Новости

Задача бывает кусачей

Завтра — последний день, когда петербургские школьники могут сдать решения задач заочного тура олимпиады по математике. Олимпиаду Юношеская математическая школа при СПбГУ проводит каждый год, но на этот раз дело обернулось скандалом. Педагогов и родителей потрясла задачка про пациентов психиатрической больницы, которые регулярно кусают друг друга и главврача. Задача формулируется так:

«В психиатрической больнице есть главный врач и много сумасшедших. В течение недели каждый сумасшедший один раз в день кусал кого-нибудь (возможно и себя). В конце недели оказалось, что у каждого из больных по два укуса, а у главного врача — сто укусов. Сколько сумасшедших в больнице? Обоснуйте свой ответ».

Разобраться в этой непростой математической ситуации было предложено ученикам пятых-шестых классов. Может, из школьников кто-то и повеселился, зато педагоги пришли в ужас.

— Мы с коллегами обсуждали эту задачу. Возмущение, конечно, колоссальное, родители тоже возмущены. У нас в гимназии в общем-то достаточно высокий уровень культуры, и дети делали удивленные глаза. Повернуть вспять уже ничего нельзя: раз пришли тексты заданий, я детям обязана их раздать. Конечно, нужно включать какие-то игровые элементы, но не таким образом. Нельзя упрощать и считать детей глупыми. И не надо думать, что к ним надо спускаться со своей горы, заигрывать. У нас дети достаточно взрослые, они прекрасно понимают — что такое хорошо, и что такое плохо, что красиво, и что примитивно. Можно же действительно составить веселую задачку, но без таких примитивных вещей. Да, нужно повышать интерес к предмету, но, наверное, это нужно делать красиво, — сказала «Известиям» учительница математики, попросившая не называть ее имени.

Сайт Юношеской математической школы при СПбГУ сообщает, что это общественная организация, которая занимается математическим просвещением школьников, преимущественно Петербурга. Ее три кита — математические кружки, специализированные классы, традиционные олимпиады. То есть люди, которые там работают, занимаются нужным делом. «Хорошие ребята, энтузиасты. Но, видимо, немножко заигрались», — комментируют коллеги появление скандальной задачи. В самой ЮМШ вслед за просьбой «Известий» как-то объяснить ее появление сначала воцарилось тягостное молчание. Затем, аккуратно подбирая слова, куратор параллели 2012 года окончания (текущего 6-го класса) Константин Абраменко рассказал, как родился злополучный сюжет.

— Условия задач мы стараемся делать, с одной стороны, достаточно живыми, чтобы это не был сухой текст. Это вообще можно сформулировать без каких-либо персонажей. Почему был выбран конкретно такой антураж? Тут, скорее, еще наше собственное желание делать его несколько оригинальным. На подобную тему — на нематематическое содержание — задачи бывают очень часто, и то, что приходит с ходу в голову, уже давно использовано и заезжено. А почему были выбраны именно эти персонажи — ну, в каком-то смысле это вопрос фантазии людей, составлявших задачу в тот момент. Но нам понравилось, и особых возражений не вызвало. Никаких конкретных нематематических целей мы при этом не преследовали, — объяснил Константин Абраменко.

Он также сказал, что установить авторство сейчас уже невозможно. Это — плод фантазии творческого коллектива: в жюри входят сотрудники и студенты матмеха, ученые. Куратор признал, что некоторые коллеги считают содержание задачи «весьма экстравагантным», но это уже вопрос этики.

— Раз мы опубликовали это задание, значит считаем, что это приемлемо. Мы считаем, что нормальный человек должен понимать, что это ситуация умозрительная, и за ней никакой реальности нет. Если чьи-то чувства она коробит – ну, бывает. В каком-то смысле чьи-то чувства может коробить и то, что мы публикуем такие сложные задачи, что их человек не может решить, — считает куратор. — Да, я вполне допускаю, что это ненормальное условие для задачи — не буду спорить. Да, экстравагантно. Но основная цель, которую мы преследовали, — чтобы у ребенка, читающего условие, сложился наглядный образ, помогающий ему понять содержание этого условия, — считает Константин Абраменко.

Есть, конечно, более изящные способы создать наглядный образ. Семиклассникам, например, очень нравится задача из учебника физики про таракана Митрофана. Правда, Митрофана тоже жалко — в финале беднягу настигает нога человека.

«Если Бог хочет кого-то наказать, он лишает его разума»

Дмитрий Фаддеев, зав. главного врача психиатрической больницы № 3 имени Скорцова-Степанова:

— Пациенты у нас сытые, поэтому они никого не кусают. А если серьезно, наверное, эта задача говорит о пренебрежительном отношении общества к душевнобольным: их и называют сумасшедшими. Хотя сейчас по новой классификации болезней термин «психические заболевания» звучит как «психические расстройства». Наверное, те, кто сочинял эту задачу, так же пренебрежительно относятся к психиатрической службе, как и к больным. Это ведь самая обездоленная часть населения. Если Бог хочет кого-то наказать, он лишает его разума.

«Это завоевание дешевого авторитета»

Максим Пратусевич, учитель математики 239-го физико-математического лицея:

— Это возмутительно, это завоевание дешевого авторитета. Понятно, что надо детей развлекать, но при этом все же должны быть какие-то рамки и границы. Я полагаю, что они в этом случае, безусловно, перейдены. Еще не хватало, чтобы у нас в задачах были какие-нибудь кусающие друг друга хамы, или старушки, или еще что-нибудь. Другой вопрос, что, конечно, люди делали это не нарочно. И тем более обидно за такие промахи — уж эту-то задачу можно было бы сформулировать корректным образом.

Источник: https://iz.ru/news/318031

Комментарий. Мне кажется, что много ума не надо, чтобы устроить детям такую «развлекуху». Требуется гораздо больше ума и такта, чтобы вместо дешёвого авторитета завоевать настоящий авторитет и настоящее доверие учащихся. Я только что вернулся из поездки в Иркутск и Братск, где коллеги подарили мне задачки Г.Н. Степановой из её Сборника вопросов и задач по физике (СПБ, СпецЛит, 2000):

189.     Похищенного рэкетирами ребенка везут в ав­томобиле. Сквозь щель в кузове ребенок замечает, что расстояние между двумя соседними километровыми столбами автомобиль проезжает за 40 ударов пульса. С какой скоростью едет автомобиль?

192. Таракан Митрофан совершает прогулку по кухне. Первые 10 с он шел со скоростью 1 см/с в направлении на север, затем повернул на запад и прошел 50 см за 10 с, 5 с постоял, а затем в направлении на северо-восток со скоростью 2 см/с проделал путь длиной 20 см. Здесь его настигла нога человека. Сколько времени гулял по кухне таракан  Митрофан? Нарисовать траекторию движения таракана.

Эти задачки я и раньше встречал в интернете, но «кусачая»  задача заставила к ним вернуться. В моей коллекции есть и другие задачи:

  • На китобойное судно подняли 6 взрослых китов, весом в среднем по 150 т каждый, и отпилили им головы. Какое расстояние заняли бы все 6 китовых туш без голов, если длина взрослого кита составляет 18 м, а длина головы — всего кита? 
  • Чтобы образовался 1 кг молока, через вымя коровы должно протечь 500 кг крови. Для получения от коровы за сутки 20 кг молока, сколько т крови протечет через ее вымя? Сколько раз за сутки пройдет кровь через вымя коровы, если у коровы 40 кг крови? 
  • Один кубометр неочищенных сточных вод в среднем загрязняет
    12,5 м3 чистых. Вычислить, сколько кубометров неочищенных сточных вод достаточно для того, чтобы загрязнить водный бассейн, находящийся в вашем школьном саду? Проследить, в течение какого времени это произойдет. 

Граждане составители задач, давайте не будем самоутверждаться за счёт детей? Если вам в голову приходят такие задачи, то побеседуйте со своим психоаналитиком, вдруг вам уже нужна помощь. 

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2017 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал