Новости

Новости из Педагогического университета \»Первое сентября\»

Как говорится, кто не успел, тот опоздал. Группы учителей на курсах первого потока по темам «Текстовые задачи в школьном курсе математики» и «Тригонометрия в школе» сформированы.

Первые лекции написаны мною по идеям, заложенным в учебники серии «МГУ-школе» С.М.Никольского и др. Заметим, что эти идеи заложены в учебники ещё в 1987 г., когда считалось, что решать задачи арифметическими способами с младшими школьниками незачем. Наши идеи опираются на российские традиции, они уже тогда хорошо воспринимались учителями, а в 2004 г. в первый утверждённый вариант стандартов были включены слова о том, что учащиеся должны уметь решать текстовые задачи «арифметическим способом» — именно так, даже составители стандартов забыли, что арифметических способов много.

Когда был принят стандарт «второго поколения», то акцент на развитие учащихся с помощью арифметических способов решения текстовых задач только усилился в связи требованиями формировать «универсальные учебные действия». Термин не сильно удачен («формировать умение» — понятно, но «формировать действие» — должно бы резать слух), он пришел на смену «общеучебным умениям» в связи с появлением новых исполнителей работы, которые, разумеется, должны были изменить терминологию, иначе кто бы заметил научную новизну, привнесенную новыми исполнителями в документ. Таковы правила игры, идущие ещё от французов, которые считали, что научную работу надо писать, употребляя новые непонятные термины, иначе все скажут, что в работе нет ничего нового.

Так или иначе, но вносить существенных изменений в учебники «Математика-5» и «Математика-6» не потребовалось. Авторы добавили интересных заданий, разнообразили способы деятельности учащихся. Учебники уже утверждены как соответствующие новому федеральному стандарту (ФГОС).

Поскольку в 7-9 классах идеи использования арифметических способов решения текстовых задач получили дальнейшее развитие — теперь появились уравнения, системы, уделено внимание заданиям, готовящим учащихся к конкурсам и олимпиадам, добавлены задачи для исследования, задачи на нестандартные способы решения. Идеология работы с текстовыми задачами не претерпела никаких изменений, а только усовершенствована. В курсе лекций по теме «Текстовые задачи в школьном курсе математики» как раз и рассмотрены все упомянутые идеи. То есть учителя, прошедшие курсы, получат необходимую помощь в освоении методики работы с текстовыми задачами, отвечающей утвержденному ФГОСу. Добавим, что они вместе с двумя книжечками лекций получают ещё и диск с дополнениями к лекциям, где разбираются решения многих задач.

Учебники 7-9 классов в настоящее время проходят экспертизу в РАН. Нам повезло с рецензентом (которого мы не знаем). Он оказался на редкость внимательным, указал ряд опечаток и сделал полезные предложения по совершенствованию учебников. На замечания по 7-8 классам мы уже ответили и надеемся, что их утверждение на соответствие новому ФГОСу состоится в ближайшее время.

Если внимательно проработать лекции, то затруднений с решениями двух контрольных работ возникнуть не должно. Тем более, что обзор типичных ошибок учителей за первые четыре года уже опубликован в газете МАТЕМАТИКА в 2009 г. (№ 17):

Текстовые задачи в курсе математики средней школы. Работа над ошибками

Второй курс лекций начал писать Н.Н.Решетников, но его занятость по основной работе, лекции в регионах не позволили ему в сжатые сроки закончить курс. Начатую им работу я продолжил и подготовил практическую часть к лекциям. Идеология курса основана на идеях учебников серии «МГУ-школе» и многолетнем учительском опыте. В лекциях большое внимание уделяется методике преподавания тригонометрии с опорой на наглядность. Здесь же на примере тригонометрических уравнений и неравенств показано применение теории, изложенной во второй главе «Уравнения. Неравенства. Системы» учебника «Алгебра и начала математического анализа» для 11 класса серии МГУ-школе. Большое внимание уделено применению свойств функций к решению уравнений и неравенств.

И здесь внимательное чтение лекций позволяет подготовиться к двум контрольным работам. По опыту проверки в течение первых четырёх лет опубликована статья в газете МАТЕМАТИКА в 2009 г. (№ 18):

Тригонометрия в школе: Работа над ошибками

Если вас заинтересовали курсы по этим двум темам, то в текущем году вы ещё можете записаться на второй поток. Условия и порядок регистрации надо искать по адресу: http://edu.1september.ru/distance/

Желаю успехов.
А.В.Шевкин.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал