Новости

Поэт Дмитрий Чернышёв спасает российскую школу

Рассмотрим по-своему интересный текст с моими комментариями.

Сначала мне показалось, что всё это я уже слышал от А. Асмолова, Д. Пескова, Г. Грефа — «великих непрофессионалов» в школьном обучении (это моё личное мнение, возможно, ошибочное — по их мнению). Даже подумал, что это работа их сторонника, имеющего хоть какое-то отношение к школе, кроме собственного опыта или опыта своих детей. Статья называется «Школа учит терпеть, а не учиться»: почему современная система образования устарела и что может прийти ей на смену.

Вот её начало, ссылка будет после обсуждения пункта 5.

«Упразднить классно-урочную систему, учителей сделать наставниками, а учителями — детей, и никаких «встали-сели по звонку»: такой видит школу будущего писатель Дмитрий Чернышёв. «Нож» публикует фрагмент из книги Дмитрия «Вертикальный прогресс», которая вышла в издательстве «Альпина.Дети», где автор дает практические рекомендации насчет того, что необходимо поменять в современном образовании, чтобы дети не просто не отказывались идти в школу, а бежали туда с горящими глазами».

Захотелось понять, на основе какого опыта Дмитрий учит нас тому, какой должна быть школа. В Интернете прочитал: Петербургский поэт и прозаик, редактор, критик, идеолог литературной школы «Синкаге-рю» (Википедия).

Исхожу из того, что Дмитрий не вредитель, желающий взорвать существующую классно-урочную систему, он искренне хочет помочь школе стать лучше. Информации об учительском опыте Дмитрия, о знании им о распределении прав, обязанностей, ответственности между участниками учебного процесса, о трудностях и тонкостях учительского труда… я не нашёл. Исхожу из того, что тонкая и чувствительная натура поэта остро реагирует на наблюдаемые недостатки сегодняшней школы, но он, может быть, излишне доверчив в восприятии недостоверной информации о школе, которой полно в СМИ и в Интернете. Он может не знать, что многие недостатки современный школы являются итогом внедрения идей некоторых психологов и экономистов в процессе «реформирования» школы. Эти «реформаторы» сейчас громче других бранят школу за её недостатки.

«Сегодня у школы существует единственно возможный способ вести всех детей на примерно одинаковом уровне — тормозить самых умных и способных.Это приводит к страшнейшим последствиям: дети, которые приходят в школу с горящими глазами, быстро все понимают и теряют интерес к учебе».

Не скажу: «Этого не может быть, такого никогда не случается!» Но про «единственно возможный способ» — это фантазии. Не комментирую аналогию между школьниками и блохами с собаками, над которыми проводили эксперименты. Мы же говорим не только про рефлексы и инстинкты, но и про формирование понятий, знаний, умений…

«Теперь остановимся подробнее на основных пунктах классно-урочной системы и подумаем о том, что может прийти ей на смену.

1. Весь класс в одно и то же время изучает одну и ту же тему, одним и тем же способом

Мы попробуем отказаться от этой схемы. Теперь каждый ученик сам выбирает, каким предметом, в какое время и сколько ему заниматься. Если ему что-то непонятно, он в любой момент может попросить помощи у наставника».

Простите, это как? Один изучает химию, другой — литературу, третий — математику… Учителя всех эти предметов и других предметов должны быть в классе или доступны в сети? Это вообще работающая система? Кто-то так уже пробовал? Пропустим «красоты и блага» новой системы обучения.

Давайте представим кинозал, в котором, согласно объявленному расписанию, по звонку показывают один фильм зрителям с разными запросами, желаниями и пр. Фу! — Казарма какая-то, муштра! А вот что может прийти ему на смену, согласно благим пожеланиям Дмитрия: каждый зритель приходит в своё время, когда выспится, кто не доспит — поспит прямо в зале, там для этого оборудованы места (об этом у Дмитрия чуть позже). Каждый будет смотреть им лично выбранный фильм… Но если это возможно, то это уже не кинозал, в котором, согласно расписанию, показывают фильм.

И ещё: поэт протестует против работы по расписанию. Это можно понять — стихи не пишутся «по звонку», а у Дмитрия был опыт работы по расписанию после окончания МАИ? Он понимает, что производство чего-либо, кроме стихов, требует слаженной работы людей и механизмов, особенно на транспорте? К этому надо готовить в школе, которая не только учит основам школьных наук, но и растит работника, что как-то совсем не заботит «великих непрофессионалов» из психологов и экономистов.

«Наставник будет контролировать не качество обучения, а его скорость. И главным критерием здесь станет количество ошибок. <…> Ничего страшного не произойдет, если по одному предмету ученик будет в условном седьмом классе, по-другому — в четвертом, а по какому-то уже начнет осваивать институтскую программу».

Простите, во-первых, контролировать скорость работы ученика и количество его ошибок компьютер умеет. Зачем тогда учитель? Ах, я забыл! Он же не учитель, а наставник, педагог, сопровождающий ученика в электронную школу. Но даже у педагога в Древних Афинах была обязанность учить.

Педаго́г в Древней Греции (ведущий ребёнка) — раб, уходу которого в афинских семействах поручались мальчики с семилетнего возраста. В обязанности педагога входила охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до поступления мальчика в школу — и элементарное обучение грамоте. (Википедия)

Во-вторых, куда будем переводить семиклассника в конце года ? — В четвёртый класс или сразу в институт? Единой программы обучения больше не будет?

«2. Для всего класса определяется одна и та же последовательность изучения тем и предметов

…А в школе ребенка отучают задавать вопросы. Все вопросы задает учитель, хотя настоящая его обязанность не задавать, а отвечать на детские вопросы. Это убивает у ребенка всю мотивацию. Ему вкладывают в голову разжеванное знание. Его заставляют учиться вещам, которые ему в данный момент могут быть совсем не интересны.

Можно организовать систему обучения совершенно на других принципах. Каждый день ребенок сам получает возможность узнать то, что ему будет интересно именно сегодня. Почему идет дождь? Как работает лифт? Почему люди не летают? Ничего страшного не произойдет, если в первом классе ребенок начнет изучать, например, физику».

Ну всё — гасите свет! Открою Дмитрию секрет: ребёнка надо учить делать не только то, что хочется, но и то, что надо делать. Просто потому, что у ребёнка должны быть не только права, но и обязанности. Это если мы хотим вырастить, кроме прочего, ещё и работника — человека, способного выполнять свои трудовые обязанности тогда, когда ему и не хочется этого делать. Про изучение физики в первом классе — аплодирую стоя. Не умея толком читать и вычислять, понимать прочитанное, отвечать на вопросы и много другого, изучать физику? Думаю, сначала надо было поинтересоваться у физиков, у учителей начальной школы — а такое возможно? Напомню, мы говорим о массовой новой школе, а не про обучение уникумов.

Выбор учеником последовательности изучения материала внутри предмета — очень спорная идея (имею 44 года преподавания математики в школе). Только не говорите, что старая школа была плохая, а новая школа будет замечательной — первое ложь, второе пока никто не доказал и не проверил на практике.

«3. В классе есть две разные группы людей: одни только учат (педагоги), а другие только учатся (школьники)

«Учитель сегодня перестал быть единственным источником знаний — «говорящей головой».

Здесь какое-то недоразумение, возможно, искажён текст автора, так как «Учитель перестал быть единственным источником знаний» и «Учитель перестал быть говорящей головой» противоречат друг другу.

«Это вертикальное образование. Дети учат детей. За учеником из первого класса по математике закрепляется ученик из второго класса, который может объяснить.

Выполняется очень важный обмен — ученик второго класса не только повторяет пройденный материал (я думаю, вы прекрасно понимаете, что, пока не попробуешь сам что-то объяснить другому, по-настоящему не разберешься в предмете). Он еще повышает уровень самоуважения, являясь для кого-то экспертом. Его коммуникативные навыки резко улучшаются».

Картина маслом: каждый ученик второго класса (где и когда?) учит ученика первого класса, а его, в свою очередь, в другое время и в другом месте учит ученик третьего класса… И так по всем классам. Да это просто какая-то школа самообслуживания! Зачем Вашей замечательной школе учителя? Дмитрий, дорогой, если дети со второго класса способны обучать, то зачем взрослых несколько лет учат на учителя? Я боюсь, как бы Ваш почин не распространился в медицине: вылечился сам — вылечи товарища. Не дай бог он дойдёт до хирургических отделений больниц! И конечно в школе всё именно так карикатурно: «ученикам очень важно не только заучивание информации, на котором построена старая школа, но и понимание и применение этого материала на практике». Не комментирую.

«4. Изучение определенного учебного предмета организуется на одном «языке» для всех членов класса

Учителя объясняют тему на своем взрослом и серьезном языке, который вовсе не всегда понятен детям. При вертикальном образовании один ребенок излагает задачу другому не на взрослом, а на детском языке. Это отдельная и очень интересная тема, которой можно посвятить целую книгу.

Помню, что, когда мы проходили в советской школе синусы, я подошел к учительнице математики и сказал: «Я не понял, что такое синус». На что учительница мне ответила: «Синус — это функция».

Ну и зачем рассказывать скверные анекдоты? Синус, как функция, в те годы, о которых пишет автор, появлялся в старших классах (9-10), а в 8 классе он должен был понять синус угла, как отношение противолежащего катета прямоугольного треугольника к гипотенузе, ну и чуть шире — синус прямого и тупого угла. Если автор пропустил, проболел эту тему, то как он сдал устный экзамен по геометрии, который в то время был обязателен в 8 классе? Автор пишет: «потребовалась помощь друга, который на пальцах растолковал мне, в чем дело». Без знания «синус — отношение» растолковал «синус — функция»? — Не верю.

«5. Определяются общие для всех членов группы время начала и конца занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.

Опять тупая муштра и уравниловка. По свистку начали, по свистку закончили. Ребенок может не выспаться, прийти уставшим, заболевать. Сидение на уроке для него тогда превращается в пытку, и он начинает ненавидеть школу. Его постоянно натаскивают на выполнение одной команды — терпеть! Хотя в этом нет никакой необходимости.

Не можешь приходить в школу в восемь утра? Приходи в десять. Устал — иди отдохни, а хочешь — поспи немного, в новой школе должны быть и места для отдыха. Это же не казарма, здесь не надо ничего делать по свистку…

Сегодня около 200 школ в США отменили классно-урочную систему и перешли на модель смешанного обучения, при котором традиционное образование соединяется с онлайн-обучением и каждый ребенок учится по индивидуальной программе…

Вывод из этого очень простой — ребенок вместе с учителем и родителями должен иметь возможность выбрать то, что хорошо подойдет именно ему»

https://knife.media/school-future/

Теперь могу признаться: сначала я подумал, что читаю текст от А.Г. Асмолова или какого-то его последователя. Тут есть главное: вариативность программы обучения — каждый выбирает то, что ему хочется, изучает тогда, когда ему хочется, по источникам, каким захочется. А не то, что требуется по программе — полная победа прав над обязанностями. Автор, как художественная натура, излишне доверчив к предложениям некоторых психологов, которые вовсе не желают нам добра — про А.Г. Асмолова я это утверждаю вполне ответственно, так как читал и комментировал его Исповедь духовного террориста. Там он описал свой вклад в развал советской системы образования, считавшейся в свое время одной из лучших в мире:

«Мы видим прекрасную, умную, всепобеждающую наглость родителей и наглость детей, которые начинают качать свои права и требовать от школы, чтобы она готовила дитя к жизни и карьере. А не лепила из него то, что нужно Великому Отцу. И я, забыв о скромности, бью себя кулаком в грудь и горжусь тем, что был причастен к тому, что это произошло… Поколение, воспитанное школой, ориентированной на развитие личности, готово в случае чего поменять профессию, город и странуименно потому, что вариативное образование дает выбор вариантов жизни.»

А теперь несколько слов о международном опыте. Автор упомянул успехи 200 американских школ, где учились в том числе и дети иммигрантов, у которых английский не родной язык. Даю ссылку на описание опыта работы именно в такой школе «бледнолицего» учителя. Там есть и мои размышления о нашей школе — про обучение без обязанности учиться. Там есть интересные подробности и интересные комментарии читателей. Надо ли нам в который раз устраивать «бег по граблям», копируя зарубежный опыт? Мы что — Иваны, родства не помнящие, без собственного опыта и традиций?

Это просто их культура, вы должны уважать её

Приведу выдержку из коллективного письма американских учащихся.

«Платформа требует часами сидеть и пялиться в компьютер, — написали школьники в открытом письме Цукербергу. — Компьютеров хватает не на всех, задания нудные, их слишком легко проходить и запросто можно списать. Платформа никак не помогает готовиться к выпускным экзаменам. Самое главное — такая программа исключает большую часть человеческого взаимодействия: поддержку учителей, обсуждения и дискуссии с одноклассниками, которые нам так нужны, чтобы улучшить критическое мышление».

Почему нью-юоркские школьники вышли на протест против онлайн-платформы

Знает ли автор предложений по устройству новой школы, что «цифровое слабоумие» — это не шутка, а диагноз. Термин «digital dementia» пришел из Южной Кореи, раньше всех ставшей на путь оцифровывания страны. Подробности на эту тему есть здесь:

Цифровое слабоумие

Напоминаю: у нас нет данных медицинских и надзорных органов о том, что долгое сидение школьников перед экранами компьютеров, смартфонов и иных устройств не повлияет губительно на их здоровье. Из Южной Кореи, которая раньше нас освоила электронную школу, приходят очень тревожные сигналы.

У автора получилась неплохая карикатура на современную школу, во многом испорченную непрофессиональным вмешательством психологов и экономистов. На этой базе нельзя основывать серьёзные предложения по построению новой школы. Да и предложения Дмитрия никак нельзя отнести к серьёзным. Я так вижу.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал