Новости

Разговор с И.Калиной

Ответ Исаака Калины, который прозвучал на пресс-конференции «Московская школа: все ли дети одаренные?»:

«Дело не в статусе»

— Я с интересом прочитал обращение «Союза школ» и информацию о его создании. Как всегда тревога вызвана недостаточностью информации от разработчиков законопроекта «Об образовании». Мы приглашали на селекторное совещание департамента статс-секретаря Минобрнауки Наталию Третьяк, которая достаточно подробно и долго объясняла директорам школ суть закона, в том числе по вопросам о статусе гимназий и лицеев.

Во-первых, никто ни у кого статус не забирает. Единственное, и это признают все авторы обращения, за последние годы статус лицеев и гимназий размылся. Такой статус носят и те, кто действительно ему соответствуют, и те, кто оказался в рейтинге ниже 600-го места в рейтинге столичных школ. И они дискредитируют статус этих школ.

Во-вторых, в законопроекте статусы образовательных учреждений четко и понятно описаны. Хотя самый замечательный статус — наша родная школа, в которой может быть и программы гимназического уровня, и программы лицейского уровня. Собственно статус ведь ничего не давал, кроме бренда и некой привлекательности. И пусть он остается, никто его не отберет.

Вместо повышенных нормативов гранты от мэра

С нормативами сложнее. Я убежден, что он идет не школе, а ребенку. И дети, проявившие выдающиеся способности — я тут пользуюсь термином из закона — имеют право на более высокое финансирование. Также как и дети, которые к сожалению, стали инвалидами. Общество же признает, что организовать их обучение сложнее и за ними идет норматив в 2-3 раза выше. Точно также большее финансирование должно идти на тех детей, которые проявляют выдающиеся способности. Поэтому решением мэра Москвы появился специальный грант, который выдается тем школам, чьи ученики на прозрачных условиях доказывают выдающиеся способности (результаты ЕГЭ и олимпиад). Причем гранты немаленькие: 10 лучших школ получают по 15 млн. рублей, 15 школ — по 10 млн. рублей, 50 школ — по 5, и еще 50 школ — по 2 млн. рублей. То есть 125 лучших школ получают на получение таких детей. А выделать дополнительное финансирование только за то, что школа как-то себя особым образом назвала не справедливо по отношению к детям Москвы. Вот например, школа №218 занимает 6 место {в рейтинге лучших школ} и статус ей не нужен. И гранты тратятся на повышение учителей. Мы придерживаемся принципа выравнивания школ по условиям и вознаграждения по учебным результатам. Он более логичен чем принцип награждения по статусу.

Я обсуждал эти темы с директорским клубом ТОП-50 и по их предложению количество грантов будет расширяться. Решили, что включим этим школам в госзадание дополнительную работу с учениками, которые показывают высокие результаты. Это не будет повышение норматива, а поощрение за реальные результаты. Для того, чтобы они были крайне заинтересованы не на получение статуса, а на достижение результатов.

Должны ли получать больше заслуженные учителя?

Лично я против финансирования школы и начисления зарплаты учителям за статус. Если я пойду работать в школу, то со всеми регалиями (я заслуженный, медаль Ушинского, орден) по старой системе оплаты труда получал бы раза в 4, чем парень из института. Вы уверены, коллеги, что я бы был лучше как учитель, чем парень, закончивший физмат пединститута? я не уверен. Оплата за статус не мотивирующая? в отличие от оплаты за дополнительную работу с учениками и высокие учебные результаты. И доплаты учителям, которые занимаются с детьми, которые выигрывают олимпиады и конкурсы

Источник: http://yopolis.ru/595577/occasion/8397

Комментарий. И.Калина написал: «Собственно статус ведь ничего не давал, кроме бренда и некой привлекательности». А вот это неправда! Учителя имели 15-процентную надбавку, школы имели средства на то, чтобы классы делились на группы при изучении профильных предметов. Теперь этого не будет, так как новая система оплаты труда уравнивает обычные и статусные школы: у всех идет в зачет ученико-час. Это означает, что г. Калина будет хуже оплачивать работу учителя в гимназии и лицее, чем в простой школе. Хотя закон милостиво разрешает самоназываться лицеем и гимназией.

Ниже И.Калина говорит: «Вместо повышенных нормативов гранты от мэра», то есть он подтверждает, что прежде существовали повышенные нормативы.

А теперь о грантах. Учителя говорят о несправедливом способе оплаты их труда, а И.Калина отвечает про другое — про премии, которыми школы награждаются за хорошую работу, да ещё по удивительному правилу: раз в три года, да с пропуском вперед тех школ, которые работают хуже. И.Калина не смог даже найти людей, которые разработают толковое положение о грантах, или оно чиновникам не нужно. Представим, что в лучшую гимназию приняли хорошего учителя, надбавки за сложность работы и работы в малых группах никакой — всё только потому, что в прошлом году гимназия уже получала грант и теперь два года должна «пропускать ход». Эта грантовая система поощрения что-то поощряет? Она только усиливает произвол чиновников. А через два года новый учитель может не дождаться поощрения, потому что или эмир помрёт, или ишак сдохнет. Ну не стыдно ли главе образовательного ведомства оправдывать такое положение вещей?

И.Калина пишет: «Мы придерживаемся принципа выравнивания школ по условиям и вознаграждения по учебным результатам». Да, это хороший принцип, только его реализация хромает, так как нет выравнивания по условиям, если школы выполняют работу по разным программам (некоторые дают больше часов на учебный предмет), и в разных условиях (некоторые делят классы на подгруппы). Отсутствие повышения норматива вовсе ни в чем не уравнивает школы.

И ещё: Должны ли получать больше заслуженные учителя?

На мой взгляд, должны (и вовсе не в 4 раза даже со всеми регалиями, как у Калины), если звание получено заслуженно, а не за счет подарков чиновникам, что ещё случается. Мне даже известен случай, когда зав. отдела кадров присвоила себе к юбилею звание заслуженного учителя. Мне также известно, что моя родная школа № 679 дважды выдвигала меня на присвоение звания заслуженного учителя, но именно эта зав. отдела кадров на вопрос «Правильно ли заполнены мои документы?» поучала меня: «Вам звонить не этично, у вас есть директор школы». Так что я имею некоторое представление о присвоении званий не учителям, а чиновникам.

Пример самого И.Калины ни в чём меня не убеждает. Может быть, он и не сможет работать лучше бывшего студента (а обоснованно ли было присвоено звание?), а я смогу. Оплата за статус учителя, на мой взгляд, является мотивирующей: уважающий себя учитель всегда стремится соответствовать своему статусу. Уравнивать в оплате бывшего студента и опытного учителя означает неуважение к опыту.

Впрочем, о чём это я говорю? Кому из чиновников это уважение нужно?

Шевкин А.В., опытный учитель математики, кандидат педагогических наук, лауреат премии мэра Москвы, грантов Москвы в области образования.

Реплики, высказывания, возражения И.Калине

1) Если деньги идут за одаренным учеником, то каковы критерии одаренности? Как, кем и с какой частотой она подтверждается? К чему это приведет?
Волкова Оксана

2) Тут и гадалку не надо беспокоить. Тот, кто будет решать про одаренность, будет получать откат — за свою одаренность второго рода. И делиться с начальством — одаренными гражданами третьего рода. Чем выше одаренность, тем больше и откатик. По сравнению с ценами на ЕГЭ установится некий коэффициент. Тут важно не сбиваться на суть.
По эффективности все такие формулы сопоставимы с формулами для определения количества чертей, которых можно разместить на острие данной иглы.
Вот во что я верю, — что соответствующий грант будет успешно освоен.
Трагедия власти в том, что она не может никому доверять.
В свое время еще Брежнев отклонял предложения о повышении зарплаты тем, что все равно люди как-то украдут. И ссылался на собственный опыт разгрузки вагонов в студенческие годы…
Очень многое про конкретных школу и учителя можно понять толковому человеку за сравнительно небольшое время. Приходит такой инспектор или группа инспекторов. И через пару дней выносит вердикт о статусе. Ну, если их не застрелят.
Чиновник не верит в существование порядочного и компетентного инспектора. Об этом ему говорит жизненный опыт. Да и зеркало подтверждает…
Поэтому чиновники и стремятся упростить систему и закатывают образование в асфальт — он ровный и его проще контролировать. Причем не специалисту контролировать, а чиновнику, знающему лишь арифметику целых чисел.
Правда, все равно воруют и будут воровать. Попытки написать формулу, позволяющую делать честные вещи в обществе жуликов, обречены на провал.
В условиях отсутствия порядочных людей, когда каждый только за себя, остается лишь ждать нашествия варваров. Теория Л.Гумилева это, по-моему, довольно точно предсказывает.
Или какие-то люди как-то сгруппируются спина к спине и начнут отбиваться.
Доктор физ-мат наук
В.А.Гордин

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал