Новости

Начался новый учебный год

Итак, отшумели линейки Дня знаний, одноклассники встретились друг с другом и со своими учителями после долгого лета, продавцы цветов неплохо заработали на заметно подорожавших букетах. Каким он будет новый учебный год, изменится ли линия партии и правительства на фронте образования?

Дмитрий Медведев сначала ответил пенсионерам Крыма: «Просто денег нет сейчас … вы держитесь тут, всего вам самого лучшего, хорошего настроения и здоровья». Страна не успела остыть от этого мема, как теперь модно говорить, а он 4 августа вежливо так, в порядке рассуждения о свободе выбора профессии посоветовал учителям за деньгами идти в бизнес. Сказать, что Д.А.Медведев ничего не понимает в образовании, его предназначении, было бы мало. Уверен, что пройдёт совсем немного времени, и его деятельность на всех главных постах по отношению к образованию будет признана ошибочной, это как минимум. Эта деятельность нанесла образованию России большой урон. Нас мало волнует, почему нанесён урон: по неопытности, по доверчивости, по незнанию, по глупости или по какой другой причине. Закон об образовании, образовательные стандарты, программы (по математике, во всяком случае), принятые на его основе, «Дорожная карта…» — все эти документы развернули образование России в сторону рынка услуг.

В августе случилось знаменательное событие: «говорящая голова» нашего телевидения В.Соловьёв разразился грязной тирадой в адрес учительства, заявив: «С какой пьяной радости учитель должен получать много?» Он назвал учителей сбродом, сказал, что он, Соловьев, зарабатывает деньги, а учитель их получает…». Низость этого «звездуна» подчёркивает немаловажная деталь: он имел опыт работы в школе.

Интернет бурлит обсуждением его поступка, вынося на поверхность пикантные подробности: «Эх, забыл этот това…, пардон, господин, как в 1990 году преподавал астрономию в московской школе № 27. Талантливый оратор влиял на аудиторию старшеклассниц, как удав на крольчих. Итог оказался предсказуем — в 91-м он нечаянно стал отцом. У Владимира родилась дочь Катя. На юной мамаше во избежание скандала пришлось жениться, а из школы, разумеется, со скандалом уйти. С тех пор педагогическое сообщество и вызывает у Владимира Рудольфовича глубокое чувство неприязни».
http://boshsoz.com/obshchestvo/37964-podlets-solovev-v-svoem-amplua

Не берусь утверждать правдивость приведённого высказывания, не берусь и защищать «честь мундира» нашего «звездуна» — для меня он глубоко аморальный тип уже в силу своих высказываний об учителях. Но его высказывания и высказывания премьера случились как-то вдруг накануне учебного года, обозначив одну из версий отношения к образованию. «Это Ж-Ж-Ж не спроста», — подумал Винни Пух.


Не успели граждане немного остыть, излив свои чувства в петициях за отставку Д.А.Медведева и за юридическое преследование В.Р.Соловьёва, как «скидавай сапоги — власть переменилась!» — в минобрнауки сменился министр. Сказать, что прежнего министра Ливанова россияне не любили, значит ничего не сказать! Это он с Д.А.Медведевым и др. провёл «блицкриг» против Академии наук РФ. Теперь те, кто командуют содержанием зданий и материальным обеспечением науки, командуют и содержанием научной работы, планируют научную деятельность! Школьные «успехи» господина Ливанова и комментировать не хочется. Новым министром назначена Васильева Ольга Игоревна.

Какой же вой поднялся в стане «реформаторов образования»! Уже одно это говорит о правильном направлении кадровых решений в образовании. Про реальные шаги нового министра ничего не знаю, а первые слова знаю: 1) учителя надо беречь, 2) труд учителя — это служение, а не оказание услуг.

Лично я поддерживаю сказанное, по пункту 2) неоднократно высказывался у себя на сайте. Сегодня сильно удивился, наткнувшись в Интернете на высказывание уважаемого коллеги: «Вот типичный образец пустой словесной эквилибристики: война с термином «услуги». Более актуальных проблем в образовании нет? Совершенно не стесняюсь заявить, что оказываю образовательные услуги (в том числе, и бесплатные). Увеличивая при этом объём «общественного блага» и способствуя «формированию личности. И не вижу в этом никакого противоречия.»

Каждый человек имеет право иметь своё мнение и выражать его открыто. При всём уважении к приведённому мнению, оно меня не радует. «Учить и воспитывать» нельзя ставить в один ряд с «стричь», «брить», «ремонтировать машину» и «хоронить», наконец! Молчу об услугах особого характера. Терминология про услуги ставит ученика и его родителей в позицию заказчика, а учителя в позу «Чего изволите?» Тогда как ни ученик, ни его родители слишком часто понятия не имеют об «оказываемой услуге», видят её цели и ценность упрощённо или совсем в другом. Вот вам пример. С появлением ОГЭ-ЕГЭ ученики и родители стали «заказывать» учителю, чему учить и как учить. Их интересуют баллы и поступление. Если учитель оказывает услугу, он должен сказать: «Заказчик всегда прав!». И работать на баллы и поступление. Однако общество и государство заинтересованы в другом, в том, чтобы учитель дал ученику образование и воспитал его (не буду разъяснять подробнее). Правда, благодаря Д.Медведеву и последним министрам образования заказ от имени государства деформировался. Ярче всего это выразил в свою бытность министром образования и науки А.Фурсенко: «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других».

http://www.smolin.ru/

Опять не хочу вязнуть в полемике, на мой взгляд, здесь и лежит водораздел: формировать человека-творца — это служение, это идеал, к которому надо стремиться, а взрастить квалифицированного потребителя — это оказание образовательных услуг.

Здесь хочется остановиться и перевести дух.

Два слова о личных планах. Я теперь на пенсии, то есть не работаю, не служу, если хотите, в школе. Не хочу распространяться об очень личных причинах принятого мною нелёгкого решения. Но я в теме. Работаю в команде Издательства «Просвещение». Слетал в Якутск для общения с учителями математики. В сентябре планирую принять участие во Всероссийском семинаре в г. Красноярске. Семинар посвящен вопросам создания новых условий для построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, освоения ими личностных и метапредметных результатов в предметной области «Математика». Мудрёно немного, но ничего, разберёмся! Дальше, пока туманно, планируется выезд в Казань и Набережные Челны.

Планируем заочный курс повышения квалификации учителей математики в Якутии, может быть, и другие регионы подтянутся. Так что скучать не приходится, да и внуки не позволят. Считаю, что есть шанс разгрести авгиевы конюшни в образовании. Ещё не вижу того Геракла, но он обязательно будет. Иначе погибель.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал