Новости

Нелидово. Я приехал в город детства…

Из дальних странствий возвратясь…

С добавлением статьи Трудовое обучение в школе, или Чему меня научили в интернате и выступления  театра моды Модерн школы № 4 г. Нелидово (сюжет несколько раз показан по первому каналу телевидения).

В декабре 2017 года мой однокашник по Нелидовскому интернату Сорокин Геннадий Иванович спросил:

— Сколько городов России ты проехал с лекциями за полтора года?
— Сорок четыре, — ответил я. 
— А в своём родном городе ещё не был, — с грустью сказал он. —  Хорошо было бы съездить. И я бы с тобой поехал. 
— Так не звали. 
— А тебя надо звать? 

Так начала реализовываться идея поездки, о которой я давно мечтал. Очень хотелось вернуться в город детства со своими идеями, книжками, учебниками. Очень хотелось оказаться полезным на своей малой родине. Геннадий Иванович, к сожалению, разболелся и не смог составить мне компанию. 

С 2008 года, когда я последний раз приезжал к маме в Нелидово, у меня сохранился контакт с директором школы № 4 Погодиным Сергеем Валерьевичем, который, кстати, обучил азам компьютерной грамотности моего друга Сорокина Г.И. 

В школе № 4 я тогда побывал, общался с учителями, а фото на память о встрече попало в школьную газету «Шаг за шагом». 

Тогда  мы были чуть моложе…  

Я написал Сергею Валерьевичу о своих раздумьях про поездку, а он сразу перешёл к делу:

— Это будет очень кстати, мы как раз в этом году всей школой перешли на ваши учебники в 5, 7 и 10 классах. Соберём районный семинар учителей математики. Будут все нелидовские учителя, позовём соседние районы…

— Хорошо, я выясню в издательстве Просвещение, когда это можно будет сделать. 

Дальше быстро согласовали дату семинара: 13 января, суббота, чтобы учителям можно было оторваться от школы без потери уроков. 

Специально к этой поездке я подготовил презентацию «Учимся решать задачи арифметическими способами», которой может пользоваться учитель на уроке. Уже разослал её в ночь под Рождество на 150 адресов из моей электронной почты. 

История с географией

Город Нелидово (до 1949 г. — посёлок при железнодорожной станции). Население: ок. 19,4 тыс. чел., 50 лет назад было 20 тыс. чел. В середине 90-х годов было ещё более 28 тыс. чел. За поздние советские и «святые» 90-е годы развитие города было резко остановлено. В 1996 году закрыты угольные шахты. Когда-то на 4-й шахте работал мой отец, а меня с ул. Куйбышева, 64 возили в посёлок 4-й шахты в детский сад — на неделю. Родители работали посменно — неделю в первую, неделю во вторую, неделю в третью смену. Смены у родителей могли совпадать. За многие годы мама работала на хлебозаводе, в Горпищекомбинате, в типографии — печатала районную газету на допотопном станке с ручной подачей бумаги, в ДОКе, в районной больнице санитаркой.

С 1958 по 1967 год я учился в Нелидовской школе-интернате. Пока директором школы был выдающийся педагог-литератор М.Н.Максимовский, школа-коммуна была одной из лучших в Союзе среди аналогичных школ. Это был интернат для сирот и полусирот первого послевоенного поколения, а уровень работы был таким серьезным, что сотрудники интерната учили здесь своих детей. Со мной в одном классе у Евдокимовой Валентины Ивановны учились Таня Худолеева — дочь учительницы русского языка Ольги Ивановны, Саша Антипов — сын учительницы немецкого языка Лидии Сидоровны, Наташа Сергеева — дочь школьного врача Розы Михайловны. Вот две фотографии, которые я получил через Сорокина Г.И. от одноклассницы в 2017 году.

1. Октябрята (слева-направо и сверху-вниз): 1. ? 2. Перминова Нина, 3. ? 4. ? 5. Сергеева Наташа, 6. Медвёдкин Слава, 7. Фёдоров Саша, 8. Рубин Миша, 9. Маркин Вова, 10. Шевкин Саша,  11. Худолеева Таня, 12. ? 13. ? 14. Копусов Саша.
2. Пионеры (слева-направо и сверху-вниз): 1. Шевкин Саша, 2. ? 3. Рубин Миша, 4. ? 5. Копусов Саша, 6. Худолеева Таня,  7. Перминова Нина, 8.  Медвёдкин Слава, 9. ?

У нас была своя песня, свой гимн (слова директора интерната М.Н.Максимовского, музыка учителя пения и руководителя школьного оркестра Н.А.Козишникова). Гимн публиковался в газете «Пионерская правда». Нелидовскому интернату был посвящён отдельный стенд в павильоне «Образование» на ВДНХ. Однажды в новостях, которые показывали перед кинофильмами по всей стране, был показан сюжет: один день нашей жизни — от подъёма до отбоя. Кстати, в интернате снимали и своё школьное кино. Нас вывозили летом в свой пионерский лагерь Матренино — сейчас там руины на месте бывшего двухэтажного дома красного кирпича (бывш. дом помещика). На крышу этого дома мы сбегали в тихий час загорать.

В интернате первой поры было удивительно много мужчин — большей частью ветеранов войны… Позже, когда я штудировал педагогические труды А.С.Макаренко, то находил много знакомого мне по жизни в интернате: труд, самообслуживание, постоянная занятость воспитанников подготовкой к какому-то следующему мероприятию, конкурсу. Здесь меня приохотили к ручному труду — я выпиливал и выжигал по дереву, освоил технику маркетри — набора рисунка фанеровкой разных пород дерева, занимался в кружке рисования. Участвовал в конкурсах художественной самодеятельности, пел со сцены местного Дворца культуры шахтеров. За одно такое выступление попал в районную газету. Там в ироническом ключе написали, что мальчик в красном галстуке пел:

 «Ты не печалься, ты не прощайся,
Всё впереди у нас с тобой.» 

 В своей первой московской школе № 846 я вёл кружок, в котором мальчишки и девчонки выжигали, выпиливали, полировали и раскрашивали, покрывали лаком изделия из дерева и фанеры — всей этой нехитрой технике я научился в интернате. Мой интернат влюбил меня в профессию учителя: я видел тех, на кого мне хотелось быть похожим, тех, перед кем я держал мысленный отчёт и когда учился в МОПИ им. Н.К.Крупской, и когда работал в школе.

 Вот почему встречу с учителями я начну со слов благодарности моим интернатовским учителям.

12.01.2018. День отъезда. Добираюсь до станции метро Рижская, выхожу на поверхность. Вот памятник покорителям космоса, который встретил меня в 1967 году, когда я впервые приехал в Москву. На вокзале по старой привычке вглядываюсь в лица пассажиров, ожидающих посадки в поезд в нашу сторону. Когда я был школьником и студентом, то обычно замечал на Рижском вокзале много знакомых нелидовских лиц. Привычка окидывать взором ожидающих поезда с тех пор сохранилась, а знакомых лиц уже нет совсем. Потом посадка в вагон, отправление, покупка сувенирных подстаканников РЖД. И вот я уже больше часа предаюсь воспоминаниям и настраиваюсь на предстоящую работу. Вагон поезда покачивается, проводница разносит чай, а я набираю текст очередной новости для сайта в свой телефон. Не мешало бы отдохнуть немного. Прибываем в Нелидово в 02:52, а в 10:00 уже начало семинара. Но не спится. 

13.01.2018

Сергей Валерьевич, как и обещал, встретил меня у вагона. Это тот самый С.В.Погодин, которого по результатам местных выборов несколько лет тому назад уволили с должности директора 4-й школы без объяснения причин — есть у образованцев такая удобная формулировочка для избавления от возмутителей спокойствия. Это Владимир Владимирович может пойти на выборы не по списку «Единой России» — и ему за это ничего не будет. А  Сергей Валерьевич отказался  — и его уволили с должности. История имела шумную прессу — была публикация в «Учительской газете», развитие событий освещалось у нас на сайте. Раз он встречает меня в должности директора все той же 4-й школы, значит, для него эта история завершилась благополучно. Вот такой директор школы есть у нас в Нелидово. И я у него в гостях!  

От вокзала до дома дошли, обсуждая разные проблемы. Сергей Валерьевич живет в доме с родителями и рядом строит свой дом. Из принципа все делает сам, поэтому дело движется урывками. Эту ночь я спал в обычном деревенском доме с городскими удобствами. Печи натоплены, тишина. Я упал в сон, а утром Сергей Валерьевич разбудил меня. У плиты уже хлопотала его мама. Я попил чаю со свежими беляшами и другими вкусностями. Школа расположена на той же улице, что и гостеприимный дом моих хозяев, поэтому уже очень скоро мы оказались в кабинете директора школы, где я с удивлением разглядывал призы, полученные школой. Газета «Шаг за шагом» два раза была признана лучшей школьной газетой в стране — в разных номинациях.

 

На столе директора школы лежали материалы к очередной книжке по истории образования города. Я рассматривал старые фотографии и обнаружил, что в 4-й школе работали несколько учителей, которых я знал по интернату. 

 Потом мы направились в кабинет математики на третьем этаже школы. Он был почти пуст, но буквально за несколько минут наполнился  учителями. Я не ожидал, что будет 40 человек. Это учителя Нелидовского, Андреапольского, Оленинского, Торопецкого, Бельского и других районов. Во вступительном слове я выразил своё удовлетворение от того, что вернулся в город своего детства. Сказал несколько слов о Нелидовском интернате, его первом директоре Михаиле Николаевиче Максимовском и учителях, которым я обязан своим профессиональным становлением. Дальше мы говорили о проблемах математического образования по моей обычной программе «От математической грамотности к фундаментальному математическому образованию». После перерыва лежали — о новом требовании ФГОСа и программы по математике: научить школьников решать задачи арифметическими способами. Разбирали «взрослые» и «детские» решения текстовых задач. 

Завершил я своё выступление словами о том, что был счастлив побывать в гостях у учителей Нелидовского края. 

 Потом были вопросы. 

Как так получается, что авторы перерабатывают учебники под новые требования ФГОСа и программы, а учебники от этого становятся хуже (были упомянуты учебники А. Г. Мордковича).

Это верное наблюдение, — ответил я, — но мы стараемся, чтобы переработка меньше навредила учебникам, стараемся сохранить их структуру. Но приходится делать переносы тем из класса в класс и повторы того, что, по нашему мнению, должно быть изучено в другом месте. 

 Есть ли к вашим учебникам поурочные разработки?

Мы не пишем поурочных разработок, то есть не планируем работу учителя на уроке: что сделать в классе, что дома. Но книги для учителя есть на моем сайте и сайте издательства.  Дело в том, что профессиональный учитель должен сам планировать проведение урока, так как никто, кроме него, не знает, что и как изучалось на предыдущих уроках, что и как усвоили учащиеся и т. п. Правда, такие разработки встречаются в интернете, их пишут к некоторым учебникам. Но мы не считаем это необходимым. 

—  А как Вы относитесь к тому, что издательства выпускают готовые домашние задания, которые отучают учащихся работать и самостоятельно мыслить. 

— Это безобразие и вредительство, —  согласился я с мнением учительницы и отметил, что уважающие себя издательства не работают на разрушение  образования таким способом. 

— Не считаете ли Вы, что так как математика нужна не всем, то может быть, не надо учить всех одинаково?

— Выделение в раннем возрасте так называемого базового уровня — ошибка стандарта и программы. Поясню на своём примере. В детстве я хорошо пел, выступал в конкурсах и даже думал, что буду певцом, потом мне хотелось быть биологом. Если бы у меня в то время была возможность выбрать базовый уровень, то потерял бы очень много, так как позже я передумал и решил стать учителем математики. Только благодаря тому, что в СССР была единая программа, я оказался способным к обучению в физматшколе № 18 при МГУ, а потом в МОПИ им. Крупской, состоялся в своей профессии. 

 Кто-то заметил, что, может быть, было бы лучше, если бы я стал певцом или биологом? Мы дружно посмеялись.  

Были и другие вопросы. В перерыве и по окончании основной работы я подписывал учителям свои книжки, мы фотографировались на память, пили чай с учителями 4-й школы под обсуждение проблем образования в городе.

В результате сошлись во мнении, что крупные города, как пылесосы, откачивают молодежь из небольших городов, таких, как Нелидово. А ЕГЭ этому помогает. Молодежь не возвращается, так как здесь нет работы.

Что делать нам на местах? — Спрашивали учителя школы № 4. — У нас все меньше учеников поступает в местные ВУЗы, они целыми классами уезжают из города. За ними вслед уезжают и некоторые семьи. В городе нет мест приложения молодым квалифицированным кадрам, у нас все меньше младших школьников, население города уменьшается.

Очевидно, что это не проблема системы образования. Эта проблема стратегического планирования и учета последствий всех нововведений в образовании. 

 С Сергеем Валерьевичем мы прогулялись по городу, я прикупил сувениров и подарков внукам. За 10 лет, что я здесь не был, город заметно обветшал. Местами дома доведены до аварийного состояния. Про Дворец культуры шахтеров, которым всегда гордилось Нелидово, нечего и говорить. Ступеньки обрушены, снаружи обшарпанный, внутри опасный. Вся надежда на миллионы, которые обещали выделить из областного бюджета.

На фоне разрушающейся гордости города 

 Вернулись  домой к моему директору. Пообедали, поговорили, он сбросил мне на флэшку фотографии — старые и сделанные сегодня. Вот обрадую своего друга — фаната нашего интерната, собирающего информацию о нём! Дальше мы вызвали такси до автостанции, доехали, тепло простились и договорились о продолжении работы с моим участием. 

 И вот я уже больше часа в автобусе, проехали Оленино. За бортом и внутри салона темно. Я набиваю текст в телефон и обдумываю свои предложения учителям к  следующему приезду в Нелидово. Просят прочитать что-нибудь про ОГЭ и ЕГЭ для учителей и старшеклассников. Обдумаем. Так как в Нелидово и в других районах появились школы, переходящие на наши учебники или планирующие переход, то интересная работа в родном городе у меня ещё будет. В школе № 4 и в Нелидовской центральной библиотеке оставлены полные наборы учебников и мои книжки Издательства Илекса, так что желающие познакомиться с учебниками в городе Нелидово имеют такую возможность.

Благодарю всех, кто помог провести мою поездку в 45-й город страны, считая с июня 2016 года. Поздравляю всех с наступившим старым Новым годом! 

Дополнение от 14.01.2018. Глубоко в душу запали мне сожаления учителей о том, что из школы убрали уроки труда, которые учат работать руками, учат творчеству… И я решил высказаться по данной теме с иллюстрацией на своём, возможно, не самом характерном примере.

Трудовое обучение в школе, или Чему меня научили в интернате

Смотрите также: Видео  театра моды Модерн школы № 4
г. Нелидово. Это представление результатов трудового обучения девочек пошиву костюмов.   https://www.youtube.com/watch?v=xLAjR9yivHs 

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2017 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал