Новости

Реформа на результат

За последние пять лет московские школы превратились в многопрофильные образовательные комплексы, где стараются раскрыть способности каждого ученика. Число школ сократилось, а вот качество образования повысилось, чему свидетельством результаты олимпиад, госэкзаменов, различных рейтингов. К этому и стремились новые столичные власти, решив реорганизовать систему образования в столице, сделав ее одной из лучших в стране.

От детсада до вуза
– Уровень учебных программ сегодня на порядок сложнее, чем в советские времена. Чтобы освоить этот объем знаний, чтобы сдать экзамены, нужен был совершенно другой уровень системы образования Москвы, – говорил недавно столичный мэр Сергей Собянин по поводу проведенной реформы.
В 2010 году в Москве насчитывалось почти 4000 школ и детсадов и свыше 1,1 млн учеников и воспитанников. В этом году в школы и детсады пошли уже более 1,3 млн детей, из них почти 100 тысяч первоклашек (рекордная цифра за последние 20 лет). Но теперь для них открыты всего 632 школы – крупные образовательные комплексы, большинство из которых (572) имеют и дошкольную ступень обучения. Так что половина первоклашек – воспитанники детсадов при тех же школах, где впервые садятся за парты.

Кстати, новая система во многом решила проблему детсадов шаговой доступности. В этом году 77% родителей отвели малышей в детсады по месту жительства. И хотя дошколят в столице стало больше (в этом году свыше 400 тысяч детей), мест в садиках хватаетдля всех: 100% детей от 2,8 до 7 лет охвачены программами дошкольного образования, хотя еще в 2010-м очередь в детсады достигала 15 тыс. человек.
Что касается системы среднего образования, еще пять лет назад она была крайне неоднородна. Имелись престижные «сильные» школы, чьи двери штурмовали родители со всего города. Тогда как классы «рядовых» учреждений шаговой доступности зачастую пустовали. Новые городские власти посчитали, что право на качественное образование не должно иметь ограничений.
– Образование в школах не должно быть элитарным, не должно быть ставки на отдельные учреждения, – говорил мэр Сергей Собянин. – Упор должен делаться на то, чтобы в любой московской школе можно было получить достойное образование.

Поэтому в рамках реформы начались процессы интеграции школ, – «сильных» и послабее, с различными уклонами и профилями. В получившихся комплексах каждый ученик может раскрыть свои сильные стороны и получить то образование, которое ему интересно. В одном комплексе представлены все ступени обучения – от детсада до вуза. Тем более что в последние два года школы начали особенно эффективно сотрудничать с высшими учебными заведениями. Для школьников с 2013-го проводятся «Университетские субботы», которые за два года посетили свыше 90 тысяч ребят. Они также могут параллельно учиться в т. н. предуниверсариях на базе некоторых вузов.

Профильное образование можно получать и внутри комплекса. С прошлого года в 72 школах открылись кадетские 7-е классы. В этом году в пилотном режиме запускаются инженерные и медицинские.
В столичных школах работает система дополнительного образования – начиная от кружков и секций до масштабных общегородских проектов, вроде «Школы новых технологий».

Бюджет в помощь
При этом образовательные комплексы и укомплектованы по последнему слову техники. Столичные власти с самого начала принялись улучшать «бытовые условия» обучения. Практически все школы Москвы отремонтировали – капитально или в текущем режиме, на эти цели за пять лет выделили 85 млрд рублей. Зато теперь в каждой школе есть удобные и чистые классы, охрана и видеонаблюдение. Помимо этого построили более 250 новых учреждений (свыше 6о школ и почти 190 детсадов). Объекты-новостройки включались в состав уже существующих образовательных комплексов по конкурсу.

Улучшалась и оснащенность учреждении – сегодня все столичные школы компьютеризированы и обеспечены широкополосным интернетом, в 1500 зданий проведен wi-fi. Недавно эксперты подсчитали,что за девять месяцев этого года столичные школы скачали из интернета столько же траффика, сколько ежедневно передают все городские камеры видеонаблюдения. Кстати, для тех учреждений, что участвуют в проекте «Школа новых технологий», развивая инновационные модели обучения, IT-профили, скорость доступа в интернет на треть выше.

Столичных учителей избавили от бумажной волокиты, внедрив систему электронных дневников и учебников. Педагогов снабдили ноутбуками и компьютерами. В школах столицы работают 17 тысяч интерактивных досок, 28 тысяч мультимедийных проекторов.

Кстати, связь семьи со школой тоже во многом стала интерактивной. Записать ребенка в детсад или на секцию давно можно по интернету, а узнать, когда чадо пришло на учебу, – через смс (посещаемость фиксируется по электронной карточке школьника). Даже общегородские родительские собрания проводятся теперь в режиме онлайн.

Такая модернизация стоила немалых средств. Но и бюджет системы образования за пять лет вырос более чем в полтора раза (со 166 млрд рублей в 2010-м до 248 млрд руб. в 2015-м). В обновленных столичных школах ввели иную систему финансирования. Раньше хорошо зарабатывать могли лишь «престижные» школы, остальным приходилось перебиваться довольно скудными средствами. Но после реформы для всех введен единый подушевой норматив – 123 тысячи рублей на старшеклассника в год. Таким образом, бюджеты обычных школ увеличились в полтора-два раза.

Выросла и оплата труда педагогов: средняя зарплата учителя в 2010-м составляла 39,2 тысячи рублей, сейчас – 71. Заметим, что сейчас в столичной системе образования работают более 123 тысяч педагогов, а вот число «школьных чиновников» за пять лет значительно сократилось – с почти 22 тыс. человек в 2010-м до 11 тысяч работников в 2015-м.

Новые цели
О результативности реформы столичного образования говорят успехи московских школьников.
– «Единый госэкзамен мы сдаем почти вдвое лучше, чем в среднем по стране. Каждая четвертая из 500 лучших школ России – московская. Каждый четвертый победитель и призер всероссийских олимпиад – это школьник из Москвы, – отмечал недавно мэр Сергей Собянин.

Действительно, в последнем рейтинге 500 лучших школ России 139 – столичные учреждения, по сравнению с прошлым годом их доля в топе возросла на 12%. В итоге теперь треть столичных школьников учатся в лучших российских школах.

ЕГЭ московские школьники с каждым годом сдают все лучше: в 2010-м всего 14% столичных выпускников удавалось набрать от 220 баллов, сейчас такие результаты показывают 30% ребят.
Почти все школы Москвы – 96% (607 школ) — могут похвастаться призерами или победителями регионального этапа Всероссийской олимпиады, 28% (181 школа) в этом году дали лауреатов заключительного этапа. Пять лет назад титулованных учеников готовили лишь в 27% и 5% школ столицы соответственно. В этом году 124 победителя заключительного этапа Всероссийской олимпиады оказались из Москвы (в 2010-м их было 73).

Но на этих успехах столичные власти останавливаться не намерены. В планах сделать систему школьного образования города конкурентоспособной уже на мировом уровне.
– Московские школы заслуженно являются лучшими в стране, – говорил мэр Собянин перед началом этого учебного года. – Но столица должна стремиться к большему, Следующая задача – добиться качества школьного образования лучше, чем в ведущих мегаполисах.

Источник: Газета «Метро». Москва. 23 октября 2015 года.
http://pressa.ru/ru/reader/#/magazines/metro-moskva/issues/3351/pages/3/

Комментарий. Московский выпуск газеты «Метро» за 23 октября 2015 г. опубликовал статью с названием «Реформа на результат» (текст приведён выше). Я и сам слышал от мэра Москвы, как у нас всё цветёт в образовании во время волнующей процедуры вручения мне звания Заслуженный учитель РФ. Но, как говорится, Сергей Семенович Собянин мне друг, но истина дороже!

Думаю, что мэра Москвы сильно подставили, обманули, проще говоря. Не исключаю, что он и «сам обманываться рад», веря без меры в докладываемые ему «успехи». Но не до такой же степени! Почему статья о триумфе в образовании Москвы анонимна? Неловко подписывать или это рекламная статья — что-то вроде рекламного слогана, авторство которого не афишируется, зато щедро оплачивается? Думаю, что вся статистика в этой статье вышла из недр Департамента образования Москвы и не без ведома И.И.Калины. Кстати, а где похвалы ему за мудрое руководство своим департаментом? — Несправедливо, право слово! Я понимаю желание мэра блестеть на пятилетний юбилей своего руководства городом, но нельзя же пользоваться такой недобросовестной статистикой! Давайте по порядку.

Кто это доложил мэру, что уровень учебных программ сегодня на порядок сложнее, чем в советские времена? «На порядок», — переведу с научного языка, — это в 10 раз! Помилуйте, программы стали проще — спасибо Стандартам, Дорожным картам, Федеральным программам и прочим великомудрым документам, которые теперь учебную деятельность ставят впереди знаний, умений и навыков. Вы можете себе представить, чтобы на выпускном экзамене за среднюю школу по математике в советское время дали задачу про количество булочек по 17 рублей, которое можно купить на 100 рублей? — А теперь дают.

Если уж хотите знать результаты обучения, то спросите у преподавателей вузов. Лично мне один молодой доцент рассказал, что обнаружил на третьем курсе своего вуза группу, в которой ни один студент не умеет решать квадратное уравнение. А как вам ответ студента гуманитарного вуза на вопрос «Кто убил А.С.Пушкина?» — «Онегин!» На днях такой сюжет про современного студента промелькнул на телевидении. Так что «на порядок» это украшательство в чистом виде! Я готов доложить мэру без прикрас настоящее положение дел с программой по моему предмету, так как подробно проанализировал принятые а апреле 2015 программы по математике для 5-9 классов и те, которые вот-вот примут для 10-11 классов. Так вот там полный провал и никакого «на порядок сложнее»!

Не понравился мне пассаж про престижные «сильные» школы и «рядовые» учреждения шаговой доступности, про то, как новые городские власти посчитали, что право на качественное образование не должно иметь ограничений. Скажите мне, кто в 2010 году ограничивал права школьников на поступление в престижные школы? — Никто! Другое дело, что возможности осваивать их сложную программу у всех детей разные. Престижные «сильные» школы отбирали тех, кто сможет её освоить, и не брали остальных. Вы мне объясните, в чем нарушены права ребёнка, не знающего таблицы умножения или не умеющего складывать обыкновенные дроби? Да надо спасибо сказать обруганной престижной школе за то, что она не обрекла этого ребенка на мучения во имя амбиций его родителей.

Чтобы понять абсурдность «наезда» на престижные школы, спросим, почему же власти Москвы не требуют убрать требования вузов к подготовке будущих студентов под предлогом «право на качественное образование не должно иметь ограничений». Автор статьи зачем-то шельмует сильные школы и работающих в них учителей.

Бюджет системы образования за пять лет вырос внушительно, но не более чем в полтора раза — возьмите в руки калькулятор. А зачем надо врать про хорошие заработки в «престижных» школах. Они получали больше средств, так как в них классы чаще делились на группы, велось больше кружков, семинаров и иной работы, оплачиваемой по тем же ставкам, что и в обычных школах.

Можно порадоваться, что средняя зарплата учителя с 2010 года по 2015 выросла в 1,8 раза, но если при этом знать, что минимальная оплата труда в Москве увеличилась за то же время в 1,6 раза (http://www.buxprofi.ru/spravochnik/minimalnyj-razmer-oplaty-truda-v-Moskve ), то не вижу повода для криков «Ура!». Просто жизнь дорожает, а учителю повысили не оплату того же труда, а увеличили нагрузку на учителя (больше часов в неделю и больше учеников в классе). В чём же успех образовательной политики в оплате труда?

Не понимаю восторгов автора статьи про растущие результаты сдачи ЕГЭ, если с каждым годом задания упрощаются, если приходится по ходу экзамена менять шкалу для выставления положительной отметки, выделять экзамен «базового уровня», чтобы уменьшить число двоек по единому тексту. Экзамены упрощаются, поэтому растут показатели на радость чиновников, а что улучшается в подготовке школьников? — Вы у преподавателей вузов спросили? Вот пример из диктанта, который дали СТУДЕНТАМ первого курса (т.е. ЕГЭ они нехило так сдали, раз поступили): «…стащаным с ноги на смерть перипугонавого соседа…»

Удивительным получился пассаж про олимпиадные успехи. В статье сказано, что в 2010 году было чуть меньше 4000 школ. Из них победителей регионального этапа олимпиады давали 27% школ, то есть чуть меньше 1080. После укрупнения в 2015 году стало 632 школы, то есть школы, дававшие победителей регионального этапа, тоже «сливали» друг с другом (их стало 607), да ещё добавляли «слабые» в этом отношении школы. Фокус в том, что примерно 2895 «слабых» школ «слили» с успешными («слабых» осталось около 25). Об этом и говорят проценты — и больше ни о чём! Приведённый процентный «рост» (аналогично и для лауреатов заключительного этапа олимпиады) ничего не говорит качестве работы с олимпиадниками. Так что именно к этой части статьи хорошо подходит старинное изречение: «Ложь бывает трёх типов: ложь, наглая ложь и статистика».

Остается пожелать образованию Москвы успехов на мегаполисном, на мировом, да что там! — на галактическом уровне. Хочется только предостеречь Сергея Семёновича от излишнего восторга по поводу рейтингов. Он знает, что пятый в рейтинге эффективности губернаторов на днях оказался очень эффективным руководителем международной преступной группы. А в образовании тоже «не боги рейтинги составляют». Они складывают баллы за ЕГЭ и олимпиады «по валу», а не «на единицу продукции», да прибавляют ещё баллы за первоклашек, пришедших в школу из «своего» детсада. Что при этом получается — одному Богу известно! Но все жутко радуются. Представим себе такой рейтинг на соревнованиях по стрельбе. Соревнуется «элитная» школа олимпийского резерва (200 человек) и соседняя школа-комплекс (4000 человек), все делают по одному выстрелу и все результаты по школам складывают. Я не уверен, что школа олимпийского резерва выиграет, особенно, если к очкам, выбитым стрелками, добавить очки за каждого детсадовца, пришедшего «поболеть» за свой комплекс.

Дополнение. Отклики на публикацию.
26.10.
Вчера получены отклики из двух московских школ.

1. «Рост числа олимпиадников произошел якобы за счет укрупнения школ. Это так называемая ложная корреляция, плод однофакторного сознания. На самом деле, вместе с укрупнением школ департамент резко повысил роль олимпиад в рейтинге школ, и все школы кинулись готовить и гонять школьников на олимпиады, причем иногда противозаконными методами. Например, мне рассказывали несколько родителей, что в известной школе на уроках решают олимпиадные задачи, а читать учебник предлагают дома самостоятельно. Кроме того, многие сильные дети не любят олимпиады и склонны к углубленным занятиям, например, исследовательской работе, но теперь их тоже отправляют на олимпиады. Если посмотреть те немногие школы, которые не объединялись, то у них тоже выросло число олимпиадников регионального уровня. Таким образом, причина повышения успехов на олимпиадах вовсе не в объединении школ, а в жестком стимулировании подготовки к олимпиадам, подчас в ущерб основному образованию.»

Это как раз тот случай, когда инструмент измерения (рейтинг) влияет на объект измерения — как ЕГЭ влияет на процесс изучения математики в школе.

А.И.Сгибнев (Школа-интернат «Интеллектуал»). » В числе достижений С.С. Собянина в реформе образования появилось новое: «число «школьных чиновников» за пять лет значительно сократилось – с почти 22 тыс. человек в 2010-м до 11 тысяч работников в 2015-м». В этой недлинной фразе скрыто много неявных предположений:

1) «Расходы на администрации школ тоже снились». Не факт: например, директорские зарплаты здорово выросли.
2) «От школьной администрации толку нет, чем их меньше — тем лучше». Однако реформаторы сами постоянно загружают школьную администрацию работой, постоянно меняя правила игры и требования. Усталые директор и завучи думают об отчетах перед начальством, а на вникание в учебный процесс сил не остается.
3) По-видимому, часть адм. нагрузки легла на плечи учителей в виде скрытой эксплуатации, за которую не платят.
4) Не удивлюсь, если и сами приведенные цифры лукавы: например, в 2010-м году работников, совмещающих адм. нагрузку с педагогической, могли посчитать за администраторов, а в 2015-м — за учителей.

Ну и вранье со стажем про то, что теперь в Москве 600 с лишним многопрофильных школ. Оттого, что на 5-10 зданий комплекса повесили одну и ту же табличку, они еще совсем не выстроились в многопрофильную систему, для этого нужна большая согласованная работа. И на нее часто не хватает ресурса у этих самых «школьных чиновников», число которых сам же Собянин за пять лет «значительно сократил».

Из упраздненных окружных управлений и методцентров многих сотрудников устроили по школам на места замов директора или методистов. Эти сотрудники часто находятся вне контекста, школьную специфику не знают и знать не хотят, привыкнув за годы работы в своих учреждениях иметь дело только с бумажками.»

У вас есть мысли по обсуждаемой проблеме? — Делитесь по адресу avshevkin@mail.ru . Опубликуем.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал