Новости

Москва — Уфа — Салават — Уфа — Москва

Из дальних странствий возвратясь…

Лицей 1 г. Салават

Это был мой второй прилёт в Уфу. Как же приятно возвращаться туда, где у тебя уже были встречи с интересными людьми! Встретил меня Сергей Станиславович, с которым мы были знакомы с прошлого года. Я разместился в той же гостинице Атола, погулял вечером по ближайшим улочкам Уфы.

Утром в 9:45 мы отправились на машине книготорговой организации в город Салават. Два с половиной часа дороги с небольшими пробками на местах её ремонта пролетели незаметно. Может быть, потому, что, обозревая великолепные просторы, поля подсолнухов, коров, овец и телят, пасущихся на скошенных лугах, я вдруг вспомнил про задачи, которые мне прислали на днях. Они из олимпиады для пятиклассников. Но мне показалось, что в них очень мало понятного пятиклассникам. Коровы и овцы навели меня на мысль, как можно переформулировать и обобщить эти задачи, чтобы с ними было интересно и понятно как работать. Получились хорошие задачи, достойные включения в учебник. Такое случается не часто.

Детали опускаю, так как готовлю эти задачи для рубрики нашего сайта  

Решайте с нами! Решайте как мы! Решайте лучше нас!

При разборе решений этих задач и поговорим о деталях. Подъехали к городу Салават. Почти в черте города нас встретили три огромные трубы с факелами горящего попутного газа.  Очень скоро мы оказались у ворот лицея 1 г. Салават (фото с сайта лицея приведено выше). Великолепное здание, большой школьный двор, а вот и его радушный хозяин встречает нас у крыльца. Это Кадыр Якупович Хабибуллин — директор лицея, кандидат наук, учитель математики, Заслуженный учитель Республики Башкортостан.  

По пути в кабинет директора мы прошли мимо библиотеки, у которой нет двери, а двери в кабинеты были прозрачные. Такого я ещё нигде не видел. Директор с гордость показал на большие кубки, завоёванные лицеистами в олимпиадах им. Ю.А. Гагарина. 

— Это по каким предметам? — полюбопытствовал я. 

— По всем, — был ответ, несколько озадачивший меня, так как обычно школы специализируются на небольшом числе направлений. А тут был такой широкий охват поля деятельности. 

Дальше был недолгий, но интересный рассказ директора о буднях и жизни лицея, о принципах, на которых эта жизнь построена. После звонка с урока в кабинет директора вошли учителя математики. У них было мало времени, поэтому они задали вопрос «в лоб»: 

— Скажите в нескольких словах, чем интересны ваши учебники?

Кажется, это был мой самый короткий рассказ об особенностях учебников — просто блиц. 

Дальше мы поехали в школу 20, где и должна была состояться встреча с учителями. И здесь нас встретил радушный хозяин — Богданов Сергей Леонидович,  Заслуженный учитель Республики Башкортостан. Он опекал приехавших, как детей: кормил обедом, водил по школе…

Здесь ученица, получившая 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку, и её учительница, и другие ребята, которыми гордится школа 20 Салавата (из школьного календаря на 2017/2018 уч. год).  

Семинар прошёл в актовом зале, были учителя города и приехавшие из Стерлитамака учителя. Для меня всё прошло, как обычно. В перерыве и после моего выступления были ожидаемые вопросы: 1) не слишком ли простой у вас 5-й класс? 2) Не слишком ли сложные у вас учебники, многие учителя побаиваются их брать. 

Я объяснил, что три первые учебника были изданы небольшим издательством при МГУ — отсюда и название серии, потом случился дефолт 1998 года и издательство не смогло заниматься учебникам — так мы оказались в Просвещении.

— Может быть сменить название серии? — Задал я провокационный вопрос. — Учебник ведь не нацелен только на тех, кто хочет поступать в МГУ. 

— Ничего менять не нужно, — услышал я в ответ. Название серии хорошее, правильно ориентирует. 

Обратное путешествие больше располагало к  разговорам — мы уже познакомились.  Я погрузился в созерцание проплывающей за окном красоты, время от времени спрашивал моих попутчиков: 

— Как называется эта гора?

— Торатау, что переводится как «стоит гора».

— Интересно, а как переводится Каратау?

— Чёрная гора.

Мимо нас проплыли указатели населенных пунктов Муравей, Байкал, Марс. 

— Интересно, как называют себя их жители? — Размышлял я вслух. 

— Это ещё ничего, — оживились мои попутчики. У нас есть ещё Кавказ, Париж, Рублёвка, посёлок Октябрь, деревня Русская Швейцария. А ещё у нас есть названия, которые на русский язык переводятся так: Девушек выдали замуж, Четыре дома, Пять подарков, Дед Саид, Большое желание.  

Остаток пути прошёл в оживлённой беседе. Как пишут в детских сочинениях, расставаться не хотелось. Я поблагодарил моих попутчиков и шофёра Марата — это была действительно запоминающаяся поездка. 

С утра 10 октября было солнечно и прохладно. С Сергеем Станиславовичем мы прибыли в уже знакомый мне по ноябрю 2016 года Институт развития образования. Лекция прошла не без курьёзов. Я забыл завести ручные часы, поэтому мои слушатели помогали мне не выйти из регламента. По содержанию лекции у нас было полное единодушие — и в плане оценки результатов реформирования образования, и по необходимости сохранения его остатков. Мои слушатели были исключительно внимательны, доброжелательны и благодарны. Особо внимательно они отнеслись к возможным изменениям в программе по математике. Давно у меня не было такого душевного подъёма от ощущения востребованности того, что я делаю. В перерыве и после лекции были вопросы. Главный из них — не у всех учителей, работающих по учебникам С.М. Никольского и др., есть дидактические материалы, а уже пора проводить контрольные работы. Придётся пересылать из Москвы, но это непорядок. Требовались уточнения по применению двухуровневых учебников для 10-11 классов при работе по обычной программе и программе для углублённого изучения математики.

С одобрением мои слушатели восприняли идею обучения решению текстовых задач арифметическими способами. С интересом реагировали на сравнения «взрослых»  и «детских» способов решения текстовых задач. Записывали, фотографировали с экрана, хотя все материалы они получат через некоторое время в электронной папке «Участнику семинара».

На прощание мы сфотографировались почти со всеми 140 участниками семинара. Это был снимок под девизом «Так мы начинали совместную работу».

После лекции мы ещё немного пообщались с коллегами. Зулейхат Фуатовна, Сергей Станиславович, Фарида Авхадиевна — исключительно внимательные сотрудники ИРО, заинтересованные в удовлетворении запросов своих учителей и в повышении эффективности их работы. Работать с ними было легко и приятно. Спасибо им и всем учителям за замечательное профессиональное и человеческое общение. 

До аэропорта мы с Сергеем Станиславовичем проехали по городу, съездили на крутой обрыв берега реки Белой к памятнику Салавату Юлаеву. Здесь я был в конце ноября 2016 года. Тогда было морозно, дул ветер, а на реке уже катались на коньках. А сейчас даже мало заметно наступление осени. Погода отличная, тепло, река обмелела к осени, красота и простор, чистый воздух! Но пора в аэропорт.

И вот я в самолёте. На пути в Москву вбиваю этот текст в телефон, чтобы побыстрее из дома выдать новость на моём сайте. А дальше будет Смоленск.

Памятник Салавату Юлаеву и городской парк в Уфе

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал