли; фунт лиха; мал золотник да дорог; ты от дела на пяденьку, а оно от тебя на саженьку.
В XVI-XVII на Руси установилась система мер длин и весов (уточненная указом Петра I), которой пользовались до 1918 года, когда была введена метрическая система мер.
Метрическая система мер была введена впервые во Франции в 1795 году. Ее история такова. В 1792 году Парижская академия наук решила измерить длину земного меридиана, проходящего через Париж. Отдельные части этого меридиана были измерены. Длины других частей была вычислена на основе этих измерений. В результате большой работы была найдена длина парижского меридиана в существовавших тогда французских мерах длины – туазах (1 туаз » 1м 95 см).
Парижская академия наук предложила в качестве единой меры длины новую единицу измерения – метр, равную одной десятимиллионной доле четверти парижского меридиана… ”
Увлекательный рассказ о том, как создавалась метрическая система мер во Франции, под названием “Всем народам” содержится в книге “Геометрия и марсельеза”. Ее автор В.П. Демьянов, второе издание книги вышло в 1986 г. в московском издательстве “Знание” в серии “Творцы науки и техники”.
К 1875 году метрическую конвенцию подписали уже семнадцать государств, включая Россию, где применение новой системы измерений было разрешено (но не стало законом) от 4 июня 1899 года, принятым по предложению Д.И. Менделеева.
“Облегчим же, — писал великий химик, — и на нашем скромном поприще возможность всеобщего распространения метрической системы и через то посодействуем в этом отношении общей пользе и будущему желанному сближению народов. Не скрою, понемногу, но оно придет. Пойдем ему навстречу.”
Разумеется, переход от одних мер, привычных и хорошо знакомых, к новым дается не легко. Россия не скоро отказалась от старых мер — аршина, версты и фунта. Только после октябрьской революции удалось ввести как обязательную метрическую десятичную систему в РСФСР — с 14 сентября 1918 г., в масштабе всей нашей многонациональной страны — после постановления СНК СССР от 21 июля 1925 г.
К 1972 г. метрическую конвенцию подписало уже сорок одно государство. Правы были творцы этой универсальной системы мер, написав на эталоне метра: “На все времена всем народам!”
Для популяризации новых мер поэт В.В. Маяковский в 1923 г. написал стихотворные тексты, посвященные новым мерам. Эти строки печатались на конфетных обёртках. Некоторые четверостишия этой “прикладной поэзии” предлагаем вниманию наших читателей.
Эти незамысловатые строки были написаны на злобу дня. Тогда они были важны всем. Сейчас фунты и версты интересуют немногих. Это уже история. Таким памятником культуры стали и строки поэта, который, по нашему мнению, лучше всех других товарищей по поэтическому цеху знал метрическую систему мер!
В. Маяковский, собрание сочинений в 12 томах, М., “Правда”, 1978. Том 8, с. 178-183. Примечания – на с. 322.
Карамель ”Новый вес”
(Тексты для конфетных оберток) — написаны Маяковским в 1923 г. и проиллюстрированы им. Тексты и рисунки этой серии включали 12 наименований и пропагандировали новые метрические меры веса и объема, принятые взамен старых мер (золотник, фунт, пуд, ведро, бочка), разъясняли их соотношение.
1
Один грамм
Зря не надо быть упрямым,
надо вещи вешать граммом.
В грамме этом – сам вникай –
четверть лишь золотника.
2
Сто граммов
Так во всем ведется мире –
отливают в граммах гири.
Перевод и прост и прям:
четверть фунта – сотня грамм.
3
Двести граммов
Тут расчет опять простой:
если четверть фунта – сто,
Приравняй в одну секунду
двести граммов к полуфунту.
4
Фунт – четыреста граммов
Упирай на этот пункт,
новый разум вырасти:
Тянет граммов старый фунт
около четыреста.
5
Пятьсот граммов
Если ты неграмотен,
Вешай все на граммы.
Фунт и четверть – старый хлам.
Гиря есть – пять сотен грамм.
6
Килограмм
Не понимать то – было б срам:
Тысяча граммов – килограмм.
Глянь, килограмм нарисован там,
Двум с половиною равен фунтам.
7
Два килограмма
Два килограмма – фунтов пять.
Это очень легко понять.
Сам примечай, когда будешь весить:
Делятся все эти три на десять.
8
Пять килограммов
Пять килограммов – гиря велика,
Больше нашего десятифунтовика.
Но и ее расчет не ми´нует:
Двенадцать фунтов в ней с половиною.
9
Тонна
Что мешает запомнить нам:
Тысяча килограммов – тонна.
Вес ее точный помнить буду,
Равен шестидесяти одному пуду.
Крестьянин, тонну запомнишь недаром:
На тонны счет заграничным товарам.
10
Литр
Тоже быть не нужно хитрым,
Чтоб измерить жидкость литром.
Для простоты запомнить нужно:
В одном ведре литров – дюжина.
11
Гектолитр = 100 литрам
Гектолитр тебе не кружка:
Восемь ведер в нем с осьмушкой.
На сто литров разделить
Можно этот гектолитр.
12
Килолитр = 1000 литров
Помните, сыны и дочки,
В килолитр войдет две бочки.
Даже – если помнить дробь –
Лишку с четвертью ведро.
КАРАМЕЛЬ “НОВЫЙ ВЕС”
(текст для коробки)
Новые гири – старых
тяжелее.
Мы их примем,
прежних не жалея.
Чтобы точно прикинуть
фунты к килограмму,
нужно запомнить
такую программу:
фунтами вес
для ровности класть,
а после отнять
сорок третью часть.
Карамель “Новые меры” (тексты для конфетных оберток)
Серия “А” (о метрической мере длины)
1
Принято в торговом народе
Аршин отмерять в этом роде:
Расстояние от пальца до плеча
Привыкли аршином величать.
2
Так и метр отмерить вам можно:
Приблизительно
От пальцев до плеча противоположного.
3
Не хитрая машина –
Ладонью отмерять четверть аршина.
Растопырь большой и указательный пальцы:
Приблизительно четверть аршина отвалятся.
4
Сантиметры тож.
Легко из мерить с помощью ладош.
Чтоб 10 сантиметров отмерить мог,
Отложи ладонь не вдоль, а поперек.
Запомни также (трудности нет):
10 сантиметров – один дециметр.
5
Сколько в метре в этом аршин?
На метр полтора аршина отмаши.
А если точно хотите класть:
Метр меньше на шестнадцатую часть.
6
Запомни, расчет очень важен:
Два метра – приблизительно сажень.
7
Рисуем, чтоб каждый запомнить мог.
Четыре сантиметра – один вершок.
8
Запомни: эта работа не тяжка:
Один сантиметр – четверть вершка.
9
Заруби на носу, торговый люд:
Три дециметра – один фут.
10
Узнаем, не тратя догадок уйму:
2½ сантиметра равняются дюйму.
11
Как ни мал, а запомни все-таки:
1 сантиметр – половина сотки.
Серия “Б” (метрическая мера площади)
1
Нет ничего проще,
как измерять по-новому площадь.
смерь длину, смерь ширину,
помножь одну на одну,
получится квадратная мера.
2
Возьмем для примера:
вдоль 30 метров, вширь 20,
всех 600 квадратных –
легко догадаться.
3
Важно для каждого гражданина:
в 1 кв. метре приблизительно 2 кв. аршина.
4
У нас обычай старинный –
мерить землю десятиной.
Теперь без крика и свары
научимся мерить на гектары.
5
В гектаре 10 000 метров квадратных,
И пустяк сосчитать туда и обратно.
6
По простой причине
Гектар примерно равен десятине.
А точно сосчитать –
Гектар меньше десятины на 12-ю часть.
7
Например: сколько десятин
В гектарах шестидесяти?
8
Надо от 60 отнять
12-ю долю – пять.
Значит в 60 гектарах
55 десятин старых.
9
Обратно – десятина гектара боле
На 11-ю долю.
10
Возьмем для примера опять
десятин этак 165
и приведем указанным манером
к гектарным мерам.
11
За решением недолго гнаться,
От 165-ти 11-я доля – 15.
Прибавим – и решена задача:
180 гектаров, значит.
12
Для участков мелких велик гектар,
Есть мера поменьше – ар;
Сто ар в гектаре,
Сто кв. метров в аре.
В одном аре не более и не менее,
А ровно 22 квадратных сажени.
13
Запомни сразу, разиней не стой:
километр приблизительно равен с верстой.
Те, которые точности ищут,
знайте:
В километре – метров тыщу.
По этому километру
вези товар, засвистывая по ветру.
(Карамель “Новые меры”)
Нынче
знает каждый —
как не знать?! —
Заграница
стала нас
усердно признавать.
Завтра или нынче,
поздно или рано
всюду
наш товар
пойдет по чужедальним странам.
Чтобы нас
никто
в торговле
не обмерил,
Приучаться надо
к заграничной мере.
Эй, товарищи,
пора вам
мерить метром,
вешать граммом.
Чтобы вы
о новых мерах
представление имели,
предлагаем
закупать немедля
эти карамели.
Клич
несись по Эс Эс Эр:
— Новой мерой
землю мерь!
Распростись со старыми,
землю мерь гектарами.
Примиритесь вы и с тем,
что конец пришел версте.
Сам узнаешь
очень просто
километром мерить версты.
Чтоб о новых мерах
все понятие имели, —
раскупайте эти карамели.
Примечание
1 фунт » 410 г 1 пуд = 40 фунтов » 16 кг 380 г
1 аршин = 16 вершков » 71 см 1 сажень = 3 аршина = 7 футов » 2 м 13 см