Школа (статьи)

Традиции продолжаются … («Персей», 2002, № 4)

В февральском номере газеты «Персей» (2002, № 2) была опубликована статья, посвященная памяти первого директора школы № 679 Костюшина Василия Арсентьевича. Добрые слова сказаны глубоко уважаемой мною Надеиной Раисой Яковлевной о нашем первом директоре, традициях школы, коллективе учителей и учащихся.

Начатый разговор захотелось продолжить, так как много интересного и ценного есть не только в истории школы, но и в ее настоящем, а еще потому, что мне довелось работать с Костюшиным В.А. с 1976 года. 

Многое изменилось с тех пор, когда я впервые пришел в эту школу. Другой стала страна, другой стала и школа. Благодаря усилиям нашего директора Заслуженного учителя РФ Матвиенко Галины Александровны, благодаря заботам всего дружного педагогического коллектива и материальной поддержке некоторых родителей учащихся школа хорошеет год от года. Чтобы в этом убедиться, достаточно придти к нам. 

В школе ведется большая и сложная работа по обучению и воспитанию подрастающего поколения, продолжаются традиционные встречи с ветеранами, традиционные праздники и концерты. Об одной такой встрече с ветеранами защитниками Москвы сообщалось в нашей газете (2001, № 12). 

Одной из лучших и самых ценных традиций, которые школа хранит, является микроклимат благожелательности и творчества в учительском и ученическом коллективе. Не случайно учащиеся многих школ округа переходят к нам учиться в обычные классы и в классы с углубленным изучением математики и физики. 

Наши выпускники успешно держат экзамены в лучшие вузы Москвы и оказываются подготовленными не только к вступительному экзамену, но и к обучению в высшей школе. Они оказываются подготовленными не хуже выпускников специализированных школ, ориентированных на подготовку в 1-2 заранее выбранных вуза и отбирающих для обучения лучших из лучших. 

Еще при Костюшине В.А. (в 1982 г.) в нашей школе были открыты классы с углубленным изучением математики и физики при МФТИ. Классов таких по Москве было мало, и я хорошо помню свой первый класс (1983-86 гг.). Некоторым учащимся приходилось ездить от ВДНХ все три года обучения. 

Теперь ситуация изменилась, спецклассы открывают чуть ли не в каждой школе, но эти классы стали другими. Рост числа спецклассов вовсе не говорит о приросте числа талантливых ребят, интересующихся математикой и физикой. Таких ребят не стало больше, а выучены они хуже, чем прежде. Ведь уже более десяти лет на математику в каждом классе уменьшено число учебных часов. Классы с углубленным изучением математики и физики стали теперь экологической нишей, в которой учащиеся спасаются от обучения по программе-минимум с уменьшенным числом часов, а проекты «реформаторов» системы образования предполагают дальнейшее уменьшение учебной нагрузки при обучении математике. К нам в спецклассы приходят не только будущие математики, физики, инженеры, экономисты, но и будущие историки, юристы, ветеринарные врачи и т.п., так как только в классе, нацеленном на учебу, только имея хорошие образцы для подражания и доброжелательную поддержку наставников, можно получить настоящее образование, подготовить себя к будущим испытаниям, к жизни. К нам приходят не только сильные учащиеся. Мы понимаем причины пробелов в их подготовке и стараемся помочь им восполнить эти пробелы. Но непременным условием остается способность к обучению и желание трудиться. 

Мы начали разговор о традициях школы. Сохранение микроклимата благожелательности и творчества, создание комфортных условий для работы учителей и учащихся, традиционные праздники и встречи и т.п. — из их числа. Но мы не только храним прежние традиции, мы их приумножаем. 

С 1986 г. я веду в школе авторский эксперимент по проверке новых учебников арифметики (5 – 6 классы), алгебры (7 – 9 классы), алгебры и начал анализа (10 – 11 классы), которые созданы под руководством академика РАН С.М.Никольского. 

По новым учебникам работают также учителя школы Н.П.Голоскок, В.С. Деева, в школе проводится ежемесячный семинар для учителей Южного округа, осваивающих новые учебники. 

Про учебники можно сказать коротко: они входят в серию «МГУ — школе» и поддерживаются Московским университетом им. М.В.Ломоносова. Учебники нацелены на сохранение традиций российского школьного математического образования, рекомендованы Минобразования РФ и входят в Федеральный перечень учебников. По ним можно работать и в обычных классах, и в классах с углубленным изучением математики. С их помощью можно противостоять наметившейся в последние годы тенденции к ослаблению школьного математического образования, а выпускают их издательства «Просвещение» и «Московский учебник». 

Мои занятия методикой математики, эксперименты с учебниками всегда поддерживались и поощрялись школьной администрацией. Приятно осознавать, что много интересного мне удалось открыть для себя и привнести в учебники и пособия для учителей и учащихся благодаря общению с моими коллегами учителями, с моими учащимися. 

Вот и в следующем учебном году мы начинаем обучение учащихся 8 А класса по программе углубленного изучения математики по новому учебнику алгебры. Уверен, что продолжение и развитие традиций, заложенных первым директором школы № 679 заслуженным учителем РФ В.А.Костюшиным, являются лучшей данью его памяти. 

Шевкин А.В. 

16.04.02

Опубликовано в газете «Персей», 2002, № 4  

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал