Новости

Урок в 6 классе школы № 444 г. Москвы

Вход в школе 444

Сегодня в Москве хорошая погода. С утра было прохладно. До школы 444, что находится в семи минутах ходьбы от метро Первомайская, добрался без проблем. Здесь меня встретила учительница Ольга Антоновна и провела в свой кабинет на 3-й этаж.

Идея проведения урока возникла из общения с Ольгой Антоновной по поводу первых успехов её учащихся 6 класса (математического) в поиске решений головоломки ПЕНТАМИНО, описанных здесь:

Шестиклассники школы 444 Москвы ищут решения головоломки Пентамино

Эта школа давно интересовала меня своей историей. Со времени работы в НИИ СиМО РАО я знал, что здесь работал известный учитель Семён Исаакович Шварцбурд. Википедия утверждает, что несколько лет в здании школы Семён Исаакович жил вместе со своей семьёй. Интересно, что в 1959 г. в этой школе был открыт первый математический класс (программистов-вычислителей). Это было за несколько лет до открытия интернатов с углублённым изучением математики и физики при Московском, Новосибирском и Киевском университетах. Это было за 25 лет до введение в школу предмета «Информатика и вычислительная техника». Потом Семён Исаакович  стал одним из авторов учебника Н.Я.Виленкина и др.

Итак, шестиклассники помогли мне настроить презентацию на электронной  доске. А когда начался урок, они решали мои задачи по презентации «Можно или нельзя?» быстрее, чем я успевал менять кадры с заданиями. Идеей чётности и раскраски лучшие из ребят владели хорошо, справились и с незнакомыми им задачами. Совсем кратко мы поговорили про ПЕНТАМИНО, про использование симметрии и перекладывания равносоставленных фигур для получения новых решений из уже имеющихся. В презентации есть ссылка на статью.

Я знал, что ребята не очень понимают, зачем надо уметь решать задачи арифметическим способом, если их можно решать с помощью уравнения. Но они решали арифметически те задачи, которые я им предложил, а потом согласились, что задача про принцессу Либушу из доклада восьмиклассников в Интернете и некоторые другие задачи проще решать именно арифметически. Ребята очень оживлённо реагировали на «взрослые» решения задач с уравнениями и системами, на неверное решение из ГДЗ. 

В конце урока я вручил свои книжки лучшим решателям головоломки и самым активным участникам нашего урока, мы сфотографировались на память на фоне кадра про задачу, на неверное «взрослое» решение которой они очень весело среагировали (там при сложении двух соседок получились яблоки). 

Ссылки на использованные презентации:

Можно или нельзя? 

Арифметические способы решения задач — в учебниках и на экзаменах

Как пишут в детских сочинениях, расходиться не хотелось… Но у ребят скоро следующий урок, им ещё надо многое посмотреть в своих смартфонах, поэтому, попрощавшись с ними и с Ольгой Антоновной, я поспешил домой.

Это было похоже на мои уроки в 2011 году с моими пятиклассниками в ФМШ 2007. Исключительная активность, хорошо сформулированные ответы… Погрузившись в метро и в приятные воспоминания, я ехал в подземке, потом прогулялся пешком до дома от м. Южная. Солнышко пригревало совсем не по-ноябрьски.

День удался. Спасибо всем за интересную встречу.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал