Здесь размещены фотографии наших любимых животных. Сначала мой домашний кот Федя. Во всей красе — отдельно и с хозяином.
Вот это глаза!
Мы любим фотографироваться. Кот Федя с хозяином.
А это наш любимый пес Боб, живущий на автостоянке около нашего дома. Мы кормим его и его папу по кличке Белый. Боб очень умный и ласковый. Отличительная особенность: он шестипалый. Лишний палец виден на задней лапе.
На фотографии сверху мой любимый кот Федор едва различим, но какие глаза! Другие фотографии из серии «Кот Федор с хозяином» смотрите, нажав ссылки внизу.
Слева направо: А.В.Шевкин, К.А.Краснянская, Л.Ерганжиева (бывш. аспирантка И.Ф.Шарыгина), С.Б.Суворова, Л.В.Кузнецова, гостья из Канады (стоят), С.С.Минаева, Л.О.Рослова (сидят).
Это единственная фотография из моего архива, на которой изображены несколько сотрудниц отдела математического образования Института общего среднего образования Российской академии образования, в котором мне довелось проработать целых 15 лет.
Когда я поступил на работу в институт в 1984 году, он назывался иначе: Научно-исследовательский институт содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР, а отдел назывался лабораторией, руководил ею Виктор Васильевич Фирсов, много сделавший с коллегами для реализации передового подхода к созданию программ по математике.
Помню как в 1988 г., когда в конкурсе учебников для 4-5 (5-6) классов «победил» учебник Э.Нурка и А.Тельгмаа, Виктор Васильевич на заседании лаборатории объявил, что лаборатории поручено помочь внедрению учебника-победителя в школу. Учебник этот «неважный» (я сильно смягчаю эпитет Фирсова), надо написать книгу для учителя, с помощью которой можно было бы по нему работать. И тут же назвал фамилии коллег, которым он поручает эту работу: С.С.Минаева, Л.Ю.Чернышова, А.В.Шевкин. Я тут же отказался, а Виктор Васильевич спросил меня в перерыве: «Так ты считаешь, что чем хуже, тем лучше?». Качество учебника-победителя — а он был хуже учебника Н.Я.Виленкина — я мог оценить, так как к тому времени уже был соавтором только что вышедшего учебного пособия «Арифметика» С.М.Никольского и др. и имел представление о том, каким должен быть хороший учебник. В разговоре с В.В.Фирсовым я предсказал, что учебник-победитель продержится не больше двух лет — до первых результатов обучения по нему. Надо признать, что в прогнозе я ошибся, так как по неопытности и наивности не предполагал активной и многолетней поддержки учебника-победителя Министерством образования.
Интересно, что тогда я только начал работу над кандидатской диссертацией, поэтому публичная пикировка с непосредственным начальником, от которого многое зависело, могла бы мне навредить. Как оказалось, мои опасения были напрасными. В.В.Фирсов больше никогда не возвращался к упомянутому эпизоду — как будто его и не было.
Из первоначального состава лаборатории, который я застал, надо упомянуть Александра Михайловича Абрамова — выпускника ФМШ № 18 при МГУ, где я учился в выпускном классе. Он много работал с академиком А.Н.Колмогоровым, был соавтором его курса «Алгебры и начал анализа», по которому и сейчас учится полстраны, а также курса геометрии (6-8), подвергшегося неоправданной критике академика Л.С.Понтрягина во влиятельном партийном рупоре — журнале «Коммунист». Критика учебника и всей реформы математического образования, проведенной под руководством величайшего математика XX века, подорвала его здоровье и ускорила уход.
Хорошо помню мое недоумение, когда учебник геометрии А.Н.Колмогорова объявили плохим и заменили учебником А.В.Погорелова. Перед этим я только закончил работу по нему с первым моим физматклассом, а теперь вдруг оказалось, что наши хорошие результаты были получены по плохому учебнику!
Александр Михайлович — большой мастер писать полемические статьи и фельетоны. Этот его талант служит сейчас защите отечественной школы от непродуманного реформирования. Он один из авторов Открытого письма Президенту России, которое подписали 420 академиков, профессоров и преподавателей вузов, директоров и учителей школ. Этот документ называется «Нет» разрушительным экспериментам в образовании.
Из коллег по лаборатории надо упомянуть величайших тружеников — Юрия Николаевича Макарычева и Нору Григорьевну Миндюк — авторов действующего с начала 70-х годов учебника алгебры для 7-9 классов. Общение с этими интересными методистами и научными сотрудниками «старой» классической закалки дало мне очень много. Они поддерживали меня, интересовались моим участием в написании учебников с академиком С.М.Никольским. Вдумайтесь: мы писали учебник, конкурирующий с их учебником, а Юрий Николаевич искренне радовался нашим находкам. Вот это вы сделали здорово! — сказал он про ознакомление учащихся с действительными числами до систематического изучения курса алгебры. Эта объективность и доброжелательность автора учебника при оценке работы другого авторского коллектива дорогого стоит.
Помню, что когда я только начал работать в лаборатории с авторами учебников, по которым много лет работал, то меня посещало чувство, которое я давно испытал в летней математической школе в Красновидове. Тогда я был мальчиком из провинции, столбеневшим в благоговении при виде гуляющих по дорожке и беседующих друг с другом академиков А.Н.Колмогорова и П.С.Александрова. Когда на встрече первого нового года в лаборатории я поделился своими ощущениями, то коллеги со смехом меня успокоили: не волнуйся, скоро сам станешь автором учебников!
Всего через неделю после этого предсказания меня пригласил мой коллега Николай Николаевич Решетников на встречу с академиком С.М.Никольским для обсуждения его «Арифметики». Н.Н.Решетников дал мне рукопись книжки и попросил сделать предложения по системе упражнений к нему — особенно по текстовым задачам. В мае уже была отпечатана первая часть «Арифметики» (ротапринтный вариант, по которому я позднее вел эксперимент). Так молниеносно сбылось пророчество о моем участии в написании учебника. На первых порах книга не имела статуса учебника, но ее 400-тысячный тираж 1988 года (издательство «Наука») разошелся очень быстро.
Многое и важное для научной работы дали мне беседы с Инной Ароновной Лурье и с Инной Львовной Никольской, исподволь направлявших мои поиски в работе с научной литературой, много советовавших мне в моих первых научных опытах, в работе над кандидатской диссертацией.
Я бесконечно благодарен Светлане Борисовне Суворовой — соавтору Ю.Н.Макарычева и Н.Г.Миндюк по учебнику алгебры — за опыт совместной работы в лаборатории, которой она руководила несколько лет после В.В.Фирсова. Помню, что когда я подготовил одну из первых моих статей для журнала «Математика в школе», то, посмотрев ее, Светлана Борисовна написала краткую рецензию, чтобы ускорить обычную для того времени процедуру «прохождения» статьи в печать. Я обязательно скажу Александру Ивановичу, — добавила она, — что статьи опытного учителя, способного рецензировать работы других авторов, можно публиковать без рецензирования. Именно Светлана Борисовна порекомендовала меня для работы в Федеральном экспертном совете, где за 10 лет я получил неоценимый опыт критического анализа чужих работ и изложения собственных аргументов. Были случаи, когда в совете я давал отрицательные рецензии, преграждавшие путь (иногда лишь на время) недоброкачественной учебной литературе. Однако чувствовал я себя неуютно. Наступил момент, когда я спросил себя: вот ты критикуешь чужую работу, а сам сможешь написать что-нибудь стоящее не в соавторстве, а самостоятельно? Этот вовремя заданный себе вопрос прибавил мне решительности, и я взялся за первую самостоятельную книжку — сборник текстовых задач для учащихся 5-6 классов, который потом перерос в книгу для учителя «Обучение решению текстовых задач в 5-6 классах».
Именно Светлана Борисовна пригласила меня в авторский коллектив нового учебника математики для 5-6 классов под редакцией Г.В.Дорофеева и И.Ф.Шарыгина. Она ценила мой опыт учителя и опыт работы с С.М.Никольским. После упомянутого конкурса учебников, на котором «Арифметику» С.М.Никольского назначили быть четвертой, не могло быть и речи о ее внедрении в школу. Меня пригласили реализовать свои наработки в новом проекте — и я согласился. Позже, когда учебник С.М.Никольского был издан, когда стало ясно, что это мой главный учебник, когда я сильно разошелся во взглядах на способы реформирования школьного математического образования с Г.В.Дорофеевым и его командой, меня «попросили» из авторского коллектива. Разрыв назрел, но Светлану Борисовну я всегда вспоминаю с большим уважением.
Особо надо отметить следующего заведующего нашей лаборатории (потом отделом) — Георгия Владимировича Дорофеева. Первый опыт моего общения с ним был для меня весьма полезен. Это мэтр — один из зачинателей жанра абитуриентской литературы, написавший с М.К.Потаповым и Н.Х.Розовым страшно популярную в мои школьные годы книгу. Г.В.Дорофеев прочитал мою первую рецензию (написанную «для себя») на опорные конспекты по математике В.Ф.Шаталова, опубликованные в «Учительской газете», и сказал: у Вас получается, Вам надо писать. Потом я часто ощущал поддержку своего заведующего — и когда написал рецензию для Федерального экспертного совета на томские учебники, и когда написал статью Как не надо обновлять тематику школьных задач.
Уже потом, когда Георгий Владимирович активно включился в реформирование школы, в статье Наступим ли еще раз на грабли, реформируя школу? я позволил себе усомниться в правильности выбранного им направления реформирования школьного математического образования. Я писал о необходимости учета всех мнений и об опасности опоры на единственную точку зрения лиц, «назначенных на этот раз быть правыми». Отстаивая вытесняемую из школы геометрию, я назвал новомодным раздел «Анализ данных». Этих вольностей Г.В.Дорофеев никак не мог мне простить — при встрече он не подал мне руки. Так я стал идейным противником своего бывшего заведующего.
Теперь для меня существует два Дорофеева. Один — мэтр, заслуги которого высоко ценю, перед образованностью и энциклопедичностью которого преклоняюсь. Другой — «реформатор», против которого отчаянно воюю. На мою статью Куда ведет реформа? Г.В.Дорофеев подготовил ответ с весьма красноречивым названием: «Кто больше озабочен судьбами школьного математического образования: враги или друзья народа?». Эту статью он принес в журнал «Математика в школе», она пошла «по рукам» — так ко мне попала ее копия. Ожидая публикацию разгромной статьи, в которой мой бывший начальник разносил меня в пух и прах, язвительно называя талантливым журналистом и обвиняя во всех смертных грехах, я подготовил ответ с аккуратным разбором неаккуратных аргументов моего оппонента. Статья Г.В.Дорофеева так и не вышла, а у меня получилась статья Мы спорим о реформе школы, или Письмо моему критику Г.В.Дорофееву. Так с моим бывшим начальником мы оказались по разные стороны баррикады, название которой «реформа школы». А как все хорошо начиналось…
Практически одновременно с Г.В.Дорофеевым в лабораторию пришел Игорь Федорович Шарыгин — блестящий решатель задач, автор замечательных статей в «Кванте», сборников геометрических задач, факультативного курса, учебников по геометрии. Как-то в моем первом физматклассе я разобрал с ребятами известную задачу про статую. Игорь Федорович увидел у меня на столе рисунок к знакомой ему задаче и спросил: а как ты ее решаешь? Убедившись, что я решал задачу традиционным способом с помощью производной, он показал мне другое — геометрическое решение, которое очень понравилось ребятам. Ситуацию, когда решение задачи упрощалось или находилось красивое решение, основанное на совете И.Ф.Шарыгина, ребята объясняли по-своему: мимо проходил Шарыгин.
Помню, как после переезда на новую квартиру я никак не мог купить подходящую спальню. Своим огорчением я поделился с Игорем Федоровичем, а он позвонил знакомому директору мебельного магазина, которого учил когда-то математике. Это было время всеобщего дефицита — купить что-то пользующееся спросом «за просто так» — без переплаты — было невозможно. Когда, наконец, после многократных посещений в другом конце Москвы «сидевшего на дефиците» директора, я «достал» спальню, то от переизбытка чувств решил подарить Игорю Федоровичу что-нибудь скромное, но очень нужное. Это был дефицитный тогда большой китайский термос, который мы купили с женой накануне, отстояв огромную очередь. Один термос купили себе, а второй — Игорю Федоровичу. Подарком он остался доволен, но назавтра принес на работу шикарный альбом художественных репродукций для меня. Он умел помогать только «за просто так».
Горжусь тем, что в соавторстве с Игорем Федоровичем мне довелось написать одну из первых моих книжек — «Задачи на смекалку». А его последней книжкой стала сказка в стихах для детей «Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы».
В последние годы жизни Игорь Федорович отдал много сил борьбе за сохранение школьного математического образования, против его разрушительного реформирования. Как и в математике, он мыслил нестандартно, блестяще парировал доводы оппонентов, писал талантливо, чувствовал слово и владел им виртуозно… Эта борьба далась ему слишком дорого, она определенно укоротила его жизнь. Сердце не выдержало…
***
А на фотографии, давшей толчок моим воспоминаниям, вы видите моих бывших соратников по лаборатории, моих бывших соавторов по учебнику под редакцией Г.В.Дорофеева и И.Ф.Шарыгина. Это Клара Алексеевна Краснянская, Светлана Борисовна Суворова, Людмила Викторовна Кузнецова, Светлана Станиславовна Минаева, Лариса Олеговна Рослова.
Вот уже пять лет как я вернулся на постоянную работу в свою школу, с которой не порывал связь все 15 лет работы в Академии педагогических наук. Это были 15 лет профессионального самоопределения и становления. Теперь, предаваясь воспоминаниям по случаю юбилея, я с благодарностью вспоминаю всех. И тех, с кем вместе работал, и тех, у кого учился, и тех, с кем беспощадно воевал. Каждый из них внес свой вклад в формирование моих профессиональных и даже бойцовских качеств.
На фото: Софийский собор в Великом Новгороде. Фото Шевкина А.В.
21 и 22 июня 2002 года в Великом Новгороде в региональном центре развития образования прошли лекции Шевкина А.В. о работе по учебникам математики серии «МГУ-школе». Рассмотрены методические особенности учебников и более подробно методика обучения решению уравнений и неравенств в главе II учебника «Алгебра и начала анализа» для 11 класса. Лекции проводились в рамках двухнедельных курсов повышения квалификации учителей. Слушателей было не так много, как ожидалось, так как время для лекций выбрано не самое удачное — в школах идет подготовка к выпускным вечерам. Кроме того, часть учителей не смогла приехать на курсы, т.к. в последние годы учителям, и без того имеющим нищенскую зарплату, перестали возмещать расходы на проезд и проживание в течение двух недель в областном центре. Этого мало: время, затраченное на повышение квалификации, теперь исключают из педагогического стажа.
Несмотря на перечисленные обстоятельства, учителя стремятся работать лучше, интересуются новыми учебниками и охотно подключаются к экспериментальной работе, связанной с новыми учебниками.
В следующем учебном году курировать экспериментальную работу по проверке дидактического и методического обеспечения серии «МГУ-школе» будет методист РЦРО Николаева Галина Петровна. Работа будет организована при поддержке Кабинета элементарной математики механико-математического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и издательства «Просвещение».
Когда приближался мой 50-й день рождения, я так сильно затосковал, что постоянно возвращался к мысли о конечности земного бытия. Понятно, что большая и, видимо, самая лучшая часть жизни уже позади. Так ли живу? То ли делаю я на этой земле? Эти естественные вопросы задает и должен себе задавать разумный человек на пороге своего 50-летия. Грустные размышления как-то сами собой сложились в строчки.
Не так уж много нам осталось.
Уйдем — и он, и ты, и я …
Жизнь, в сущности, такая малость
Пред вечностью небытия.
Когда-нибудь закончим путь,
Всему есть срок — не в этом дело …
Успеть бы сделать что-нибудь,
Пока нам жить не надоело.
Успеть бы главное понять:
Зачем нам выпала дорога …
И хоть немного оправдать
Аванс, полученный от Бога.
Последние изменения, понижающие градус грусти, были внесены в эти строчки 13.06.2001 в самолете на пути из Новокузнецка в Москву. Грусть осталась, но это не безнадежность.
Многое пережито, многое сделано. Планов на будущее — море. Многое хочется осуществить, написать. Вот бы в молодости иметь такое ясное понимание проблем, которое приходит только теперь, когда сил и свободного времени становится все меньше!
Жизнь устроена мудро: чтобы что-то понять, надо долго жить, много думать и работать над собой. Но чтобы чего-то добиться в жизни, нужно еще немного везения. А это со мною случалось. Одна из важнейших удач моей жизни — встреча и совместная работа с академиком
С.М. Никольским и с профессором М.К. Потаповым.
С днем рождения! — скажу я себе 17 марта, — держись, старик. Еще не вечер!
P.S. Через два года после публикации этих строк в свой день рождения я получил послание от дочери моего любимого учителя литературы Озерова Георгия Дмитриевича. Вот оно.
Александр Владимирович Шевкин — учитель математики 679-й школы, лауреат Премии мэрии Москвы, автор нескольких учебников. Он не только сам влюблен в математику, но и умудряется приохотить к ней очень разных своих учеников. Хоть и не делает из этого предмета культа. А кроме того, у Александра Владимировича есть свой взгляд на нынешнюю ситуацию в образовании, которое он все еще считает одним из лучших в мире.
— Это действительно так, — говорит А.Шевкин. — Вот вам факт из печати: когда в прошлом году в Москву приезжали представители американской фирмы «Боинг», то, между прочим, сказали, что не могли бы поддерживать высокий уровень своих разработок, если бы не использовали труд японцев, китайцев и русских, которых еще продолжают в школах учить основам наук и решать нестандартные задачи. Недаром на Западе обеспокоены направлением наших реформ в образовании. Ведь наши результаты по математике при обучении в школе уже гораздо хуже, чем несколько лет назад. А это основа техники, космоса, обороны…
— Но отчего же наше образование не приводит страну к процветанию?
— Это вина не образования, а управления, которое не заинтересовано в использовании интеллекта. Сегодня государству нужны не умные, а «идущие вместе», — не важно куда и зачем. Поэтому надо менять не образование, а психологию нашей жизни. Да, мы горазды на геройство, готовы закрывать амбразуры, но на ритмичный ежедневный труд нас не хватает. Что ж, страна, которая долго жила в рабстве, не может быстро измениться. У нас пока никто не заботится о том, чтобы каждый человек максимально раскрыл свои способности.
— Что полезного даст нам 12-летка?
— Я руковожу в школе экспериментом, связанным с переходом на 12-летнее образование. Что касается математики, то могу сказать вполне определенно: никакой разгрузки школьников в старших классах не предвидится. Просто то, что раньше изучали за два года в 5-6 классах, планируют растянуть на три. Тех же щей, да пожиже влей. Вот такая получается модернизация…
Вместо этих невразумительных новаций я бы попросту убрал многочисленные конъюктурные предметы типа «мытищеведения», ОБЖ и тому подобных «наук». Да, ребенку полезно знать, где он живет и как остаться невредимым в мегаполисе, но обо всех этих вещах можно сказать на других уроках или же на внеклассных занятиях. А пока вместо того, чтобы работать, дети сидят и слушают рассказ учителя, да и то не все.
И не надо превращать литературу в литературоведение, а русский язык в наукообразные изыски. Вот, например, вижу в классе плакат: «Мы занимаемся по системе…» не буду говорить какой. По этой системе имя Юра пишется так: «Йура». Не уверен, что такой «анализ» полезен для школьников.
В то же время школе не хватает нацеленности на понимание. Мешает старая традиция — делай, как я, неважно, что не понимаешь. А непонятые знания непрочны и требуют куда больше времени на запоминание, освоение. Требуют постоянного повторения. Вот вам резерв для разгрузки ученика.
Но главная цель реформы видится мне в том, чтобы учитель стал свободным и уважаемым человеком. Чтобы он имел не только деньги на новую книгу, но и время, чтобы ее прочитать. Тогда в школу придут другие люди и учить будут иначе.
— Вы пишете новые учебники. А что не устраивает в старых?
— Они рассчитаны на среднего ученика, а надо от разных детей требовать разное. В Англии, например, в одном классе школьники могут идти по разным программам, а мы пока умеем ходить только в ногу. Нужно учиться различать индивидуальные способности ребенка. Поэтому мы закладываем в учебники более глубокую основу. Сильный ученик прочитает материал под свездочкой, решит сложную задачу, а слабый может это пропустить. То есть один и тот же учебник обеспечивает обучение на двух уровнях. Но при этом нужно, чтобы и родители, и дети согласились с тем, что природа по-разному наделяет нас талантами. Если человек силен в истории или в литературе, то не надо ему переживать из-за «тройки» по математике — ведь и Пушкин в ней не блистал. Я, конечно, не предлагаю махнуть рукой на нелюбимые предметы тем, у кого другие интересы: необходимый минимум, который приводит мозги в порядок, необходим, но им можно овладеть без особого напряжения. Учиться надо разумно, не занимаясь самоистязанием. Сильному школа должна дать по максимуму, слабому — обязательный стандарт. Поэтому тройка, заработанная на пределе возможностей, — это прекрасно и не о чем переживать.
— Вы почти 30 лет в школе. Что изменилось за это время?
— Стало сложнее. Например, расстраивает расслоение учеников. Дети слишком рано решают, что им нужно, а что нет и не хотят учить «ненужное»… Кроме того, меняется отношение к учебе, она перестала быть для ученика главным способом самоутверждения. Порой важнее, кто в чем пришел, где у кого серьга… Зато мне нравится, что в школе еще есть дети, которые понимают роль знаний в жизни. Недавно новый учитель физики сказал мне о нашем новом 10 А классе: «Я впервые за последние годы видел так много детей, которые хотят учиться». И это прибавляет мне сил.
Беседу вел Евгений Крушельницкий
Опубликовано в газете «Южные горизонты», 2001, № 38
Л.Ф. Давыдова. Математика — язык науки («Персей», 1999, № 1)
О, ваши Дни благословенны!
Дерзайте, ныне ободренны
Раченьем вашим доказать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать!
М. В. Ломоносов
С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счета. У каждого народа необходимость в простейших арифметических подсчетах возникала задолго до появления первых зачатков письменности, потому что постижение Мира во всем его многообразии постоянно требовало количественной оценки обретенных знаний. Используя опыт ушедших поколений, первые великие мыслители своими открытиями закладывали фундамент древнейшей из наук, имя которой — математика. Неслучайно корень этого слова в переводе с греческого означает «наука». Десятки веков канули в прошлое, но до нас дошло овеянное славой имя древнегреческого ученого Пифагора, жившего в середине тысячелетия до нашей эры. «Все есть число» — считал он, и мир чисел жил для Пифагора и его последователей особой жизнью. В копилке мировых знаний не поблекли сокровища, подаренные человечеству Архимедом, великим древнегреческим математиком и механиком, погибшим при защите Сиракуз от римлян за 200 лет до нашей эры. «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю» — говорил Архимед, и созданный им метод вычисления длины окружности и площади фигуры был первым шагом к созданию дифференциального и интегрального исчислений, появившихся лишь два тысячелетия спустя, а понятие сколь угодно большого числа проложило дорогу к осознанию бесконечности нашего мироздания.
История хранит множество примеров, когда талантливые ученые открытиями в области математики на многие годы и даже века опережали свою эпоху, уходя из жизни так и не понятыми и не принятыми современниками. Но не зря датский физик Нильс Бор говорил, что математика — это нечто значительно большее, чем наука, поскольку она является языком науки. И постепенно усложняясь и совершенствуясь, математические методы становились незаменимыми инструментами в достижении различных целей, стоящих перед учеными-исследователями в области физики и биологии, химии и экономики. Без строгих математических расчетов не появлялись на свет никакие машины и механизмы, не возводились строительные конструкции, не рождались новые материалы и энергетические системы. И даже в искусстве античного мира при создании знаменитых и по сей день скульптур, использовались математические расчеты, которые впоследствии были отражены великим Леонардо да Винчи в определении метода «Золотого сечения».
И вот теперь, когда накопленные за тысячелетия достижения мировой математики систематизированы и апробированы в различных отраслях нашей жизнедеятельности, науки и техники, многие из нас ощущают, насколько велико влияние этой Науки Наук на процесс познания всего живущего на Земле и за ее пределами. Не случайно 2000 год (последний год нашего тысячелетия) решением ЮНЕСКО объявлен Годом математики. А чтобы не прерывалась связь времен, необходимо передать стремление к познанию математики нашим детям Как это важно, чтобы каждый ребенок, начинающий изучать азы этой науки, воспринимал такие занятия не как скучную необходимость, а как интереснейшее путешествие в мир чисел, знаков и фигур! Напрягаясь в поисках решения задачи о бассейне, наполняемом несколькими трубами, наши юные сограждане не должны забывать, что и две тысячи лет назад эта же задача стояла перед мальчиками и девочками той эпохи, и, справляясь с ней, они как будто передавали свои знания и умения следующим поколениям учеников. Хорошо, что, несмотря на все трудности, испытываемые в последнее время нашей страной, у нас находятся еще такие влюбленные в свое дело педагоги-энтузиасты, которым удается вовремя разбудить пытливый ум ребенка и вызвать у него интерес к математике. Так, многим жителям района «Чертаново Северное» известна школа № 679 с лицейскими классами, спрофилированными для обучения их выпускников в МФТИ. Директор школы Галина Александровна Матвиенко стремится создать здесь все условия для углубленного изучения математики. В этом ей оказывает неоценимую помощь учитель математики А.В.Шевкин. В школе № 679 Александр Владимирович работает уже 23-й год, являясь кандидатом педагогических наук, автором книг для учителей и учеников, шести школьных учебников математики.
Преподавание в школе он совмещает с работой в должности старшего научного сотрудника Института общего среднего образования Российской Академии Образования. Несмотря на такую загруженность, Александр Владимирович находит время для занятий с шестиклассниками в бесплатном кружке «Занимательная математика», которые каждую субботу проводятся в школе по его книгам «Сборник задач для учащихся 5-6 классов» и «Задачи на смекалку». Цель этих занятий заключается в том, чтобы поддержать у сильных учащихся интерес к математике, восполнить пробелы в знаниях у более слабых учеников и подготовить самых способных и старательных из них к поступлению в 7-ой класс с углубленным изучением математики. Большой опыт работы этого незаурядного педагога позволил сделать вывод о том, что для качественной подготовки будущих студентов недостаточно объявить набор желающих обучаться в 8-ом или 9-ом классе с углубленным изучением математики и физики — необходимо вести большую подготовительную работу. «И чем раньше она начнется, тем лучше» — считает Александр Владимирович, понимая, что гораздо легче сразу преподнести на необходимом уровне основы математических знаний, чем потом переучивать недоучившихся ребят.
Школа № 679 является местом приведения многолетнего эксперимента по обучению младших школьников на базе учебника «Арифметика 5-6» авторского коллектива академика С.М.Никольского. К 1 сентября 1999 г. издательство «Просвещение» выпустит вторым изданием учебник «Алгебра-7» (авторы С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин), по которому в 7-м классе школы № 679 будет вестись преподавание. Такие учебники, входящие в серию «МГУ — школе», нацелены на сохранение и развитие лучших традиций отечественного математического образования, а их создатели — верные и опытные проводники наших детей в увлекательный мир математики.
Было это давно и неправда. Даже не верится, что на фото я — студент последнего курса областного пединститута (МОПИ им. Н.К.Крупской). До начала учительской карьеры осталось три месяца. Боже мой, как же неопытен я был тогда, хотя мои первые уроки на педпрактике нравились моим однокурсницам. Помню, что подготовка к одному такому уроку с прославленным Петром Валентиновичем Стратилатовым, руководившим моей педпрактикой, занимала много больше 45 минут, отводимых на сам урок. Важности продумывания всевозможных ситуаций, которые могут возникнуть на уроке, возможных ответов учащихся и моей на них реакции я тогда еще не понимал как надо, а Мастер знал свое дело и учил меня азам учительской профессии.
Почему сегодня я вспоминаю о столь далеком времени? Просто сегодня на сайте появилась запись ученика из моих самых первых классов в школе № 846 г. Москвы, где я работал в далекие 1972-1976 годы. Возможно, таким как на фото, меня и помнит мой бывший ученик Алексей Болсинов, которого я всегда вспоминаю, когда предлагаю своим ученикам решить задачу про солдат.
Сочинять задачи я начал давно. Помню как я задал ребятам вопрос о дате постройки старого московского дома, которая была дана в римской системе записи чисел, например, MDCCCCV. Так назавтра Алеша Болсинов сообщил мне, что в римской нумерации не принято писать четыре одинаковые цифры подряд (об этом я тогда не знал — как и строители дома). Задачу пришлось дополнить вопросом об упрощении записи числа в римской нумерации. Теперь обе задачи включены в учебник «Арифметика» для 5 класса (№№ 282, 283).
Помню как одноклассница Алексея Черкашина Лариса спросила меня о дне моего рождения. Просто так ответить на вопрос я не мог — я сочинил задачу про день рождения учителя математики, которая теперь включена в тот же учебник.
А как красиво закончился мой первый год работы в школе № 846! Для цветов у меня дома не хватило ваз, тюльпаны стояли даже в бутылках из-под кефира!
Так я учил своих первых учеников, так я учился сам. Все это было, было, было… и все это чистая правда.
А.В.Шевкин.
До Великой отечественной войны и некоторое время после нее в современной Тверской области (до войны в Смоленской области) в пяти километрах от древнего города Белый, на пути в д. Нестерово (куда приезжал на охоту В.И.Ленин) была такая деревня Пушкари. О происхождении названия можно только догадываться пушкарного производства там не было, да и артиллеристов (пушкарей) там вряд ли кто помнил.
Уточнение. В июне 2012 на эту заметку откликнулась невестка троюродного брата моей мамы Шевкина Владимира Михайловича (сын Михаила Фроловича, дом [30]). Он написал: «Город Белый получил статус города в восемнадцатом веке, до этого это была крепость Белая в 150 км от Смоленска. Крепость была обнесена земляными валами (они частично еще и сейчас сохранились), на валах, естественно, стояли пушки, всяческие другие средства отражения нападения противника. А те, кто обслуживал эти пушки, назывались в старину не артиллеристами, а пушкарями. А служили в армии по 25 лет. После службы солдат увольняли и выделяли им земельные участки. Вот так и родилась из четырёх уволенных в запас солдат деревня Пушкари».
Как рассказывала моя мама (урожденная Шевкина Анна Васильевна, 1927-2012), деревня была большая. В 2004 г. мама по памяти насчитала 37 домов. Деревню рассекала дорога из Белого в Нестерово. По правую сторону от нее стояли дома, в которых до войны жили (из взрослых вспоминается чаще хозяин дома):
[1] Шевкин Василий Фролович,
[2] Александров Федот Александрович,
[3] Яковлев Сергей Яковлевич,
[4] Шевкин Петр,
[5] Марков Яков (до войны уехал в Белый),
[6] Сергеев Сергей Матвеевич,
[7] Хренов Дмитрий,
[8] Марков Николай Яковлевич,
[9] Шевкины Николай, Дуся, Клавдия (брат и сестры)*,
[10] Хренов Иван (брат Дмитрия), его могила на кладбище по левую сторону от дороги на Нестерово.
[11] дед Лаврен,
[12] Шевкин Сергей Иванович,
[13] Шевкин Матвей (отец Григория и Ивана),
[14] Шевкин Лаврен,
[15] Шевкин Николай Иванович.
По левую сторону стояли дома, в которых жили
[16] Шевкин Иван Иванович (брат Сергея),
[17] Яковлев Дмитрий Яковлевич,
[18] Яковлев Никанор,
[19] Бобров Михаил Сергеевич (брат Шевкиной Антонины Сергеевны),
[20] Шевкин Иван Фролович,
[21] Шевкин Илья (брат Матвея),
[22] Игнатьев Герасим,
[23] Шевкины Василий Трофимович (1907-1944) и Пелагея Ефимовна (1907-1952) — мои дедушка и бабушка, дети: Анна (20.08.1927-16.07.2012) — моя мама, Мария (1930-2000), Иван, Зоя.
[24] Семенов Нил Семенович,
[25] Шевкин Григорий (брат Матвея),
[26] Яковлев Яковлевич (брат Сергея и Дмитрия),
[27] Александров Кирей Александрович,
[28] Иванов Алексей,
[29] Егоров Василий,
[30] Шевкин Михаил Фролович (1904-1980), жена Шевкина (Боброва) Антонина Сергеевна (1908-1961), дети: Мария (1932), Владимир (1935), Анатолий (1937-1989), Татьяна (1940), Зоя (1947), Михаил (1951-1988),
[31] Надежда с сестрой,
[32] Сергеев Сергей Матвеевич,
[33] Ксененков Никита,
[34] Наталья (сестра Егорова Василия),
[35] Шевкины Петр и Вера,
[36] Ивановы (дочь Зина),
[37] Шевкин Иван Матвеевич.
Список будем уточнять (если найдутся родственники, способные уточнить и исправить представленную информацию, просим писать по адресу: avshevkin@mail.ru).
Дополнение 1 от Ольги Мельниковой (Нелидово, 11.09.2018).
Хочу поделиться информацией по роду Шевкиных из д. Пушкари. В списке жителей Пушкарей под № 9 указан мой отец Шевкин Николай, Дуся и Клава — мои тети. Это неполный список, т.к. семья моего отца была многочисленная: Шевкин Селиверст и Шевкина Марфа (дедушка и бабушка), дети — Иван, Афанасий, Василий, Дуся, Николай, Клава, Мария, Варвара, Валя. И это неполный перечень, т.к. у папы было еще два старших брата. Меня интересуют два имени из того списка — Шевкин Петр и Лаврен.
Дополнение 1. Из истории моей семьи. У моего прапрадеда Александра (его звали дед Ликсаша) из д. Жилинщина было два сына Трофим и Фрол, у моего прадеда Трофима был сын Василий, у моего деда Василия было пять детей: Анна, моя мама (1927), Мария (1930), Иван (1931-1934), Зоя (1939-1942) — умерла в эвакуации в Сибири, Иван (1937-1949) — умер от случайного самострельного ранения. Нашел в лесу оружие, пытался приспособить его для охраны стада. Когда раненого привезли в Белый, помогать ему было некому, хирург был пьян.
Мой дед погиб на войне (см. ниже). Бабушка Пелагея Ефимовна (урожд. Королева) просила дочерей уйти из колхозной деревни, так как жить стало невозможно. Мама завербовалась на лесоповал в Осташковский район, где в д. Карево родился я. Так мама получила паспорт и вернулась со мной к своей больной матери, которая умерла 30.01.1952 в возрасте 45 лет (тогда мне не было и года). После смерти бабушки мама с сестрой Марией продали дом и ушли из деревни. Мама перебралась жить в г. Нелидово.
Дополнение 2. В списке погибших в Великой отечественной войне, составленном бельскими историками (http://www.history.tver.ru/book/belsk/belsk_sh.htm), числятся шесть Шевкиных. Первый — мой дед.
ШЕВКИН Василий Трофимович. род. 1907. дер. Пушкари. Гридинский сельсовет. Призван в 1941. Красноармеец. Погиб. сентябрь 1944 г. Похоронен: дер. Н. Буда. Польша. Есть сообщение о перезахоронении без указания фамилии в г. Варшава, на советском воинском кладбище на ул. Жвирки и Вигуры.
ШЕВКИН Григорий Матвеевич. род. 1912. дер. Пушкари. Гридинский сельсовет. Призван в 1941. Красноармеец. Погиб. октябрь 1944 г. Похоронен: Польша.
ШЕВКИН Иван Матвеевич. род. 1906. дер. Пушкари. Егорьевский сельсовет. Призван в 1941. Рядовой. Пропал без вести. ноябрь 1941 г.
ШЕВКИН Николай Иванович. род. 1912. дер. Пушкари. Гридинский сельсовет. Призван в 1941. Красноармеец. Пропал без вести. октябрь 1941 г.
ШЕВКИН Петр Иванович. род. 1904. дер. Пушкари. Гридинский сельсовет. Призван в 1941. Красноармеец. Пропал без вести. 1943 г.
ШЕВКИН Сергей Иванович. род. 1909. дер. Пушкари. Гридинский сельсовет. Призван в 1941. Красноармеец. Умер от болезни. июль 1944 г. Похоронен: г. Вязники Владимирской области.
В сознательном возрасте (около 10 лет ) в родной деревне моей матери я был один раз (хоронили жену её крестного Шевкина Михаила Фроловича — Антонину). Тогда еще в деревне кто-то жил.
Когда мы с мамой и с родственниками посетили те же места в 2002 году, угадать, где стояли раньше дома, можно было только по тополям да высокому бурьяну.
Дополнение 3. Фотографии.
[1] Дети деревни Пушкари. Это дети только одного из двух отделений в деревне. В последнем ряду сидит в черной шапке мой дед Василий. У него на коленях моя тетя Мария Васильевна. Моя мама Анна Васильевна — вторая справа в среднем ряду держит руку на плече соседки.
Фото обновлено Николаем Шумилиным в июне 2006 г.
[2] Некоторые жители деревни Пушкари. Cлева направо и сверху вниз: 1) Иванов Владимир, 2) мой дед Шевкин Василий Трофимович, 3) Яковлев Иван, 4) мой прадед Шевкин Трофим Александрович (его отца, моего прапрадеда звали «Алексаша»), 5) Семенов Нил Семенович, 6) Крючков, 7) Шевкин Михаил Фролович, 8) Сергеев Сергей Матвеевич, 9) Хренов, 10) Иван Ипполитович (из д. Лейкино), 11) Шевкин Иван Фролович, 12) Иванов Алексей, 13) Шевкин Матвей, 14) Крючков.
Фото обновлено Николаем Шумилиным в июне 2006 г.
Дополнение 06.10.2018. Ольга Мельникова (Нелидово).
Моя семья получила неизвестную и дорогую для нас информацию, которую будем сохранять и по возможности преумножать. Более того на фотографии детей д. Пушкари я узнала своего отца (Шевкина Николая). Он сидит рядом с вашей мамой. Эту фотографию я отношу к 1932-33 гг. Тогда отцу было 12-13лет .Как схожи черты лица! Предполагаю, что маленькая девочка в платке ( первый ряд третья справа) это тетя Мария. А в верхнем ряду (первая справа) — Дуня Шевкина тоже моя тетя. Тетя Дуня и мой отец были мало схожи, т.к. у них были разные матери (у деда Селиверста было два брака). Вглядываюсь в лица мужчин… Среди них мог быть и мой дед Селиверст, на фото его нет (как жаль!) Умер он еще до войны. Ваша информация и собственные размышления подвели к тому, что в д. Пушкари было четыре ветви Шевкиных. Ваша ветвь шла от деда Лексаши. Наше начало неизвестно, своего прадеда или прабабушку я не знаю. А ведь наши ветви могли состоять в родстве?… И еще особый факт. Перечисляя детей, я не упомянула Шуру. Она была угнана в период ВОВ в Германию. Первая ее встреча с родственниками состоялась в 1976 г. В настоящее время её семья живет в Голландии.