Новости

Замечания по материалам к заседанию Общественного совета при Минобрнауки РФ

В порядке обсуждения идеи стандарта учителя

1.
Разработка стандарта учителя — новый этап реформирования образования, который проводится без независимой оценки всех предыдущих этапов. Это обстоятельство говорит о том, что дело реформирования образования поставлено не на научные, а на политические рельсы. Научные аргументы окончательно отринуты и подменяются политической целесообразностью. Поэтому не стоит делать вид, что ведется научная разработка проекта. Не стоит использовать «компетентностную» терминологию для придания наукообразию научного вида. Не стоит следовать старинной французской традиции писать непонятно, чтобы сделать вид, что написали что-то новое.

2. Целью разработки стандарта учителя является стандартизация учителей, получение новой профессиональной общности «стандартные учителя». Но если нужен стандарт для учителя, обучающего и воспитывающего стандартных учащихся, то нужен и стандарт для того, кто будет определять, является ли учитель стандартным! То есть нужен стандарт для чиновника. Кто будет создавать стандарты для чиновников? До какого уровня будет подниматься эта работа по стандартизации? Будут ли созданы стандарты для министров, для, страшно подумать, Президента РФ? Очевидно же, что нет! Задуманные стандарты готовятся для удушения чиновниками профессионального сообщества учителей и преподавателей. Себя, любимых, они не позволят стандартизировать никому!

По существу стандартизации человеческой деятельности

Обратимся к толкованию термина «стандарт» по разным источникам.

СТАНДА́РТ, -а, муж.
1. Образец, к-рому должно соответствовать, удовлетворять что-н. по своим признакам, свойствам, качествам, а также документ, содержащий в себе соответствующие сведения (офиц.). Соответствие изделий стандарту. Государственный с. (ГОСТ). Нормативно-технический с.
2. ед. Нечто шаблонное, трафаретное, не заключающее в себе ничего оригинального, творческого. Действовать по стандарту. (Толковый словарь Ожегова)

СТАНДА́РТ
а, м. (англ. standard < to stand быть устойчивым).
1. Типовой образец, которому должно удовлетворять что-л. по размерам, форме, качеству. Соответствие изделий стандарту. Стандарты на металлическое литье.
2. перен. Нечто шаблонное, трафаретное, не заключающее в себе ничего творческого, оригинального. Действовать по стандарту. (Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык, 1998).

Говорить о стандарте учителя, исходя из прочитанного, конечно же, можно. Но при одном всенепременном условии: если признать его работу нетворческой, шаблонной, рутинной, как закручивание гаек на конвейере, для работы на котором надо было подбирать работников с примерно одинаковыми психофизическими характеристиками, легко взаимозаменяемых и т.п.
Очевидно, что стандартизация учителей это ещё один повод занять профессиональное сообщество работой, отвлекающей от учебного процесса и от обсуждения уже введённых провальных инициатив по образованию. К совершенствованию учебного процесса и профессиональных качеств учителей это не имеет никакого отношения.

В «Материалах» есть такие слова: «Современное общество нуждается в людях, способных принимать решения и нести за них ответственность…». У меня вопрос к разработчикам стандарта для учителя:

Внедряя этот стандарт, вы готовы нести ответственность за последствия? Министр образования Д.Ливанов обещает проводить аттестацию учителей «не реже одного раза в год». Видимо, при помощи стандартов он надеется так часто делать то, что с трудом удается делать раз в пять лет. Вы уверены, что это положительно скажется на профессиональных, моральных и иных качествах учителей? Лично для меня унизительна даже мысль о том, что какие-то нестандартизированные дяди и тёти будут проверять меня на соответствие стандарту. В таком бредовом мероприятии я участвовать не буду, при первой же попытке стандартизировать меня, как учителя, я уйду из школы. Вы думаете, что у меня одного будет такая реакция? Впрочем, может быть, такая цель и ставится — избавить школу от самостоятельно мыслящих и действующих учителей?

И ещё. Разве нельзя требования к личностным и профессиональным качествам учителя описать без слова «компетентность»? Сказать, что учитель должен иметь знания и опыт, необходимые для эффективной деятельности, а дальше дать перечисление видов деятельности, если это требуется. Мы будем говорить на этом «птичьем» языке только потому, что так говорят в других странах? Это научное основание для применения неудачной терминологии? Думается, что разговор о компетентностях в образовании нужен только для придания наукообразия и сомнительной «новизны» в терминологии. Профессионалы в такой терминологии не нуждаются.

Шевкин Александр Владимирович,
учитель математики ФМШ № 2007 г. Москвы, педстаж 40 лет,
кандидат педагогических наук,
лауреат премии и грантов мэрии Москвы
в области образования, соавтор семи учебников математики
серии «МГУ–школе».
avshevkin@mail.ru

Замечания отправлены в Общественный совета при Минобрнауки РФ 11.11.2012.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал