Новости

Пятиклассники испытывают сложности со сложением и вычитанием

Половина школьников до конца не усваивает материал по математике

Около половины учеников до конца не усваивают школьную программу по математике. К такому выводу пришли исследователи электронной базы олимпиад «Знаника». Они проанализировали почти 300 тыс. заданий по математике учеников 5–9-х классов из 62 регионов России. Эксперты считают, что подобная диагностика более полно, чем государственные экзамены, отражает реальную ситуацию с усвоением детьми школьной программы. При этом основными причинами проблем со школьной программой эксперты называют невнимательное отношение родителей к процессу обучения своих детей на ранних этапах и систему учебно-методического комплекса, из-за которой сложные темы разбираются в неподходящее время.

Сегодня на пресс-конференции «Ученик попал в тупик: почему российские школьники перестают понимать математику?» исследователи электронной базы олимпиад «Знаника» представили результаты независимого мониторинга знаний российских школьников по математике.

Исследователи выяснили, что около половины всех учащихся до конца не усваивают материал по ключевому предмету школьной программы.

Анализировать школьные работы по математике, русскому языку и чтению исследователи начали несколько лет назад, к 2018 году собрав базу данных по начальной школе. В 2019 году были проанализированы знания учащихся средней школы. Для мониторинга была выбрана именно математика, как ключевой предмет школьной программы. Данные представленного исследования были собраны в результате мониторинга, длившегося неделю, в котором добровольно приняли участие 12 900 школ (всего в России 46 794 школ) из 62 регионов. Всего удалось проанализировать 286 тыс. работ учеников 5–9-х классов. Результаты мониторинга показали, что по ключевым темам каждого класса среднего звена почти половина школьников делает ошибки. Например, 65% пятиклассников не могут выполнить основные математические действия, такие как сложение, вычитание, умножение и деление. Для 9-х классов сложным является решение системы двух уравнений — в них допустили ошибки 75% участников мониторинга.

По словам руководителя исследования Вадима Ковалева, результаты мониторинга показывают, что проблемы средней школы тянутся с первых классов.

Сам же господин Ковалев считает, что одна из основных причин этих проблем — невнимательное отношение родителей к процессу обучения своих детей. «В России сложилась ситуация, когда в 11-м классе родители судорожно ищут репетиторов по ЕГЭ, а до этого не уделяют подготовке должного внимания, хотя целесообразно делать это и в третьем, и в пятом классах»,— заявил он, представляя результаты исследования.

При этом обвинять в сложившейся ситуации учителей, по словам экспертов, не стоит: «Проблема не в педагогических вузах. 88% учителей России старше 45 лет, а значит, получили образование еще в советское время. Скорее, проблема в самой системе образования. Не уделяется должного внимания развитию мотивации, личностных качеств учащихся. Школьники заучивают правила, не понимая, зачем они нужны»,— считает директор Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Елена Карданова. По словам экспертов, необходимо пересмотреть систему учебно-методического комплекса: «Некоторые сложные темы разбираются в преддверии календарных праздников, когда внимание школьников рассеяно. Поэтому необходимо перестроить программу, учитывая и этот фактор»,— говорит руководитель общественно-просветительского проекта «Социальный навигатор» Наталья Тюрина.

Эксперты отмечают, что независимые исследования отражают ситуацию с освоением школьной программы полнее, чем государственные экзамены — ОГЭ и ЕГЭ.

«Государственные экзамены преследуют другие цели: сертификация, аттестация или отбор. Судить по их результатам о состоянии качества образования в России мы ни в коем случае не можем»,— считает госпожа Карданова. По ее словам, еще одним минусом государственных экзаменов является проверка знаний уже на финише, тогда как «необходимо контролировать учеников непосредственно во время усвоения материала, чтобы сразу выявить слабые места».

Мария Вахрушева

Источник. https://www.kommersant.ru/doc/3924933

Комментарий. При всём моём уважении к исследованиям Знаники, никак не могу согласиться с выводами исследователей. Как говорится, Платон мне друг, но истина дороже! Исследователи установили, что проблемы начинаются в начальной школе. Вот тут соглашаюсь сразу и окончательно. Ибо этот результат не предсказывал только ленивый в то время, когда на математику в начальной школе отвели 4 недельных часа после недавних 6-ти. Про давние 7 часов в неделю на арифметику — без современных выкрутасов из геометрии — и не говорю. 

Как-то не верится, что в моих успехах в математике были «виноваты» мои родители — оба с образованием 5-7 классов до войны. Да и воспитывался я в интернате… А теперь родители половины детей с высшим образованием и не могут помочь детям усвоить математику в начальной школе?

Сообщаю медицинский факт: то, что не освоено в нежном возрасте, много сложнее усваивается в более взрослом состоянии. Я уже писал о десятикласснице на пальцах выполняющей действие
11 — 4. Теперь я знаком с выпускницей, которая никак не может запомнить формулы тригонометрии, которые ей потребуются на ЕГЭ профильного уровня. Очень хочет запомнить, но не может. Что не развито в начальной школе — память, например, то уже плохо развивается позднее. Отсутствие ежедневной кропотливой работы на уроках математики в начальной школе губительно сказывается на детях, так как увеличиваются перерывы между «подходами» к инструменту развития — математике. Зато со второго класса детям навязывают иностранный язык — знание языка заказчиков наших образовательных реформ оказалось важнее развития речи, мышления, памяти.

Я уже писал как-то, что если бы я был заброшен с диверсионной целью в министерство образования и науки, то первым делом заложил бы мину под «главную опору моста знаний» — уменьшил бы число часов на математику в начальной школе и далее везде, ссылаясь на заботу о здоровье детей, о том и о сём… 

Чем руководствовались наши «реформаторы» образования, я в точности не знаю, но они просто один к одному повторили мою воображаемую диверсию. Их дело достойно продолжают писатели стандарта для начальной школы, где есть требование умножать двузначные числа при помощи таблицы умножения, но нет требования знать таблицу умножения!

Если вы добавите другие факторы, усиливающие разрушительный эффект усечения числа часов на математику — айфоны-телефоны и пр., то получите то, что получили. И при чём здесь родители, если школа не учит так, как положено по физиологии школьников младшего возраста? Кроме числа уроков в школе есть и другие причины снижения эффективности обучения математике в школе — и это опять не родители.

Дополнение. Один из откликов в «Коммерсанте».

Владимир, 04.05.19, 18:53. Веду физику. 20/2 = 0 — в 9 кл. Как сделала? Сократила на 2, остался 0! Феноменально! Дроби, большая половина класса: 1/2 + 2/3 = 3/5! 7 кл. никто в начале года не умел делить на 10, 100… Складывать, умножать…на калькуляторе — все и у 90% ошибки. Нужна ли математика, если инженер получает на уровне рабочего? Если купил — продал и не надо работать… Если кухарка становится мэром города, а для того, чтобы стать начальником нужен не ум, а связи и родственники.
 
Глубоко копнул Владимир! 
www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал