Новости

Лекции для студентов переносят в онлайн-аудиторию или куда?


Газета «Коммерсантъ» без малого год назад сообщила, что Ярослав Кузьминов намерен обязать преподавателей читать курсы в цифровом формате.

«Высшая школа экономики полностью отказывается от чтения лекций — вместо них профессора «Вышки» будут записывать собственные онлайн-курсы. Это решение ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов объяснил “Ъ” тем, что традиционные лекции превратились в «профанацию»: их посещаемость во всех вузах оставляет желать лучшего, а у преподавателей не остается времени на исследовательскую работу из-за аудиторной нагрузки. Переход на цифровой формат должен повысить вовлеченность студентов, разгрузить профессоров и в целом поднять качество университетского образования. При этом Ярослав Кузьминов дал понять, что внедрение онлайн-курсов в российскую образовательную систему может быть «не только добровольным». Однако коллеги ректора пока не видят необходимости в отказе от формата лекций».
https://www.kommersant.ru/doc/3758336

Заметьте, Ярослав Кузьминов не  стал выяснять, не влияют ли на вовлечённость студентов в посещение лекций профессоров, на их отношение к учёбе какие-либо устранимые причины, или всё дело в уровне общей и специальной подготовки студентов, их способности воспринимать монологическую речь лектора, конспектировать лекцию, задавать вопросы…, т. е. не влияет ли на это явление упавший уровень общего развития и специальной подготовки студентов. Для здравомыслящего руководителя было бы странно, не разобравшись в причинах происходящего, кардинально перестраивать учебный процесс, да ещё сразу во всей стране. А вдруг указанные и иные причины после этой перестройки дадут ещё худшие результаты, — подумал бы осторожный руководитель, но не Ярослав Кузьминов.

Ему же известно, что «реформа» образования, проведённая в России — по западным лекалам и под его мудрым водительством — принесла запланированные разгромные результаты: выпускники школ плохо владеют смысловым чтением, плохо понимают прочитанное, плохо говорят и пишут, плохо умеют аргументировать свои действия, доказывать и т. п. Они умеют сдавать только те экзамены, на которые натасканы школой и репетиторами. Всё это следствие не только внедрения смартфонов и планшетов в жизнь молодого поколения (этот фактор никто не сбрасывает со счетов), но и продуманного ограничения в учебных часах системообразующих школьных предметов — русский язык, литература, математика, смещение целей обучения с получения знаний на получение баллов, чему чудесным образом способствовало навязанное Ярославом Ивановичем «антикоррупционное» ЕГЭ, позже ОГЭ.

Поставив учителей в унизительные условия конкуренции за зарплату, заставив их набирать большую нагрузку из-за неопределённости и непредсказуемости уровня зарплаты, в основном нищенской, завалив их ненужной отчётностью, «реформаторы» образования сделали работу учителей менее эффективной, что теперь очень любят ставить учителям в укор. Все эти факторы существенно влияют на способность студентов понимать своих профессоров и эффективно обучаться. Есть конечно и причины, лежащие за пределами системы образования — их не обсуждаем.

Итак, Ярослав Кузьминов пообещал разделить вузы страны на три категории, оставив вузам третьей категории онлайн обучение по лекциям, подготовленным профессорами вузов первой категории для своих студентов. Революционное предложение, а оправдано ли оно, не приведёт ли к дальнейшему обвалу уровня образования? Особенно в вузах третьей категории, подготовка студентов в которых оставляет желать…

Не прошло и года от объявления планов по онлайн обучению, а ответ мы уже получили. Вы будете смеяться, но его дали исследователи из ВШЭ. Переходим к совсем свежей новости, из которой я приведу малую часть — по ссылке можно прочитать подробности.

Студентов проверили на онлайн-прилежание

Ученые ВШЭ разработали математическую модель оценки программ дистанционного обучения

  «В центре психометрических исследований в онлайн-образовании НИУ ВШЭ разработали модель, позволяющую прогнозировать активность студентов онлайн-курсов. Модель позволяет отслеживать активность студента внутри курса — например, просмотрит ли он видеолекцию или прочтет необходимый материал. Система опробована с использованием платформы онлайн-обучения Coursera на 21 тыс. студентов, а исследование с использованием модели выявило, что обучающиеся чаще выбирают видео, а не текстовые лекции. 65 % студентов имеют нулевую активность уже на второй неделе обучения и только у 5 % студентов активность в ходе обучения, наоборот, повышается… Только 10 % учащихся, согласно полученным результатам, продолжают активное обучение в течение всего курса».

То есть 90 % студентов перестают учиться. Читаем дальше:  «Ученые считают, что на основе результатов прогнозирования составители онлайн-курсов и вузы получат возможность корректировать лекции, адаптируя отдельные разделы для различных групп студентов, чтобы уменьшить долю отстающих. Например, зная, что студенты «более активно просматривают видеолекции, мы можем материалы для чтения встраивать в видеоконтент», говорит руководитель центра психометрических исследований в онлайн-образовании НИУ ВШЭ Дмитрий Аббакумов».

https://www.kommersant.ru/doc/4033814

 Я уверен, что полученные результаты не остановят Ярослава Кузьминова. Уж очень самонадеянно, не обращая внимание на иные мнения, действует этот «реформатор», как при выполнении инструкции, в которой, кроме прочего, есть и пункт о безнаказанности за содеянное. 

Если я ошибаюсь, если вам известно, какой образовательный проект, проведённый по инициативе Ярослава Кузьминова, принёс пользу России, то прошу меня поправить по почте: avshevkin@mail.ru. А я обещаю учесть ваше сообщение.

www.Shevkin.ru | © 2004 - 2019 | Копирование разрешено с ссылкой на оригинал