Новости

Радио Маяк. Физики и лирики. Отметки в школе: за и против

На первом этаже здания

Что у нас получилось: научный бой «по правилам» или «бой на подушках» — судить вам. Состоялся разговор с участием ведущих программы между автором этих строк и Константином Евгеньевичем Зискиным, к. п. н., заведующим отделом Центра стратегии развития образования МГУ им. М.В. Ломоносова.

Про сегодняшний разговор на Радио Маяк я узнал в конце октября, когда согласился в нём участвовать. А вот с кем придётся биться «на подушках» — я склонен к такой шуточной оценке нашей «дуэли» – я мог догадаться по рекламе на Радио Маяк, но не знал точно.

Это мой второй «поединок» с Константином Евгеньевичем. Как выяснилось сегодня, про наш первый заочный «бой» — на страницах «АиФ» — он и не знал, а тот «бой» тоже был посвящён отмене школьных отметок. Специально для Константина Евгеньевича и ради шутки про путаницы на сайтах публикую скрины с перепутанными фотографиями с сайта АиФ. После моего письма в АиФ фотографии поменяли местами. 

Про сегодняшнюю дискуссию скажу несколько слов, так как тем, кому интересно, могут послушать по приведённой ниже ссылке. Отмечу только, что Константин Евгеньевич, следуя психологам, драматически различает «оценку» и «отметку». Признаюсь честно, мне первые 25 лет работы в школе не приходило в голову, что это такие разные, по мнению психологов, вещи.

Оценкой они называют словесную характеристику результата обучения: молодец, умница, отлично, хорошо, удовлетворительно (раньше говорили: посредственно), плохо, очень плохо или ещё как-то. Пять выделенных жирно оценок стали обозначать для краткости цифрами 5, 4, 3, 2, 1, которые уже называли не оценками, а отметками. Но мне-то какое дело до проблем, которые испытывают психологи, различая оценку и отметку, если в аттестате это одно и то же. Ведь пишут 5 (отлично), 4 (хорошо) и т. д. Уверен, что мои ученики тоже не видели этого тонкого различия. Уверен, что это им никак не мешало.  Поэтому утверждение Константина Евгеньевича про то, что оценка помогает, а отметка вредит учебным успехам я воспринимаю как большую натяжку. Если кому-то так приятно думать, то я мешать не должен, но и помогать тоже не вижу смысла.

С лета этого года я много писал про попытки заменить пятибалльную систему на другую (10-ти- или 12-тибалльную, например) или вообще её отменить. Лично я не вижу никакого смысла в изменении системы отметок, так как ни один её выдуманный недостаток преодолеть за счёт замены или отмены не удастся. Это всё уход от реальных проблем с отметками-оценками: большая их часть ставится незаслуженно и разлагает учащихся неотвратимостью положительной отметки. Что-то до знаменитого принятия социалистических обязательств к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, когда стали переводить 30%, через год 50%, ещё через год 70% «двоечников» в следующий класс без всякой компенсации отставания от класса, пятибалльная система оценивания учебных успехов никому не мешала. А как сломали распределение прав и обязанностей внутри системы образования, так всё пошло наперекосяк. Можно ли этот «перекосяк», если он сохраняется, исправить за счёт замены или отмены существующей системы отметок? — Уверен, что нет, и все  поиски безотметочной системы оценивания — от лукавого.

Мой визави — Константин Евгеньевич Зискин. 
Спасибо за дискуссию.

А так было интересно прокатиться до метро Белорусская, перейти мост, дождаться на ступеньке ресторана  «Оптимист» машины, которая довезёт до здания Радио Россия и Радио Маяк. Приятно было пообщаться с редактором Оксаной Пилюгиной и её симпатичными помощницами. Посмотреть, как работают отличные ведущие программы Маргарита Митрофанова и Александр Пушной. Если им будет интересно, то могу приехать ещё раз, но только если и мне будет интересна тема следующего разговора.

А пока даю ссылку на Радио Маяк. Нажмите «смотреть» или «слушать».

 https://radiomayak.ru/shows/episode/id/1973460/

Спасибо, Радио Маяк, за мою премьеру в вашей студии.

Удачи всем.

P.S. Кстати, завтра четвёртое заседание суда «Рособрнадзор против Д. Гущина» — тоже интересная тема. Я обязательно поеду поддержать коллегу — новости по этой теме будут опубликованы завтра. Я вовсе не призываю Радио Маяк повлиять на правосудие — оно мало поддаётся влиянию: суд, например, не принял моё письменно изложенное экспертное мнение о том, почему Д. Гущин прав, утверждая, что задачи, опубликованные до начала ЕГЭ-2018, могли быть «сливом», «утечкой», или как вам угодно. Почему суд не хочет быть объективным? — Это очень интересный вопрос. Заинтересует ли он Радио Маяк, мы узнаем на днях. Кстати, я успел связаться с Дмитрием Дмитриевичем — он уважает, ценит и любит Радио Маяк, он не против обсудить проблему.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал