Новости

Реформы российского образования: чего удалось достичь и на какие вызовы предстоит ответить?

Тонкости и цели проведения общественной экспертизы
в сфере образования обсудили в ОП РФ

Приводим материалы «Круглого стола» с сайта ОП РФ.

25 октября в ОП РФ состоялся круглый стол «Проблематика и методика проведения общественной экспертизы реформы российского образования». По словам организаторов, тема круглого стола предполагает содержательный анализ почти 20-летнего опыта проведения реформ в российском образовании.

«Дискуссий много по поводу того, что происходит в российском образовании, реформы идут лет 20, но зачастую нет поля, на котором можно содержательно дискутировать. Необходимо, чтобы дискуссии приводили к результатам», — отметил Секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев, открывая заседание круглого стола. 
 
По его словам, в настоящее время отсутствует профессиональная общественная оценка того, что случилось в российском образовании за последние два десятка лет. Какие успехи были достигнуты, какие недостатки проявились в результате проводимых реформ?
 

 

«Есть закон об общественном контроле, в нем есть такой инструмент, как общественная экспертиза. Общественная палата может организовать такую общественную экспертизу, и такой экспертизе могут подвергаться как активные действия, так и бездействия. Чтобы провести общественную экспертизу, надо к этому отнестись серьезно. Нужно создать группу общественных экспертов, надо понять, что мы будем подвергать экспертизе, дальше нужно техзадание, которое позволит ответить на интересующие нас вопросы. Как профессионально провести общественную экспертизу, чтобы результаты этой экспертизы стали ценностью для принятия решений? — спросил глава ОП РФ, обратившись к участникам круглого стола. — Вы должны поставить задачу Общественной палате РФ, как провести общественную экспертизу».
 
Профессор кафедры математического анализа ЛГПИ — РГПУ имени А.И. Герцена Сергей Рукшин, основываясь на результатах исследований и опросов, высказал мнение о негативном влиянии системы единых государственных экзаменов (ЕГЭ) на российское образование.
 

«Реформы уничтожили единое образовательное пространство страны, — уверен Рукшин, — понизился статус педагогического образования, социальный статус учителя. Нам предлагают подумать о системе оценок, вместо пятибалльной ввести 12- и 100-балльную систему. Нас все время трясут и нервируют систему образования непринципиальными, не имеющим отношения к сущности процесса угрозами». 
 
Вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов привел свои аргументы в защиту образовательных реформ. 
 

«Картина излишне пессимистична, — сказал он. — Что касается ЕГЭ, я бы не стал относиться к этому явлению негативно и критично. Судя по Московскому госуниверситету, мы можем увидеть, что благодаря ЕГЭ в нем учится много хороших студентов из регионов, которые бы иначе туда не попали, и это большой социальный лифт, о котором не надо забывать».
 
Затрагивая тему реформирования аспирантуры, Хохлов отметил, что аспирантура — это на сто процентов проектный способ обучения, но ни в коем случае, по его мнению, не высшая ступень образования. 
 
«Существует конфликт между определением аспирантуры как уровня образования и как подготовки к научной работе, конфликт есть, но аспирантура как уровень образования не принимается научным сообществом», — поделился он.
 
Он также высказал мнение о том, что общественная экспертиза должна проводиться строго специалистами из образования. 
 
Профессор, академик РАЕН, заведующий кафедрой концептуального анализа и проектирования МФТИ Захирджан Кучкаров предложил заниматься общественной экспертизой на более концептуальном уровне и уйти от натуралистической системы рассмотрения вопроса: «Нужно обсуждать не что предлагается в реформе, а для чего. На какие угрозы и вызовы должно отвечать образование?»
 
Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Наталья Починок предложила провести общественную экспертизу развития инклюзивного образования в России.
 

«Вовлечение людей с инвалидностью в процесс качественного профессионального образования, тема доступности образования должны стать отдельной задачей общественной экспертизы. 12 процентов населения в РФ имеют инвалидность», — отметила она.
 
Она также добавила, что общественная экспертиза должна быть нацелена на выработку конкретных предложений, нужно выстраивать взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, обществом. Такое взаимодействие должно быть направлено на помощь в реализации нацпроектов, считает Наталья Починок.
 
Заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин предложил выстроить работу общественной экспертизы в нескольких направлениях — от строительства школьных зданий до экспорта образовательных услуг.
 

Повышение статуса учителя должно стать главным результатом общественной экспертизы, уверен научный редактор журнала «Эксперт» Александр Привалов.
 

«Мы должны по результатам такой экспертизы указать точно и конкретно, что именно можно сделать для того, чтобы учитель начал дышать», — сказал он.
 
Подводя итоги, Валерий Фадеев сообщил, что в ближайшие две недели будет решен вопрос по формированию экспертной группы, а также попросил участников круглого стола прислать свои предложения в рамках определения проблематики и методики проведения общественной экспертизы реформы российского образования.

Фотографии можно посмотреть в конце материала по ссылке

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал