Статьи

О национальной доктрине образования

Национальная доктрина образования, ее роль и место в истории развития отечественного образования

В.В.Сударенков, председатель Комитета
Совета Федерации по науке, культуре, образованию,
здравоохранению и экологии

История развития отечественного образования довольно драматична. Этот драматизм связан с целым рядом факторов, связанных как с объективными условиями развития государства Российского, так и с непоследовательностью, бессистемностью и крайностями в решении ключевых проблем отечественного образования.

Когда мы учились в школе, то осваивали единую, строго обязательную для всех программу. Сегодня наши дети и внуки обучаются в условиях вариативности. И в одном, и другом случае авторы подходов действовали и действуют, судя по обоснованию, в интересах детей, но результаты не всегда это подтверждают. Много споров вызывает проблема, связанная с содержанием образования. С одной стороны предлагается в качестве ориентиров разработать образовательные стандарты, гарантирующие детям определенный уровень и качество образования, с другой стороны рекомендуется ориентироваться на индивидуальные особенности и возможности детей, т.е. личностно-ориентированную модель образования, но никто не готов объяснить как ее можно реализовать в условиях массовой школы с имеющимся кадровым потенциалом и современным уровнем материально-технического обеспечения.

От всенародной любви и уважения к учителю мы пришли к ситуации забвения и унижения учителя в лице государства и общества. В истории России учитель всегда был одним из самых уважаемых людей, ему были делегированы очень серьезные полномочия, ведь становление любого человека начиналось всегда со школы, а точней с учителя. Если ключевая фигура в образовании живет за чертой бедности, какой заказ может сформировать общество и государство учителю? В этой ситуации очень сложно выполнять те важные функции, которые государство возложило на учителя.

Ребенок, как самая бесправная фигура, остается заложником как достижений, так и недостатков системы образования всяческих подходов и инициатив. Основные проблемы сегодняшнего школьника: хронические перегрузки в силу выросшего объема предлагаемого школой учебного материала, отсутствие свободного времени для занятий по интересам, слабое здоровье, неудовлетворенность качеством преподавания и невозможность поступить в вуз без дополнительной подготовки.

Страшная примета нашего времени на пороге нового тысячелетия -это дети — беспризорники, дети — наркоманы, дети — преступники. Не хотелось бы апеллировать к цифрам, мы все их часто слышим с экранов телевизоров, читаем в прессе, дело не в статистике, а в самом факте. Подобные факты упрямо напоминают нам о серьезных общегосударственных проблемах: социальное, физическое и психологическое нездоровье детей — это снижение уровня образованности граждан и отсутствие будущего у государства, его неспособность к саморазвитию и обеспечению безопасности граждан.

По всем прогнозам новое тысячелетие потребует от человечества максимально полного использования интеллектуального и творческого потенциала, чтобы не только сохранить цивилизацию, но и обеспечить ее процветание. Мы все перед выбором: самоуничтожение или выживание через «общество знаний». И в этом контексте роль образования становится ведущей и определяющей на глобальном уровне. Другими словами, можно сказать, что от уровня и качества образования зависит судьба цивилизации. Для нашего государства задача усложняется в силу серьезных социально-экономических проблем последнего десятилетия, для нас вариантов немного: либо ускоренная модернизация и прорыв в социально-экономическое и политическое благополучие, либо переход в разряд стран третьего мира с шансами остаться там навсегда. И успешность решения проблемы во многом зависит от качества образовательной системы, ее конкурентоспособности, эффективности.

Никогда еще за последние 20-25 лет проблемы национальной безопасности и образования так тесно не переплетались. Можно без всякого преувеличения сказать, что сегодня безопасность государства напрямую зависит от уровня и качества образования. Ведь некачественное образование — это не только невежество и безграмотность, это особое мировоззрение. Образование — сфера одинаково нужная всем, кто собирается жить и жить достойно в XXI веке.

Несмотря на существующие проблемы, отечественная система образования и все кто имеет к ней отношение, заслуживают самых добрых слов, как одна из немногих сфер, удерживающая достаточно высокий уровень в сложнейших социально-политических и экономических условиях. Но нельзя больше уповать на чудо и терпение работников образования. Настало время осознать, что образование сегодня является последним ресурсом и шансом выживания страны и через правильно организованное образование страна может начать свое восстановление и развитие.

На наш взгляд, одна из главнейших причин провала всех попыток реформирования образования состояла в том, что нарушалась технология их разработки. Реформирование образования было кругом интересов одного ведомства, оно выстраивало политику и стратегию развития образовательной системы, которая не опиралась на основополагающий государственный документ, утвержденный федеральным законом с четко установленными приоритетами образования в государственной политике.

Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, реально оценивая сложившееся положение в системе образования России, выделяет одним из важнейших направлений своей деятельности разработку законодательной базы, обеспечивающей образовательную сферу. Следует отметить значительное продвижение в формировании образовательного правового поля. В настоящее время в Государственную Думу передано более 10 законопроектов, направленных на решение важнейших проблем системы образования. Сформированы рабочие группы для подготовки законопроектов “Об учебном книгоиздании и обеспечении учебными изданиями обучающихся”, “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об образовании” и т. д.

Интенсивная, содержательная законотворческая деятельность может оказаться безуспешной, если она не будет системной и последовательной. С нашей точки зрения, логика формирования законодательной образовательной базы должна формироваться следующим образом:

национальная доктрина образования — Федеральный закон “Об образовании” — серия законодательных актов, конкретизирующих и раскрывающих доктринальные положения основной законодательной базы.

Печальные примеры неисполнения существующих законов связаны как с затянувшимся социально-экономическим кризисом, так и с наличием противоречий и пробелов в законодательной базе. А самое главное, что решить эти проблемы на узковедомственном образовательном уровне не представляется возможным, необходим общегосударственный подход, когда государство определяет для себя образование граждан основным приоритетом и действует в соответствие с этим. Руководитель любого ранга, любой отрасли может подтвердить, что грамотный профессионал, отвечающий современным требованиям, сегодня — основная ценность любой фирмы и организации.

В связи с этим, рассуждая о судьбах образования сегодня, целесообразно особое внимание уделить вопросу о разработке национальной доктрины образования.

Что это за документ и почему ему столько внимания и предпочтений? Документ заслуживает внимания уже потому, что впервые представлена попытка всерьез сформулировать долгосрочные цели образования, даже выйти на уровень образовательной политики.

Национальная доктрина образования России — официальный документ, определяющий статус образования, как одного из приоритетов государственной политики, стратегию и основные направления его развития, цели и задачи, характер управления системой образования и ее обеспечения. Компетентная в самом высоком смысле слова аудитория может сразу высказать опасения по поводу того, не превратится ли национальная доктрина образования в очередной программный документ «развития образования?» И эта тревога понятна. Неработающие законы и необеспеченные программы удручают больше, чем их отсутствие.

Национальная доктрина образования должна приниматься федеральным законом после широкого обсуждения ее на уровне общественности. Создать сегодня доктрину образования — значит предложить обществу конкретную национальную идею, с конкретными, доведенными до технологии, действиями. Проблемы образования должны стать общегосударственными, а не узковедомственными, эта одна из немногих сфер, которая касается буквально каждого гражданина, его уровня жизни и благополучия, личностного развития и самореализации.

23 сентября 1997 года Комитетом по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации было принято решение «считать целесообразным рассмотреть вопрос о разработке национальной доктрины развития образования в Российской Федерации и организовать проведение парламентских слушаний по этому вопросу».

Совет Федерации поддержал решение Комитета и своим постановлением от 20 мая 1998 года «осуществить разработку национальной доктрины развития образования с последующим ее утверждением федеральным законом.»

29 апреля 1998 года 9 июня 1998 были проведены парламентские слушания «О национальной доктрине развития образования Российской Федерации». По итогам слушаний были приняты рекомендации по разработке проекта национальной доктрины.

В основе рекомендаций — реализация принципа приоритетности образования и наличие одобренного обществом стратегического плана развития образования на ближайшие 20-25 лет.

19 ноября 1998 года совместным решением Комитета Совета Федерации, Комитета Государственной думы и Министерства общего и профессионального образования была создана Комиссия по разработке проекта национальной доктрины образования РФ. Комиссия приняла решение разрабатывать документ общенационального масштаба и утверждать его федеральным законом.

Проект национальной доктрины разработан и одобрен на заседании Комиссии 10 сентября 1999 года.

Разработанный проект доктрины был направлен в сентябре 1999 года в Комиссию по подготовке проекта национальной доктрины образования Российской Федерации, созданную Распоряжением Правительства Федерации.

В настоящее время проект доктрины разослан Правительственной комиссией в различные организации и опубликован в средствах массовой информации для широкого общественного обсуждения.

Таким образом, завершен очень важный этап работы над доктриной, но главный и очень ответственный этап доработки и принятия доктрины впереди. Что важно учесть при дальнейшей работе над доктриной?

Разрабатывая доктрину, необходимо учитывать особенности и условия развития современного общества, «запрос» приближающегося XXI века.

Переход на принципиально новый технологический уровень производства потребует обеспечения тотальной грамотности нации и переход ко всеобщему полному среднему образованию.

Существенное ухудшение экологической обстановки ставит перед российским образованием задачу формирования экологического самосознания, ориентированного на создание экологически чистых технологий в производстве.

Необходимо добиваться широкого применения информационных технологий в сфере образования и дистанционных технологий обучения с целью повсеместного овладения современным компьютерным языком общения, позволяющим стирать грани и барьеры между государствами и континентами, оптимизировать любой вид деятельности.

Образование должно основываться на междисциплинарном подходе и на достижениях фундаментальной науки. Это будет способствовать формированию целостного миропонимания и научного мировоззрения.

Главная «национальная идея» России, ориентированная на гражданское объединение и согласие, должна пронизывать весь учебно-воспитательный процесс и стать основой нравственных ориентиров общества будущего.

Следует четко определить статус педагогов, как ключевых фигур в достижении целей образования, обеспечить условия для их творческого и профессионального роста. Вместе с тем, определить ответственность педагогических работников за уровень и качество образования. Очень важно нам не растерять свой отечественный потенциал при проведении реформ в области образования. Необходимо, учитывая мировые достижения в области дидактики, рассчитывать на собственные силы, исключить слепое копирование и механический перенос зарубежных систем образования на российскую почву без учета специфики и особенностей российской действительности. Автоматический перенос элементов зарубежной культуры с целью получить более высокий результат далеко не всегда приводит к желаемому эффекту, а опыт великих педагогов России, вызывающих восхищение за рубежом, незаслуженно забывается.

У России есть шанс создать наиболее эффективную систему образования и стать лидирующей нацией двадцать первого века. Очень важно его использовать в полной мере. Представляется, что успех предстоящей работы во многом предопределит национальная доктрина образования, где впервые осуществляется попытка увязать цели образования с социально — экономическими проблемами в обществе и выйти на их решение средствами образования. Определяя основные направления совершенствования законодательной базы в области образования, национальная доктрина выступит гарантом прав граждан России в области образования и основой для разработки программ развития образования. Имеющийся уникальный отечественный потенциал научных, педагогических и управленческих кадров позволяет надеяться на успех.

Социальные модели общества в период перехода к социально-ориентированной рыночной экономике (к вопросу о разработке социальной модели России XXI века) /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, №24 (112)- 1999 . — стр. 15

 

 

Законодательные акты Российской Федерации о высшей школе

НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение

Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее — доктрина) — основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.

Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

— преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

— восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;

— создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России.

Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.
Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.

Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально-экономического и духовного развития России.

Основные цели и задачи образования

Система образования призвана обеспечить:

— историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

— воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

— разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;

— формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

— систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

— непрерывность образования в течение всей жизни человека;

— многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования;

— преемственность уровней и ступеней образования;

— развитие дистанционного обучения, создание программ, реализующих информационные технологии в образовании;

— академическую мобильность обучающихся;

— развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

— подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

— экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Основные задачи государства в сфере образования

Государство в сфере образования обязано обеспечить:

— реализацию конституционного права и равные изначальные возможности на получение бесплатного образования высокого качества;

— сохранение и развитие единого образовательного пространства России;

— формирование в общественном сознании отношения к образованию как высшей ценности гражданина, общества и государства;

— условия для полноценного и ответственного обучения и воспитания детей в семье, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

— всестороннюю заботу о здоровье и физическом воспитании и развитии учащихся и студентов;

— ликвидацию детской беспризорности, предотвращение и искоренение преступности среди молодежи;

— воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону;

— создание социально-экономических условий для приоритетного развития системы образования, качественное изменение ее финансирования;

— нормативное финансирование образовательных учреждений, обеспечивающее развитие материально-технической базы образования, повышение социального статуса обучающихся и работников;

— стимулирование негосударственных инвестиций в систему образования, в том числе путем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участвующих в развитии образовательных учреждений;

— привлечение работодателей и других заказчиков специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда;

— эффективные пути и средства расходования бюджетных средств в области образования;

— доступ обучающихся и преподавателей каждого образовательного учреждения к информационно-дидактическим программам, технологиям, сетям и базам данных, учебной и научной литературе;

— предоставление бесплатных учебников для учащихся общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования; доступность учебной и научной литературы для студентов среднего и высшего профессионального образования;

— высокую занятость трудоспособного населения, прежде всего молодежи;

— правовые условия функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;

— законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственности учредителей образовательных учреждений и повышение ответственности работодателей за обеспечение стабильного финансирования учреждений сферы образования, соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда, реализацию социальных гарантий и льгот работников образования и обучающихся;

— гармонизацию национальных и этнокультурных отношений;

— сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;

— сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации;

— качественное образование в сельской школе на основе развития ее материальной базы, современных технологий обучения, сохранения дополнительных социальных гарантий для учащихся и педагогов в сельской местности;

— государственную поддержку образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих реализацию государственной политики в области образования;

— реализацию условий для получения качественного образования детьми-сиротами, детьми-инвалидами и детьми из семей с низкими доходами;

— развитие высших учебных заведений как центров образования, культуры, науки и новых технологий;

— интеграцию образования, науки и производства, включая интеграцию научных исследований с образовательным процессом, научных организаций, с образовательными учреждениями, науки и образования с производством;

— поддержку различных форм самоорганизации обучающихся как неотъемлемую часть всей системы образования и формирования гражданской правовой культуры молодежи;

— активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию основных целей и задач образования, установленных настоящей доктриной;

— доведение доли образовательных программ в сетке вещания государственных и муниципальных средств массовой информации не менее чем до 15%;

— интеграцию российской системы образования и мировой образовательной системы с учетом отечественного опыта и традиций.

Ожидаемые результаты реализации доктрины

В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить:

бесплатным дошкольным образованием — всех желающих;

обязательным и бесплатным основным общим образованием -все население;

общедоступным и бесплатным средним (полным) общим образованием — все население;

общедоступным и бесплатным начальным профессиональным образованием — всех желающих;

общедоступным и бесплатным средним профессиональным образованием — всех желающих;

бесплатным высшим профессиональным образованием — каждого второго выпускника со средним (полным) общим образованием (на конкурсной основе), включая выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования;

бесплатным послевузовским образованием (аспирантура, докторантура) — всех поступивших по конкурсу;

дополнительным образованием — всех желающих, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе;

общедоступным и бесплатным специальным образованием лиц с ограниченными возможностями здоровья — всех нуждающихся.

Вводится государственное финансовое именное обязательство, обеспечивающее реализацию права на образование детьми-сиротами, детьми-инвалидами, детьми из семей с низкими доходами, а также система социального кредитования для студентов.

Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения.

Педагогические кадры

Признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, государство обеспечивает:

— дошкольные и общеобразовательные учреждения учителями и воспитателями, как правило, с высшим образованием;

— условия для творческого роста, повышения квалификации (не реже одного раза в 5 лет) и своевременной переподготовки для педагогов всех уровней образования, выделение для этих целей бюджетного финансирования в размере не менее 4% от фонда заработной платы государственных и муниципальных образовательных учреждений;

— привлечение в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность, готовить специалистов высокой квалификации;

— ответственность педагогических и научных работников за качество обучения и воспитания детей и молодежи;

— условия для подготовки и закрепления в высших учебных заведениях докторов и кандидатов наук с целью расширения фундаментальных и прикладных научных исследований и повышения научного уровня обучения студентов и аспирантов;

— условия неуклонного повышения престижа и социального статуса преподавателей и работников сферы образования.

Оплата труда педагогических работников и их пенсионное обеспечение

Для обеспечения достойного уровня жизни и творческой деятельности педагогических работников установить следующие размеры оплаты труда:

— минимальная ставка (должностной оклад) педагогических работников — не ниже начисленной средней заработной платы в Российской Федерации;

— средняя ставка (должностной оклад) педагогических работников учреждений дошкольного, общего среднего, начального профессионального и среднего профессионального образования — в размере, превышающем начисленную среднюю заработную плату в Российской Федерации не менее чем в 1,5 раза;

— средняя ставка (должностной оклад) профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений — в размере 3 начисленных средних заработных плат в Российской Федерации.

Предоставить всем педагогическим работникам, имеющим педагогический стаж свыше 25 лет, право на получение государственной пенсии (за выслугу лет), в том числе при продолжении ими педагогической деятельности.

Установить для профессорско-преподавательского и научного персонала вузов пенсии по возрасту в размере не ниже 80% среднего размера оплаты труда по основному месту работы.

Стипендии учащихся и студентов

В Российской Федерации стипендии обучающихся устанавливаются в следующих размерах:

учащимся учреждений начального профессионального образования, не находящимся на государственном обеспечении, — не менее 35% прожиточного минимума в Российской Федерации;

учащимся учреждений начального профессионального образования, находящимся на полном государственном обеспечении, — не менее 25% прожиточного минимума в Российской Федерации;

студентам учреждений среднего профессионального образования — не менее 40% прожиточного минимума в Российской Федерации;

студентам высших учебных заведений — не менее половины прожиточного минимума в Российской Федерации.

Финансирование системы образования

Для реализации целей, определяемых доктриной, устанавливается поэтапное увеличение объемов финансирования системы образования.

Первый — антикризисный этап (2000 — 2003 годы):

Объем финансирования системы образования — не ниже 7% от ВВП, в том числе за счет бюджетов всех уровней не менее 6% от ВВП, из них за счет средств федерального бюджета не менее 1% ВВП (не менее 6% от расходной части федерального бюджета).

Второй этап (2004 — 2010 годы):

Объем финансирования системы образования — не ниже 8% ВВП, в том числе за счет бюджетов всех уровней не менее 6,5% ВВП, из них за счет средств федерального бюджета не менее 1,2% ВВП (не менее 7% от расходной части федерального бюджета).

Третий этап (2011 — 2025 годы):

Объем финансирования системы образования — не ниже 10% от ВВП, в том числе за счет бюджетов всех уровней не менее 8% от ВВП, из них за счет средств федерального бюджета не менее 1,5% ВВП (не менее 9% от расходной части федерального бюджета).

Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.

В последнее десятилетие многие завоевания отечественного образования оказались утраченными, поэтому доктрина призвана способствовать изменению направленности государственной политики в области образования, укреплению в общественном сознании представления об образовании и науке как определяющих факторах развития современного российского общества.

Опережающее развитие образования на основе настоящей доктрины призвано вывести Россию из кризиса, обеспечить будущее нации, достойную жизнь каждой семье, каждому гражданину России.

Отзывы, замечания и предложения по доработке проекта Национальной доктрины образования в Российской Федерации просьба направлять по адресу:
101856, Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6. Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестаков Г. К.).
Контактные телефоны: 923-32-09, 923-64-49.

 

http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm (Учебно-методическое управление ДВГУ)

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал