Статьи

Электронный журнал учителя

Одной из важнейших педагогических проблем, стоящих перед школой, является совершенствование имеющейся системы учета знаний учащихся. Предлагаются различные варианты такого совершенствования — вплоть до частичного отказа от пятибальной системы оценивания, например, при переходе на зачетную систему.

Сначала уточним, какие недостатки хотелось бы устранить в имеющейся системе оценивания знаний учащихся, которая усилиями управленцев в образовании из пятибалльной превращается в четырехбалльную (нам запрещают ставить единицу), а то и трехбалльную (при выставлении итоговых отметок за четверть, триместр, семестр, год).

Первое. «Шаг» шкалы оценивания слишком крупный. Не у каждого учащегося, желающего улучшить свои показатели, хватает сил упорно трудиться, дожидаясь того момента, когда, например, со ступеньки «3» от перейдет на ступеньку «4». Для некоторых ребят такой переход — вечность, поэтому, не изменяя итоговой пятибалльной системы оценивания, для промежуточного учета знаний необходима шкала, более чувствительная к малейшим подвижкам в изменении уровня подготовки ученика. Но мы не предлагаем переходить на 10-балльную шкалу, которой пользуются, например, на Украине, или на 100-балльную шкалу, которой пользуются в некоторых странах. Прежде всего потому, что не можем ответить, чем должны отличаться две работы учащихся, чтобы за одну из них можно было поставить, например, отметку «37», а за другую «38».

Второе. Отметка в классном журнале обезличивает учет знаний, если она не стоит в графе с указанной темой самостоятельной или контрольной работы. Мы можем поставить в журнал «2» за одно, потом — «4» совсем за другое и «вывести» среднее «3» — за что? Таким образом, любая отметка, выставленная учителем, должна иметь «адрес» — указание темы (вида работы). Тогда и восполнение пробелов может стать адресным, т. е. «исправ­лять» отметку мы будем только при восполнении обнаруженного ранее пробела. Но для этого учитель должен вести тематический учет знаний.

Третье. Существующая система оценивания достаточно «травматична» для учащихся. Любой срыв ученика, порой случайный, может быть отражен отметкой в журнале и здесь уже действует принцип «что написано пером, то не вырубишь топором». Классный журнал не терпит также «отложенной» отметки некоторым учащимся, не успевающим в ногу с классом, но которые могут досдать (пересдать) учителю какую-либо тему (самостоятельную, контрольную работу). Чтобы смягчить это качество жесткого классного журнала, необходим журнал учителя, отметки из которого переносятся в классный журнал, но иногда не все сразу, чтобы дать возможность отставшему ученику (например, после болезни) заполнить свою пустую пока клеточку в колонке отметок за данный вид работы более приемлемой для него отметкой. 

Наконец, четвертое. При подведении итогов мы обращаем внимание на «вес» каждой отметки, полученной учеником, особо выделяя для себя отметки за итоговый контроль (контрольные работы) и промежуточный контроль (самостоятельные работы). Это «взвешивание» отметок «на глазок» происходит в конце четвер­ти (триместра, семестра, года). При большом «шаге» шкалы отметок эта процедура чаще всего оказывается точной, но в глазах учащихся, она не выглядит объективной и, главное, предсказуемой. Поэтому желательно сделать процедуру «взвешивания» отметок прозрачной для учащихся и предсказуемой.

Перейдем теперь к описанию конкретного предложения, которое, на наш взгляд, не требует никакого изменения в использовании классного журнала, но дает в руки учителя более чувствительный механизм учета знаний учащихся, основанный на использовании компьютера для точного «взвешивания» отметок и вычисления итоговой отметки.

Электронный журнал учителя представляет собой таблицу, составленную на основе таблиц MicrosoftExcel. Эту таблицу можно составить самостоятельно, пользуясь приведенными инструкциями.

Координаты каждой ячейки таблицы задаются рядом букв и столбцом чисел (на сером фоне — см. таблицу). В ячейках G1, M1, Z1, AG1 указан «вес» отметок каждого вида: домашняя работа (0,1), классная работа (0,2), самостоятельная работа (0,3), контрольная рабо­та (0,4). Дроби могут быть иными, но их сумма должна быть равна 1, чтобы при получении одной и той же отметки за все виды работ ученик имел в итоге ту же отметку. Установив курсор в каждой из ячеек G4, М4, … , надо набрать без пробелов в командной строке соответствующую команду:

G4     =ПРОИЗВЕД(0,1;(СРЗНАЧА(C4:F4)))

M4     =ПРОИЗВЕД(0,2;(СРЗНАЧА(H4:L4)))

Z4      =ПРОИЗВЕД(0,3;(СРЗНАЧА(N4:Y4)))

AG4   =ПРОИЗВЕД(0,4;(СРЗНАЧА(AA4:AF4)))

AH4   =СУММ(G4;Z4;AG4)

AI4    =ОКРУГЛ(AH4;0)

В ячейке G4 вычисляется произведение чис­ла 0,1 на среднее арифметическое отметок из ячеек C4 — F4. Аналогичные вычисления про­исходят в ячейках M4, Z4 и AG4. В ячейке AH4 суммируются результаты из ячеек G4, M4, Z4 и AG4; в ячейке AI4 этот результат округляется до целых.

Проверить правильность набора и работу таблицы можно выставлением в ячейках C4, H4, N4 и AA4 отметок 5, 4, 3 и 2 соответственно. В ячейках G4, M4, Z4 и AG4 появятся дроби 0,50, 0,80, 0,90 и 0,80 соответственно. Чтобы изме­нить число десятичных знаков дроби в какой-либо ячейке, нужно поставить курсор в эту ячейку и нажать мышкой на «клавиши» — «увеличить разрядность» или — «уменьшить разрядность», расположенные над командной строкой.

Если в ячейках AH и AI4 появляются числа 3,00 и 3 соответственно, то таблица работает правильно. Теперь нужно убрать отметки, выс­тавленные для проверки работоспособности таблицы, скопировать строку 4 нужное число раз, написать список класса (в таблице предусмотрено расположение фамилий по алфавиту; следите, чтобы в классном журнале порядок фамилий был тем же — это упростит процедуру перенесения отметок из электрон­ного журнала в классный).

С учетом того, как в данном классе подво­дятся итоги — по четвертям, по триместрам или семестрам, можно добавить соответствующие столбцы таблицы, в которых будет вычисляться годовая отметка по предмету (среднее арифметическое итоговых отметок в четверти, триместре, семестре). При этом для вычисления годовой отметки лучше брать итоговые отметки до округления, так как, например, «тройка» «тройке» рознь, если они получены округле­нием 2,50 и 3,49.

Остановимся теперь на порядке использо­вания журнала. Журнал учителя ведется на отдельном листе для каждого класса и каждого предмета. Он заполняются в обычном порядке, при этом отметки, перенесенные в классный журнал, отмечаются «галочкой». Один раз в неделю (можно реже) отметки из журнала учителя заносятся в компьютер, и делается распечатка страницы журнала с новыми отметками.

Как только за каждый вид работы учитель выставит ученику хотя бы одну отметку, в столбцах G, M, Z и AG появятся слагаемые предварительной отметки за четверть (триместр, семестр) и итоговая отметка — приближенно (в столбце AH) и с округлением (в столбце AI). При этом, как в приведенном фрагменте журнала, в ячейках, занятых символом ####, появятся соответствующие числа.

Непродолжительная практика применения электронного журнала в трех классах школы № 679 Южного округа г. Москвы показала, что учащиеся с интересом приняли новый способ учета знаний, знают способ вычисления итоговой отметки и могут сами провести необходи­мые вычисления. Задолго до окончания четверти (триместра, семестра) учащиеся не только сравнивают свои показатели с показателями товарищей, но и отслеживают изменение своей предварительной итоговой отметки под влия­нием получаемых отметок. Они стали активнее работать над восполнением пробелов в знаниях. Электронный журнал стимулирует и учителя к оцениванию успехов учащихся в каждом виде деятельности.

Уже в марте текущего года у некоторых учащихся появилась предварительная годовая отметка. Это позволяет учащимся планомерно работать над улучшением своих отметок задолго до окончания триместра.

Использование электронного журнала учителя устраняет описанные выше недостатки существующей системы оценивания знаний учащихся.

Поскольку экспериментальная работа с электронным журналом только началась, то было бы интересно получить отзывы, наблюдения учителей, работающих с электронным журналом, их предложения по совершенствованию предложенной методики учета знаний.

 

Опубликовано: Математика, № 21, 2002.

Примечание. Заявку на пересылку файла с журналом можно отправить по электронной почте (avshevkin@mail.ru).

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал