Новости

Вслед за учебником истории пересмотрят остальные

Министерство образования сформирует новый федеральный перечень учебников, рекомендованных для изучения в школах, заявила вчера статс-секретарь министерства Наталья Третьяк на брифинге перед очередным заседанием рабочей группы по созданию единого учебника истории. В существующем перечне больше 2000 учебников, выбор слишком труден и для родителей, и для учеников, а процедура исключения пособий из перечня не предусмотрена, пояснила замминистра, в новый перечень войдут только качественные книги. Подходы к формированию нового перечня определит рабочая группа под руководством президента Российского книжного союза Сергея Степашина, сообщила чиновница.

Перечень учебной литературы пересматривается каждый год, это рутинная процедура, которая сопровождается борьбой книгоиздателей за рынок, констатирует научный директор Лицея информационных технологий № 1533 Александр Гиглавый. Он не ждет резких изменений на рынке — по крайней мере до тех пор, пока не понадобится приводить содержание учебников в соответствие с примерными федеральными общеобразовательными стандартами, которые должны быть введены до 2019 г.

Экспертизу перед включением в реестр должны будут пройти и единые учебники истории, отметила Третьяк. Она не исключила, что таких учебников будет несколько. Их количество определят, когда установят схему преподавания истории — последовательную или концентрическую, пояснил ответственный секретарь Российского исторического общества (РИО) Андрей Петров. По словам Третьяк, конкурс на написание учебников и их издание будет проводиться РИО — у министерства нет таких полномочий.

Документы предполагается обсуждать на протяжении всего лета на интернет-площадках Минобрнауки, Минкультуры и РИО и порталах для учителей истории, сказала Третьяк. Ближе к осени члены рабочей группы поедут в регионы, чтобы обсудить концепцию единого учебника с учителями и другими специалистами лично, сообщил Петров. Цель даже не в том, чтобы создать единый учебник, а в том, чтобы выработать основанный на общественном консенсусе подход к преподаванию, «единое историческое пространство» в школах от Приморского края до Калининграда, оставив дискуссии об исторических событиях ученым, пояснил он. По словам Петрова, столь широкое обсуждение концепции исторического образования для России беспрецедентно — такое делалось лишь в странах Европы. В Голландии исторический канон после двух лет общественного обсуждения был утвержден специальным законом.

Пересмотр образовательных стандартов давно назрел, отмечает Татьяна Абанкина из ВШЭ: в обществе сейчас серьезные разногласия не только по поводу истории, но и относительно естественнонаучной картины мира, теории происхождения человека, проблемы прав и свобод личности. Главное, чтобы итогом стал общественный консенсус, а не новый виток противостояния.

Источник: http://www.vedomosti.ru/newsline/news/13199981/ekzamen_dlya_uchebnikov

Комментарий. Наконец-таки! В образовании нашлась ещё одна острая проблема, с помощью которой можно отвлечь внимание образовательной общественности от оглушительного провала ЕГЭ. Если и есть необходимость в перечисленных мерах, то, на мой взгляд, не такая большая.

В самом деле, «Министерство образования сформирует новый федеральный перечень учебников»… , — а что до этого Министерство формировало старый?

«В существующем перечне больше 2000 учебников, выбор слишком труден и для родителей, и для учеников, а процедура исключения пособий из перечня не предусмотрена», — так уточните принятый порядок. Зачем же всё начинать по-новой? Чтобы ещё «срубить денег» с издательств, от чего цены на учебники и так «кусачие»?

Я хорошо помню времена, когда сам заседал в Федеральном экспертном совете, как готовились рецензии. Всю эту работу оплачивало министерство — и это были сущие копейки! А теперь творится невообразимое, так как теперь министерство на рецензировании зарабатывает: бедные дети и их родители! Мало того, министерство время от времени пересматривает порядок утверждения учебников, обновляя стандарты. Не успели мы доработать учебники для 5-8 классов под стандарт 2004 года, как приняли стандарт второго поколения … и мы пошли по новому кругу. Сейчас не закончено утверждение учебников под этот стандарт, а г-жа Т.Абанкина сообщает, что «Пересмотр образовательных стандартов давно назрел». Позвольте, вы же только утвердили стандарты, про которые было сказано много критических слов, отвергнутых исполнителями стандартов, теперь исполнители стандартов готовы снова «немного заработать»?

А в то самое недалёкое время, когда процедура утверждения стоила копейки, на секции математики мы спокойно исключали из перечня (тогда он назывался иначе) учебник, которому до этого министерский конкурс учебников присудил первое место. Просто были представлены две рецензии, одна из них моя, она есть на нашем сайте… и этого было достаточно. Почему теперь это делать сложнее? Правила проведения процедуры во власти министерства. Или кто-то мешает? А то, что число учебников зашкаливает, так и число вузов у нас зашкаливает… Чему тут удивляться? Если бы министерство оплачивало рецензии, а не зарабатывало на них — результат был бы иной. Вот это тот случай, когда правильно устроенный экономический механизм работал бы на общественное благо. Но министерству это почему-то не нужно. Кто же виноват?

Сколько же можно терпеть этот чиновный беспредел? Аппетиты «образованцев» неутолимы, реформаторский зуд неистребим… Но, может быть, пора остановиться и вспомнить про учителей, издателей, авторов учебников, наконец!

Ну, это я, кажется, размечтался! Сказано же: образование должно быть разрушено… и оно будет разрушено! Вперёд, товарищи абанкины, ливановы, кузьминовы и иже с ними! Вы хорошо служите антироссийским интересам!

И для них «главное, чтобы итогом стал общественный консенсус, а не новый виток противостояния»?

Не верю! Плевать они хотели на консенсунс! Сегодня их время, сегодня они поставлены на задачу разрушения образования в России. И они стоят … пока.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал