Новости

Надо ли способствовать уменьшению мозга человека?

Не первый раз на глаза попадает информация о том, что мозг современного человека уменьшается в объёме. Это уменьшение малозаметно. Но есть. Подробная статья на эту тему появилась сегодня в «Аргументах и фактах». Приведу её начало. В конце заметки небольшой тест.

Ума не надо? Современному человеку мозг больше не нужен

Несмотря на достижения научно-технического прогресса, человечество в целом умнее не становится. Его уровень интеллекта постоянно падает, а размер головного мозга сокращается. Парадокс?

На первый взгляд — да. Но если углубиться в изучение механизмов эволюции и естественного отбора, массовое оглупление «человека разумного» странным не покажется.

Предки были с мозгами!

В 1984 г. новозеландский психолог Джеймс Флинн опубликовал работу, в которой исследовал средний уровень IQ населения США. По его данным выходило, что на протяжении первой половины XX века коэффициент интеллекта американцев рос и в итоге поднялся на 15 пунктов. А это очень высокая скорость. Необычность явления состояла в том, что рост IQ произошёл в течение нескольких десятилетий, объяснить его эволюционными изменениями было нельзя – эволюция работает на более продолжительных отрезках времени.

Антропологи установили, что у наших предков, обитавших в пещерах и охотившихся на мамонтов, содержание черепной коробки было примерно на 100 г тяжелее, чем у нас. Даже у неандертальцев (последние из них жили 40 тыс. лет назад) объём мозга достигал 1500 см3, в то время как у мужчин XXI в. он составляет примерно 1425 см3, а у женщин – 1350 см3.

«Многих это повергает в замешательство: неужели древние люди были умнее нас? Как так? Ведь они имели более низкую, примитивную культуру! – рассуждает доцент биологического факультета МГУ им. Ломоносова Станислав Дробышевский. – Но давайте представим, в каких тяжелейших условиях жили наши далёкие предки. И сколько знаний и сведений они должны были хранить в голове: как делать орудия труда, как добывать огонь, как строить жилище, как выследить добычу и как её поймать, выпотрошить, приготовить, что можно есть, а что нельзя, как защититься от хищников или паразитов. А ещё помнить мифы и предания. И всё это в одной голове! Без преувеличения, они были универсалами».

А вот современный человек получает всё в готовом виде — и еду, и одежду, и информацию. Попросите горожанина собственноручно сделать, к примеру, топор. Результат предсказуем. В лучшем случае мы готовы собирать своими руками мебель из ИКЕА, где все винтики и отверстия уже подогнаны друг к другу.

Несмотря на то что цивилизация рванула вперёд, а совокупный объём информации, приобретённой и накопленной людьми, достиг астрономических величин, знаний в голове отдельно взятого человека заметно поубавилось. Нельзя сказать, что мы глупее наших предков. Просто им нужно было постоянно работать своими мозгами и постигать окружающий мир через собственный опыт.

Соображалка не работает

«Никто точно не знает, почему мозг человека уменьшается, это просто наблюдаемый факт, – продолжает Станислав Дробышевский. – Называют две основные версии. Оптимистичная предполагает, что мозг уменьшился, но зато стал лучше функционировать. Особых доказательств этого нет, и я как-то не слишком в это верю, поэтому склоняюсь ко второй версии. А её суть в том, что мозг уменьшился потому, что стал нам меньше нужен».

Учёный поясняет: древние люди были зависимы от своих умственных способностей – они были крайне важны для выживания и давали им эволюционное преимущество в ходе естественного отбора. Человек, обделённый интеллектом, умирал, не успевая оставить много потом­ства, например, от голода (не мог сделать нормальных орудий труда и охоты) или от холода (не был способен развести огонь). Соображать в эпоху верхнего палеолита приходилось очень быстро, иначе отправишься на обед к хищникам. 

А в наши дни интеллект никакого эволюционного преимущества не даёт. Чтобы наплодить потомство, особого ума не нужно. В семьях академиков и выдающихся учёных детей не больше (а зачастую меньше), чем в семьях обычных людей, не занятых ежедневным интеллектуальным трудом… 

Источник. Аргументы и Факты

Комментарий. Да уж, технический прогресс когда-нибудь прикончит «человека разумного». Знакомый водитель сообщил мне, что практически всегда отключает навигатор, так как заметил, что без включённого навигатора стал теряться в прохождении даже знакомых маршрутов. Он включает прибор в редких случаях, когда нужно получить информацию о «пробках» и уж в совсем незнакомом месте. О чём говорит наблюдение одного человека на довольно коротком промежутке времени?

Если человек не напрягает мозг для выполнения какой-то работы, способность выполнять эту работу заметно снижается.

Не будем загадывать на тысячелетия. Давайте посмотрим, как современные тенденции в образовании и внешняя среда (планшеты – телефоны) влияют на наших ребят. На коротком отрезке истории появилось много приспособлений, освобождающих человека от выполнения рутинной работы, само выполнение которой помогает держать мозг в тонусе, посылать ему сигнал: не затухай, ты мне ещё нужен.

Я застал момент, когда в школу пришли калькуляторы. Как-то меня спросили мои ученики: «А почему Вы советуете вычислять столбиком, а не с помощью калькулятора?» Я ответил, что это требование не является категоричным (теперь оно есть при сдаче ОГЭ-ЕГЭ), но мне не хотелось бы, что бы к 11 классу у тебя голова была с кулачок, а указательный палец разросся до огромных размеров. Разумеется, это шутка. Но в каждой шутке есть доля правды.

Посмотрите, какие идеи нам закладывают в стандарт по математике: «ученик должен пользоваться теоремой Пифагора», т. е. напрямую не требуется знать и применять, требуется «уметь решать задачи при помощи теоремы Пифагора». Вон и академик Российской академии образования (!) В. Болотов говорит, что «»Тупая» память больше не нужна, всегда можно «погуглить»». Он же вопрошал год назад: ну зачем историку теорема Фалеса? Вот и «великий философ» Герман Греф говорит, что школа должна преподавать не знания, а навыки. Этого деятеля совсем не смущает, что навык — это автоматизированное умение, следовательно, навык не преподают, а формируют.

Эти «учёные»— и им несть числа — отражают точку зрения наших дорогих «партнёров» на то, что образование в России надо понизить. Запад заинтересован, чтобы мы растили «грамотного пользователя тем, что изобрели другие» — эту мысль транслировал А.А. Фурсенко, бывший министр образования и науки, советник Президента РФ.

Вы думаете, случайно геометрию «слили» в один экзамен ОГЭ-ЕГЭ с другими разделами математики и в 9 классе убрали устный экзамен по геометрии? Правда, в 2015 г. так и не смогли ввести единый предмет «математика и информатика», хотя подготовка на местах шла полным ходом: учителей заставляли вести два предмета «Алгебру» и «Геометрию», а в журнале писать один предмет «Математика». Даже не буду комментировать вредоносность этой затеи, но понятно, для чего она предпринималась. «Реформаторам» образования и их кукловодам не требуется иметь в России грамотное молодое поколение, умеющее отличать «доказано» от «не доказано». Нас призывают не давать школьникам знания, а учить их искать знания и пользоваться ими. Вы же помните случай с пикирующим Боингом. Лётчики знали, где искать знания, но не успели найти нужное место в инструкции, которая была на борту. Они не спасли себя и пассажиров.

Про то, что дети, чаще всего, уже не способны повторить продиктованное предложение, посчитать в уме, про то, что 25 % взрослого населения страны не умеют правильно читать — вы знаете и без меня. Мне кажется, что обучение в школе не должно способствовать уменьшению мозга человека. Это важно даже не для выживания вида в будущие тысячелетия, это важно для выживания каждого отдельного человека.

В качестве грустного развлечения предлагаю найти четыре опечатки в заголовках из интернет-изданий, которые мне попали на глаза с 27.07.2019. Малограмотность поднялась на уровень заголовков!

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал