Новости

Столичных учителей планируют перевести на контракты

Вслед за отменой «лужковских надбавок» столичных учителей ждет и другое важнейшее изменение: их работа в школе по бессрочному договору может остаться в прошлом. На смену ему придет контрактная система и срочный договор на оказание образовательных услуг — на год или три года. Чиновники объясняют это необходимостью избавиться от тех педагогов, которые «откровенно мешают коллективу».

Департамент образования Москвы планирует постепенно нанимать учителей на срочные договоры на год или более долгий период времени. Хотя исторически педагоги всегда работали в школе по бессрочному договору.

Переход на контракт с сотрудниками школ начался с директоров. К новому учебному году уже более 50% управленцев перешли на срочные договоры, заявил «МН» руководитель департамента образования Исаак Калина. Большинство учителей и завучей эта перспектива ждет в ближайшем будущем. Однако массового отказа от бессрочных договоров и навязывания контрактов нет, решение, подписывать срочный договор или нет, принимает сам учитель, подчеркивает чиновник. Калина объясняет новые условия необходимостью избавления школ от халтурщиков. «В этом случае самоочищение коллектива работает лучше всего. Учителя видят, из-за кого дети уходят, из-за кого школа теряет деньги. Чтобы избежать ситуации, в которой человек откровенно мешает коллективу, школы могут перейти на контрактную систему и заключать с педагогом срочный договор на оказание услуг», — заявил Калина, выступая на городском открытом педагогическом совете.

По данным официального учительского профсоюза, ныне работающих педагогов изменения скорее всего не коснутся. Подписать контракт предложат устраивающимся на работу учителям и выпускникам педвузов. Исключения могут составить учителя-пенсионеры. В апреле 2012 года тогдашний президент Дмитрий Медведев поручил правительству подготовить «предложения о переходе к заключению срочных (трехлетних) трудовых договоров с педагогическими работниками, достигшими пенсионного возраста». Срок исполнения этого поручения — 1 октября 2012 года.

Эта инициатива может помочь привлечь на работу молодых учителей, коих все еще мало, якобы из-за засилья в школе преподавателей пенсионного возраста. Однако за заслуженных и старейших заступился Общероссийский профсоюз работников образования, назвавший решение Медведева дискриминацией по возрасту. Исполнение поручения затормозилось из-за несоответствия ряду законов, но не было отменено.

Сергей Кузин, председатель московского отделения общероссийского профсоюза работников образования:
«Контракты для учителей придумали вместе с Новой системой оплаты труда (НСОТ), чтобы с ними было легко распрощаться за малейшую провинность. Трудовой кодекс четко говорит, что работа учителей бессрочная, не ограниченная ни временем, ни объемом этой самой работы. Мы сейчас как раз будем мониторить эту ситуацию, и если откроются случаи принуждения к срочному договору — будем ругаться с департаментом. Также надо объяснять учителям новым, что они не обязаны его подписывать. Но если они сделают это осознанно и добровольно, то тут мы ничем помочь не можем. Случаев, когда уже действующие учителя соглашались перейти на контракт я не знаю. Дураков нет».

Ефим Рачевский, директор Центра образования № 548 «Царицыно»:
«Трудовой кодекс и образовательное законодательство, а также реальная жизнь в этом вопросе давно разошлись: противоречий очень много. В Москве вообще и конкретно у меня в школе все работают по бессрочному договору. У директора мало возможностей уволить человека, если он дурака валяет. Хотя самого директора можно уволить без объяснения причин. Думаю, что изменения произойдут и несмотря на консервативность учительского сообщества. Едва ли учителя будут бунтовать, если новые правила будут объяснены адекватно. В США, кстати, учителя работают по контракту».

Андрей Демидов, сопредседатель независимого межрегионального профсоюза «Учитель»:
«Наш профсоюз считает, что перспектива перевода педагогов на срочный контракт — это попытка под предлогом «гибкости» лишить их гарантий и облегчить сокращение персонала образовательных учреждений. Как известно, Трудовой кодекс предусматривает заключение срочных договоров в тех случаях, когда работа носит временный неустойчивый характер. В данном случае, к бюджетной сфере это не относится. И в мировой практике педагоги государственных школ находятся на бессрочном контракте. Более того, в ряде европейских стран, например во Франции, педагога практически нельзя уволить. В Канаде учитель, потерявший нагрузку, три года получает зарплату от государства. У нас же государство идет в обратном направлении, закрывая школы и снимая гарантии для педагогов. Если к нам обратятся педагоги, на которых будет оказываться давление с целью заключения срочного контракта, мы будем помогать им защитить свои права, привлекая, в том числе, прокуратуру и суды».

Источник: http://mn.ru/society_edu/20120828/325957741.html

Наш комментарий. Более 10 лет назад академик В.И.Арнольд писал о своей беседе с главными реформаторами российского образования: «Наиболее важной чертой будущей организации реформ мои собеседники считали то, что составление программ по разным дисциплинам не должно быть доверено соответствующим специалистам («иначе химики станут требовать серьезно изучать химию, математики — математику и т.д.»). Вероятно именно эта идея привела к прошлогодней попытке полностью исключить из школьного обучения курс геометрии (чему воспротивились не только математики из РАН, но и представители оборонных предприятий). Сейчас обсуждается новый проект, где исключены всего только логарифмы и синусы, степенные функции и стереометрия. За этим придется исключить из физики законы Кулона и всемирного тяготения, которые основаны на исключаемой математической теории, а из географии — параллели и меридианы. Но реформаторов-двоечников это не смущает, а только радует.

Главная цель реформы, по словам моих собеседников, — добавляет академик В.И.Арнольд, — состоит в том, чтобы осчастливить родителей, сделав их детей-двоечников отличниками, меняя не уровень их знаний и умений, а просто уровень требований к ним. Крайне отрицательно «реформаторы» отнеслись к моим словам о необходимости повысить зарплату учителям. По их мнению, «это только закрепило бы нынешнюю оккупацию школ малокомпетентными старушками».

Надо добавить, что «реформаторам» сильно мешают обещания «партии и правительства» повысить зарплату учителей. Получится ли повысить стоимость ставки учителя до средней по региону — ещё не известно. Во всяком случае, Минфин против. Если «партия и правительство» сдержат слово, то это сделает учителя менее зависимым от управленцев. Это им (управленцам) надо?

Совсем не случайно первыми на контрактную основу переводят директоров и завучей — именно для повышения управляемости. Уже потом завучи и директора, если хотят продления контракта, должны будут обеспечивать управляемость их школьных коллективов и отдельных учителей. Стратегия «реформаторов» правильная, а то «реформы» затянулись, ругают их все, кому не лень. Давно пора всё отреформировать до основанья, а затем… строить ту школу, о которой писал И.Ф.Шарыгин: «По сути, может произойти полный развал российского образования, низведение его ниже уровня церковно-приходской школы. А население (именно население) России должно заниматься обслуживанием сырьевого комплекса. И немного уметь объясняться по-английски. Раб должен знать язык господина».

Вот всего лет 6-7 назад сказала учителям директор школы № 679 Матвиенко Г.А. (царствие ей небесное!), что надо на избирательном участке взять открепительный талон и проголосовать организованно в школе. Понятно, зачем это делалось. Поскольку я человек с регалиями и школе был нужен, то меня директор не корила за голосование по месту жительства. А если бы я был неопытный молодой учитель, волнующийся за продолжение контракта, то как бы я поступил? Отвечать не буду. Этот вопрос каждый решает для себя, но совершенно очевидно, что учитель-контрактник более уязвим, следовательно, более управляем.

И последнее. Жаль, что И.Калина не понимает гибельности для образования даже разговора об образовательных услугах. О контрактах на оказание образовательных услуг и не говорю!

Советую обратить внимание на материал:

Является ли работа учителя оказанием образовательной услуги?

Для «затравки» приведу одну цитату из этого материала:

Отметим, что по международной классификации товаров и услуг (в редакции № 10 этого документа) все товары и услуги поделены на классы и интересующие нас образовательные услуги отнесены к классу 41, в описании которого сказано: «Класс включает, в основном, услуги отдельных лиц или организаций по развитию умственных способностей людей или дрессировке животных, а также услуги, предназначенные для развлечения людей или организации досуга»

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал