Новости

В школах грядет революция: переход на систему «Поток»

Схема, пришедшая в российское образование 200 лет назад, исчезнет

На смену единым учебным программам уже пришли профили, выбранные учащимися, а уроки все чаще принимают игровую форму. Но это, как выяснилось на Образовательном форуме 19 марта, лишь начало. Столичная программа развития образования до 2025 года отменит привычные уроки, заменив их модулями по выбору учащихся, в том числе и вне школ. А оценки за внеклассную работу будут проставляться в классных журналах и дневниках.

Перечень новых образовательных трендов нашей школы большинство экспертов начинают с индивидуализации образования. Объем изучаемого материала, констатировал учитель обществознания школы «Покровский квартал» Михаил Митин, и правда так вырос, что охватить его целиком ребенок уже не может. Так что единственный выход — выбор специализации.

Часто отмечается и превращение учителя из некогда основного транслятора знаний в навигатора поиска и критической оценки нужной информации в Интернете. То же касается и школьных учебников, устаревающих буквально на глазах. А параллельно меняется и формат обучения: его переориентация на психофизические особенности подростка и в том числе расширение игрового обучения (в качестве примеров можно привести образовательные батлы или мультипликационные версии изучения нового материала, о которых уже писал «МК»). Однако главные, поистине революционные новшества, как оказалось, нас ждут впереди.

Как раз сейчас столичные учителя верстают программу развития образования до 2025 года. Она-то и ляжет в основу этой «тихой» революции.

Прежде всего исчезнет классно-урочная система немецкого образца, пришедшая в российскую систему образования более 200 лет назад и с тех пор безраздельно в ней господствовавшая. Ее сменит система «ПОТОК», предполагающая персонифицированную образовательную траекторию для каждого школьника. Причем как отдельные учебные курсы, так и более крупные учебные модули впервые можно будет выбирать не только в своей собственной школе, но и в любых других местах. Например в вузах. Между тем другая новая система — «РОСТ» — позволит зачесть эти внеурочные достижения в родной школе, переведя их в привычные школьные отметки.

На практике это означает, что в отечественной системе образования готовится революция. Наша школа теряет прежнюю монополию на оценивание знаний учащихся и будет делить ее впредь со всей городской средой. На практике это будет выглядеть так. Занимался, скажем, ребенок в спортсекции, сдал там нормативы на значок ГТО — и получил за это в классном журнале «пятерку» по физвоспитанию. То же с победой в финале олимпиады, к примеру, по истории. Или с успешным участием в научной конференции по биологии, куда его направили из научного кружка по этому предмету. Короче, на образовательные результаты каждого ребенка будет работать весь город — эдакая урбашкола.

 Правда, путь к будущим достижениям заметно загромождают нынешние препятствия. Например, недостаточная техническая оснащенность школы, особенно в глубинке (как оказалось, даже в текущем, 2018 году к Интернету обещают подключить лишь 90% отечественных школ). Или сверхзагруженность педагогов, не оставляющая времени на качественную подготовку к урокам. Однако главной помехой может стать неразвитость института тьюторства, без которого индивидуализация обучения детей попросту немыслима.

Именно тьютор помогает школьнику учиться самостоятельно и в том числе облегчает выбор собственной образовательной программы. Между тем в массовой отечественной школе тьюторов как не было, так и нет. Или хуже того: «Слово «тьютор» появилось, но это скорее имитация, — заявила «МК» магистр педагогики МПГУ, тьютор с 10-летним стажем Юлия Изотова. — У нас много того, что в образовании должно быть, но по факту нет. Учитель в обычной средней школе также не рвется добровольно отдать свое место тьютору. Вообще любые системные преобразования в образовании идут очень сложно».

Марина Лемуткина

Источник.http://www.mk.ru/social/2018/03/19/v-shkolakh-gryadet-revolyuciya-perekhod-na-sistemu-potok.html

Комментарий. Ох уж эти революционЭры! Сказано же: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». (Из «Речи об устройстве быта крестьян и о праве собственности» , которую произнес 10 мая 1907 г. председатель Совета министров при императоре Николае II Петр Аркадьевич Столыпин (1862—1911) в Государственной думе.)

А теперь по порядку.

1. Почему в начале сказано: «Схема, пришедшая в российское образование 200 лет назад» — речь ведь идёт о классно-урочной системе, а не классно-урочной схеме?

2. Конец вообще умиляет: магистр педагогики МПГУ, тьютор с 10-летним стажем [просто трепещу! — А.Ш.] Юлия Изотова сказала, что «учитель в обычной средней школе также не рвется добровольно отдать свое место тьютору. Вообще любые системные преобразования в образовании идут очень сложно». Печаль моя в том, что у нас теперь тьюторы с 10-летним стажем определяют, как им кажется, что должно быть и чего не должно быть в школе!  

Подумайте, что сказала милая дама: учителя не хотят уступить место (потерять работу учителя) или сделаться тьюторами. Что там говорит Википедия: Тьютор (англ. tutor — наставник) — исторически сложившаяся особая педагогическая должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования. 

Так вот какая печаль у милой дамы: процесс обучения в школе под руководством учителя не хочет добровольно превратиться в процесс самообучения учащихся под руководством наставника, составляющего для учащихся индивидуальные программы и сопровождающего процесс! Ясного ответа на вопрос «А нужен ли учитель в школе и каково должно быть его место?» и Википедия, и милая дама обходят стороной.

Урбашколу и отметки в классный журнал за участие в соревнованиях и олимпиадах не комментирую. Если у нас олимпиады, влияющие на поступление в вуз, продаются, то можно ожидать скорого роста предложения платных услуг «А кому «пятёрку» в журнал со скидкой!»

Чего только не придумают фантазёры и революционЭры от педагогики! Но заметьте: никто из них не отчитался ни за одну свою прошлую задумку, внедрённую в школу! Вместо отчёта за содеянное у нас принято начинать новые великие и желательно денежные потрясения.  «Математическую вертикаль», «Электронную школу», … хотя всеми предыдущими новациями образование низвели до горизонтали — на уровне плинтуса.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал