Новости

В московских школах идет уникальный эксперимент, касающийся одарённых детей

Ученые из Стэнфорда доказали: человечество глупеет. И стремительно, клетки мозга мутируют, уровень интеллекта понижается, ведь его уже не надо использовать на полную мощь, чтобы выжить. Единственное утешение: ученые-генетики обещают что-то придумать, если оглупение будет угрожать развитию технологий.

В московских школах сейчас идет уникальный эксперимент, по особым тестам пытаются выявить особо одаренных детей, чтобы дать им особый шанс. По статистике, таких всего 2% в любой стране.

Близкий проигрыш для 5-летнего Славы как новый вызов. Чем сложнее, тем интересней.

Славу называют вундеркиндом. В легкую обыгрывает отца в шахматы, как орехи щелкает задачки сестры-второклассницы, наизусть знает не только столицы, площадь и население десятков стран.

Но примерно каждый третий из таких, как Слава, теряет свою феноменальность уже в начальной школе. Одна из причин: им просто становится скучно.

«Либо он очевидно отличается от ровесников и получает сложности, либо потому что его превозносят, либо потому, что его пытаются заткнуть, не дают ему двигаться в ту сторону, куда он двигается», — поясняет школьный психолог Елизавета Михина.

Недостаток нагрузок губит их талант, перегрузка губительна для психики. К тому же дети, которые легко находят ключ к разгадке любого уравнения, часто не могут найти общий язык с одноклассникам. К особым детям нужен особый подход.

Мало иметь способности от рождения, важно, в каких условиях развивается ребенок. Если его растят неравнодушные родители, обучают талантливые педагоги и окружают такие же, как он, сверстники, тогда, при смешении всех трех компонентов, из перспективных умников и умниц наверняка получатся неординарные взрослые.

В так называемом тесте на одаренность участвуют примерно 10 тысяч московских школьников. Пока на уровне эксперимента, попытка выяснить, сколько в обычных школах необычных детей.

«После анализа всей этой картины мы попробуем дать какие-то рекомендации, попробуем понять, каким образом строить эту работу не в школах для одаренных, в заповеднике для одаренных, а в каждой школе предоставлять какие-то условия. Сейчас это реально», — говорит руководитель Городского ресурсного центра одаренности МГППУ Виктория Юркевич.

Впрочем, еще несколько лет назад группа педагогов и ученых предложила проект по поддержке способных детей: создать по всей стране сеть спецшкол, готовить на их базе учителей и развивать дистанционное образование. Но чиновники к учителям не прислушались. Появилась другая концепция: спецшколы закрыть, таланты искать в обычных, с помощью тестов на IQ. И поддерживать их грантами.

Этот подход сразу вызвал много нареканий у специалистов.

«Эйнштейн в 4 года даже не говорил, дали бы ему в 4 года тест — совсем придурок», — отмечает директор Института мозга человка Святослав Медведев (Санкт-Петербург).

Историю о системе, где нужно быть как все, сняли школьники одной из самых нестандартных школ. Здесь нет звонков, ученики сами выбирают предметы, а учителя — сплошь кандидаты наук. Но неожиданно эта проблема коснулась их самих. Спецшколам запретили набирать первый класс по конкурсу, и предлагают объединяться с обычными школами.

«У нас решили их ликвидировать одним махом. То есть в проекте закона об образовании сказано: никаких спецшкол, гимназий, все равны перед законом, всем подушевое финансирование. Это на самом деле бьет по настоящим сильным школам», — говорит учитель математики Александр Ковальджи.

Выбрать подходящую ребенку школу — привилегия крупных городов, в глубинке таланты учить просто некому.

«Если задавал лишние вопросы по предмету, просто не слушали, так как не могли ответить. Бывало часто, что я учителей сам поправлял, потому что они ошибки допускают», — рассказывает ученик лицея №31, Челябинска Николай Дурникин.

В школе городка Усть-Катав ученика Дурникина недолюбливали: больно умный. И странный. Еще в садике проводил физические опыты над игрушками и штудировал книги по математике.

«Математика — она просто красивая, поэтому я извел много тетрадей на одни матрицы», — вспоминает ученик лицея №31 Челябинска Николай Дурникин.

В результате Коля в школу просто перестал ходить. Мама мальчика в отчаянии написала письмо директору Челябинского лицея.

Он не только принял способного ребенка. Жить матери с сыном было не на что, Елену устроил в школе уборщицей, Коле организовал бесплатное питание. Уверен: талантов гораздо больше, чем возможностей их обучать.

«Если бы мы могли хотя бы в Челябинской области детей отыскивать, и у нас был бы свой интернат, но у нас такой возможности нет», — говорит заслуженный учитель России, директор лицея №31 Челябинск Александр Попов Александр Попов.

Челябинский лицей, в лабораториях которого тренируется сборная страны по физике, лишь частично финансирует государство. Но деньги — не главная проблема.

«Если бы у меня в школе преподавал Сократ, Архимед, то зачем бы мне нужны были компьютеры и физические лаборатории. Был бы прутик и песок морской и ничего не надо», — отмечает заслуженный учитель России, директор лицея №31 Челябинска Александр Попов.

Не на одаренных учеников, на одаренных учителей делают ставку в Финляндии. Конкурс на место педагога огромный, поэтому каждый — магистр наук или имеет научную степень.

«Мы считаем, что все дети в чем-то да талантливы, поэтому не надо выделять более способных. С первого класса школьники привыкают работать сами, над ними с указкой никто не стоит», — говорит заместитель директора школы Кирсти Сантахолма (Хельсинки).

Финских школьников считают одними из самых образованных в мире.

Но в международных Олимпиадах побеждают китайцы. Поднебесную называют фабрикой по производству вундеркиндов.

Их выделяют в особые классы, за снижение успеваемости возвращают в обычные с ярлыком «неудачник». Для детей и родителей нет ничего страшней, ведь чтобы поступить в вуз, надо учиться не на отлично — на отлично в квадрате или даже в кубе.

«Очень большая нагрузка на наших детей. Чтобы выиграть конкурс, детям приходится заниматься все больше и больше», — рассказывает учитель китайского языка Сунь Сяовэй.

Эти страны уже выбрали свой путь, а вот новая российская концепция, по мнению специалистов, пока не работает.

«Среди разработчиков концепции нет ни одного педагога, который вырастил бы с начала и до конца хоть одного одаренного ребенка. Это кабинетный документ, боюсь, что будут зря потрачены деньги», — считает заслуженный учитель России, руководитель Городского математического центра для одаренных школьников Сергей Рукшин (Санкт-Петербург).

Учитель Перельмана и десятков других выдающихся ученых, отлично знает, как растить гениев, но не понимает, как сделать так, чтобы государство заинтересовалось этим опытом, накопленным годами.

Галина Филоненко

Источник: http://www.1tv.ru/news/social/220134

Комментарий. Из текста статьи следует, что одарённым детям нужен не грант, а развивающая образовательная среда, а денежные гранты нужны тем, кто их будет распределять. Почему-то вспоминается классическое «Пилите, Шура, пилите!» Развивающую образовательную среду умеют поддерживать в уже сложившейся системе спецшкол, лицеев и гимназий. Но деньги, идущие на финансирование их работы, проходят мимо рта образованцев — чиновников от образования. Они не считают такое положение справедливым. Они хотят «попилить» — ну чем они хуже дам сердца и родственников Сердюкова?

А кому нужны специально придуманные гранты? Взрослым, которые таким образом будут «пилить» деньги, освободившиеся после прекращения дополнительного финансирования спецшкол. Не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать, что через несколько лет, когда уже не будет прежних спецшкол, гимназий, лицеев, окажется, что новая система поддержки талантов поддерживает кого угодно, большей частью тех, кто эту идею придумал и воплотил, но не таланты. Но за эти несколько лет будет «распилено» много денег, которые будут безвозвратно потеряны для системы образования России, как безвозвратно потеряны деньги, потраченные на «реформирование» образования. Деньги потратили, а образованию от этого стало хуже. Об этом предупреждали в начале XXI века умные люди, но кто же их слушал, если во власти люди, которым надо «срубить денег» и побольше, а дальше — хоть трава не расти!

Возможно, некоторые спецшколы останутся на плаву, но это уже будут другие спецшколы, которые будут выживать за счет платности образования. Это откроет социальные лифты для детей из простых семей, на что надеются «реформаторы». Точнее, не надеются, а нагло врут, что так будет.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал