Школа (статьи)

Физико-математические классы в школе № 679 г. Москвы

Первые классы с углубленным изучением математики и физики были открыты в школе 679 еще в 1982 г. В самом первом из них математику преподавал Игорь Константинович Варшавский. С тех пор многое изменилось не только в стране, но и в школе. 

Свой первый 8-й физико-математический класс (в нынешней нумерации 9-й) я набрал в 1983 г. История набора такова. Наш новый физик Лисенкер Игорь Гершевич достал списки ребят, которые пытались поступить в сильнейшие физматшколы Москвы, но не прошли по конкурсу. Мы обзвонили всех, провели собеседование и взяли половину из них в свой класс. 

Какое это было время! Какие это были ребята! Стоит вспомнить Мишу Смольского, Аню Кричевскую, Колю Замарашкина, Арно Кукка, Диму Пудовикова и др. Работали как черти. Некоторые ездили к нам в школу даже с ВДНХ. У меня тогда еще не было опыта работы в спецклассах, что отчасти компенсировалось еженедельной практикой ребят (вместо уроков труда) в научных институтах, где с ними, кроме прочего, решали конкурсные задачи по математике и физике. Поступили хорошо, окончили сильные вузы и … попали в жернова «перестройки». Работы по специальности, дающей средства к существованию, не было. Многие ушли в бизнес, где и остаются по сей день. 

Из оставшихся в науке стоит упомянуть самых стойких оловянных солдатиков: Колю Замарашкина и Диму Пудовикова — защитили кандидатские диссертации. Колю звали преподавать в ВМК МГУ, не знаю только — пошел ли. О научных подвигах других ребят моего первого физматкласса сведений не имею. Среди них есть и живущие за границей. Говорят, Игорь Гершевич был замечен как тренер сборной Израиля на международной олимпиаде по физике. Таких людей потеряли! 

С тех пор прошло много лет. Из-за работы в АПН СССР (теперь РАО РФ), из-за большой работы над учебниками с физматклассами на постоянной основе я не работал. Иногда доучивал классы ушедших учителей, как сейчас доучиваю 11 А класс, но такие классы, как правило, так и не становились моими. 

В последние годы сделал два выпуска — в 2001 и 2003 г.г. С первым работал три года, со вторым — два. Эти классы были слабее самого первого моего выпуска. Год от года снижение уровня математической подготовки ребят, поступающих в физматкласс, все заметнее. Причин тому несколько, но не будем о грустном. Скажем о главном: ребята не готовы как следует трудиться, чтобы восполнить пробелы предыдущего обучения, чтобы успешно осваивать новый материал. Они хотят сидеть на печи, как Емеля, хотят, чтобы их учитель «поступил» их в институт. 

Вот свежий пример. Изучаем в 10 А классе метод математической индукции. Внимательно слушаем (или только делаем вид), никак не обнаруживаем, что не понимаем чего-то совсем элементарного, затем «заваливаем» всем классом самостоятельную работу на «2»–»3″. 

Разбираем решения почти всех задач на доске. После «разбора полетов» проходит неделя (учитель болел). Кажется, возьми свои проблемы в руки, разберись, подготовься, что не понял — спроси. Не делают этого. Провожу самостоятельную работу повторно. Внимание! Каждый пишет тот же вариант, что и неделю назад. А результат тот же. Лишь единицы улучшили отметки. Некоторые обиделись: из первого варианта на доске было показано больше задач, чем из второго. Ребята без смущения говорят о параллельности треугольников, о том, что прямая МС не пересекает плоскость АВС. Таков теперь уровень ребят, пришедших изучать математику углубленно. 

А в прошлом году в школе проводилось анонимное анкетирование учащихся 11 класса. На один из вопросов анкеты учащийся класса с углубленным изучением математики ответил так: «Я математик, буду поступать в МГТУ им. Баумана, поэтому мне легче все объяснить на числах: 60% учителей школы мне нравятся, а 70% — нет». Ни убавить, ни добавить! Или другой пример из прошлого года. Одному ученику на устном экзамене по геометрии и в аттестат я вынужден был поставить «четверку» — единственную четверку в аттестате! А за что? Он запутался на экзамене в простом вопросе: «признаки и свойства», в вопросе, который правильно ставится в голове ученика еще в 8 классе. Ну не уследил я, что этого вопроса мой выпускник не осилил, хотя умел решать довольно трудные конкурсные задачи. Поэтому его «четверка» — урок не только ему, но и мне. Теперь еще глубже перепахиваю планиметрию до начала изучения стереометрии. Не мною замечено: то, что не уложилось в голове в самое подходящее для этого время, с трудом укладывается потом. 

Но мы не опускаем руки, мы стараемся мобилизовать ребят на интенсивную учебу, так как понимаем, что упомянутый уровень их подготовки зависит не только от них самих. Мы сделаем все, чтобы ребята почувствовали вкус настоящей учебы, подготовились к поступлению в вуз и оказались готовыми к обучению в нем. 

До сих пор нам это удавалось. Выпуски 2001 и 2003 года были очень приличными. Ребята поступили в вузы (почти все) и чувствуют там себя уверенно. Дорогого стоят слова выпускника 2003 года, который говорит, что в своей группе в МГТУ у него лучшие результаты по математике, лучше, чем у его бывших одноклассников, которые прошли не школу 679, а спецшколу при МГТУ. 

Мы стараемся не уподобляться спецшколам узкоориентированным на «свой» вуз — таких примеров много. Мы стараемся дать широкое общее образование по математике, физике и другим предметам. Стараюсь преподать математику не «плехановскую», не «бауманскую», а такую, какую знаю и люблю. Теперь преподаю по своим учебникам «Алгебра и начала анализа, 10-11». Мой собственный результат обучения по ним вполне успешный. Надеюсь, что и нынешний 10 А класс сумею привести в чувства, но какая же это тяжкая работа — перебарывать обстоятельства, неготовность учащихся к интенсивной работе. Много решаю с ними красивых задач, провели два тура новой школьной олимпиады — тоже без энтузиазма, а хотелось бы! 

Физику у нас преподает Старшинов Борис Сергеевич. Запомнилось, что два года назад после первых уроков в нашем (теперь уже выпущенном) классе он заметил, что давно не видел так много ребят, которым что-то нужно. Борис Сергеевич преподаватель академии им. Петра Великого, полковник, кандидат технических наук, старший научный сотрудник. Имеет более ста научных работ и изобретений, среди них «Инженерный справочник по космической технике». Он награжден медалью им. академика Янгеля за успехи в развитии ракетно-космических систем. Нас радует, что Борис Сергеевич находит время для работы в нашей школе, что он умеет заинтересовать ребят своим предметом. Я уверен: у нас получится! 

А.В.Шевкин 
10.12.2003.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал