Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ, член Центрального штаба ОНФ:
— Мониторинг ОНФ, проведенный совместно с Фондом «Национальные ресурсы образования» при участии более 3000 педагогов, действительно показал, что каждый пятый учитель подумывает об уходе с работы — негативно сказывается повышающаяся нагрузка при сохраняющемся низком заработке.
Сегодня 28% учителей признались, что живут крайне экономно — на ежедневные расходы хватает, а покупка одежды уже представляет трудность. Педагоги жалуются, что не могут себе позволить даже покупку книги, не говоря уже об отдыхе. По-прежнему есть примеры полной или частичной невыплаты зарплаты педагогам — это отмечают почти 7% учителей, 23% — ее неправильное начисление.
Мы уже давно исследуем зарплаты учителей и имеем представление о том, каковы условия их труда. Нужный показатель иногда достигается, например, за счет учета всех возможных выплат, в том числе компенсации коммунальных услуг для учителей в сельской местности, компенсации проезда или за счет интенсификации труда.
Не спасает ситуацию и эффективный контракт, который рассматривался как один из механизмов выполнения майского указа президента. Как оказалось, его введение только ухудшило положение ряда педагогов: 14% сообщили, что оно негативно сказалось на зарплате и правах учителей, еще 21% считают, что контракт не принес положительных изменений и не оправдал ожиданий, а 48% вообще не заметили каких-либо изменений. Нарастает проблема расчета и начисления стимулирующих выплат. Как оказалось, эта система позволяет не только стимулировать, но и наказывать. Учителя сообщают о несправедливом и непрозрачном начислении стимулирующей части зарплаты, о том, что объем доплат от месяца к месяцу может отличаться в несколько раз, а балл от года к году «стоит» по-разному». 6% опрошенных отметили, что вообще не получают никаких стимулирующих выплат.
Чтобы поправить свое материальное положение, педагоги вынуждены работать при крайне высокой нагрузке. Это еще один фактор, который заставляет учителя думать о смене работы. Так, например, учителя из Кемеровской, Костромской и Самарской области в среднем ведут 30 уроков в неделю, в Новосибирской и Владимирской областях — 29 уроков, в Санкт-Петербурге, Псковской, Томской и Ульяновской областях — 28 уроков. На 10% по сравнению с прошлым годом увеличилось количество учителей, работающих по совместительству методистом, библиотекарем, педагогом-психологом или социальным педагогом, — сегодня это четверо из десяти респондентов. При этом педагогов нередко привлекают к выполнению работы, которая не входит в их должностные обязанности, например к ремонту классов, посадке и поливке клумб, организации выборов, сбору документов для оформления медицинских полисов, обходу домов, распространению билетов в театр и т. п.
Выматывают педагога и повышающиеся с каждым годом требования к профессиональной деятельности со стороны администрации и органов управления образованием. Об увеличении требований сообщили 84% опрошенных. Учителя отмечают, что они бывают противоречивы, требуют срочности и нередко выполняются под давлением. По их мнению, это приводит к еще большей загруженности, росту количества отчетности, а вместе с ней к усталости и раздражению от работы. При этом учитель должен ориентировать детей на успех, достижение лучших результатов прежде всего своим примером.
Поэтому назрела необходимость снизить давление на учительство. В первую очередь — отказаться от сложившейся непрозрачной и несправедливой системы расчета зарплаты и вернуться к гарантированному достойному окладу за одну ставку, который будет учитывать все виды деятельности педагога. Мы также будем последовательно добиваться нормирования учительского труда. Решение этих стратегических задач станет одним из первых шагов, который позволит вывести российскую школу в десятку лучших в мире.

Татьяна КУПРИЯНОВА, заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования:
— Профсоюз постоянно и очень внимательно анализирует ситуацию, связанную с реализацией майских указов Президента России 2012 года, обсуждает ее на различных площадках, проводит мониторинги. В соответствии с разграничением полномочий между всеми уровнями власти, установленным действующим законодательством, каждый регион, муниципалитет и даже каждая образовательная организация имеют право на применение своей системы оплаты труда работников в бюджетной сфере. И это привело к серьезным различиям в условиях и размерах оплаты труда педагогических работников.
У Правительства России в соответствии с Трудовым кодексом РФ есть право установить базовые ставки и оклады по профессиональным квалификационным группам для бюджетников в качестве минимальных государственных гарантий по оплате труда на федеральном уровне. И в Указе Президента России от 7 мая 2012 года №597 сказано, что эти базовые ставки и оклады должны быть установлены. Но до настоящего времени этого не произошло.
Однако есть инструменты, которые позволяют менять ситуацию. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает и утверждает Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. В частности, и на 2018 год всем регионам России предложено принять меры по поэтапному увеличению ставок и окладов педагогических работников с тем, чтобы эта гарантированная часть оплаты труда составляла в структуре фонда оплаты труда не менее 70 процентов.
К сожалению, процесс этот идет очень сложно. Недавно мы проводили экспресс-опрос среди руководителей региональных организаций профсоюза и выяснили, что только в пяти регионах России за 2017 год и первое полугодие 2018 года были приняты решения о повышении ставок и окладов на 10‑20%. В остальных регионах, и то не во всех, ставки и оклады увеличены лишь на 4%.
Нельзя рассматривать эти единые рекомендации только как пожелания федерального центра, поскольку возможность их принятия в рамках коллективно-договорного регулирования на федеральном уровне определена в Трудовом кодексе и, следовательно, они являются важным инструментом государственной политики в сфере оплаты труда. По мнению профсоюза, должен быть уточнен механизм воздействия на органы государственной власти в регионах за игнорирование рекомендаций.
Полный текст комментария читайте в газете «Мой профсоюз».

Василий ДУДКИН, директор Верхнемамонского лицея, Воронежская область:
— Руководитель образовательной организации должен думать о будущем. Мы еще в начале 90‑х годов заключили договор с Воронежским государственным университетом, и наши выпускники после окончания вуза возвращаются в родное село. Поэтому на сегодняшний день у нас нет проблемы нехватки педагогических кадров. Средний возраст в педколлективе — 46‑47 лет, молодежь мы принимаем ежегодно, в основном своих выпускников. Они возвращаются после учебы в родительский дом, потом некоторые берут ипотеку и строят свои дома, создают семьи. В нашем сельском лицее работает 121 человек, считая всех сотрудников. Молодежь остается в селе в том случае, когда есть жилье, достаточно развитая инфраструктура и хорошая заработная плата. Сегодня молодым специалистам — медицинским работникам в том случае, если они остаются работать в селе, выдается пособие в сумме один миллион рублей. У педагогических работников таких льгот нет, у нас только заработная плата. Но на сегодняшний день этой зарплаты недостаточно, и обеспеченным учителя никак не назовешь. Поэтому многие молодые специалисты в сельскую местность ехать не хотят, им проще остаться в мегаполисе и найти там работу, пусть даже не по специальности. В селе сегодня работы немного. Поэтому семьи уезжают из сельской местности, количество детей сокращается. Главная задача на сегодня — поднять престиж села, это касается и школы, и медицины, и всех социальных услуг для населения.
И еще одна проблема — это повышение престижа профессии учителя. До тех пор, пока не будут показывать по телевидению современные фильмы, равные по силе воздействия фильму «Доживем до понедельника», а будут каждый день рассказывать и показывать, как учителя бьют или судят, у нас не будет достойного образования и общества.

Ирина К., учитель математики, Новгородская область:
— Иногда в школах, особенно сельских, директор становится этаким местным царьком или царицей. Все решается через такого горе-руководителя: нагрузка, размер зарплаты. И общение с подчиненными строится на фразах: «Я вам деньги плачу. Будете выполнять то, что я скажу». Как правило, сельские учителя, попавшие к такому руководителю, все-таки не бросают школу, потому что другой работы в селе для них просто нет, но периодически подумывают об уходе. Видимо, директора школ знают о монопольности своего учебного заведения в плане трудоустройства педагогов и пользуются этим.

Л.А., учитель начальных классов сельской школы, Пряжинский район, Карелия:
— В этом году я довела четвертый класс и ушла из школы, так как у меня возникли проблемы со здоровьем. Меня может устроить репетиторство или бумажная работа, но учитель начальных классов — это ответственность за большое количество детей, при этом сложно выстраивать общение с большинством родителей, которые слишком требовательны. В последний учебный год я чувствовала, что не справляюсь с основными обязанностями. Не зря все-таки учителю полагается длительный отпуск раз в десятилетку и льготная пенсия. Учитель — эмоционально выжигающая профессия.