Новости

Русская школа в эпоху «небывалого Торжества Православия»

Этой осенью я читал лекции учителям математики в дюжине российских городов. Картина везде была одна и та же: 100–200 уставших немолодых женщин, среди них два-три мужчины, как правило, седых. После лекций я собирал анкеты, где в частности был вопрос про рабочую нагрузку (итого выборка в 1,5 тыс. человек). Средний ответ такой: 25 часов.

В некоторых регионах до четверти учителей дают более 30 уроков в неделю. Это означает, что у них минимум 12-часовой рабочий день: каждый из уроков требует 15 минут подготовки, 5–10 минут на заполнение журнала (часто двух: бумажного и электронного), 20 минут на проверку тетрадей, если их собирать не часто. На вопрос, «чего Вам больше всего не хватает, не считая денег», большинство отвечает: времени.

По возрастному параметру русская школа похожа на Академию наук. Основной корпус — это люди, старше 45 лет — те, кто начинали работать в 70-80-х годах. Практически нет 30-летних — опытных и энергичных одновременно, меньше 10% молодежи — тех, кто работает не больше 8 лет. Русская школа теперь, как русская деревня в Нечерноземье, — на грани вымирания. Смены нет и не предвидится.

После лекции чаи-разговоры. Спрашиваю коллегу во Владимире, у которой 40 (!) часов в неделю учебной нагрузки (6 рабочих дней, по 10–12 часов работы): зачем Вам это?

Говорит:

— Не из-за денег, я дочку вырастила, замуж выдала. Просто работать в школах некому, дети просят, родители ходят-просят. А своих практически не вижу… — и улыбается.
— А почему работать некому?
— У нас ставка молодого учителя 5 300 руб. Он(а) помается годик, и пойдет мобильники продавать. Работа не нервная и 15 тыс.

Приезжаешь из очередной поездки с ужасом и предчувствием конца, но и с изумлением перед этими женщинами, которые тянут и тянут нашу баржу, не сдаваясь и не теряя умения улыбаться, и читаешь, что пишут столичные мужчины:

«Сегодня мы возвращаемся на свой подлинный исторический путь. Пробуждение народного самосознания в России является прямым следствием возрождения в ней христианского духа. Последние два десятилетия являют нам небывалое прежде в истории человечества Торжество Православия…».***

Как не вспомнить песенку советских времен:

Потом мужчины долго заседали
И составляли план работ на год…
А в это время женщины копали,
И продвигались женщины вперед!

Причем «копали» не в переносном смысле, а в самом прямом. Как и в 90-е годы провинциальный учитель накануне судьбоносной Сочинской олимпиады питается своим огородом.

Граждане-товарищи, отцы-учители, ну какое такое «небывалое Торжество Православия»?! Да вы по сторонам-то смотрели?

Вы вот пишете: «Христианские заповеди справедливости продолжали служить основой нашего общества и во времена официального атеизма в СССР». Допустим, хотя жил, видел, помню. Но если эти «заповеди справедливости» служили основой при «официальном атеизме», что же они провалились под землю за два десятилетия «небывалого Торжества Православия»?*** Где это видано, чтобы за одну и ту же каторжную работу учителю в Петушках (Владимирская обл.), платили 15 тыс., а в соседнем Орехове-Зуеве (Московская обл.) — 30 тыс.?

Когда я думаю о медсестрах в провинциальных больницах, о домах престарелых и инвалидов, о числе самоубийств, абортов и заключенных на нашей земле, а потом узнаю, что оказывается «христиане всего мира с надеждой смотрят на Россию как на хранительницу истинных ценностей», мне становится стыдно. И это чувство стыда — быть может, последнее, что еще напоминает нам о христианских корнях русской цивилизации.

http://www.pravmir.ru/russkaya-shkola-v-epoxu-nebyvalogo-torzhestva-pravoslaviya/

*** Обращение к президенту России В. В. Путину
http://www.kp.ru/daily/26163/3051250/

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал