Новости

Как развалить систему образования: диверсионная программа

Идея о том, что государство может быть заинтересовано в снижении качества образования не является новой. Об этом недавно в Госдуме во всеуслышание заявил Владимир Жириновский: «… надо сдерживать образование, если мы хотим стабильности. Если мы раскрутим образование, вы сами себя обречете на уничтожение. Об этом подумайте.» Тем не менее, в «теорию заговора» поверить всегда труднее, чем в простую человеческую глупость. В данной статье я предлагаю проверить правдоподобность гипотезы управляемого снижения качества образования при помощи методики, придуманной братьями Стругацкими.

«Ломоносовых больше не будет»

Учитель Григория Перельмана и Станислава Смирнова, двух лауреатов Филдсовской премии, педагог, воспитавший 90 призеров и победителей международных олимпиад по математике, профессор РГПУ им. Герцена, замдиректора по науке физмат лицея №239 Сергей Рукшин рассказал «Газете.Ru», за что он критикует реформу российского образования и почему российские ученые предпочитают работать брокерами в США, а не заниматься наукой на родине.

5 хороших дел, за которые могут посадить

Чуть ли не каждый месяц за решеткой оказываются люди, занимавшиеся чем-то, что считается благородным и полезным. Среди последних историй — приговор московскому учителю Дмитрию Лубнину (4,5 года за «Развратные действия»), суд над краснодарским профессором Михаилом Саввой («Мошенничество») и содержание под стражей фотографа Дениса Синякова («Хулиганство»). Мы не уверены на 100% в абсолютной невиновности обвиняемых.

«…дабы дурость каждого видна была»

За последние два года в школьном образовании поменялось многое. Тремя наиболее заметными нововведениями, пожалуй, являются новые федеральные стандарты образования, укрупнение школ и переход на подушевое финансирование. Рискнем предположить, что второе и третье направление перемен окажут на российскую школу несравненно большее влияние, чем первое. Причем влияние как концептуальное, так и структурное, результатом чего явится заметно отличающийся от недавнего лик российского среднего образования. Опасаемся, что отличающийся не в лучшую сторону…

Власть и наука

Идея заголовка придумана не мной. «Власть и наука» – название известной монографии Валерия Сойфера, который подробнейшим образом исследовал трагическую эпоху нашей истории – время лысенковщины. Ввиду хрестоматийности этого примера до недавнего времени невозможно было представить, что к теме придется вернуться. Однако очевидные аналогии между спецоперацией по «реформированию РАН» и «реформированием» биологической науки в соответствии с предначертаниями Трофима Денисовича Лысенко напрашиваются. С двумя существенными отличиями.

Во-первых, выяснилось, что для претворения в жизнь взглядов власти на науку совсем не обязательно прибегать к кровопусканию – достаточно административной грации и метода так называемой мягкой силы (полагаю, что в нашем случае точнее говорить о «тупой силе»). А во-вторых, оказалось, что вроде бы рекордный масштаб бедствия для науки, достигнутый в эпоху лысенковщины, может быть превышен на порядки.

Биологическая наука и сельское хозяйство СССР понесли тяжелейшие потери потому, что возник тесный союз двух фанатиков и невежд в этой области, олицетворяющих власть (И.В. Сталин, позднее – Н.С. Хрущев) и науку (Т.Д. Лысенко). Набирающая обороты реформа РАН ставит под удар уже всю отечественную науку. Хуже того. Под угрозой будущее России: в ХХI веке страна без науки – это страна без будущего.

На первый взгляд, несмотря на сопротивление (не слишком ожесточенное – сегодня ведутся лишь арьергардные бои), власть одержала полную победу. Закон о реформе Российской академии наук принят практически в первозданном виде. Наука «офанорела»: создано Федеральное агентство по научным организациям (ФАНО). Причем вопреки обещаниям директором стал не президент РАН Владимир Фортов, а молодой «эффективный менеджер» Михаил Котюков.

Надо сказать, что выбор аббревиатуры ФАНО не слишком удачен: как корабль назовешь, так он и поплывет. Но уже с 1 января 2014 года новые комиссары в пыльных шлемах придут в академические институты и начнется реорганизация. Бессмысленная и беспощадная.
Однако пейзаж после битвы очень разнообразен и насыщен красками.

Да, наука (пока!) терпит поражение. По существу брошен вызов: «Товарищи ученые! Если вы такие умные, то почему такие беспомощные?» Приобретающая популярность в научном сообществе идея самоорганизации показывает, однако, что проиграно сражение. Но не война. А на войне как на войне…

Но и власть понесла тяжелые потери. Есть много признаков, говорящих об этом. Неумная политика в образовании, науке, культуре с ее иезуитскими методами, а часто и откровенно хамскими заявлениями и поступками спровоцировала глубокий, хотя пока относительно скрытый кризис доверия к власти. То есть достигнут результат, противоречащий политике так называемой стабилизации. За короткое время власть своими руками создала новую оппозицию.
События вокруг РАН высветили и иное явление. Это правда, что отечественная наука должна существенно повысить эффективность своей работы. Но правда и то, что недостаточная эффективность РАН – это в первую очередь следствие куда большей неэффективности современного государства российского, которое демонстрирует полную неспособность к подлинному развитию страны.

Сверху была навязана надуманная проблема: «Как реформировать РАН?» Но реальная задача иная: как перестроить систему научных исследований, ориентированных на развитие России в ХХI веке? Это очень сложная задача, решить которую можно только по-научному. Но жалкие документы под названием «Стратегия развития…» (образования, науки и т.д.) свидетельствуют, что никакой мало-мальски серьезной концепции развития страны не существует.
Как далее будут развиваться события? Возможны три сценария.

Первый – пессимистический. Он исходит из наиболее вероятной гипотезы о сохранении сложившегося статус-кво. Иными словами, «реформа академий» продолжит триумфальное шествие по российским просторам. Последствия очевидны. Начнется бездумная реорганизация академических структур. Ускорится бегство наиболее квалифицированных кадров из науки в иные сферы или за рубеж. Года через три от российской науки останутся руины и воспоминания. Для реализации этого сценария имеется немалая армия циников – своеобразное движение «Прощай, Родина!».

Второй сценарий – оптимистический, но маловероятный. Во власти находятся люди, способные осознать крайнюю опасность «реформы академий» как для страны, так и для себя лично. Очевидно, например, что громкое предвыборное обещание Владимира Путина о создании к 2020 году 25 млн высокотехнологичных рабочих мест становится полной маниловщиной без серьезной программы действий в сфере образования, культуры, науки. Не реализуемы и программы Минобороны (Сергей Шойгу), ВПК (Дмитрий Рогозин). Условный лозунг для нового крыла во власти таков: «Власть в опасности!» В случае победы этого крыла Закон «О реформе Российской академии наук…» отзывается и начинается нормальная совместная работа науки и власти.
Наконец, третий сценарий – реалистический. Сегодня создана система предпосылок к созданию широкого общественного движения, объединяющего людей, работающих в сферах образования, науки, культуры. Лозунг таков: «Отечество в опасности!» Название движения нужно обсуждать.
У этого движения – два средства давления на власть. Одно – организация мощного постоянного протеста. Другое подсказано деятельностью Алексея Навального, создавшего «РосПил». Власть хотела превратить РАН в клуб экспертов? Что ж, давайте проведем экспертизу состояния дел в стране и экспертизу политики современной власти. Соответствующий портал придется назвать «Рос-Разруха».

Источник: http://www.ng.ru/nauka/2013-11-13/11_vlast.html

Комментарий. Как всегда, подписываюсь под каждым словом Александра Михайловича. Да, надо организовывать движение — нет, не против власти, а за возрождение России. Но всякое движение вперёд нуждается в осмыслении пройденного пути. Необходим научный анализ политики власти по отношению к народу, к образованию, науке, армии, ВПК, … за весь период Ельцина-Путина-Медведева-Путина. Надо открывать общедоступный сайт и готовить неопровержимые доказательства антинародной, антироссийской политики самонадеянных тречников, поставивших дело сохранения себя во власти выше дела сохранения России и её народа.

По российской Конституции власть в стране принадлежит народу. Народ должен получить отчет о деятельности лиц, которые так или иначе оказались на вершине власти, но проводят политику, ведущую к вымиранию народа, к уничтожению образования и науки, а следом и обороноспособности страны, подвергая смертельному риску существование России в прежних границах. Суд истории ещё впереди, а пока современники наших «мудрых» руководителей хотят знать, по какому праву, в чьих интересах, кто именно «сделал это».

Надеюсь, что в этом нет ничего противозаконного и экстремистского. Хотя жирно прикормленные на днях президентом народные избранники могут за один день в трех чтениях принять закон, который призывы к возрождению России, к обретению ею подлинной независимости от США, к возвращению страны от медленного угасания к развитию назовет экстремизмом. Народные избранники, не зависящие от народа, а зависящие от президента — страшная сила.

Призыв на акцию 1 декабря 2013 года «Остановить погром в образовании!»

Коллеги! Все, кто имеет отношение к образованию!

Все, кого волнует, какое будущее ждет наших детей!

С 1 сентября этого года мы живет по новому закону «Об образовании». Уже очевидно, что он не решил, но лишь усугубил имеющиеся в образовании проблемы, а также создал новые угрозы.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2017 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал