Новости

Новая программа по математике…

На странице http://edu.crowdexpert.ru/ идет обсуждение программы по математике и др. предметам. Учителей математики прошу посмотреть программу и внести свои замечания и предложения. Я оставил свои замечания и предложения в рубриках, выделенных полужирным шрифтом. Прифожу их здесь с исправлением пары моих опечаток.

Чего не учли разработчики документа?

Авторы предлагают фиксировать по годам содержание обучения, что может помешать использованию некоторых учебников, идущих впереди устаревшего подхода к изучению математики.

Например, традиционно графики функций и формулы сокращенного умножения начинают изучать в 7 классе, имея лишь рациональные числа. В результате в 7 классе строят непрерывные графики, не имея непрерывной числовой оси. В 8 классе до изучения действительных чисел говорят, что прямая y = 2 пересекает параболу y = x2 в двух точках, затем изучают действительные числа. И без всякой оговорки начинают применять формулы сокращенного умножения и для действительных чисел. В учебнике серии «МГУ-школе» по алгебре (С.М.Никольский и др.) изучение чисел заканчивается действительными числами, изучаются буквенные выражения, формулы сокращенного умножения доказываются уже для действительных чисел в 7 классе. А функции с изучением свойств и построением непрерывных графиков изучаются в 8 классе. Фиксирование изучения графиков в 7 классе, авторы программы закрывают использование передового и весьма перспективного подхода к изучению алгебраического содержания, авторы программы тянут обучение математике назад. В этом ли заключается цель документа?

Кроме того, в тексте очень много неточностей, которые без исправления (буквально порядка слов или фраз) могут навязать дурную последовательность изучения материала, далекую от логики предмета. При такой небрежности к логике появления «действующих лиц» в пьесе «Математика» авторы не должны навязывать последовательность изучения тем по классам.

Конкретные постраничные замечания.

С. 1. Упоминаются параболы, гиперболы, окружности, задаваемые уравнением, но нет прямой.
С. 8. Почему «Приблизительные значения», а не «Приближенные значения»?
С. 13. Почему говорится о выделении множителей — степеней числа 10, но не говорится о стандартном виде числа?
С. 14. Уравнения с неизвестными — это правильнее, чем уравнения с переменными, но неравенства почему-то с переменными. «Их графики и свойства», а правильнее «Их свойства и графики». Графики отражают свойства, которые могут быть доказаны без графиков, свойства первичны.
С. 15. «Треугольники, виды треугольников» должны быть до четырехугольников. Нет несоизмеримости отрезков. Зачем же терять красивую идею, которая была известна ещё в Древней Греции? «После вертикальные и смежные углы» добавить: «, и их свойства».
С. 16. Задачи на построение (третий шаг которых «доказательство») должны идти после признаков равенства треугольников. «От 0 до 1800» добавить знак градуса у нуля. Потеряна средняя линия треугольника, которая используется при доказательстве упомянутой средней линии трапеции. Сектор и сегмент определяются через центральный угол, должны идти после центрального угла.
С.17. Повтор «Градусная мера угла» надо снять (было на с. 15). Почему нет площади треугольника, трапеции? Для дальнейшего обучения будет достаточно определять только площади фигур на клетчатой бумаге? Зачем же так примитивизировать курс геометрии? Сумма векторов должна быть до умножения вектора на число, а разности векторов больше не нужно?

Общее впечатление от программы грустное. Взят курс на дальнейшее снижение уровня преподавания математики. Авторы программы провели референдум и большинство граждан России согласно на примитивизацию обучения и дебилизацию подрастающих поколений? Не припомню такого. Интересно, проходит ли программа научную экспертизу в убитой Российской академии наук? Представленный текст явно не проходил, а среди разработчиков числится действительный член РАО и РАН А.Л.Семенов. Тщательнее надо, товарищи авторы!

Какие положения документа Вы считаете лишними?

Лишними считаю положения, связанные с курсом информатики, раз уж информатика — отдельный предмет.

Какие негативные последствия может повлечь утверждение документа? Каковы риски?

Ориентация на сокращение номенклатуры изучаемых вопросов не позволит излагать курс математики с отражением привычных прежде взаимосвязей между изучаемыми предметами, что приведет и уже приводит к перегрузке памяти и неусвоению даже простых вопросов, к потере интереса к изучению непонятной математики. Чувствуется желание авторов программы оградить ребенка от запоминания фактов и формул. Вред такого подхода и все негативные риски такого подхода хорошо описаны в статье «Уроки образовательных реформ в Европе и странах бывшего СССР» http://polit.ru/article/2014/08/30/education/

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал