Новости

О переезде в третий мир

Ровно год назад Россия проиграла 56-ю Международную математическую олимпиаду. Ну, как проиграла — заняла непривычное для себя восьмое командное место и впервые за всё время участия в подобных соревнованиях, то есть более чем за полвека, не получила ни одной золотой медали. Также впервые оказалось, что никто из шестерых членов нашей сборной не сумел решить хотя бы четырёх из шести олимпиадных задач. Я тогда позволил себе публично заметить, что результат это позорный, что провал нашей команды вполне закономерен и прямо связан с деградацией некогда лучшей в мире отечественной системы математического образования. Меня тут же отругали за непонимание всего и вся — в частности, независимости олимпиадной «математики высоких достижений» от обучения всей массы школьников в стране, — но более всего за то, что я называю провалом случайную флуктуацию, от которой никто не застрахован. И ладно ещё обругали меня; говорят, журнал «Математическое просвещение» отказался печатать статью с подробным анализом неудачи нашей команды: мол, чего там анализировать? Случайность! Оно бы и прекрасно: случайность так случайность — только на днях Россия проиграла и 57-ю ММО, показав результаты не лучше прошлогодних.

Ну как не лучше — руководители команды вовсю празднуют победу: сразу четыре золотые медали! Но заняли мы то же самое восьмое место, причём отстали от лидера, команды США, ещё заметнее, чем в прошлый раз. Смотрите: участники решали по шесть задач, то есть каждая команда из шести человек могла решить максимум 36 задач. Американцы справились с 31 задачей, мы решили 21, на десять меньше (годом раньше разрыв был в шесть задач). Снова никто из наших ребят не решил более четырёх задач, зато впервые за много лет нашёлся человек, одолевший всего две. Что же до золотых медалей, которых в прошлый раз не было, а теперь четыре, так вот это как раз и есть флуктуация. В прошлом году наши показали довольно кучные результаты чуть ниже границы между золотом и серебром (определяемой организаторами post factum), в этом году четверо довольно кучно отстрелялись чуть выше такой границы. Тогда им малость не повезло, теперь им малость повезло, а по сути результат примерно тот же. Это результат не случайно оступившегося лидера, а середняка — пока, спору нет, крепкого середняка. Второй эшелон, если угодно. И это, к сожалению, свидетельствует о сдаче позиций не только в олимпиадной математике, но и в вещах, несопоставимо более важных.

Да, результаты сборной страны на олимпиадах и качество национального математического образования не одно и то же, но связь между ними ясна. Профессионалы говорят: чтобы удалось воспитать одного победителя международной олимпиады, нужно вырастить сколько-то (пять? десять?) победителей олимпиады всероссийской; победитель всероссийской получается из десяти или двадцати победителей региональной — и так далее. В основании же пирамиды может лежать только одно: качество базового школьного образования; чем прочнее основание, тем выше вздымается пирамида. И теперь деградация общего образования зашла так далеко, что у пирамиды зашаталась верхушка. Заметьте: неудачам на ММО предшествовало официальное почти-признание катастрофы в школьной математике. Напомню: в 2014 году выпускники написали ЕГЭ так скверно, что начальству пришлось задним числом снижать планку удовлетворительного результата. Тройку, то есть удовлетворительную оценку за усвоение одиннадцатилетнего курса математики, стали давать за решение шести задач такого уровня: «Сколько сырков по 16 руб. можно купить на 100 руб.?» И оценку выше вот такой тройки получила только пятая часть выпускников; то есть явное большинство школьников после пятого, от силы шестого класса формально обязательной математикой практически не занимались.

Осознав, что школьники математику не учат, Минобр не стал с этой бедой бороться, а немедленно сделал её нормой: ЕГЭ по математике разделили на «базовый» и «профильный», причём базовый – как раз на уровне «сырков». Такой экзамен с полпинка напишет на тройку любой нормальный шестиклассник. Математику, формально по-прежнему обязательную, в школе можно теперь практически не учить – её практически и не учат. Специалисты Федерального института педагогических измерений выделяют такие «ключевые проблемы математического образования школьников»: несформированность базовой логической культуры; недостаточные геометрические знания, графическая культура; неумение анализировать условия задачи, искать пути решения, применять известные алгоритмы в измененной ситуации – и т.п. Сумма такого рода ошибок и называется: математику в школе не учат. Математика же не просто «школьный предмет», не набор сведений из жизни косинуса. Математика – один из отобранных веками (совсем немногих) столпов, на которых только и можно возводить образование. Она, по слову Ломоносова, ум в порядок приводит; она учит отличать мнения от знаний, учит самому понятию доказательства и приёмам доказывания. Без математики – или даже почти без математики, как сегодня – отечественная школа обречена становиться школой колониальной. Не думаете же вы, что воспитание первоклассных учёных и инженеров, без которых нельзя не съехать в глубины третьего мира, требует менее обширного и прочного основания пирамиды школьных знаний, чем воспитание победителей ММО?

Лет пятнадцать назад покойный академик Арнольд говорил: наши реформаторы хотят сделать образование «хорошее – то есть как у американцев», а у американцев математике учат плохо и слабо. Разделить полтора на одну треть в Штатах не может-де ни один школьник и почти никто из учителей; вот сделают у нас как в Америке – и у нас никто не сможет… Шутки шутками, но в этом смысле реформаторы, кажется, опасения Владимира Игоревича оправдали с огромным запасом. Америка-то математические олимпиады выигрывает – не в последнюю очередь потому, что в последнее время всерьёз занялась своими школами. В том числе и с использованием огромного опыта российско-советской системы математического образования, которую на родине так резво демонтируют.

Источник: http://expert.ru/expert/2016/28/o-pereezde-v-tretij-mir/

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал