Новости

Тверь. Встреча в Областном институте усовершенствования учителей

Из дальних странствий возвратясь…

Волга-матушка

Сегодня утром началась моя командировка в Тверь. В областной институт усовершенствования учителей, что на Волоколамском шоссе, 7.  Это первая моя командировка-блиц: отъезд и приезд в один день. В 8:00 выехал из дома, в 20:00 вернулся домой.

На Ленинградский вокзал я прибыл заранее, прошёлся по сувенирным лавкам, купил сувениры внукам и себе. Прошёл досмотр, дождался посадки на Сапсан, и мы поехали. Час в пути потратил на редактирование текста решения задачи с параметром из варианта предварительного экзамена от 30.03.18. Понабирал в телефон начало решения ещё одной задачи с параметром, которое выложу на сайте на днях. Час в поезде пролетел незаметно, и вот я в Твери. До начала моей лекции остаётся 25 минут. Ехать до института несколько остановок на автобусе или троллейбусе, но я не стал искать остановку, чтобы случайно не уехать в противоположном направлении, взял такси и доехал до института. 

В институте меня встретила организатор Нина Николаевна (не математик), провела в аудиторию, где меня ждали 23 учителя. Мы вставили флэшку в компьютер, а на часах было 11:00. Я успел!

Дальше всё шло по моему обычному плану. Учителя были внимательны, живо реагировали на обсуждаемые проблемы и задачи. Только один пожилой учитель уж очень сокрушался, что я упоминал про снижение уровня математической подготовки школьников и других проблемах математического образования:

— Вы нам рассказываете про ухудшения, про которые мы знаем, но мы ведь не можем никак повлиять на ситуацию!

К сожалению, он ушёл после перерыва так и не дождавшись моих советов, как выживать в сложившейся ситуации, как сохранить лучшее из того, что мы умеем делать в образовании до той поры, когда руководство страны скажет: «Ну всё, поблуждали по пустыне — пора выводить караван реформ к родникам нашего прежнего успешного опыта!»

Очень надеюсь, что  доживу до этого разворота. А пока я рассказывал учителям о том, как развивать понятийное мышление школьников в работе с теоретическим материалом, как развивать их речь в работе с текстовыми задачами, как сделать для них интересным процесс решения текстовых задач и изучения математики. 

 Я был в приподнятом настроении, так как приехал в областной центр моей родной — когда-то Калининской — области. В перерыве подписывал пожелания учителям на моих книжках. Оказалось, что одна учительница проходила заочный курс повышения квалификации (по текстовым задачам), который я вёл 11 лет в Университете Первое сентября, благодарила за проделанную работу.

После моего выступления вопросов почти не было. Спросили, не принимаю ли я участия в подготовке материалов к ОГЭ-ЕГЭ?  Я ответил, что занимаюсь только теми проектами, в пользу которых верю. Вот учителям и учащимся помогаю готовиться к этой экзекуции, а в составлении заданий — нет. Другие вопросы, если возникнут, учителя обещали прислать по электронной почте, а пока, говорят, что спрашивать, если всё понятно?

От Нины Николаевны я узнал, что в институте нет специалистов по математике — методистов по предметам нет с 2010 года. 

— Простите, а как же вы проводите курсовую переподготовку, не имея профильных специалистов?

— Так и проводим. У нас есть внештатные сотрудники.

— Вот так отреформировали институт усовершенствования учителей, — подумал я, — и поговорить по своему предмету не с кем. Как же здесь можно строить планы на будущее?

Нина Николаевна будто услышала мои мысли и спросила:

— Александр Владимирович, а не могли бы Вы приехать к нам в середине мая, а если не получится, то в сентябре. Мы будем работать с тьюторами. Было бы хорошо поговорить о возможностях выбора учебников, вы ведь от издательства Просвещение?  

— Да, — говорю, — я один из авторов удачных, на наш взгляд, учебников издательства Просвещение. И я готов быть полезным в родном краю. Я же родился на Селигере в посёлке Карево — это Осташковский район, жил и учился в Нелидово. Буду рад помочь землякам всем, чем смогу. Договорились согласовать все вопросы по электронной почте с Издательством. 

А дальше у меня была пешеходная экскурсия по областному центру, в который я первый раз приезжал зимой 1966/67 учебного года на областную олимпиаду по математике.

Когда-то я победил в своём шахтёрском городке Нелидово (тогда и сейчас в нём 20 000 жителей) в олимпиаде по математике в 7 классе. В 8 классе учитель спросил меня: 

— Саша, ты готовишься к олимпиаде?

— Готовлюсь, — ответил я, — а через некоторое время выяснилось, что олимпиада уже прошла. 

В девятом классе я опять победил в городской олимпиаде, и меня отправили в Калинин на областную олимпиаду без сопровождения взрослых. Я складывал железнодорожные билеты и даже билеты на трамвай в конвертик для отчёта за командировку — всё по-взрослому.

Хорошего результата я тогда показать не мог, так как к девятому классу не посетил ни одного занятия математического кружка, сказался недостаток опыта решения олимпиадных задач, а ещё моя застенчивость: я до всего старался дойти сам и не беспокоил учителей вопросами. До ночного поезда  оставалось много времени, когда я прочитал объявление о наборе в Специализированную школу-интернат физико-математического профиля № 18 при МГУ им. М.В. Ломоносова (теперь это СУНЦ). Мне стало интересно,  какие там дают задачки. Пришёл, порешал, а летом меня вызвали в летнюю математическую школу в Красновидово, что на Рузском водохранилище… и меня приняли в 10-й (выпускной) класс.

Даже если бы я тогда не поступил в ФМШ, поездка в математический лагерь всё равно оказала бы на меня неизгладимое впечатление и определенно повлияла бы на мой профессиональный выбор. Там я, провинциальный мальчик, впервые увидел настоящих академиков — А.Н. Колмогорова и П.С. Александрова. Там я познакомился и с В.А. Гусевым — тогда ещё  аспирантом. Вот с этими приятными воспоминаниями брёл я по областному центру.

Погода стояла солнечная. Я интенсивно боролся со своим сидячим образом жизни — везде ходил пешком. От института через речку Лазурь отправился к центру города. С удивлением обнаружил в центре города «площадь шести углов». Всю её обошёл вокруг и сфотографировал все «углы».

В зданиях на площади располагались резиденция губернатора области и другие важные государственные структуры, включая министерство образования области. На этой площади стоит памятник.

 

И вот что меня опечалило: в самом обшарпанном здании (Новоторжская, 24) на этой площади находилось министерство экономического развития Тверской области! Что уж там говорить о сохранности зданий с табличкой «Охраняется государством»!

На моём пути попался только один великолепно сохранённый дом — в нём размещается Строительная компания ООО «Авторитет». Спасибо компании.

Позади этого здания был выход к Волге. Здесь простор и красота.

Обратно весь путь до института, а потом до вокзала я прошёл пешком, так как времени до Сапсана было ещё много. Отмечу исключительную внимательность горожан: они подробно отвечают на вопросы, провожают до угла, чтобы показать дальнейшие ориентиры… Довольно быстро я пришёл на вокзал, посидел там полчаса, понабирал этот текст в телефон, прошёл досмотр… Дальше опять Сапсан. Всего час в пути, и я в Москве.

Спасибо всем, кто организовал мне это интересное путешествие и интересное общение с учителями. Надеюсь, что продолжение последует.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал